Динара асанова не болит голова у дятла

Первая любовь – это вам не Вконтакте!

Знаете, я довольно плохо помню сюжет фильма. И то, что в умном дискурсе зовётся текстом фильма – тоже. Но я отчетливо понмю свои личные впечатления от него, полученные в бог знает какие летние каникулы эпохи ‘позднего совка’. Тогда я был примерно в том возрасте, в котором были главные герои фильма, и ощущения сладкой и одновременно щемящей душу первой любви воспринял вживую.

Сейчас уже не кажется парадоксальным, но именно героиня Екатерины Васильевой тогда мне запомнилась больше всего – всё-таки класс чувствуется. Более того, сейчас эта картина кажется довольно, мягко говоря, безыскусной, но стоило пройти через первую любовь, чтобы её оценить по достоинству. Когда восхищение девушкой безгранично и не запятнано сексуальными фантазиями, когда прикосновение к ней – переворот вселенной, когда поцелуй – величайшее наслаждение, когда взглядами на уроках признаёшься в любви… Господи, какое было счастливое время! Потом, конечно, многое поймётся (к сожалению), многое будет восприниматься чуть цинично, излишне мудро.

Но умудриться так снять о первой любви!.. Пусть и чуток ‘деревянно’, но сверх-замечательно! Имхо, в одном ряду с ‘Вам и не снилось’ и ‘Влюблённые’. Но чуть больше детства, чуть больше наива, чуть больше непосредственности. Смотреть обязательно!

9 из 10

Глядя на то, как мальчик бежит за поездом, понимаю, что люблю этого героя за его огромную силу, не физическую, – духовную… Последняя сцена, несмотря на свою печальную суть, снимает легкое напряжение, скопившееся из-за ожидания тяжелой развязки, как нельзя лучше показывая всю правильность следования Мухи своим, простым в произношении, но необыкновенно сложным в исполнении, правилам жизни: быть честным перед самим собой и идти до конца, несмотря ни на что.

Сева Мухин знаменит тем, что является младшим братом известного баскетболиста – и правда, сам невзрачный, невысокий, что в нем особенного? Но послушав его детские и уже серьезные рассуждения, увидев в его глазах огонек, загорающийся от одного лишь случайного соприкосновения с музыкой, обижаешься вместе с ним на слова Иры: ‘без брата ты был бы просто Мухин’, сказанные больше по глупости, ведь и она чувствует в нем необходимость, и вовсе не потому, что он чей-то брат. Муха не особенный, нет, но есть у него то, чего нет у многих людей – внутренний стержень, не ломающийся под натиском непонимания и осуждения. А благодаря неожиданной чуткости учительницы, поддержке друзей можно надеяться на то, что и понимание близких со временем придет…

Режиссер Динара Асанова открыла этим фильмом свой путь исследования подростковых чувств, позже будут: ‘Никудышная’, ‘Пацаны’ и другие менее известные. ‘Не болит голова у дятла’ – фильм о дружбе, любви и взрослении, на сегодняшний день незаслуженно забытый, но я продолжаю верить в его второе рождение.

8 из 10

У кошки не боли, у собачки не боли

В продолжение школьной темы решила посмотреть фильм, о котором никто никогда не слышал, на DVD не выпускал, а Александр Гордон упомянул лишь раз в обсуждении очередного творения Германики. Из синопсиса ждала гораздо больше, чем на самом деле оказалось.

Фильм рассказывает о нескольких семиклассниках. Рассказывает гораздо правдивее, чем в большинстве советских фильмов, без лишнего пафоса и «откровений». Много нюансов, различных мотивов. Это и первая любовь, и обретение собственной индивидуальности, и воспитание в человеке его лучших качеств, понимание со стороны родителей, упорство в достижении цели. Превратности судьбы и наши отчаянные действия. Мысли о будущем. Капризное настоящее. Главный герой является этаким «последышем» в семье, родители всё внимание уделяют старшему брату, известному баскетболисту. А увлечение младшенького барабанами не воспринимают всерьёз. Мухе приходится ютится на чердаках и вытаскивать из канав свои ржавые барабаны после того, как их туда с завидным постоянством выкидывают «понимающие» соседи.

Сюжет, конечно, не нов, но удивляет филигранная подача материала. Нигде не слышны обвинения, не виден укоряющий перст автора. Даже идея о непонимании родителями своего чада напрямую выражается лишь однажды – в очень тактичном разговоре учительницы с отцом: «Скажите, бывает такое, что вы говорите Севе, что он ни на что не годен, и ставите в пример старшего брата?» Очень ненавязчиво для советского кино и потому замечательно.

Фильм лёгкий, летний, пропитан детскими воспоминаниями и надеждами. Посмотреть его будет даже приятно в определённый период жизни. С другой стороны, он заслуженно канул в лету, потому что ничего кардинально нового в себе не несёт.

6 из 10

Когда в стране ‘нет’ секса, его пихают куда ни попадя.

Впечатления в целом противоречивые. Идея неплохая, но исполнение ее зарубило на корню.

Основная претензия – 7-ми классницу (девочку 14-ти лет) играет 16-ти летняя Елена Цыплакова.

Нет, я не против посмотреть на выпирающую из блузки молодую грудь актрисы, не прочь полюбоваться ее длинными худыми ногами и красивым лицом, обрамленным спадающим потоком темных волос. Это все замечательно, я единственно не понимаю, зачем это показывать в детском фильме?

Для подростков 2 года – это огромная разница. И 14-летняя школьница и 16-летняя девушка – это совершенно разные уже люди. И без того в подростковом возрасте девушки быстрее начинают переходить во «взрослую жизнь», а тут еще и актрису взяли на два года старше.

На мой субъективный взгляд из-за этого канва фильма выглядит довольно фальшиво. Явно зрелая, очень эффектная, уже девушка (неудивительно, что ее пустили без проблем на фильм «после 16», и не пропустили главного героя – мальчишку в одном из эпизодов фильма) и мальчик 14-ти лет, неказистый, играющий на барабанах и играющий то ли роль шута, то ли еще какую-то, малопонятную мне сейчас, роль в классе. Явно не вяжутся друг с другом.

Тот факт, что элементы эротики включены в фильм намеренно не вызывает никаких сомнений – явно подчеркнутая грудь Цыплаковой, туфли на высоком каблуке, все эти сцены на лестнице, когда ее снимают снизу. Зачем? Зачем в такого рода фильме это?

Читайте также:  Болит голова очень сильно

Отсюда внимание переключается не на отношения главгероя и девочки, а целиком на Цыплакову. Это было главной целью режиссера/оператора?

Намного органичней и логичней было бы использовать актрису типажа Алисы Селезневой – выглядело бы намного правдоподобней. И акцент был бы именно на их взаимоотношениях + барабаны и т.д. и т.п.

Еще один момент – клишированность персонажей. Идол, с которым сравнивают ГГ – его старший брат – 2-х метровый баскетболист, а самый «презренный» персонаж – низкорослый Михаил Светин. Такие образы нужно закладывать в детей с детства?

В общем – сценарий был неплохой, видимо, но режиссер/подбор актеров/оператор, его испортили.

Жизнь впервые

Хочется смотреть этот фильм. Прошло несколько часов после просмотра, а купание в образах, эмоциях, разыгрывание игр «а если бы», продление историй дальше случившегося в фильме — осталось. Желание уединится, закрыть глаза и сплести свои прожитые чувства с чувствами из этого мира чужих грез… Признак искусства. Настоящего.

***

Мы народ, который наплевательски относится к драгоценностям, которые сам же и создает. Если не оценил кто-то где-то там наш фильм, роман, песню, картину — значит и ну их. Сотворили и сотворили. У нас их много. Все не отреставрируешь, про все дифирамбы петь не будешь… Вот и смотрим мы, если смотрим, наши фильмы уже даже и 70-х в убогом качестве — видим тень того, что было — нет у нас для наших же сокровищ нашего кино желания, да и умения нет, придать им вид им подобающий, чтобы увидеть их во всём их чуде. США, Европа, Азия — уже давно оцифровали в HD/4K и отреставрировали все свои мало-мальски заметные фильмы, а заодно и наши фильмы-лауреаты Канн-Венеций-Оскаров + наши фильмы-признанные-ими-мировыми-шедеврами… Мы же сами, не считая оцифрованных ими, только-только до своих топ-50 по просмотрам на ТВ добрались…

Вот и фильмы навсегда не постаревшей Динары Асановой ждут своей очереди. Дай Бог, дождутся — дай Бог, ждут пленки — чтобы смогли мы увидеть её фильмы в том качестве, которого они заслуживают.

***

«Не болит голова у дятла» — длится всего час и пятнадцать минут, а как прожил половину лета в 1974. Ни одного пустого кадра, ни одного персонажа без своего характера и истории, даже второстепенного, даже мимолетного. Каждый дом, подъезд, квартира, комната, каждая улица, набережная, мост, железнодорожный путь… пруд, балкон, чердак, лестничная клетка, скрипящие ворота, заброшенный сад — все говорит в фильме. На все хочется смотреть и быть там. Смотреть не только как нам, но главное — видеть всё глазами героев — тех, кто живет на экране и которые впустили к себе в души нас — мы видим их вселенную — их улицы, дома, комнаты, вещи… которые для них и есть их целый мир — и мы в него допущены стараниями авторов фильма…

Фильм не заканчивается после просмотра — он остается в тебе как почти-почти твоё воспоминание — это случилось с тобой и ты помнишь эту девочку, это мороженное, эту билетершу, этот дождь, этот бег, это опоздание навсегда… Это твоё прикосновение к безмерно важному, открытому тобой в музыке/тексте/картине/фильме и страх, что ты так и останешься навсегда отдельным от этого… Это твоё желание, чтобы тебе помогли и это твой протест, что кто-то покушается на твой шанс сделать что-то настоящие и твоё…

И фильм не оставляет только одну перспективу вживления в себя — без всякого усилия ты видишь мир и глазами главного героя, и его друга, и девочки и, даже, его учительницы, его отца, его соседа-скрипача и соседа-парикмахера… тебе открыты мысли, чувства, страхи и надежды каждого в отдельности и в их сплетениях…

Пронзающая острота истории первой Встречи и Расставания…

Высота трагедии неболтливого благородства дружбы…

Искреннее переживание ею влечения быть рядом с ним, любование собой в его глазах, первые шаги полуосознанных каприз-манипуляций и боль от понимания, что в чистоту отношений без твоего желания втекает взгляд других на него, на его семью, на вас вместе…

Обыденная горечь прожитой жизни тех, кто рядом, утешение их помощью другим… Бессильная злоба ненавидящего весь мир мелкого человечка, не получившего от жизни ничего из мечтавшегося…

Юность чувств. Важнейший суд над самим собой — «Что ты из себя представляешь?». И суд глазами других, который ты тоже разыгрываешь в себе сам и только сам — «Кем тебя ценят?»… Жгучесть влюбленности, непередаваемая никакими словами теплота нахождения рядом и невозможность быть вместе, завороженность и страх пробудившейся сексуальности.

Жизнь в полную силу. Жизнь, которая не знает, что это только начало — потому что все, что происходит — происходит здесь и сейчас, впервые и навсегда. Жизнь, у которой еще не было повторов, и она еще не попала в трясину пустоты слов о «типичности», «как у всех», «все через это проходили». Жизнь впервые и набело

Хотела показать этот фильм дочке (12 лет), но так вышло, что посмотрела (из любопытства) без неё.

Почему-то не обратила внимание, что фильм музыкальный. Во время долгих соло на барабанах, думаю, современный подросток потянулся бы за смартфоном.

В целом показалось, что данный фильм лишен целостности. Перескоки кадров и повествования. Общее впечатление, что это кино ближе к артхаусу.

Игра актеров. Главный герой – Муха – страдает на 7 из 10. За исключением последних сцен. Возможно, была задача показать среднестатистического неартистичного подростка. А вот увлеченность музыкой (когда он смотрит на игру музыкантов) ему не удалась, на мой взгляд. Считаю эти сцены слабым местом фильма. Понравилась учительница в исполнении Екатерины Васильевой, с ежедневным равнодушием к учебному процессу и несколько формальным отношением к выбранной работе, однако, в конце фильма она приходит поговорить с папой Мухи и прямо-таки блещет тонкими педагогическими и психологическими талантами, и даже с некоторым упреком отцу, что тот не так обращается с ребенком. Интересно – это непоследовательность сценария или тонкий сценарный ход? Елена Цыплакова прекрасна, обожаю её, свою роль здесь она исполнила замечательно (сдержанно-нежная красота распускающегося бутона).

Читайте также:  Болит вся голова полностью

Вообще, такое впечатление, что из большого и богатого сценария было нахватано кусков. Возможно, я не понимаю в колбасных обрезках. Думаю, моя дочь этим фильмом не заинтересуется именно из-за странности и отсутствия целостности повествования в привычном для детей понимании. Однако, в конце фильма я плакала. Конечно, беспроигрышный слезоточивый финал – уходящий поезд и бегущий, но не успевающий к Ней Ромео.

Если бы моя дочь в свои 12 была более вдумчивой и усидчивой, показала бы ей этот фильм. А так, полагаю, соцсети и блоги покажутся ей на сегодняшний день интереснее.

Если не знать, что это всего лишь полнометражный дебют молодой постановщицы (впоследствии главного «подросткового» режиссёра СССР), запросто можно подумать, что это работа зрелого мастера, с вполне сформировавшимися художественным вИдением и оригинальными творческими методами. Методы эти, прежде всего, заключались в неординарном подходе к работе с детьми, актёрами-непрофессионалами.

Асанова старалась выявить характерные черты личности самого подростка и затем дать им органично проявится в своём персонаже. Иногда это приводило к настоящим открытиям, как в этом фильме. Юная Елена Цыплакова поразительно киногенична и притягательна той особой эротичностью, которая не осознается её обладательницей. Она очень естественна и создается впечатление, что она просто проживает кусочек жизни в кадре – в её игре нет ни театральной мелодраматичности, ни выверенного академизма. Благодаря этому и первая любовь выглядит такой, какой она и бывает, чаще всего, на самом деле: неумелой, слегка бестолковой, спрятанной за пустой болтовнёй и невзаимной.

Девочка весьма неглупа и рассудительна для своего возраста, она уже набросала общий план своей жизни, и места в нём для мальчика она определённо не видит. А ему, скорее всего, предстоит всю жизнь безнадёжно гнаться за своими несбыточными мечтами, как за уходящим поездом в финале картины.

Живые отношения

Весьма простая и наивная история общения мальчика с девочкой, которая передаёт советский дух и позволяет получить удовольствие от первой любви героев. Плюс огромный и поучительный – это поколение без интернета и социальных сетей. Искренние знакомства, другие ценности и взгляды на жизнь. Возможно, поэтому мелодрама сейчас очень интересна и необычна, ведь современное общество погрязло в машине прогресса и антисоциализации.

Бунтарь, энтузиаст – мальчишка Муха (так, спокойно, Джефф Голдблюм, твоё творение никто не трогает), обычное прозвище от фамилии Мухин – живёт так, как ему хочется. Изначально зрителю дают понять, что он делает то, что ему вздумается. Пару эпизодов знакомства с семьёй, и нас переносят в школу. Ах, эти советские школы. Честно, стоит смотреть подобные фильмы только ради этих мест. Девочка Ирина, которая неравнодушна к Мухе. Вот и зарождение чувств.

Картина напоминает многие моменты из жизни. Без всяких заумных подкатов, ребята просто общаются. Видно, что это любовь. Мелкие штрихи подмечаешь, поведение различное по отношению к другим одноклассникам. Ребята проводят вместе время. Что характерно для этого романа? Главный герой специально показан более резким и грубым (не потому что он мальчик), и на то есть свои причины.

Друзья подслушивают, помогают. Учитель в курсе, что проходит общение. Тут картина представляет нам третьего члена коллектива – и это не любовный треугольник, как может показаться на первый взгляд. Мальчик Батон (тоже прозвище) принимает в общем задоре участие. Дружба, любовь, но сюжет надо развивать, поэтому после мелодрамы следует переход на драму. Зритель узнаёт, что нравится мальчику, что его пугает, какая правда обидна для него. Дело кроется в старшем брате, поэтому можно понять резкие перепады настроения Мухи.

Приятные эпизоды романтиков сменяются конфликтной ситуацией в семье, замкнутости и ответной реакции в виде грубости. Тебе жаль, что так происходит, но ты понимаешь чувства мальчика. Ссоры и разногласия омрачают повествование, некоторые второстепенные линии сулят отличный философский посыл, но проблема вот она, перед глазами.

Такими переменными темпами любовь сопровождает картину до финала, показывая цену потери и пустоты в сердце. Хоть и на печальной ноте, но картина заканчивается так, как должно быть. Красивая, чистая любовь, которая проходит через весь сюжет, показывая не картонные отношения, где всё хорошо, а настоящие, жизненные ситуации, где есть ссоры, прощения и внимание.

Приятный фильм, который пробуждает много воспоминаний и дарит эмоциональный подъём.

Не просто барабаны

Одним выходным вечером я случайно наткнулась на этот фильм, хотела уже переключить, но привлекла совсем молоденькая Цыплакова, поэтому просмотр решила продолжить. И вот не зря. Какая же это прелесть, советские фильмы про школу и первую любовь. Ностальгия просто нахлынула огромной волной, хотя я в школе училась намного позже.

По сути это история одного семиклассника, который в общем самый обычный мальчишка, со своими проблемами и радостями. Единственное, у него есть старший брат, баскетболист, молодая звезда, которой восхищаются все вокруг, от друзей до собственного отца. И все свои переживания и чувства этот мальчишка выражает в…игре в барабаны. Именно при этом занятии он чувствует себя счастливым, не менее успешным, чем всеми любимый брат. Но, увы, не все вокруг разделяют его любовь к барабанам.

Конечно, как и во многих фильмах про школу, тут есть и первая любовь, которую воплотила Елена Цыплакова, настоящая красотка, своенравная и искренняя.

Очень понравилась Екатерина Васильева в роли классной руководительницы, она в меру строгая, в меру с юмором, при этом она интересуется жизнью своих учеников. Особенно умилил огурец для школьника, которого типа мама закрыла дома в наказание.

Читайте также:  Может ли постоянно болеть голова на ранних сроках беременности

Кроме приятной ностальгии, этот фильм учит не препятствовать детским мечтам, их любви к…да пусть даже к барабанам, если это не противоречит закону.

7 из 10

Источник

Актриса и режиссёр Динара Асанова наверняка известна нашим читателям как создательница детского фильма «Не болит голова у дятла», мелодрамы «Ключ без права передачи» и киноповести «Что бы ты выбрал?». Она могла подарить нам ещё множество прекрасных работ, но ушла из жизни, не дожив даже до пятидесяти лет.

Anews.com
около 1 года назад

Заслуженный деятель искусств РСФСР Динара Асанова вошла в историю советского кино благодаря фильмам «Не болит голова у дятла» и «Ключ без права передачи». К сожалению, её карьера оказалась недолгой.

Трудный путь к профессии

Асанова родилась в Бишкеке (который тогда именовался Фрунзе) 24 октября 1942 года. Её мать была работницей текстильной промышленности, а отец погиб на фронте. Мать Динары хотела, чтобы девочка тоже пошла трудиться на текстильную фабрику, но Асанова уже в старших классах школы поняла, что не мыслит свою жизнь без кино. Получив аттестат, она пришла на студию «Киргизфильм» и попросила дать ей любую работу.

Динара Асанова в документальном фильме «Динара Асанова». Кадр из фильма

Динара начала изучать индустрию кино изнутри: она работала реквизитором, помогала монтировать фильмы, выступала в качестве ассистента режиссёра Ларисы Шепитько и даже снялась в эпизодической роли в картине «Девушка Тянь-Шаня». Через несколько лет дирекция студии отметила трудолюбие Асановой, и девушке выписали направление на обучение во ВГИКе. Поступить на режиссёрский факультет в престижный столичный вуз девушка из Кыргызстана смогла лишь с третьей попытки, и даже после поступления Динара пребывала в уверенности, что взяли её «по квоте», как представительницу одной из восточных национальностей. В 21 год Асанова едва не погибла: во время посиделок с однокурсниками её сердце внезапно остановилось, но вовремя прибывшая «скорая» смогла спасти девушке жизнь.

Личная жизнь

Дипломным проектом Динары стал короткометражный фильм «Рудольфио», основанный на рассказе В. Г. Распутина. Картина о любви юной девушки к взрослому мужчине раскрывала процесс формирования личности подростка, рассказывала зрителю о переживаниях, свойственных молодости — эта тема красной нитью проходит через всё творчество режиссёра. К сожалению, партийные цензоры увидели в «Рудольфио» подражание набоковской «Лолите» и решили, что таким, как Асанова, не место в профессии. На протяжении пяти лет Динара Кулдашевна не могла снимать фильмы.

Юрий Визбор в фильме «Рудольфио». Кадр из фильма

Это время она использовала, чтобы наладить свою личную жизнь. Поселившаяся в Ленинграде Динара вышла замуж за художника Николая Юдина и родила от него сына, которого по документам звали Владимир, но в семье называли Анвар, что значит «лучезарный». Позднее Динара Кулдашевна сняла подросшего Анвара в одной из своих работ, киноповести «Что бы ты выбрал?».

Анвар Асанов в фильме «Что бы ты выбрал?». Кадр из фильма

В 1975 году на киностудии «Ленфильм» сменилось руководство, и Асанова получила возможность реализовать себя в качестве режиссёра. Одновременно с этим она начала отдаляться от мужа, но даже близкие друзья Динары не знали, чем это вызвано.

Творчество

В 1975 году увидел свет детский фильм «Не болит голова у дятла», повествующий о влюблённом в джаз мальчике Севе (Саша Жезляев). Эта картина стала дебютной для актрисы Елены Цыплаковой, сыгравшей девочку Иру, в которую был влюблён главный герой. Появилась Цыплакова и в следующем фильме Асановой, драме «Ключ без права передачи», где также дебютировала Марина Левтова. Вероятно, у Динары Кулдашевны был своего рода дар, позволяющий замечать и раскрывать талант молодых актрис.

Елена Цыплакова в фильме «Ключ без права передачи». Кадр из фильма

В 1977 году Асанова в рамках государственной антиалкогольной кампании выпустила фильм «Беда», рассказывающий о моральной деградации алкоголика Кулигина (Алексей Петренко). Снятая по госзаказу бытовая драма не вызвала интереса у зрителей. Почти незамеченным прошёл и следующий режиссёрский проект Асановой, мелодрама «Жена ушла».

Динара Асанова (в центре, за столиком), Валерий Приёмыхов и Елена Соловей в фильме «Жена ушла». Кадр из фильма

В 1980 году Динара Кулдашевна снова вернулась к теме подростковой психологии, сняв драму «Никудышная», в которой девочка-заика Аня (Ольга Машная) обретает себя, уехав в деревню. Любопытно, что в качестве саундтрека к этой картине режиссёр использовала музыку группы ABBA.

Ольга Машная в фильме «Никудышная». Кадр из фильма

Пожалуй, самым заметным произведением Асановой стала социальная драма «Пацаны», рассказывающая о воспитанниках спортивно-трудового лагеря, в которой главные роли сыграли настоящие трудные подростки. Летом 1985 года фильм получил Государственную премию СССР, но Динара Кулдашевна об этом не узнала: 4 апреля 1985 года на съёмках картины «Незнакомка» её сердце остановилось. Динара Асанова ушла из жизни в возрасте 42 лет.

Динара Асанова. Фото: РИА «Новости» /Галина Кмит

Одна из коллег Динары Кулдашевны считает, что виной всему «зелёный змий».

— У Асановой было очень больное сердце, при этом она ещё и выпивала, — рассказывала режиссёр Галла Капицкая. — Динару повсюду сопровождала свита, люди, которые восторгались ею и старались угодить. И вместо того, чтобы не давать ей так много пить, только потакали. Но после нескольких дней запоя кто-то из киногруппы запер Дику в гостиничном номере на ключ, чтобы в очередной раз не купила бутылку. А это же химический процесс в организме, в крови, его нельзя насильно остановить, разве что с капельницей, под присмотром врача! Ей необходим был алкоголь, а выйти из комнаты она не могла. Я никогда не оставила бы её в таком состоянии. Больное сердце не выдержало.

Источник