Болит голова у зайца
Ирина Гареева
Конспект занятия в младшей группе «Зайка заболел»
Задачи:
1. Развивать игровой опыт детей. Побуждать участвовать в совместной с воспитателем деятельности.
2. Воспитывать доброжелательное отношение к сказочному персонажу.
3. Развивать интерес к изучению себя, своего тела, правилам здоровьесберегающего поведения.
4. Способствовать установлению доброжелательных отношений между детьми.
5. Развивать умение понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность. Стимулировать эмоциональное общение ребенка со взрослым.
Технология:
1.Игровой метод: сюрпризные моменты, игры, игрушка – заяц.
2.Словесный метод: вопросы, художественное слово, песенка.
3.Наглядный метод: игрушки, атрибуты.
4.Практический метод: ответы детей, участие в играх, действия детей, пальчиковая гимнастика, элементы точечного массажа.
5. Музыкальное сопровождение.
Инструментарий:
1. Игрушка – Заяц.
2. Пластилин разного цвета (красного, желтого, синего, зеленого).
3. Доски.
4.Элементы кукольной комнаты: стол, кроватка, стульчик.
5. Баночки 4 основных цветов.
Ход:
Воспитатель: Ребятки, вы любите ходить в гости? (ответы детей) Мы с вами сегодня тоже пойдем в гости.
Игра «По ровненькой дорожке!» с музыкальным сопровождением (Дети выполняют движения в соответствии с текстом)
1. По ровненькой дорожке шагают наши ножки,
Вот так, вот так – шагают наши ножки! (марш под музыку).
2. По ровненькой дорожке бегут наши ножки,
Топ-топ-топ, топ-топ-топ – бегут наши ножки! (бег под музыку).
Дружно, веселее, вот как мы умеем! Стоп!
Воспитатель: Вот мы и пришли в гости к зайке. Давайте поздороваемся с зайчиком! (дети и воспитатель здороваются).
Зайчик: (грустно) Здравствуйте, ребята!
Воспитатель: Посмотрите, какой зайчик грустный, невеселый… Почему? Что с ним случилось?
Зайчик: Я заболел…
Воспитатель: А что у тебя болит?
Зайчик: Голова болит.
Воспитатель: А где у тебя голова болит, покажи?
Зайчик: Вот здесь (показывает на живот).
Воспитатель: (показывает на живот) Разве это голова? (дети отвечают) Ребята, где у нас голова находится? (дети показывают)
Воспитатель: Правильно, это живот. У тебя зайчик болит не голова, а животик. А где у ребяток животики? (дети показывают, называют)
Воспитатель: Правильно! Ребята, зайчик плачет! Надо ему помочь! А как? Чтобы он у него не болел животик, пожалейте зайчика, погладьте его! А еще можно приложить ладошку к животу и погладить его вот так (воспитатель показывает на себе). Погладьте свой животик как я, ласково и нежно (дети выполняют вместе с воспитателем). А теперь зайчику погладьте животик. Вот молодцы, как у вас хорошо получается!
Воспитатель: Давайте положим зайку на кроватку и дадим ему лекарство! (выполняет) Сейчас все будет в порядке!
Зайчик: Мой животик больше не болит. Спасибо ребята, вы меня вылечили.
Теперь я могу с вами поиграть!
Воспитатель: Ой, как хорошо! Ребята, поиграем с зайчиком!
Игра под музыку «Догони зайчика!»
Воспитатель: Ребята, посмотрите, наш зайчик здоровый, а не больной! И какой красивый! Посмотрите, ребята! Скажите мне, что есть у зайчика? (дети рассматривают зайца, показывают и называют части туловища)
Игра «Покажи и назови»
(Воспитатель выполняет движения, дети смотрят и повторяют за ним).
У меня такой вопрос:
Где у нас курносый нос?
Вот у нас курносый нос!
Где же глазки наши?
Нет их в мире краше!
Мы закроем глазки,
Мы откроем глазки!
Где же наши щёчки-
Щёчки – лепесточки?
Вот они щечки,
Щечки – лепесточки!
Где же наши ушки-
Ушки – лопоушки!
Вот наши ушки,
Ушки – лопоушки!
Где у нас головка
Покиваем ловко!
Где же наши зубки?
Покажите зубки!
Где же ручки наши?
Вот мы их покажем!
Где же наши пальчики –
Маленькие мальчики!
Где у нас ладошки?
Похлопаем немножко!
Где же на ножки?
Вот такие ножки –
Ходят по дорожке!
Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята! Как хорошо играли. Посмотрите на зайчика, он улыбается. Ребята, чтобы зайчик больше не болел, сделаем для него витаминки. Посмотрите, я приготовила для вас разноцветный пластилин и баночки для витаминов, они тоже разного цвета (дети рассаживаются за столы, воспитатель предлагает им выбрать и назвать цвет пластилина, напоминает приемы лепки «витаминов» – раскатывание пластилина круговыми движениями в шарик, предлагает и помогает положить «витаминку» в баночку соответствующего цвета).
Воспитатель: Какие красивые разноцветные витамины у вас получились. Молодцы ребята. Теперь давайте подарим их зайчику, чтобы он всегда был весел и здоров!
Зайчик: Спасибо, ребята! Я для вас тоже приготовил угощение!
Вот морковка не простая, внутри она не пустая!
Угощайтесь, не стесняйтесь и по чаще улыбайтесь!
Воспитатель:Давайте скажем зайчику: «Спасибо»! Какая тяжелая морковка! Посмотрим, что у нее внутри! (открывает «морковку»)
Посмотрите, там лежат конфетки, а конфетки любят маленькие детки!
Зайчику пора отдыхать! А нам пора обратно возвращаться! До свидания, зайчик, не болей! В следующий раз пойдем снова в гости к тебе!
Зайчик: До свидания, ребята.
Музыкальное сопровождение. Игра «По ровненькой дорожке!» (Дети выполняют движения в соответствии с текстом)
1. По ровненькой дорожке шагают наши ножки,
Вот так, вот так – шагают наши ножки! (марш под музыку).
2. По ровненькой дорожке бегут наши ножки,
Топ-топ-топ, топ-топ-топ – бегут наши ножки! (бег под музыку).
Дружно, веселее, вот как мы умеем! Стоп!
Воспитатель: Вот мы и пришли!
Источник
ПАРАЗИТАРНЫЕ БОЛЕЗНИ ЗАЙЦЕВ
Из глистных болезней наибольшее распространение среди зайцев имеет трихостронгилес. Из 66 трупов у 46, т. е. в 60,0 проц., найдены трихостронгилиды. Летом 1928 г. в зоопарке наблюдалась эпизоотия трихостронгилеса. На протяжении 3 месяцев, с июля по сентябрь, вымерло все поголовье зайцев на так называемой „Большой поляне” зоопарка, где они содержались вместе с косулями и птицей. Всего радо за 3 месяца 15 беляков и 6 русаков. До этого и после наблюдались единичные случаи падежа зайцев от трихостронгилеса. Эпизоотии трихостронгилеса имеют место и в природе, так как в нескольких случаях нами отмечено у зайцев, павших в дороге или вскоре по прибытии в зоопарк,— например, у зайцев из Ачинска,— большое количество трихостронгилид, превышающее тысячу, что приводит к гибели.
Зайцы (беляки и русаки), помещенные в небольшие клетки, где кал убирался в день два раза, жили гораздо дольше тех, которые помещались на травянистых лужайках. Трава заражалась трихостронгилидами, и зайцы гибли от массового поражения глистами.
Один русак прожил в зоопарке около 7 лет, занимая небольшую клетку с утрамбованным глинистым полом.
С. А. Северцев (доклад в Центральном бюро краеведения в декабре 1930 г.), отмечая периодичность падежей зайцев в природ (через 6-7 лет), называет в качестве одной из причин их какие то, неизученные еще, глистные болезни, среди которых, по нашему мнению, на первом месте стоит трихостронгилес и синтетокалулес, или легочно-глистное заболевание. Среди охотников вообще распространено представление о „хороших и плохих заячьих годах”, причина которых находится в значительной мере еще в области догадок и предположений.
Пораженные трихостронгилесом зайцы поступали в зоопарк: из области Коми — 9, Ачинска — 7, б. Валдайска — 16, Орла — 1, Аскания-Нова — 2, из-под Москвы — 3, Нижегородского края (бассейн реки Оки) — 2, Германии — 1. Кроме того, на территории СССР трихостронгилид у зайцев находили Петров А. М. и Скворцов А. А. (1923 г.) в Нижегородской губ. и Шульц Р. Э. (1930 г., 1931 г.) в окрестностях г. Никольска, В. Устюга, на Сев. Кавказе, в Сибири и в Уральской обл. Эпизоотию трихостронгилеса у зайцев Lepus europeus, ”вызванную видом Trichostrong retortaeformis, наблюдал Nicoll (1911) в Лондонском зоопарке.
Вообще же следует отметить слабую известность этого заболевания зайцев среди широких кругов охотоведов, натуралистов, звероведов и охотников в целом. Даже ветврачи, специалисты по болезням кроликов и зайцев, слабо представляют себе это заболевание и его возбудителя. Так, Макаревский в книге о заразных болезнях кроликов и зайцев характеризует Trichostrongylus retortaeformis, как редкого паразита кроликов и зайцев, а по патогенному значению этот вид отнесен им в группу глист, не способных вызывать „ни одной повальной болезни этих животных”. В силу этого, вероятно, он дает самое общее![описа-ние его: тотальные размеры тела, волосовидную форму и локализацию в желудке и тонких кишках.
Зейфрид, кроме общего описания, упоминает кратко о строении спикул, расположении вульвы, яйцах, а областью распространения этого вида считает Северную Африку, Францию и Египет. В патолого-анатомической картине этот автор отмечает в желудке острые воспалительные явления: „слизистая оболочка желудка кроваво-красная, до черно-красной” и „прободение слизистой оболочки желудка присосавшимися к ней паразитами”. Подобных острых явлений нам наблюдать не приходилось, и думаем, что описанная автором картина относится за счет патогенного действия Strongylus strigosus (по номенклатуре автора и Graphidum stdigosum по современной коменклатуре), так как эти изменения описываются в желудке, являющемся местом локализации последнего вида, а не в кишечнике—основное место локализации Trichostrongylus retortaeformis, кроме того и паразит характеризуется автором, как кроваво-красного цвета, что свойственно опять-таки Graphidium strigosum, а не Tr. retortaeformis, который по нашим наблюдением всегда желтовато-белого цвета.
Источник
Головная боль способна заметно снизить качество жизни человека. Нередко это неприятное состояние оказывается сигналом течения в организме патологических процессов. Взрослый сам отвечает за свое здоровье и решает, как ему реагировать на проявление. Когда подобные симптомы испытывают дети, родителям приходится брать на себя ответственность и принимать сложные решения по поводу дальнейших действий. Врачи не устают повторять, что, если у ребенка сильно болит голова в области лба или ощущение сохраняется в течение длительного времени, лучше вообще ничего не делать самостоятельно. Первым шагом в решение проблемы должна стать постановка диагноза, а за этим лучше всего обратиться к профессионалу.
Основные причины боли во лбу
При попытке установить факторы, спровоцировавшие у ребенка приступ головной боли в области лба, надо оценить особенности жизнедеятельности пациента.
Появление затяжных приступов у детей в возрасте 7 лет нередко оказывается следствием начала учебы в школе. При этом причины симптома не обязательно кроются в умственных нагрузках. Возможно, малыш еще просто не адаптировался к новому коллективу и внутренне переживает.
Выясняя, почему болит голова у младенца, дошкольника или подростка, надо обращать внимание на всю картину ситуации в целом. Цефалгия редко оказывается единственным проявлением проблемы.
Инфекционные заболевания
Если у ребенка температура и болит лоб, в первую очередь можно заподозрить начало простудного заболевания или ОРВИ. Цефалгия при этом возникает на фоне интоксикации организма.
Ощущения могут отдавать в виски и темя, а при выраженной лихорадке – охватывать всю голову. Картина сопровождается слабостью, капризностью, потерей аппетита у малыша. Важно помнить, что у детей даже легкая простуда не должна проходить на ногах. Пациенту нужно обеспечить постельный режим и полный покой. В период повышенной вирусной опасности лучше не затягивать с походом к врачу. Специалист исключит у маленького пациента грипп и подскажет, как правильно организовать лечение.
Гайморит
Воспаление гайморовых пазух носа возникает на фоне не до конца вылеченных инфекционных болезней, аденоидов, искривления носовой перегородки, хронического тонзиллита или отказа от лечения кариозных зубов.
Болезнь можно заподозрить, если у ребенка сильно болит голова в лобной части и ощущения усиливаются при наклоне головы вниз, постукивании пальцами по участкам вокруг носа. При этом нередко наблюдаются выделения из носовых ходов в виде слизи или гноя. Появляется ощущение распирания в верхней части лица. Картина дополняется высокой температурой и слабостью на фоне интоксикации.
Фронтит
Клиническая картина воспаления лобных пазух схожа с развитием гайморита. У ребенка также болит лобная часть головы. К симптому присоединяется давление на глазные яблоки изнутри, слезотечение, светобоязнь. Малышу трудно дышать через нос, постукивание пальцем по участку между бровями доставляет сильную боль. Симптоматика появляется сразу же после пробуждения и усиливается при наклонах или в горизонтальном положении тела. При агрессивном течении болезни может наблюдаться отечность надбровных дуг.
Больше о влиянии гайморита на цефалгию вы узнаете здесь.
Сотрясение головного мозга
После травмы головы всегда присутствует цефалгия. В зависимости от силы и места удара боль способна возникать в любой части головы, в том числе, во лбу.
Ситуация может сопровождаться кратковременной потерей сознания, заторможенностью, капризностью или раздражительностью малыша. Если после несчастного случая тошнит и рвота у ребенка, это указывает на сотрясение. Пациента надо немедленно показать врачу, чтобы оценить степень поражения органа и исключить более серьезные последствия травмы. До этого не рекомендуется позволять ему засыпать.
О симптомах сотрясения мозга у ребенка вы узнаете здесь.
Головная боль напряжения
У ребенка 6 лет или старше цефалгии бывают спровоцированы учебой. Длительное пребывание в одной позе во время урока, внушительные умственные нагрузки и психоэмоциональный стресс от общения с большим количеством людей приводят к развитию симптома. Когда болит голова у ребенка в области затылка и распространяется на всю окружность черепной коробки, обязательно рассматривают этот вариант.
Болезненность, которая ощущается в виде тугого обруча или каски, сопровождается головокружением, тошнотой, снижением аппетита, перепадами настроения. Она появляется во второй половине дня и усиливается при попытках выполнить задачу, требующую напряжения. Игнорирование проблемы чревато развитием невроза, для избавления от которого придется обращаться к психотерапевту.
Мигрень
Это заболевание характерно не только для взрослых, его первые признаки могут проявиться в детском возрасте. При генетической предрасположенности следует внимательно следить за поведением и состоянием ребенка. Своевременное начало терапии и профилактики позволит поддерживать привычный уровень жизни у маленького пациента.
Подробнее о детской мигрени вы узнаете из этой статьи.
Клиническая картина мало чем отличается от варианта развития приступа у взрослого:
- головная боль пульсирующего типа, которая локализуется с одной стороны черепной коробки и отдает в лобную часть и глазное яблоко;
- приступ может сопровождаться тошнотой. Если наступает рвота, то она приносит облегчение и позволяет ребенку уснуть;
- повышенная чувствительность к свету, запахам и звукам.
Синдромы мигрени чаще всего проявляются у девочек в возрасте 6-8 лет и подростков. Они способны нарастать в течение нескольких лет, после чего их интенсивность снижается. Нередко детская мигрень полностью проходит к совершеннолетию человека и больше никогда не напоминает о себе.
Повышенное внутричерепное давление
Скопление большого количества спинномозговой жидкости в черепной коробке приводит к нарушению процесса циркуляции ликвора. Биологическая масса давит на рецепторы, что приводит к появлению головной боли. В зависимости от типа поражения могут появляться дополнительные симптомы.
Повышенное внутричерепное давление у детей бывает результатом таких явлений:
- черепно-мозговая травма;
- доброкачественные и злокачественные опухоли головного мозга;
- реакция на прием ряда препаратов;
- гидроцефалия;
- интоксикация организма на фоне отравлений или инфекционных болезней;
- гипоксия головного мозга;
- воспаление мозговых оболочек;
- нарушение обменных процессов в результате спазма сосудов.
Головная боль может отмечаться в любой части головы, в том числе, в лобной зоне. Она нередко сопровождается тошнотой и рвотой, шумом в ушах, снижением остроты зрения, отечностью мягких тканей лица. У детей постарше отмечается постоянная усталость, слабость, снижение аппетита, раздражительность. Груднички становятся капризными, тревожными, они постоянно плачут без причины.
Прорезывание зубов
Головная боль в этом случае свойственна не только малышу года отроду, но и крохе 4-5 лет и даже подростку. Прорезывание молочных или коренных зубов сопровождается цефалгией, которая локализуется в лобной части головы, припухлостью и болезненностью десен, капризностью, снижением аппетита. Иногда отмечается незначительное повышение температуры, которое не сопровождается другими признаками интоксикации.
Другие причины
Разовое проявление головной боли в области лба может указывать на последствия переутомления или травмы мягких тканей.
Если неприятное состояние быстро прошло самостоятельно, причин для беспокойства нет. Систематическое повторение приступов требует проведения тщательной диагностики с целью исключения органических и физиологических проблем.
Больше о причинах болей в лобной части головы вы узнаете здесь.
Вот еще несколько причин, по которым у ребенка может болеть лобная зона головы:
- снижение зрения, вынуждающее постоянно напрягать глазные мышцы;
- гидроцефалия;
- гематомы и абсцессы в головном мозге;
- неправильное питание, основанное на полуфабрикатах и добавках;
- недостаток кислорода из-за отказа проводить время на свежем воздухе;
- злоупотребление телевизором, компьютером и разными гаджетами;
- ВСД.
Современная медицина разработала немало подходов, способных избавить ребенка от головной боли и ее причин без вреда для растущего организма. Чем раньше будет начато профильное лечение, тем выше шансы на скорое и полное восстановление малыша.
К каким врачам обращаться, если возникает боль во лбу
С цефалгией непонятного происхождения необходимо посетить педиатра. Он проведет первичный осмотр, поставит предварительный диагноз и направит к медработнику узкого профиля. Если у малыша температура или отмечается заметное ухудшение общего состояния, лучше не рисковать и вызвать на дом врача или скорую помощь.
В зависимости от того, почему у ребенка болит лоб, ему может понадобиться помощь таких специалистов:
- невролог;
- ЛОР;
- стоматолог;
- офтальмолог;
- хирург;
- педиатр;
- психотерапевт;
- онколог.
Если у ребенка сильно болит голова в области лба, для выявления причины могут быть использованы простые методы диагностики и сложные варианты исследований. К первым относят общие и расширенные анализы крови и мочи, которые позволяют исключить воспаление, инфекционный процесс, заподозрить наличие опухолей. Дополнительно могут провести КТ, МРТ, рентгенографию черепа. В большинстве случаев снимается электрокардиограмма.
Лечение головной боли у детей
Перечень терапевтических мероприятий в каждом конкретном случае устанавливается врачом. Попытки самостоятельно справиться с проблемой малыша с помощью лекарственных препаратов способны привести к усугублению ситуации. Если цефалгия появилась не после травмы, то стоит попробовать уложить маленького пациента поспать. В большинстве случаев симптом исчезает после отдыха.
Если у ребенка болит лоб, можно попытаться помочь ему такими способами:
- приложить прохладный или теплый компресс к проблемному месту;
- дать теплого чая с мелиссой, валерианой или ромашкой;
- положить под язык таблетку глицина для рассасывания;
- втереть в виски по капле эфирных масел мяты, лимона или грейпфрута;
- приложить к вискам свежие лимонные корочки светлой стороной.
В случае с грудничками лучше не проводить даже перечисленные манипуляции, а сразу обратиться за помощью к профессионалам. Важно понимать, что в ряде ситуаций промедление может негативно сказаться на состоянии малыша и повысить уровень опасности.
Больше о медикаментозной терапии цефалгии в детском возрасте вы узнаете здесь.
По статистике, в 90% случаев головная боль в области лба у детей школьного возраста обусловлена неправильно подобранным распорядком дня или слишком напряженным графиком. Своевременный отход ко сну и пробуждение в одно и то же время, нормирование часов, проведенных с гаджетами, способно полностью избавить ребенка от проблемы. Профилактика перечисленных патологий и своевременное лечение инфекционных болезней сведут риск появления симптома к минимуму.
Загрузка…
Источник