5 апреля 2016

Запах нового автомобиля в автосалоне способен соблазнять и даже опьянять. И это неспроста, подчеркивает корреспондент

BBC Autos. Источники запаха новой машины – разнообразные химические вещества¸ некоторые из которых очень ядовиты.

Букет этих запахов, который манит многих покупателей, составляют выделения различных растворителей, клеев, пластика, резины и синтетических тканей, используемых в конструкции автомобиля.

Многие из них содержат летучие органические вещества (ЛОВ), которые в определенных количествах бывают смертельны. Другие просто вредны для человека.

“Это – химический коктейль, состоящий из множества токсинов”, – убежден Джеф Гирхарт, директор по исследованиям в Центре экологии американского штата Мичиган.

Центр экологии отслеживает и тестирует уровни химического загрязнения в салонах машин на протяжении многих лет и в последнее время отмечает определенные улучшения.

Но, по словам Гирхарта, и сейчас еще есть над чем поработать.

“В машинах содержится более 200 химических соединений, – говорит он. – Поскольку их применение никак не регулируется, потребители не имеют возможности узнать, каким опасностям подвергаются”.

Одно только чтение списка этих субстанций способно вызвать испуг. Они превращают салон вашего автомобиля в некое подобие зала славы опасных веществ и материалов.

Бензол, толуол, тяжелые металлы – все это только малая часть компонентов адской смеси. А последствия ее воздействия на организм пугают еще сильнее.

Первые симптомы могут варьироваться от боли в горле до головной боли, головокружения, аллергических реакций и тошноты – в зависимости от восприимчивости того или иного индивида.

По данным Агентства по охране окружающей среды США, долговременное воздействие некоторых из этих веществ на организм способно привести к гормональным нарушениям, негативно повлиять на репродуктивную систему и нанести вред печени, почкам и центральной нервной системе.

Автор фото, Thinkstock

Подпись к фото,

Не поддавайтесь эйфории, чаще проветривайте свой новый автомобиль

“В своей машине люди проводят в среднем по часу в день, – говорит Гирхарт. – Нас тревожит длительное воздействие химических веществ на всех, кто находится в автомобиле, будь то взрослые, дети или домашние животные”.

Опасность новизны

Самую серьезную опасность таит в себе новая машина, и в таком автомобиле запах более ощутим.

Именно в это время – вскоре после схода машины с конвейера – химические соединения особенно нестабильны и в них происходит процесс отвода газов, в результате которого высвобождаются химические пары и появляется запах.

Нагрев автомобиля, оставленного на солнце, усугубляет положение дел и ускоряет химические реакции.

Автор фото, Thinkstock

Подпись к фото,

По мере того, как ваш новый автомобиль стареет, опасность ослабевает

С течением временем опасность ослабевает. По словам специалистов, уровень угрозы самый высокий в течение примерно полугода.

А есть ли хорошие новости?

Автопроизводители, c которыми мы говорили, в частности, Fiat/Chrysler, Ford, General Motors и Honda, в один голос уверяют, что принимают меры для снижения уровня ЛОВ и других вызывающих опасения веществ в своих машинах.

Они говорят, что добились этого в первую очередь благодаря применению других материалов, покрытий и клеев в производстве.

Все они заявляют, что продолжают искать способы снизить содержание потенциально вредных химических соединений в своих автомобилях.

Похоже, что как минимум один канцероген стал уже кандидатом на вылет – поливинилхлорид (ПВХ), который, по данным Центра экологии, в 2006 году использовался в салонах практически всех новых автомобилей.

К 2012 году количество машин с отделкой из ПВХ сократилось до 73%.

Как заявляют автопроизводители, масштабы применения ПВХ продолжают сокращаться, а Honda утверждает, что полностью устранила этот материал из салонов большинства своих моделей.

Автомобильные концерны говорят, что усовершенствовали системы вентиляции и фильтрации воздуха в салонах.

Некоторые, такие, как Ford, сообщили, что переключились на использование более натуральных волокон и пены на основе сои для подушек сидений.

Тем самым они убивают двух зайцев: сокращают применение химических веществ и увеличивают долю возобновляемых ресурсов в производстве.

Конечно, нам еще только предстоит вынести вердикт о том, каковы будут последствия внедрения альтернативных материалов в долгосрочной перспективе.

Многие из этих нововведений стали ответом на ранее принятые меры регулирования в Европе, где уже действуют жесткие ограничения на использование химических веществ в производстве.

Автовладельцу на заметку

В Европейском союзе введена в действие программа регистрации, оценки, разрешения и ограничения на использование химических веществ, известная под аббревиатурой REACH (Registration, Evaluation, Authorization, and restriction of CHemical substances).

Ее главная цель состоит в защите людей и окружающей среды от воздействия опасных химических соединений и поиске менее токсичных веществ для производства транспортных средств, промышленных изделий и товаров народного потребления.

Сообщается, что и Китай разрабатывает свой собственный свод правил на этот счет.

В штате Калифорния, США, приняты законы, направленные на решение аналогичных задач.

На федеральном уровне в США, наблюдаются проволочки в этом деле – законодательные акты приняты, но их практическое применение пока пробуксовывает.

Тем временем эксперты советуют покупателям наиболее оптимальный, с их точки зрения, выход из положения: чтобы снизить вред от воздействия химических веществ на организм, следует хорошо проветривать салон новой машины, особенно в первые полгода владения.

Автор фото, Thinkstock

Подпись к фото,

Аромат хвои, тропических фруктов или корицы, возможно, заглушит химические запахи

Они советуют парковать автомобиль в тени и оставлять окна открытыми, если позволяют условия безопасности, или, по крайней мере, проветрить салон прежде, чем садиться за руль, особенно в жаркие дни.

Не рекомендуется сидеть в машине, когда она припаркована.

Есть прямой смысл использовать солнцезащитные щитки на ветровом стекле для минимизации нагрева стоящего автомобиля.

Центр экологии советует как можно чаще протирать салон тканью из микрофибра и обрабатывать его поверхности нетоксичными чистящими средствами, особенно, пока машина новая.

Людям, особенно восприимчивым к химикатам, Гирхарт предлагает как можно дольше посидеть за рулем во время тест-драйва, чтобы проверить, проявятся ли у них симптомы раздражения.

Читайте также:  Ультразвук от которого болит голова

“Посидите в машине, прежде чем покупать ее, – говорит Гирхарт. – Или даже рассмотрите возможность приобретения автомобиля с пробегом”.

В конце концов, есть и другие способы представить, что ты в новой машине – например, использовать ароматизатор с таким запахом.