Болит голова когда пою высокие ноты
Сюда предлагаем писать ваши вопросы, которые у вас накопились за вашу вокальную практику.
Возможно именно ВАШ вопрос станет следующей темой вокального видеоблога.
Дорогие друзья, огромная просьба не задавать вопросов в личку, и не бросать в личку аудио и видео записи. Вас очень много, всем ответить просто не в состоянии. Задавайте вопросы в этом разделе, буду отвечать по возможности.
Ирина,скажите пожалуйста,от чего высокие ноты “загоняются в нос”?Т.е. при исполнении кажется,что человек поет в нос.
Причины пения в нос:
1. Зажатая гортань (возникает от комплексов, страхов, неумения пользоваться своим вокальным аппаратом).
2. Поднятый корень языка (таким образом человек перекрывает естественное звучание, при котором тембр звучит искаженно “В нос”, особенно на верхних нотах).
3. Полузакрытый рот (невозможно петь и стесняться открывать рот).
4. Применение академической манеры пения (регистр головы) в эстрадной (регистр груди). Это разные позиции!
5. Пение без диафрагмальной атаки звука на верхних нотах (происходит из-за лени напрячься, или незнания как это сделать. Срочно воспитывать диафрагму: узнать где она расположена, как ее развить и как пользоваться!).https://www.youtube.com/watch?v=M21JYyBZZ4Q
6. Простуда (рекомендую во время болезни НЕ петь, чтобы не получить в подарок связочные узлы, любого рода воспаления, которые переходят в хронические проблемы. Даже если это важное для вас выступление, не пойте! Будьте мудры, подождите, и организм вас порадует скорым выздоровлением).
Большое спасибо.У моей дочери иногда возникает эта проблема.
добрый вечер, Ирина!
Хочу спросить:
1) если у меня во время пения (если попеть где-то час или больше), немного дерет горло…это нормально?…или такого не должно быть?..(Ваши видеосеминары я смотрел, и советы “про бублик”, и “привЭт” использую)
2) как Вы думаете: должен ли хороший вокалист уметь петь по-разному (я имею ввиду разными видами вокала: эстрадным, академ., экстрим-вокалом как рокеры)?..
1. Здравствуйте, Влад, конечно же такого не должно быть!
Если голос не уставший, не простывший, и спето правильно – ничего не дерет) 2. Вокалист должен знать на что способен его голос. Соответственно должны быть знания о разных вокальных манерах, приемах и позициях, которые обогащают вокальные данные. А уже как ему петь, решает только он!
Ирина, хорошо, спасибо большое!)
Какие продукты вредны для связок,а какие наоборот полезны?Я слышала,что не стоит употребялять перед выступлением семечки,орешки,кисломолочные продукты,шоколад,так ли это?И как вообще должен выглядеть режим питания вокалиста,за сколько часов до выступления/занятий вокалом нужно поесть?Можно ли петь на голодный желудок?
Любовь, употребления слишком горячей, слишком холодной, острой или соленой пищи, может повлиять на секрецию желудка и тем самым спровоцировать раздражение слизистой в области гортани и глотки. От этого может появиться першение и кашель. Семечки, орешки, шоколад, аллергенные продукты (у каждого – свои), газированная вода, алкогольные напитки, курение может спровоцировать потерю голоса!
Питаться всегда умеренно – переедание и полный желудок только вредят пению. Если питаться мясом варенным, рыбой, яйцами в меру, гречкой и рисом, овощами, фруктами, то можно быть уверенным, что это будет хорошей профилактикой для стройности и убережет связки от раздражения.
Достаточное количество белка в “диете вокалиста” необходимо. Я считаю, что именно мышцы принимают самое активное участие в работе при извлечении звуков. А мышцы необходимо питать)) Хорошим подкреплением незадолго до выступления считается гречневая каша с куриным мясом. Курица питает белком, а гречка – неплохое средство от сипоты.
Не рекомендую есть менее, чем за 2-3 часа до занятия по вокалу, или выступления. Пища будет давить на диафрагму. Это скажется на качестве исполнения, потому что нарушит правильное дыхание и лишит ощущения комфортности.
На голодный желудок петь нельзя! Звук попадает в резонаторы головы, и если вы голодны, при такой подаче звука начинает кружится голова. Человек может просто упасть в обморок.
Скажите, пожалуйста, чем лучше всего лечить горло, если оно болит, чтобы не повлиять негативно на связки?)
Ксения, а чего оно болит? Простуда, перепели, переохладили, что-то храническое? Это важно знать.
Ирина, под кондиционером посидела, мороженое холодное, сквозняк в транспорте..вот так каждое лето..поэтому чуть-чуть побаливает иногда..
Ксения, это проблема всех вокалистов, и не только летом. В каждой поре есть что-то “особенное”)) Когда у меня болит горло, 1 что делаю я – НЕ ПОЮ! Почему слово делаю, потому что для меня это сложно, не петь. 2 – не слушаю музыку, связки на все реагируют, и начинают втихомолку интонировать, 3 – громко, и шепотом не разговариваю(В таком состоянии плохо для горла и то и другое), а на улице, так вообще молчать. Врач фониатр рекомендует пить чаще теплого, и спать) Вот вам и лечение чтобы не повлиять на связки. Из лекарств быстрого восстановления, так как я не могу себе позволить долго болеть, мне помогает гомеовокс, трахисан, исламинт, исламос, капсулы анисового масла доктора Тайса, которые я капаю в чай. Не болейте!
Ирина, спасибо Вам огромное!!!!*)))
Здравствуйте Ирина,подскажите почему на верхних нотах сразу зажимается горло?
Мария, здравствуйте) 1. Переживание о том, что не получится, внутренний зажим (заранее неправильно-психологический настрой на то, что горло как всегда зажмется), 2. просто незнание КАК переходить на верх (как гладко перейти из регистра в регистр), 3. неумение пользоваться гортанью (практически никто о ней не говорит, и не показывает как ее разрабатывать), 4. недостаток опыта выступлений перед людьми (дома все получается, на людях будто подменили), 5. не отработанная фраза, в которой есть высокая нота (недоученная песня – каша в голове), 6. При наличии таланта, отсутствие знаний и вокальной теории (самообучение, пренебрежение занятиями по вокалу с преподавателем), 7. отсутствие эмоций, удивления на верхних нотах (недооткрытый рот, или неправильно открытый), 8. поднятый корень языка, возле мягкого неба (если язык отпустить вниз лопаткой, пойдет другой звук)
Ирина, спасибо ,надо как то искоренять эти 7 пунктов до минимума)))…
Мария, да, и про 8 не забудьте)))) Всего самого прекрасного вам!
Источник
Вы не раз, думаю, слышали и читали о вокальном зажиме. О том, что он вообще существует. В чем его причина, что создает препятствие для свободы голоса? Проявляется вокальный зажим в характерных ситуациях – например, вокалист поднимается по гамме вверх, и за переходным порогом происходит резкое изменение тембра. Если стараться усиленно удерживать плотный характер звука, добавляя громкости (то есть, выталкивая воздух) – то происходит форсаж, после которого горло «саднит».
Такое явление – неудобство пения ноты, какое-то «препятствие» для голоса, наблюдается и при приближении к порогу, ведь ни что не возникает сразу, все вырастает постепенно.
Еще один пример – не получается выйти на высокую ноту без изменения тембра. Допустим, в мелодии есть скачок, нужно сразу «прыгнуть» на квинту или кварту вверх… И это никак не получается сделать! Связки все время хотят стать тонкими, а голос при этом – фальцетным. И если мы этого не хотим, нам нужен обертональный и насыщенный звук (полный голос), то и возникает конфликт. Бывает, что звук создать практически невозможно. Если не форсировать, не продавливать силой… Правда, при этом звук становится совсем не таким, какой нужен…
В чем причина, почему так происходит? Почему голос не может создавать любые звуки свободно? Мы же слышим, что профессиональные исполнители поют так, как начинающим и не снилось! В чем секрет их свободы?
Секрет их свободы в обучении. Понимаю, что это значит – не сказать ничего. Но подождите немного, некоторые завесы «тайн» приоткроются, иначе зачем статью писать…
*****
Первое, что нужно знать – препятствие для свободы звука, вокальный зажим создается ЛОЖНЫМИ ГОЛОСОВЫМИ СВЯЗКАМИ, и более ни чем! Именно этот орган нашего вокального аппарата так «вредит» процессу фонации.
Происходит такое потому, что ложные связки призваны природой для совершенно иных целей, они защищают дыхательные пути, им безразличен вокал или речь. А срабатывают они рефлекторно, потому что в вокальном (а он же и дыхательный!) тракте поднялось воздушное давление. Вот ложные связки и устремляются на помощь истинным, чтобы помочь им удержать давление воздуха снизу. На их взгляд организм собрался кашлянуть или чихнуть, а не спеть…
Ведь после многократного кашляния или чихания часто возникает ощущение, что «дерёт горло». Именно оно возникает и при многократной попытке петь, форсируя, что вызывает зажим!
Аналогично происходит и при задержке дыхания. Сами подумайте – в спокойном течении жизни мы дыхание не задерживаем, незачем. Если задерживаем, то собрались нырнуть, попали во вредную атмосферу, ну и т.п. Естественно, что ложные связки срабатывают, закрывая вход в легкие, только теперь уже закрывая его от внешней атмосферы.
Есть некоторые упражнения в вокале, которые нужно исполнять с предварительной задержкой дыхания. Будьте уверены, что ложные связки в этот момент смыкаются! Хоть мы этого и не чувствуем. Поэтому такие упражнения не нужно ставить во главу угла вокальной учебы, они используются, но необходимо, также, понимать и степень их применения.
*****
Давайте исходить из логики процесса – раз причина вокального зажима заключается в спонтанном, рефлекторном срабатывании ложных связок, и другой причины у него нет (что выяснено наукой), значит нужно как-то уметь управлять именно этой «деталью» вокального тракта, не позволяя ложным связкам работать «по привычке», то есть бессознательно, автоматически…
Казалось бы, задача неразрешимая… Ну, в самом деле, как можно заставить ногу не дергаться, если врач слегка ударит вас молоточком под коленку? Кто был на приеме у врача невропатолога хоть раз в жизни – прекрасно меня поймет))) Оказывается – можно. В отношении ложных связок, про коленку не знаю…
Эффект РАЗДВИГАНИЯ ложных связок (а это именно то, что нам нужно при пении) вызывается… смехом! Удивительно, но это факт, который установлен учеными, занимавшимися исследованием работы органов человека при пении, разговоре, различных проявлениях функции создания звука нашим организмом.
Справедливости ради необходимо сказать, что не только один смех вызывает «желание» ложных связок не мешать работе истинных. К таким проявлениям эмоций можно отнести плач (но только ни в коем случае не надрывный, не рыдающий). Некую степень плаксивости, так скажу, которую обычному человеку не трудно воссоздать в своем голосе, не правда ли?
Ведь если сказать что-нибудь со слезливыми интонациями в голосе, вроде как «еще немного, и заплАчу», то именно в таком характере звука роль ложных связок отсутствует, они не «включатся»! А если перенести подобные интонации на звуки более высокие, то петь их будет легче, поскольку и там, на высоких, ложные связки не будут препятствовать работе истинных.
Все бы ничего, но слезливость в голосе, называемая вокальностью cry (плач), приводит и к эффекту некоторого опускания гортани. А в современном вокале необходимо отпускать гортань на волю, поскольку она в целом хоть и важный орган, но еще более важные находятся внутри нее.
Да и эффект «раздвигания» ложных связок при cry все же не так ярко выражен, как при другом действии – вызове «искусственного», внутреннего смеха.
*****
Думаю, те, кто изучает различную информацию, в том числе и находящуюся на интернет-ресурсах, не раз встречались с понятием «пение на улыбке». Трактуется на большинстве сайтов это понятие достаточно поверхностно, отсюда и немало критики данной концепции на сайтах других, принадлежащих апологетам классической вокальной техники.
Ну, в самом деле, петь все время с раздвинутыми в улыбке губами как-то глупо – не любой текст можно петь с улыбкой. Вы же не станете какую-нибудь траурную песню или песню, текст которой явно не предполагает «легкого отношения» петь, постоянно улыбаясь? Вот именно, это и не нужно.
Как обычно, «пение на улыбке» – продукт недостаточной «въедливости» педагогов в суть вещей, происходящих в организме. НЕ УЛЫБКА нужна вокалисту, А СМЕХ, причем настоящий, который заставляет работать шейно-ключично-сосцевидную мышцу, благодаря которой и открываются ложные связки.
Конечно, я понимаю, что «ржать» на сцене – это не петь, это совершенно другое проявление эмоции веселья. Однако, без вызова такой эмоции (в процессе обучения) невозможно натренировать навык управления ложными связками. Зато впоследствии, после обучения, вызов реакции нужной мышцы можно делать хоть молча, хоть с плаксивым выражением на лице.
Это же как обучение игре на инструменте, хоть на гитаре, хоть на фоно. В начале пальцы совершенно не хотят слушаться хозяина, лезут не туда, перенапрягаются и устают, блуждают в поисках необходимой позиции… После тренинга они как бы «перестают подчиняться» мозгу, и пианист, даже после многолетнего перерыва, может играть сложный пассаж Баха, удивляясь: «Ну ни чего себе! Пальцы-то помнят!»
Вот таким же образом и внутренние реакции ОБУЧЕННОГО вокалиста ПОМНЯТ (как пальцы), что им нужно делать, чтобы не допускать вокального зажима. Это – МЫШЕЧНАЯ ПАМЯТЬ, которая и является настоящей основой хорошего вокала.
В этом ролике аббревиатура ФГС – это фальшивые голосовые связки (или ложные).
Осталось только осознать и продумать, как научиться «смеяться внутри» так, чтобы независимо от выражения лица создавать необходимую конфигурацию внутренних вокальных органов, того, что и есть «позиция смеха». А вовсе не «пение на улыбке», давно ставшее какой-то бородавкой, наростом на верном понимании роли эмоции смеха в обучении ложных связок подчиняться сознанию, а не рефлексу.
*****
Попробуйте вызывать у себя «внутренний смех», например, играя в игру «Кто первый засмеется?» И в тот момент, когда вы усилием воли оставляете на лице серьезное выражение, а внутри уже все «хохочет», постарайтесь зафиксировать свои ощущения, чтобы вызвать их потом.
Если удастся их вызвать, то мышечная память у вас запомнила, что происходило, и теперь, воссоздав эту внутреннюю «позицию» органов, которая возникала при желании захохотать, вы сможете гораздо легче спеть те ноты, которые давались вам раньше только форсированно или не давались вообще.
Ну а за более продвинутыми упражнениями приходите на тренинг по Методу EVT. Знания и умения, полученные там, помогут справиться с вокальным зажимом, используя современные технологии обучения вокалу. Хотя сразу предупреждаю, что работать нужно будет очень много, ведь и фокусы показывать научиться далеко не просто….
Использование материалов сайта допускается при условии обязательной ссылки на первоисточник
Источник
Как определить голосовой зажим?
Тяжесть при пении высоких нот;
Голова опускается или поднимается при пении. А при неестественных положениях головы петь противопоказано;
Болит горло (где-то в районе шеи) даже при непродолжительном пении;
Гортань (кадык) при пении высоких нот задирается кверху. Из-за этого тоже может болеть горло;
После пения голос “садится”, становится уставшим и более высоким, чем при обычном, разговорном голосе.Почему возникает голосовой зажим?
Голосовой зажим – это, в большинстве случаев, зажим психологический. Казалось бы, при чем здесь психология?
Зажим идет из детства. Поначалу мама запрещала нам кричать и плакать в общественном месте при людях, потом мы сами себя начали сдерживать, например, когда нас чем-то обидят или нам больно, вместо того, чтобы закричать или заплакать, мы стискиваем зубы и молчим, чтобы лишний раз на нас не обращали внимания.
Почему возникает голосовой зажим?
Если Вы поете дома, то еще зажим может быть от того, что Вы боитесь петь громко: А вдруг, соседи за стенкой услышат? Или родители в другой комнате? И вы сдерживаете голос, чтобы он звучал, как можно тише. Знакомо ли Вам то, о чем я говорю?
Вокальный зажим очень мешает пению: устает горло в районе шеи, даже не устает, а болит, даже при непродолжительном пении. Голос получается некрасивым, несвободным, порой гнусавым. А высокие ноты вообще становятся писклявыми и непонятно какими.
Вообще опасно петь, если Вы имеете голосовой зажим. Потому как долго Вы так не пропоете. Голос сядет, высокие ноты Вы вообще не сможете брать. Также, в результате пения с зажимом Вы можете заработать узлы на связках, избавиться от которых можно только хирургическим путем. Но не стоит пугаться раньше времени, давайте лучше разберемся, как устранить голосовой зажим и петь свободным голосом
Как освободить голос?
Далее приведены некоторые упражнения и советы, которые помогут освободиться от голосового зажима.
2. Так как зажим голоса – это больше психологический зажим, который происходит от того, что Вы стесняетесь петь, – загляните страху в лицо! Пригласите родителей или родственников, чтобы они послушали Ваше пение. Поначалу, возможно, Вам будет страшновато это сделать, но потом Вы почувствуете такое облегчение, что сами будете просить родителей, чтобы те послушали, как Вы поете. Вам это понравится, а зажим начнет проходить.
3. Пойте громко! Пойте так громко, как нужно, и не обращайте внимания на соседей. Но не переусердствуйте, всего должно быть в меру. Если Вы будете петь чересчур громко, то это может плохо отразиться на Вашем голосе. Опять же, не забывайте об опоре, чтобы эта “громкость” создавалась не горлом, а опорой. Должен напрягаться живот при пении, но никак не горло или шея.
4. Следите за кадыком. Вы, наверное, что, чем выше Вы поете, тем выше поднимается Ваш кадык? Если нет, то проследите за этим. А кадык как раз-таки подниматься не должен. Он должен оставаться на месте, быть неподвижным, допустимы только незначительные его движения.
5. Расслабляйте гортань. Для того, чтобы расслабить гортань и освободить голос – зевайте! В одном из уроков по вокалу я уже говорил об этом. Ведь действительно, это упражнение очень действенное, хоть и простое до ужаса.Зевайте, чтобы расслабить гортань
Еще лучше, если Вы будете зевать, озвучивая это голосом вслух (то есть, озвучивайте выдох). Многие говорят, что это получается громко – так и должно быть.
6. Пойте так, как говорите. Еще одна причина голосового зажима состоит в том, что вокалист-новичок при пении пытается перестроить свой голос, сделать его отличным от обычного, разговорного.
Пойте так, как говорите! Не нужно как-то пытаться изменять свой голос, когда поете. Кстати, именно этот факт помог мне преодолеть голосовой зажим. Я всегда пытался перестроить свой голос при пении, сделать его красивее, из-за этого кадык у меня сильно поднимался вверх, аж чуть ли до мозга не доставал) Но потом я прислушался к данному совету, который я нашел где-то в интернете, и стал петь таким голосом, каким обычно говорю. Просто делайте из своего обычного голоса – растяжные ноты.
Возьмите любое слово и говорите его на распев обычным голосом. Например: ТА-реэээл-ка. Растягивайте слог “ре”. Делайте это на той высоте, на которой Вам удобно. Поначалу делайте это на высоте обычного разговорного голоса. Потом пробуйте подниматься выше, но сохраняйте разговорный голос, не перестраивайте его. Голос привыкнет, и потом любые песни Вы будете петь свободно, как говорят, “в речевой позиции”.
Заключение
Переходим на следующий урок, где мы с Вами подытожим все наши полученные знания из уроков и разберем такой вопрос: “Как заниматься вокалом дома?”.
Источник