Голова болит болид формулы 1
Святые макароны с сыром, дельта и предложение расслабиться от Хэмилтона.
На официальном сайте «Формулы-1» опубликовали видео с расшифровками самых важных разговоров между гонщиками и командными мостиками во время Гран-при Эмилии-Романьи, прошедшее в Имоле.
Себастьян Феттель («Феррари»), 1-й круг
Себ: У меня может быть повреждено переднее антикрыло, внешняя кромка справа.
Инженер Себа: По телекартинке и данным – выглядит нормально.
Себ: Ок. Тогда едем дальше.
Пьер Гасли («Альфа Таури»), 8-й круг
— Formula 1 (@F1) 2 ноября 2020 г.
Инженер Пьера: Окей, Пьер, слушай меня. Мне очень жаль, но нам нужно в боксы. Нужно в боксы и остановить машину. Критическая ситуация с машиной. Критическая ситуация, нужно в боксы и сойти.
Льюис Хэмилтон («Мерседес»), 19-й круг
– Сейчас я ускорюсь, не останавливайте меня!
Отношение «Мерседеса» к гонщикам – чистое лицемерие: лишь Хэмилтону дают право на собственную стратегию. Даже когда лидирует Боттас
Валттери Боттас («Мерседес»), 22-й круг
Инженер Валттери: Так, у тебя еще 2,4 секунды задела перед Льюисом. У нас повреждено днище. С левой стороны. Повреждение аэрообвеса наблюдается со второго круга и довольно серьезное.
Валттери: Да как это случилось?!
Инженер Валлтери: Думаю, обломки от другой машины. Наверное, после седьмого поворота.
«Мерседес» вытащил из болида Боттаса огромный обломок от «Феррари». Из-за него Валттери проиграл гонку
Эстебан Окон («Рено»), 29-й круг
– У меня, ооо… У меня что-то… У меня проблема. Со сцеплением. Окей, ребята, думаю, я все.
Макс Ферстаппен («Ред Булл»), 41-й круг
Инженер Макса: Что ты думаешь насчет перехода в режим 8 и использования обгонной кнопки, на выходе в 15-м?
Макс: Дружище, режим 8 – худший в истории!
Инженер Макса: Думаю, достаточно четко. Спасибо.
Он же, два круга спустя
SENNNNDDD IIIIIIIIIT!@Max33Verstappen sends it ????#ImolaGP ???????? #F1 pic.twitter.com/NF1XpbWIBU
— Formula 1 (@F1) 2 ноября 2020 г.
Макс: ПОСЛААААААААЛ!
Инженер Макса: Ха-ха! Хорошая работа.
Кевин Магнуссен («Хаас»), 46-й круг
Кевин: У меня начинается чудовищная головная боль. От всех этих повышений передач. Каждый раз – словно удар в голову.
Инженер Кевина: Насколько плохо себя чувствуешь? Можешь продолжать, или хочешь сойти?
Кевин: Это ж моя работа, не так ли? Очень болит, мужик.
Макс Ферстаппен, 51-й круг
TEAM RADIO BEST BITS: IMOLA ????
Dramatic retirements, shocking spins, wild celebrations ????
Oh and Max telling us about ‘Mode 8’ ????
Highlights from the airwaves – they’re all here ⬇️#ImolaGP ???????? #F1
— Formula 1 (@F1) 2 ноября 2020 г.
Инженер Макса: Окей, Макс, просто чтоб ты был в курсе: Хэмилтону сказали атаковать. Думаю, они хотят нарастить отрыв в случае пит-стопа за автомобилем безопасности. Им нужно еще 2 секунды для этого. Оооо… Мы вылетели?
Макс: Да… Что-то сломалось в машине.
Льюис Хэмилтон, 52-й круг
Инженер Льюиса: Так, в боксы.
Льюис: О нет, ты сказал это точно сразу перед тем, как я…
Инженер Льюиса: Дельта, дельта, дельта, дельта, дельта!
Льюис: Мужик, отстой. Реально буквально как только я пересек линию. Мы потеряем победу?
Инженер Льюиса: Просто… Следи за дельтой.
Он же, круг спустя
Инженер Льюиса: Так, гони до второй линии сэйфти-кара. Так что просто продолжай атаковать…. Дельта, дельта, дельта, дельта, дельта!
Льюис: Успокойся, мужик.
Джордж Расселл («Уильямс»), 53-й круг
Инженер Джорджа: Окей, мы в данный момент десятые, десятые.
Джордж: Точно, выжму все. Будет непросто с этими ребятами на новых шинах.
Инженер Джорджа: Окей, максимальный прогрев тормозов, для шин. Пока достаточно, держи их так.
Джордж: Не знаю, что сказать. Выжимал все, что было, чтобы… Прогреть шины. Так жаль, ребята. Так жаль.
Юный талант впервые ворвался в топ-10 «Ф-1» – но тут же влетел в барьеры и заплакал на обочине. Его утешают Хэмилтон и другие гонщики
Кими Райкконен («Альфа Ромео»), 53-й круг
Инженер Кими: Окей, мы сейчас 11-е.
Кими: Упс! «Уильямс» вылетел прямо сейчас.
Инженер Кими: О! Окей! Хорошо! Вижу. Идеально, одним меньше. Тогда 10-е. Это был простой обгон.
Ланс Стролл («Рейсинг Пойнт»), 54-й круг
— Formula 1 (@F1) 1 ноября 2020 г.
– Простите за это… Тормоза реально остыли.
Ромен Грожан («Хаас»), 59-й круг
Ромен: Это неприемлемо! Это неприемлемо! Он должен вернуть мне позицию! Он должен отдать мне позицию! Дружище, дружище, дружище, дружище, это нелепо! Парень ***** вытолкнул меня с трека! Вместо того, чтобы думать о границах трассы, как сумасшедшие, им стоит подумать о гонках, а не выталкиваниях.
Инженер Ромена: Понял. Передано. Не думаю, что они что-то сделают.
Ромен: Да, ну, отлично, отлично, отлично, отлично! Это не твоя вина, но я реально *******, потому что это ж наши очки!
Льюис Хэмилтон, клетчатый флаг
Инженер Льюиса: Вот так, Льюис! Это оно, дружище! «Мерседес» – 7 раз! Семь раз, дружище! Что за великий способ оформить новый.
Льюис: ВУУУ! Ву-ву! О, ребята! Какое великолепное достижение! Для всех вас! Я так горд за каждого! Спасибо, спасибо, спасибо!
Даниэль Риккардо («Рено»), клетчатый флаг
Дэн: Ха-ха-ха-ха! Вуууууу!
Инженер Дэна: Ха-ха! Шикарно, дружище! Сценарий-12, сценарий-12.
Дэн: Ха-ха! Ву! Свяяяятые макароны с сырными шариками. Да это ж еще один ***** подиум! Хо-хо!
Инженер Дэна: Шикарно, дружище, шикарно!
Даниил Квят («Альфа Таури»), клетчатый флаг
— Formula 1 (@F1) 1 ноября 2020 г.
Инженер Даниила: Клетчатый флаг, Даня, клетчатый флаг. Четвертый. Это было очень круто. Фантастическая гонка!
Даниил: Да, парни! Думаю… Мы заслуживаем это. И еще, дружище, после невезения этого года – не так уж и плохо. Я пробовал изо всех сил добыть подиум, но… Было близко. Хорошая работа, ребята. Хорошая работа, горжусь вами!
Квят выдал суперкруг: мощно обогнал три болида и едва не ворвался на подиум. Красивое прощание с «Ф-1»
Серхио Перес («Рейсинг Пойнт»), клетчатый флаг
Серхио: Думаешь, мы поняли, как сложно тут было обгонять, после Кими?
Инженер Серхио: Принял, Чеко, принял.
Серхио: Еще один подиум, который мы упускаем.
«Ф-1» рискнула жизнями маршалов: пустила болиды на полной скорости до конца уборки обломков. Гонщики негодуют
Боттас победил Хэмилтона по пилотажу в Имоле – доказано официальными данными телеметрии. Лучше Валттери проехали лишь двое
Пилот «Ф-1» не выключил болид после финиша гонки и убежал поздравлять соперника. Технику спас его напарник
Фото: globallookpress.com/Hasan Bratic
Источник
Разнообразные характеристики и особенности начинки современной машины «Ф-1» – высочайшие и сложные технологии. Многие задаются вопросом, сколько на самом деле стоит такой аппарат и какие его части самые дорогие. В нашей статье расскажем о ключевых моментах.
Технические характеристики болидов «Формулы-1»
Начнем с того, что мощность болида «Формулы-1» на сегодняшний день невероятно высока. Это объясняет тот факт, что стоимость каждой детали в совокупности дает очень большую цифру, но об этом позже. Сейчас рассмотрим средние характеристики технического оснащения машин «Ф-1», поскольку у болида каждой марки и модели они хоть и несущественно, но отличаются.
Разгон с места до 100 км/час в таком автомобиле составляет 1,7 сек., а вот разгон до 200 км/час – 3,8 сек. Для разгона с места до 300 км/час необходимо 8,6 сек.
Гран-при Германии: почему Хэмилтон провалился – ищите в нашем специальном материале.
Что касается торможения такого автомобиля, то при скорости от 100 км/час этот процесс займет 1,4 сек. и 17-18 метров дистанции. Торможение для 200 и 300 км/час стартует с 2,9 и 4 сек. соответственно. В случае с 200 км/час речь идет о 5 метрах дистанции.
Одной из главных особенностей болида является прижимная сила. Отличие этой характеристики в болидах «Ф-1» от других гоночных машин в том, что ее мощь позволяет поворачивать на очень высокой скорости. Это помогает сохранить драгоценные секунды времени на Гран-при. Прижимная сила, как правило, равняется весу болида и достигается на скорости примерно 180 км/час. Наибольшая прижимная сила при скорости более 300 км/час составит примерно 3000 кг.
Какая максимальная скорость болида «Формулы-1»?
Скорость машин в автоспорте – очень шаткая тема. Несомненно, все стремятся к рекордам и победам, которые легко заполучить благодаря высокой передвижной способности болида и умелому обращению. Однако не все всегда зависит от пилотов.
Отличие таких машин от обычных автомобилей в том, что на пути этого механизма не появится никаких светофоров или пешеходов, что позволит разогнаться до нужной скорости и удерживать ее, пока кто-то из соперников не создаст проблемы разнообразными маневрами на трассе.
340 км/час – вот какая скорость болидов «Формулы-1» считается максимальной. Таковым является общепризнанный показатель. Однако стоит упомянуть, что максимальная скорость болида «Формулы-1» может составить и 413 км/час (по слухам, такого показателя добился легендарный Ван дер Мерве на тренировках). Но не всегда такая скорость является залогом успеха, ведь у этого спорта тоже есть свои ограничения.
Болид «Формулы-1» – цена
По техническим характеристикам мы прошлись, а это значит, что разобраться в причинах высокой стоимости болида будет намного легче.
В отдельном материале мы рассказали об итогах последнего Гран-при Венгрии.
Очевидно, что машины в «Ф-1» очень дорогие, что и объясняет невероятные денежные активы ведущих и не только команд высшего класса автогонок.
А теперь по порядку. Разберемся, сколько стоит болид «Формулы-1»:
· Электроника и софт: 4 млн + до 150 тысяч долларов.
· Рычаги передней и задней подвесок: 220 тысяч долларов.
· Бак топлива для всех Гран-при одного сезона: 1 млн долларов.
· Трансмиссия: 2,2 млн долларов.
· Двигатель: 2,77 млн долларов.
· Корпус: 3,3 млн долларов.
Кроме того, существует масса деталей и элементов болида «Ф-1», без которых машина функционировать не будет. Их стоимость слишком несущественна на фоне вышеупомянутых автозапчастей. К примеру, руль или кресло пилота.
Подпишись, если не жадный! 😉 Ставь сердечко, если хочешь больше публикаций! Предлагай темы, о чем хочешь узнать – и материал появится в твоей ленте!
Общим счетом стоимость болида «Формулы-1» составляет 15-16 миллионов долларов без учета повреждений, от которых на Гран-при никто не застрахован. В отдельной статье мы рассказали об одной из аварий в «Ф-1», в которой столкнулись Феттель и Ферстаппен.
Кстати говоря, еще года 3-4 назад среднюю стоимость болида «Ф-1» оценивали в 6-7 миллионов долларов. Такое сильное подорожание можно объяснить тем, что все детали машины были усовершенствованы в десятки раз.
Источник
У этого термина существуют и другие значения, см. Halo.
Halo (с английского «ореол»), в официальных документах дополнительная дуга безопасности (secondary roll structure) — в болидах с открытыми колёсами титановая дуга, располагающаяся вокруг головы гонщика и призванная защищать от летящего массивного предмета, от крупного обломка до целого болида. Применяется с 2018 года в автогонках Международной автомобильной федерации (ФИА) формул 1, 2, 3 и Е.
Характеристики и правила (для модели, применяемой в «Формуле-1»)[править | править код]
Рейсинг Пойнт-2019: раскраска выпячивает Halo, вписывает его в силуэт болида
Феррари-2019: раскраска скрадывает Halo
- Изначальный разработчик: Mercedes.
- Материал: авиационный титан (Ti+Al+V, в российской классификации ).
- Сваривается из пяти деталей: двух полудуг, двух подпятников и стойки. Полудуги выгибаются из трубы (цельная дуга не даёт нужных допусков), остальное — фрезеруется на ЧПУ-станке. Фрезеровка стойки отнимает 40 часов.
- Вес: 7 кг (по данным одного из производителей, SS Tube Technology[1]). Вместе с переработкой монокока это даёт 12…20 кг, но минимальный вес болида подняли всего на 5 кг — так что конструкторы должны облегчать болид в других местах[2]. В 2019 году дали ещё 7 кг минимального веса.
- Выдерживает нагрузки в 8 тонн спереди, 12 тонн сверху и с боков[3][4][5]. Это больше, чем требования к основной дуге безопасности, установленной на воздухозаборнике (9 тонн).
- Толщина стойки: 16 мм (в серийном образце).
- Цена: около 30 тыс. долларов США.
- Команда может выбрать одного из трёх отобранных ФИА производителей: CP Autosport (Германия), SS Tube Technology (Великобритания), V System (Италия)[6]. Они производят совершенно одинаковые дуги, но экстерьер болидов разный: на Halo разрешено ставить обтекатели, зализы, предкрылки и прочие мелкие аэродинамические устройства[3].
- Нормативное время покидания болида (отстегнуться, снять руль и вылезть, без установки руля на место): 7 секунд (до введения Halo было 5).
История[править | править код]
«Формула-1» и другие гонки с открытыми колёсами постоянно становятся безопаснее — для пилотов, членов команды, автодромных рабочих и зрителей. Сделанный по пожарным технологиям костюм позволяет 10 секунд находиться в очаге пожара. Упрочнённое шасси не даёт раздавить гонщика и топливный бак[7]. Колёса сейчас крепят к корпусу при помощи специальных стальных тросов, что резко снижает возможность отрыва колеса от машины при аварии. HANS снижает нагрузку на основание черепа в лобовом столкновении. Но голова, даже защищённая шлемом, остаётся достаточно уязвимым местом[8].
В шлем Фелипе Массы в 2009 году попала деталь от болида Рубенса Баррикелло, из-за чего он пропустил остаток сезона[9]. В том же году пилот «Формулы-2» Генри Сёртис скончался после попадания в него отлетевшего колеса[10]. В 2012 году Мария де Вильота, не справившись с маневрированием по стоянке, столкнулась с гидролифтом грузовика, находившимся на уровне глаз водителя[11], потеряла глаз и спустя год умерла от последствий травмы[12]. В 2014 году Жюль Бьянки́ въехал в капот трактора-эвакуатора и умер в больнице[13]. В 2015 году Джастин Уилсон, гонщик «Индикара», скончался от травмы головы, вызванной попаданием в шлем обломка другого болида[14].
Программа по поиску средства защиты кабины началась в 2011 году, Mercedes предложил Halo в 2015. В 2016 году ассоциация пилотов «Формулы-1» попросила ФИА ускорить программу[15], но ФИА не стала спешить с правилами — устройство оказалось некрасивым, а для установки дуг безопасности требуется переработка монокока болида[16][17]. Только спустя сезон, с 2018 года, стали требовать новую дугу безопасности в формулах 1 и 2[18] вместо скрытой дуги[19] над коленями гонщика. За это время испытали около десятка разных устройств, включая фонарь от F-16, и до испытаний в гоночных условиях дошли три варианта[20]:
- Halo, дуга безопасности разработки Mercedes. Применяется в болидах гонок ФИА.
- Aeroscreen[21], лобовое стекло разработки Red Bull. Нашло применение в серии IndyCar.
- Shield, лобовое стекло разработки ФИА. Единственный гоночный тест, проведённый Феттелем, сразу же отбросил устройство: выгнутое стекло вместе с тряской в кабине искажало вид, а завихрения тянули голову вперёд[22].
Все три устройства отвели от макета головы 20-килограммовое колесо на скорости 225 км/ч, но обзор и защита от более серьёзных аварий оказались лучшими именно у Halo. При исследовании ФИА рассмотрела восемь столкновений между машинами, девять столкновений с препятствием и четыре удара посторонних предметов. Для двух аварий ответ «нейтральный», для 12 — «положительный на грани», и для 7 — «положительный». Из упомянутых пяти аварий у одной (Масса) ответ «положительный на грани, Halo отбивает 17 % таких предметов» и у одной (Бьянки) — «нейтральный, удар сверх возможностей Halo». А вот Сёртис, Вильота и Уилсон, по выводам ФИА, должны были уцелеть[23].
Помеха обзору, по словам пилотов, признана незначительной, обзор из кабины LMP1 даже хуже[8]. К тому же ФИА потребовала перевесить дополнительный светофор — раньше он находился у середины решётки и помогал задним, теперь впереди и ниже для передних[24]. Высокое антикрыло, которое мешало задним и в 2009 вынудило повесить второй светофор, к 2018 запретили[25].
ФИА перепробовала разные методы аварийного снятия Halo, начиная от шарнирного крепления и заканчивая пироболтами, но пришла к выводу, что ничего из этого не требуется, пилот способен выбраться как самостоятельно, так и с помощью спасателей вместе с сиденьем. А если болид перевернулся — Halo не даст ему лечь кабиной вниз, и гонщику будет даже больше места для эвакуации[23]. Если вдруг требуется снять Halo — на нём отмечены три ослабленные точки, которые можно перекусить гидравлическим болторезом. Первые неудачные результаты по эвакуации, по словам ФИА, были связаны с муляжами, не выдерживавшими вес гонщика[26]. В любом случае нормативное время покидания болида подняли с 5 до 7 секунд[27].
Из-за крайне некрасивого вида болельщики ненавидели Halo[28]. Мнения разделились и среди старых гонщиков: Ники Лауда был против[29], а Джеки Стюарт — за[30]. Но уже первые аварии — — , Формула-2[31] и Алонсо — Леклер, Формула-1[32] — показали, что дуга выполняет своё дело. И Макино[18], и Леклер[33] впоследствии сказали, что Halo, возможно, сохранил их жизни. Позже в ФИА подтвердили: без Halo Леклер бы серьёзно пострадал[34].
На пресс-конференции, связанной с Halo, ФИА была уличена в вырезании отрицательных отзывов — например, фразы Хюлькенберга «Мне оно не нравится»[35]. По странному стечению обстоятельств, годом спустя Хюлькенберг застрял в перевёрнутом горящем болиде, опиравшемся на три колеса: заднее на заборе и оба передних на земле, редчайший случай, когда Halo мешает эвакуации — но эта авария считается более контролируемой, чем завалы с обломками[36].
В 2018 году команда «Феррари» начала устанавливать на Halo зеркала заднего вида[37]. Вскоре эту практику запретили[38].
По результатам 2018 года ФИА получила приз журнала Autosport за новаторство[39] — за внедрение Halo.
Болид «Формулы Е» второго поколения Spark SRT05e, использовавшийся с сезона 2018/19, также оснащён Halo. С 2019 года Halo обзавелась и «Формула-3».
7 сентября 2019 года в Формуле-3 (Монца) случилась страшная авария, напоминающая аварии Марко Кампоса и Ли Чжикона (см. ниже): Алекс Перони наехал на поребрик и, кувыркаясь, вылетел за ограду[40]. У гонщика обнаружили трещину в позвонке[41]. Полагают, что жизнь ему спасли упрочнённая кабина и Halo[42]. Практику «Формулы-1» задержали на 10 минут, чтобы убрать злополучный поребрик[42].
Рассмотренные аварии и их результаты[править | править код]
По словам представителя ФИА[23], они моделировали аварии на компьютере, слегка варьируя углы ударов, и делали выводы, насколько помогает Halo.
Столкновения двух болидов
В этой таблице нет положительных результатов — впрочем, во всех восьми столкновениях никто не пострадал.Столкновения с препятствиями
Из девяти аварий — три смертельных случая, пять положительных результатов.
Гонка | Гонщик | Обстоятельства | Исход | Вывод ФИА |
---|---|---|---|---|
Ф-3000 Маньи-Кур 1995 | Марко Кампос | Вылетел за ограду | Скончался | Положительный |
Ф-1 Спа 2001 | Лучано Бурти | Влетел в отбойник из покрышек | Сотрясение мозга | Положительный |
GP2 Маньи-Кур 2007 | Эрнесто Висо | Вылетел за ограду | Сотрясение мозга | Положительный на грани |
Ф-1 Барселона 2008 | Хейкки Ковалайнен | Заехал под мягкий отбойник | Незначительные травмы | Положительный |
Ф-1 тесты 2012 | Мария де Вильота | Въехала в гидролифт грузовика4, 60 км/ч | Потеряла глаз, через год скончалась | Положительный |
Ф-1 Судзука 2014 | Жюль Бьянки | Въехал в капот трактора, 126 км/ч | После долгого лечения скончался | Нейтральный5 |
Ф-1 Сочи 2015 | Карлос Сайнс-мл. | Заехал под мягкий отбойник | OK (вышел на гонку на следующий день) | Положительный |
Ф-3 Шпильберг 2016 | Ли Чжикон (Питер Ли) | Приземлился вверх колёсами6 | Многочисленные переломы | Положительный на грани |
Ф-1 Монако 2017 | Паскаль Верляйн | Перевернулся и ударился в забор | OK | Положительный на грани |
4 Скорость удара приводится, если известна из надёжных источников. 5 ФИА признала, что «удар сверх возможностей Halo» — болиду Бьянки оторвало основную дугу безопасности, выдерживающую 6 тонн в продольном направлении. 6 Участники аварии: Райан Твитер (поднял пыль, сильный ушиб), Ли Чжикон (подлетел в воздух, переломы), Педру Пике (улетел в отбойник, не пострадал)[43]. |
Удары обломков
Четыре аварии. Halo плохо защищает от мелкого мусора (отбивает 17 % предметов[44]) и отлично — от крупного. Но именно крупные обломки становятся причиной смертей.
Примечания[править | править код]
- ↑ https://www.sstubetechnology.com/wp-content/uploads/2018/11/V28N12_Halo.pdf
- ↑ Tech Explained: Formula 1 Halo
- ↑ 1 2 Noble, Jonathan. Formula 1’s Halo tests are “pretty scary” (англ.), motorsport.com (13 февраля 2018). Дата обращения 26 июня 2019.
- ↑ Защита головы Halo: Секреты производства – все новости Формулы 1 2020
- ↑ Video analysis: Just how tough F1’s new Halo is
- ↑ How to Make an F1 Halo | Federation Internationale de l’Automobile
- ↑ Технический регламент «Формулы-1», ключевое слово «survival cell»
- ↑ 1 2 HALO – новая система защиты гонщиков, Формула 1, Регламент 2018 Дневник Шумахера
- ↑ Тодуа, Олег. Фелипе Масса не вернется в гонки до следующего сезона. f1news.ru (11 октября 2009). Дата обращения: 24 мая 2014.
- ↑ Cary, Tom. Henry Surtees’s death shakes motorsport world, telegraph.co.uk, The Daily Telegraph (20 July 2009). Дата обращения 24 июля 2009.
- ↑ Детали трагической аварии де Вильоты. Autosport.com.ru (29 июня 2015). Дата обращения: 30 июня 2015. Архивировано 30 июня 2015 года.
- ↑ Причиной смерти Марии де Вильоты стала авария на тестах в Даксфорде в 2012-м году. F1-Today.ru (12 октября 2013). Дата обращения: 12 октября 2013. Архивировано 17 октября 2013 года.
- ↑ Дмитрий Бухаров. Умер Жюль Бьянки — все новости Формулы 1 2015. F1News.Ru (18 июля 2015). Дата обращения: 18 июля 2015. Архивировано 18 июля 2015 года.
- ↑ Константин Волков. Погибший пилот “Формулы-1” стал донором органов для шести человек — Константин Волков. Российская газета (26 августа 2015). Дата обращения: 1 сентября 2015. Архивировано 1 сентября 2015 года.
- ↑ В FIA объяснили причины введения Halo в 2018 году – все новости Формулы 1 2020
- ↑ В McLaren столкнулись с проблемами при интеграции Halo – все новости Формулы 1 2020
- ↑ Halo вызывает у инженеров немало вопросов – все новости Формулы 1 2020
- ↑ 1 2 Makino believes halo saved his life in F2 crash
- ↑ Roll Structure, Roll Cage, Roll Bar
- ↑ F1 – Why Halo is the best solution | Federation Internationale de l’Automobile
- ↑ Horner: IndyCar Red Bull aeroscreen use could give it new F1 chance – F1 – Autosport
- ↑ British Grand Prix: Sebastian Vettel does not like ‘shield’ – BBC Sport
- ↑ 1 2 3 4 https://www.youtube.com/watch?v=AYkGjUHstKY
- ↑ FIA makes F1 start light change to help visibility with halo
- ↑ FIA tweak start light position to compensate for halo
- ↑ https://www.foxsports.com.au/motorsport/formula-one/f1-halo-introduction-fia-addresses-six-key-myths-about-new-safety-device-amid-unrest-over-car-change/news-story/b5e676acdc5dfd01dcf7df3195179582
- ↑ Технический регламент «Формулы-1», с. 67
- ↑ Why F1 Fans Have Every Right To Complain About The Halo – WTF1
- ↑ FIA defends decision to enforce F1 halo cockpit protection device for 2018 | Sport | The Guardian
- ↑ Jackie Stewart: F1 halo critics are like 1960s safety backlash – F1 – Autosport
- ↑ https://www.youtube.com/watch?v=tWlb3dQB5vw
- ↑ https://www.youtube.com/watch?v=fuRRLkc4qUo
- ↑ Drivers praise halo after Leclerc escapes Spa smash unscathed
- ↑ Exclusive: Halo saved Leclerc from visor strike in Spa crash
- ↑ Formula One Censored Negative Comments About Its Halo Cockpit Protection
- ↑ An FIA Report Confirms That The Halo Protected Leclerc During The First Corner Crash At Spa – WTF1
- ↑ В Ferrari установили зеркала на Halo – все новости Формулы 1 2020
- ↑ FIA clarifies rules on rear view mirror mountings
- ↑ The full list of 2018 Autosport Awards winners – Autosport Awards – Autosport
- ↑ https://www.youtube.com/watch?v=UZJclBJIMOE
- ↑ iview
- ↑ 1 2 iview
- ↑ Update: This Horror Crash Just Happened In The FIA F3 Championship
- ↑ FIA’s Whiting explains why F1 halo was rejected for 2017 – F1 – Autosport
Источник