Болит голова могу петь в хоре
Как ни странно, потенциальный вред для голоса есть. О полезных эффектах пения в хоре я рассказала здесь. А сейчас остановимся на разборе возможных вокальных опасностей. Но, сразу скажу, их можно избежать, если грамотно подойти к процессу пения в хоре.
1. Зажим гортани. Если хор или ансамбль – любительский, и у руководителя хора (хормейстера) нет достаточной профессиональной вокальной подготовки (а такое довольно часто встречается в церковных и народных хорах), то хормейстер не в состоянии оценить, когда вокалисты поют правильно (на опоре), а когда – неправильно (на горле), то есть пережимая мышцы гортани. И если руководитель таких певцов не отслеживает и не поправляет манеру звукоизвлечения, то есть риск, что весь хор будет петь с зажимом гортани.
Как этот зажим у себя отследить?
Этот зажим проявляется в виде постоянного дискомфорта, напряжения (а иногда даже острой боли) в области гортани. Появляется ощущение, что звук не “льётся”, а вы как будто “выдавливаете” его из себя.
На таком зажиме трудно тянуть длинные звуки и связывать ноты в мелодии между собой. Звуки становятся разрозненными, приближаются по манере к разговорной речи.
При зажиме гортани тяжело двигаться по диапазону вверх-вниз. Особенно тяжело даются самые верхние звуки, они нестабильны – то они есть, то нет.
Если вы поёте в хоре и нашли у себя эти признаки – подойдите к хормейстеру (регенту) и поговорите об этом. Если он отмахнётся, и скажет, что вы а)всё придумываете, б) сами виноваты или что-то подобное и не даст никаких техник и упражнений на развитие опоры и освоождение горла – уходите из этого коллектива пока не поздно, или останетесь без голоса. Я сама знаю лично нескольких таких людей потерявших голос, так что всё серьёзно.
2. “Затирание” тембра. Я сама придумала это слово – “затирание” – в отношении тембра голоса. Но я сейчас расскажу, что имею ввиду, и вам будет всё предельно понятно. В хорах певцы стремятся петь единообразно, чтобы не было “пестроты” голосов. Если певец часто поёт в хоровой манере, он отвыкает демонстрировать во время пения всё богатство тембровых красок, и голос становится “сереньким”. После долгой практики в хоре, если певец выходит на сольное пение, то надо серьёзно прокачать голос в плане освобождения тембра. Но эта ситуация, к счастью, обратимая.
3. Схватывание вредных привычек других певцов хора. К примеру, если в хор пришёл человек с хорошей, грамотной постановкой голоса, но его окружают 20 человек, орущих на связках, то наш грамотный певец вначале будет бороться с тем, чтобы самому орать на связках, но потом он незаметно для себя схватит манеру “окружения”. Так устроен наш голос и психика – мы попадаем под влияние большинства.
Важно: Если у вас высокий уровень вокальной подготовки, не идите петь в любительский хор, где у участников нет подобных навыков. Вы и не заметите, как их неправильные вокальные привычки прилипнут к вам, и избавиться от них будет сложно.
4. Психологическое давление. Как-то ко мне на сольный вокал долго ходила девушка, которая параллельно пела в одном довольно известном ансамбле. У этого ансамбля был руководитель, талантливый и харизматичный мужчина, но, видать с комплексами. Потому что работу с певцами он проводил через критику, насмешки и унижение.
Эта девушка после его занятий приходила ко мне с опущенной головой и убитой вокальной самооценкой. Я на своих занятиях, по её собственным словам “доставала её из-под плинтуса”. По моим же собственным ощущениям, я не просто доставала, а “выковыривала” её оттуда ногтями. Мне стоило тяжелейшего труда убедить её, что она не бездарь и имеет моральное право петь в ансамбле и вообще петь.
Ещё одну мою мою ученицу, тоже поющую в хоре, постоянно унижала и жалила “звезда всея коллектива”, так как боялась конкуренции.
Психологическое давление провоцирует физические голосовые проблемы. Это закон.
Так вот. Пение в хоре должно приносить радость, в том числе и благодаря климату внутри коллектива, и манере руководителя. Если хор похож на семью – это правильное место. В идеальном хоре не должно быть конкуренции между певцами и болезненного самоутверждения руководителя. Хор предполагает единение душ и голосов. Если там унижения, интриги, и борьба за власть, уходите оттуда, ищите другой хор, здоровый.
Хор. фото из открытых источников
Будьте внимательны к себе, и пойте в правильном хоре!
Статья была полезна? Ставьте лайк!
Подписывайтесь на канал, чтобы знать о вокале всё!
Источник
Каждый, кто любит петь, и сам наверняка чувствует положительное влияние пения на свое настроение и самочувствие. Никакой ни секрет, что пение уменьшает напряжение, улучшает настроение и добавляет оптимизма и радости. Но есть много других физических, эмоциональных, социальных и психологических преимуществ пения, о которых вы, вероятно, никогда не задумывались.
1. Пение способствует выбросу эндорфинов и окситоцинов
Эндорфины – это гормоны, увеличивающие чувство эйфории и удовольствия. А окситоцины также известны как «гормоны объятий», поскольку они вырабатываются в головном мозге при физическом контакте. Окситоцины уменьшают напряжение и снижают уровень беспокойства. Оба эти гормона могут не только улучшить ваше общее самочувствие, но и ослабить любые болевые ощущения.
2. Пение улучшает умственные способности
Несколько современных исследований одновременно сделали вывод о том, что певцы и музыканты обычно обладают более высоким IQ, чем не музыкальные люди. Было установлено, что пение может улучшить общую мозговую функцию и сделать вашу голову более ясной.
3. Пение увеличивает продолжительность жизни
Исследование Гарвардского университета в Коннектикуте показало, что хоровое пение способствует укреплению здоровья мозга и сердца, что, в свою очередь, ведет к значительному увеличению продолжительности жизни.
4. Пение снижает артериальное давление
В нескольких недавних исследованиях было обнаружено, что пение способно снизить кровяное давление из-за своего успокаивающего и расслабляющего эффекта. В одном из рассмотренных случаев пациенты клиники могли самостоятельно успокоить себя и снизить кровяное давление во время пения.
5. Пение тонизирует лицевые мышцы, диафрагму и межреберные мускулы
Соответствующая техника пения, задействующая диафрагму, может заметно укрепить мышцы живота. Во время пения вы также тренируете свои лицевые мускулы, благодаря чему лицо всегда будет выглядеть более молодым и подтянутым. А межреберные мускулы помогают формировать мышечный корсет и обеспечивают подвижность грудной клетки. Во время пения они также получают свою порцию нагрузок, что является хорошей тренировкой.
6. Петь увеличивает понимание между культурами и способность человека сочувствовать
Музыка может помочь нам почувствовать связь со всем человечеством, даже несмотря на заметное культурное разделение. Пение песен, которые были созданы представителями других культур, может сформировать у нас новую оценку другого мировоззрения и помочь нам научиться сильнее сочувствовать и сопереживать другим.
7. Петь разрабатывает легкие и улучшает осанку
Когда вы поете, вы абсолютно естественно выравниваете осанку и принимаете более прямое положение, чтобы получить лучший звук. Пение также разрабатывает легкие и помогает сделать дыхание более легким и свободным.
8. Пение объединяет людей и создает чувство общности
Пение в хоре или в любой неформальной группе заряжает бодростью и объединяет людей. На сегодняшний день, уже не одно исследование доказало, что хоровое пение избавляет от депрессии и помогает большинству взрослых набраться новых жизненных сил.
9. Пение может помочь при болезни Паркинсона
Многочисленные исследования показали, что пение может улучшить состояние пациентов, страдающих болезнью Паркинсона. Пение помогает развивать мышцы горла у этих пациентов, что очень важно для речи и глотания.
10. Пение улучшает память
Даже если вы не всегда можете вспомнить свои любимые песни, неоспоримым фактом остается то, что пение требует использования памяти несколько иным способом, чем вы обычно делаете в своей повседневной жизни. Поэтому оно остается прекрасным способом поддерживать функционирование мозга на высоком уровне и предотвращать преждевременное старение его клеток.
11. Пение повышает стрессоустойчивость
Поскольку пение способно снизить кровяное давление, уменьшить уровень кортизола и снять напряжение и беспокойство, оно, несомненно, будет иметь положительный эффектна вашу нервную систему в целом. Пение помогает увеличить стрессоустойчивость и заметно успокаивает в самых напряженных ситуациях.
Так теперь у вас есть несколько причин, чтобы начать каждый день петь хотя бы в автомобиле или в душе. Пойте на здоровье, ведь этим вы улучшайте свое самочувствие и становитесь более счастливым!
Источник
- Пение сообщает телу “правильные” вибрации, что поднимает наш жизненный тонус;
- во время пения в мозгу человека вырабатываются особые химические вещества, которые помогают нам ощутить покой и радость;
- пение улучшает кровообращение, что благотворно влияет на голосовые связки, миндалины и многочисленные лимфоузлы, а значит, значительно повышает местный иммунитет (проще говоря, мы реже простужаемся);
- улучшение кровоснабжения при пении ведёт к активизации деятельности головного мозга: он начинает работать интенсивнее, улучшается память, легче воспринимается любая информация;
- (внимание, девушки!) улучшение кровоснабжения головы в целом омолаживает организм, улучшается состояние кожи;
- пение очень полезно при заболеваниях лёгких, так как не только заменяет дыхательную гимнастику, но и способствует развитию грудной клетки, правильному дыханию, что значительно уменьшает число обострений;
- при регулярных занятиях в хоре в организме повышается уровень иммуноглобулина-А и гидрокортизона, которые являются признаками хорошего иммунитета;
- в настоящее время разработаны методики, лечащие от заикания посредством пения и помогающие улучшить дикцию;
- пение применяется даже при борьбе с лишним весом: порой чрезмерно полным людям предлагают при возникновении чувства голода вместо перекуса спеть две-три песни.
Именно поэтому специалисты рекомендуют петь хотя бы 5 минут в сутки, приравнивая пение к физическим упражнениям.
Лечение пением — метод современной медицины
Люди подмечают, что любой вид искусства и занятия творчеством благотворно сказывается на эмоциональном состоянии человека и его психике. Поэтому специалисты нередко используют в своей практике танцы, рисование, пение… Лечение пением не только благотворно влияет на эмоциональное состояние человека, но и способствует его оздоровлению, ведь любая болезнь, по мнению учёных, возникает из-за сбоя биоэнергетических ритмов.
Каждый из наших внутренних органов имеет свой голос, свою вибрацию. В больных органах вибрация меняется. Когда человек поёт, извлекаемые звуки поглощаются внутренними органами почти на 80%, приводят их в гармоничную вибрацию, активируют и улучшают их работу, особенно нервную, иммунную и сердечно — сосудистую систему, и лишь 20% звуков уходит во внешнее пространство.
Голосовые тоны и обертоны
В лаборатории невербальной коммуникации при Институте психологии РАН установили, что музыкальный звук голоса состоит из основного тона и обертонов, т.е. различных призвуков. Благодаря тонам и обертонам голоса человек передаёт свои эмоции. Учёные отметили, что при выражении радости обертоны голоса гармоничны, а в гневе — дисгармоничны. Если человек расположен к своему собеседнику или выражает радость, это рождает соответствующий звук голоса, он становится ласковым и приятным, гармоничным, потому что обертоны в таком состоянии гармоничны. Когда человек наполнен внутренней недоброжелательностью или гневом обертоны голоса становятся дисгармоничными и выдают наше отношение к собеседнику. Он слышит громкие и резкие ноты в голосе, порой переходящие на крик, раздражение, гнев, голос то сипнет, то срывается — полная дисгармония.
Влияние пения на здоровье человека
Не любое пение лечит, и не любое пение благотворно влияет на здоровье человека. Оздоровление во многом зависит от того, насколько человек владеет голосом. Не у каждого певца голос обладает лечебными свойствами, некоторые своим пением оказывают на окружающих совершенно противоположное воздействие. Так разительно отличаются голоса академических певцов, различных поп-ансамблей и тяжёлого рока. Слушая академических певцов, человек ощущает положительные эмоции: состояние благополучия, радости. Певцы тяжёлого рока вызывают чувство недовольства и агрессивности. Поп-ансамбли — некое смешанное чувство промежуточности.
В настоящее время разработана специальная методика лечебного пения.
Большое внимание уделяется постановке правильного дыхания, которое тренирует дыхательную мускулатуру, улучшает вентиляцию бронхов и лёгких и изменяет объём легких.
В процессе пения активно работают мышцы грудной клетки и брюшной полости, а значит, улучшается кровообращение и насыщение крови кислородом.
А американские учёные установили, что пение, кроме всего сказанного, благотворно влияет и на работу сердца.
Влияние пения на здоровье человека изучается медициной, и уже появилось направление: вокалотерапия, используется не только в качестве профилактического средства, но и при лечении многих заболеваний, связанных с лёгочной системой, например, бронхиальной астмой.
При лечении психических расстройств: навязчивых страхов или фобий, неврозов, депрессий, головных болей.
С помощью хорового пения во всём мире успешно лечат заикание у детей. Слушая, как поют другие, ребёнок старается попадать в такт, что постепенно позволяет избавиться от недуга. Таким детям врачи советуют даже разговорную речь не проговаривать, а про-пе-ва-ть.
Специалисты замечают, что дети, которые занимаются вокалом или хоровым пением, гораздо лучше учатся и очень редко болеют, иммунитет у них становится сильнее.
Где-то вычитала интересное заключение, что якобы для профилактики гриппа хорошо помогают протяжные народные песни.
Интересные факты про пение
Существует мнение, что наши предки раньше научились петь, чем говорить. Из всех средств музыкотерапии, пение оказывает самое сильное влияние на здоровье человека. Распевать и напевать в любом случае полезно, даже если у вас нет ни голоса, ни слуха. Ведь своим пением человек выражает своё внутреннее состояние, снимает напряжение. Попел и словно выговорился.
Каким голосом будет говорить человек, во многом зависит от матери, ребёнок, общаясь с матерью, бессознательно принимает её голос за эталон. Не случайно будущим мамам советуют постоянно разговаривать со своим малышом уже в период внутриутробного развития, петь для него песни, включать записи с гармоничной музыкой. Слышала, что за рубежом сейчас выпускают для беременных женщин специальные бандажи со стереофоническими миниколонками. Меняющиеся звуки голоса, то низкие, то высокие — активируют развитие и рост всех систем и органов ребёнка, настраивая их на определённые звуковые частоты и вибрации.
Лечение пением — народные методы:
Всем известно, что церковное пение на протяжении многих веков служило оздоровительным средством. В древности лечение пением использовалось у всех народов для борьбы с разными заболеваниями и недугами, словно интуитивно, наши предки чувствовали, что в пении таится огромная оздоровительная сила.
Так, например, в Египте хоровым пением лечили бессонницу. От расстройств нервной системы и радикулита пением под звуки трубы исцеляли в Древней Греции. Демокрит считал пение, как действенное средство при исцелении бешенства, а Пифагор и Аристотель лечили лечебным пением от помешательства и душевных болезней. В Древней Руси считали, что пение — это естественное состояние души, её порыв, и что в человеке поёт сама суть человеческая.
Вокалотерапия и дыхание
В пении огромная роль отводится правильной постановке дыхания. Особое внимание педагоги обращают в вокалотерапии на удлинение выдоха, это важно при исполнении фольклорных песен, тем самым увеличивается вентиляция лёгких, его объём, усиливается релаксационный момент. Практикуется “цепное” дыхание, что-то похожее на непрерывность звука. Этот способ дыхания способствует увеличению длительности выдоха, полноте и глубине вдоха с использованием брюшного типа дыхания, но самое важное он учит слышать и чувствовать дыхание рядом стоящего человека, чтобы не сделать вдох одновременно с ним, что может нарушить звучание песни. Вероятно поэтому старинные песни, порой построенные всего на 2–3 нотах, поражают своей красотой.
Так всё-таки, какая связь между пением и здоровьем? Как вы уже поняли, объяснения самые разные, одни делают упор на дыхательную гимнастику, другие говорят о духовной и телесной гармонии.
А впрочем, какая разница? Главное, что пение лечит! Учёные уже доказали, что ежедневное обычное “пение от души” по 15–20 минут оказывают оздоравливающий эффект на человека. Так что пойте! И совсем не важно, есть у вас слух или голос, пойте на здоровье!
Источник
Я так много писал о том, «как надо» служить на клиросе. Мой язык стерся, а голова поседела. И обретенная мудрость дзен говорит — можно служить по разному, много путей к качественному служению. Дао мудреца постичь не сложно. Лучше поговорить о том, как служить не надо. Как говорится, очерти меловый круг, дорогой друг.
Я много общаюсь с читателями. Мне задают много вопросов. И я вижу. Класс проблем у всех один и тот же. Одни и те же ошибки совершаются разными людьми. Почему я считаю эти действия ошибочными? Потому что вижу действия со стороны, вижу, к чему они приводят и какие у них плоды. И это позволяет считать эти действия все же ошибочными. О них и поговорю.
«ХОЧУ, ЧТОБЫ БЫЛО ПРАВИЛЬНО…»
Это главная проблема большинства певчих. Вот хочется, чтобы священник не сокращал (или наоборот, сократил) службу. Хочется, чтобы он не допускал ошибок в службе. Хочется, чтобы коллеги приходили вовремя, а еще чтобы пели нормально. Задумайтесь, ведь эти слова про каждого второго из нас.
Кто из нас не бодался со священником в попытке «научить правильному служению»? А кто из нас не делал замечание коллегам? Да меня постоянно спрашивают, мол «вот, вижу ошибку, не могу с ней смириться, в итоге постоянные конфликты».
Я уже убедился. Настоятели, священники, алтарники, и даже певчие — могут сменяться и сменяться, как в калейдоскопе жизни. Священники по своей служебной роли очень упрямые. Они просто не могут поверить, что в храме, где они всех учат, кто-то может учить ИХ. Для них это когнитивный диссонанс и выворот сознания. Некий, если угодно «гаф» — бестактность, беспардонность.
Я пришел к ценному (для себя) выводу. Ценность клироса — пронести его через всю жизнь. Отпеть последнюю литургию и отдать Богу душу. На клиросе надо дослужить до смерти. Это наше призвание и мы должны донести его до конца. А значит, надо применить методику послушания. Причем это весьма мощный подход, снимающий настоящую глыбу с ваших плеч.
Вот есть у вас обязанности. Петь. Вот в рамках этих обязанностей можете себя мучать как хотите (именно себя), требуя от себя идеального, безупречного пения, идеальной трудовой дисциплины. Первые пришли, последние ушли, все идеально спели. Еще раз подчеркиваю — этого надо требовать от себя.
Если в точности это выполните, вы удивитесь, как это трудно. Там нота завалена, тут не дотянута, тут не спето, тут не выполнено. Какое уж там учить других. Самому бы соответствовать собственным строгим стандартам.
Все просто. Как только Вы кому-то делаете указание или замечание — вы ошибаетесь. Создаете себе сами проблемы и главное, отвлекаетесь от самосовершенствования в собственном служении.
Многие в этот момент говорят, что «молчанием предается Бог». Мы же, мол, не можем пройти мимо недостойного служения коллег или священников. Это очень богословски сложная цитата, и ее можно понимать по разному. Прежде всего, есть регент, у которого голова за все и должна болеть. Во вторых, в каких случаях молчанием предается Бог? Когда хулятся положения символа Веры! Когда хулятся основы веры. А не когда обсуждается, какой сегодня должен был быть прокимен на вечерне.
Регент тоже должен сделать «морду кирпичом» и в вопросах, касающихся ошибок священников. Указать один раз можно, но если видно, что перспектив в диалоге нет, лучше отступиться. Ведь главная мысль — каждый ответит за свое.
Вас не спросят «а как служил священник…как задавал тон регент». Вопрос будет лично к вам от Господа — а как ты служил Мне на клиросе? И вот тут, если вы прислушаетесь к моим советам, вы и ответите — я всю душу наизнанку вывернул(а), постоянно занималась над совершенствованием собственного пения, постоянно работала над повышением квалификации, старалась все делать хорошо и качественно.
Зачем делать что-то, что потом не будет никак учтено в очах Христа? Зачем делать себе вред — и окружающих злить, и себе душу рвать, да еще и потом услышать от Господа горькие слова «Ты служил(а) лишь собственному тщеславию, всех учила, сам(а) не будучи совершенной. Тебе не место в хоре ангелов».
СЛОЖНО ЖИВЕТСЯ РАНИМЫМ
Ранимые люди. Как это знакомо. Нормальные, уверенные в себе люди, с устойчивой и крепкой психикой совсем не редкость. Но они не так уж и часто идут на клирос. А те, что все-таки идут, и моих статей не читают. Им это просто не нужно. Они знают, чего хотят, и прекрасно себя чувствуют в любой агрессивной среде. Но таких не так уж и много. Потому что среднестатистический музыкант — раним.
Многие говорят, что в терминах богословия ранимый — значит, тщеславный. Думаю, в целом это верно, только еще шире по смыслу. Потому что и успешный бизнесмен может быть очень тщеславным, но не быть ранимым. Музыканты ранимы потому, что сама суть их профессии — сделать себя очень чувствительным, открытым для эмоций.
Ощутить красоту двух pp, увидеть монументальную мощь двух FF, застыть в трепете на прекрасной фермате, и вдохнуть в тишине перед заключительным аккордом аромат вечности может лишь очень тонкий человек.
Тонкий.
Слово довольно интересное. Его можно по разному понять. Я бы предложил такое понимание, что у такого человека весьма тонок барьер между ним и окружающими его эмоциями. В противовес тонкому человеку много привести грубого, толстокожего. Тонкость заключается в некой особой чуткости к эмоциям любого плана. Тонкий почувствует и нежнейший оттенок музыкальной мысли и малейший холодок в смыслах вашей речи.
И тонкого это ранит.
Там, где грубый даже не заметит издевки или сарказма, для тонкого это прозвучит как гром над головой, как резкая фальшь для человека с тонким слухом.
Можно было бы сказать, что тонкие люди — слабые. Но это — не так. Тонкие люди в каком-то смысле «люди-порталы», проводники в иные измерения, творцы сказок. В присутствии тонких людей пространство теряет свою незыблемую прочность и воздух начинает еле заметно дрожать в уголках глаз.
Рядом, за резной дубовой дверью в старинную библиотеку, притаилась сказка. А в древнем сундуке на давно заброшенном чердаке, пахнущим нагретым деревом и пылью вдруг начинают таинственно светиться страницы древнего манускрипта. Тонкий начинает отворять иные миры, и чудо торопится ворваться в комнату через взметнувшиеся белые занавески.
И что делать тонкому и ранимому на клиросе?
Мой совет — служить реже. Тонкий как бы перегревается на службах, воспринимая их более эмоционально, нежели сильный и толстокожий. Правый хор, и большие расстояния между службами помогут тонкому отходить от стрессов, успевать восстановиться. Другого способа я пока не нашел. Хотя… Если тонкий и ранимый не будет никуда лезть и воспользуется советом из первого блока работать только над собой и не учить других, то…такого человека и трогать никто не будет. Ибо незачем.
ИСТОВЫЕ СЛУЖИТЕЛИ
Таких людей тоже не обойдут стороной искушения. Потому что враг не будет рад увидеть истовое, качественное служение Господу. Просто если певчий будет соблюдать мои рекомендации, не будет никуда лезть, путь для искушений будет ограничен более узким набором вариантов.
1. «Выслуживается». Про истово служащего певчего будут говорить, что он выскочка и выслуживается. По непонятной причине будут именно «хотеть сказать плохо». Причин для критики никаких нет, певчий сидит тихо, как понятно из заголовка — старается, замечаний никому не делает. А вот хочется сказать нечто. Потому что внутри шевелится некая такая зависть. Малопонятная и тому, кто эту зависть в себе несет.
2. «У него ПГМ». Логика аналогична. Поскольку редко клирос на 100% состоит из верующих людей (чаще приглашенные люди), они подсознательно чувствуют некую высоту в верующем человеке и подсознательная некая, если угодно, инфернальная зависть принуждает сказать плохое про человека.
3. «Любимчик регента». Хорошо работающий человек, который никуда не лезет, рано или поздно становится очень удобным. С таким человеком комфортно работать. В мирских терминах, это идеальный работник. И не удивительно, что ни на что не претендующий идеальный работник становится фаворитом в глазах регента. А значит, вызывает зависть откружающих.
4. «Метит на место регента». Регенты тоже подвержены искушениям, как и все. И регенту тоже может враг наслать мысль, что идеальный работник просто выслуживается перед священником, чтобы сместить его с должности регента.
Как лечится, я уже говорил. Заказом сорокаустов за здравие за своих коллег. Раз мы пишем про вас, как про верующего, истово служащего человека, значит — для вас молитва и поминовение на проскомидии далеко не пустой звук. А значит, вы с пониманием относитесь к силе молитвы и церковного таинства.
В общем-то, вот и вся премудрость певческого служения. Жить-не тужить, не высовываться, зато требовать высоких певческих стандартов от себя, стараться, работать, развиваться.
В нашем мире певчим быть не просто. Благодать отходит от мира, мир поглощает духовную радость. Мы — завершающая команда последних дней. Спокойно, без эксцессов дослужим до смерти — дай Бог, спасемся.
«Дорогой Господь. Я пел тебе всю жизнь. Разреши мне делать это и после смерти».
Дмитрий Сиверс
(1469)
Источник