Я робот и нет у меня голова болит
20.01.2021
17:55
Автор: Надежда Маркова
Калининградские родители подняли бунт против так называемой “цифровой школы” . В соцсетях появилось несколько групп, в которых мамы и папы негодуют относительно планшетов, пришедших на смену тетрадке и ручке, и роботов, которые будут тестировать детей и решать их дальнейшую судьбу. Мамы уже написали Антону Алиханову и даже готовы выйти на улицы. Родительский “цифровой бунт” уже прокатился по другим регионам страны. Поводом стало опубликование проекта стандарта “Цифровая школа”.
По мнению начальника центра информатизации образования областного института развития образования Дмитрия Кулагина, существует некая “демонизация проекта, которая является следствием плохой информированности о его целях и задачах”.
В первую очередь проект ЦОС надо понимать как инфраструктурный. Это оснащение школ оборудованием, которое позволит использовать электронные образовательные ресурсы”, — считает Кулагин.
Но что же так встревожило родителей нынешних школьников, которые с пелёнок осваивают гаджеты? “Клопс” разбирался в этом вместе с родителями и экспертом.
1. Страдает здоровье
Елена Фролова, мама второклассницы, биолог
— Если взять весенний дистант, я на личном опыте увидела, какие трудности испытывает ребёнок со зрением, с головной болью, с вниманием, когда постоянно занимается с помощью компьютера и планшета. Школы наполняются техникой, подключаются к интернету.
У детей развивающийся организм, когда они находятся в электронной среде, последствия могут быть печальны. Разработчики ЦОС нигде не говорят, что было какое-то исследование, как это может в долгосрочной перспективе повлиять на здоровье детей”.
Дмитрий Кулагин:
— На самом деле, задача ЦОС как раз создать безопасную экосистему для получения образования. В 2021 году вышли новые санитарные правила и нормы. Там чётко определены требования по использованию электронных образовательных ресурсов. Часами сидеть за планшетами во всех правилах и нормах запрещено.
Самая главная проблема — то, что происходит дома. В школе мы, конечно, контролируем. А родители должны понимать, что долго использовать компьютеры или планшеты нельзя.
Здесь обычные житейские представления и знания должны работать. Если задано много материалов, где нужно работать с экраном компьютера, то распечатайте задания, пожалейте ребёнка. Я большие документы так обрабатываю. Если работа за планшетом, то поменьше телевизора во время отдыха.
Кроме того, прошу родителей более детально изучить положение о ЦОС. Там говорится не об освоении образовательных программ, а о содействие в этом. Педагог является главным дирижёром образовательного процесса, именно он волен выбирать ресурсы, которые будет использовать на уроке. Никаким образом повсеместного внедрения электронного обучения не предполагается. ЦОС — это создание условий для получения образования.
2. Дети разучатся писать от руки
Елена Фролова:
Никто, конечно, не говорит, что завтра всех посадят за компьютеры, это будет постепенно. Но ребёнок будет всё больше пользоваться мышкой, а не писать от руки”.
Дмитрий Кулагин:
— Вы знаете, это дискуссионный вопрос. Будущее нам даст ответ. Пока педагоги и психологи расходятся во мнениях. Либо у поколения Z это уже генетические процессы, либо это привыкание к той среде, в которой ты воспитываешься. Попробуйте полезное творчество: мастерить, рисовать, ищите альтернативу гаджетам и компьютерам. Это всё о методах воспитания, принятых в семье.
Иллюстрация: Евгения Будадина
3. Персональные данные ребёнка попадут к преступникам
Ольга Гехт, мама четвероклассницы
— По данным МВД, на 1 октября 2020 года в розыске находятся более тысячи детей. Согласно паспорту ЦОС, в базе данных будет находиться вся информация: пол, возраст, увлечения, характер.
Кто защитит детей от сектантов, наркодилеров, педофилов? Дети наивны. Кто будет нести ответственность, если ЦОС взломают?
Мошенники смогут получить телефон ребёнка, позвонить: “Твоя мама сказала тебя подвезти, поехали”. Мошенники будут знать, что любит конкретный ребёнок и когда у него заканчиваются уроки.
Дмитрий Кулагин:
— Это крайне актуальный вопрос не только для ЦОС, но и для системы защиты информации всего общества. ЦОС — это технические средства обучения и образовательный контент, к которому ребёнок прикрепляется посредством интеграции с государственной информационной системой. Действительно там будет храниться ряд персональных данных. Но все государственные информационные системы имеют очень высокий уровень защиты. С 2016 года внедрена система, я не могу вспомнить ни одного случая, когда не была бы отражена DoS-атака или другие несанкционированные действия.
Внешние системы, такие, как электронный журнал, содержат обезличенные данные. Из них выудить персональные данные, которые позволили бы злоумышленнику идентифицировать конкретного ребёнка, невозможно.
Самые главные причины того, что персональные данные попадают к злоумышленникам, — наше халатное отношение к персональным данным: то, как мы относимся к своим паролям, на каких ресурсах мы эти пароли храним и вводим, как мы вносим свои данные о своих банковских карточках. Мы используем простые пароли, которые можно легко угадать. Ребёнку нужно постоянно говорить об этом.
Иллюстрация: Евгения Будадина
4. Мнение родителей не спросили
Татьяна Хачатрян, мама четверых детей, психолог-педагог по образованию, предприниматель:
— Когда мы начали разбираться, оказалось, что сама программа ЦОС претерпела большую трансформацию с момента появления в 2016 году.
В первой версии ЦОС преподносилась как инструмент развития технологий, онлайн-обучения. Основными пользователями должны были быть студенты. Сейчас это школьники. Мы не против прогресса, мы против того, как это скажется на детях”.
Дмитрий Кулагин:
— Сейчас идут достаточно активные общественные обсуждения проекта. Я приглашаю на сайт КОИРО и минобра области, там есть ссылка на проект приказа о ЦОС. На сайте Минпросвещения идёт активное обсуждение.
ЦОС не является подменой традиционного образования. Я прекрасно разделяю эти ужасы, которые мы испытали на дистанте в период пандемии. Это было очень тяжело, и мы прекрасно знаем, что методически этот процесс повторять просто нельзя. Учителя в школе реализуют этот процесс качественнее, и проект ЦОС не являет собой массовый переход на онлайн-образование. Обсуждение идёт и мнение родителей как раз учитывается. Если вы категорически против, мы призываем написать, какие позиции не устраивают, нужен конструктив.
5. Судьбу детей будет решать бездушный робот
Татьяна Хачатрян:
— Судя по содержанию, тестировать и определять будущее ребёнка будет искусственный интеллект.
В состоянии ли программа чувствовать ребёнка? Нет, не может она учитывать личностные особенности: мечты, характер, успехи. Так мы полностью отсекаем эмоциональную сферу. Бездушный алгоритм не в праве решать за человека.
Где закреплено в законе или в научных исследованиях, что ребёнок в процессе развития останавливается и достигает, например, в четвёртом классе уровня, когда понятны его склонности? Дети, оканчивая школу, не могут определиться, что им нужно в жизни. А тут малыши, почему мы им будем навязывать траектории развитии, которые изменить нельзя? Если у ребёнка будет направленность, математическая или гуманитарная, то у него формируется фрагментарное представление о мире. Он будет человеком одной операции. Он не сможет перейти в другую сферу.
Дмитрий Кулагин:
— Это не так. Искусственный интеллект действительно будет добавлен, но его функционал будет ограничен только контрольными функциями. Педагог составляет задания и программу обучения, добавляет тесты. И по результатам тестов искусственный интеллект показывает педагогу, что следует предложить ученику. Педагог может согласиться, может не согласиться. Но с тем, что искусственный интеллект будет хорошим помощником, мы не согласиться не имеем права.
У педагога может быть 100 детей. Уделить внимание нормально каждому почти невозможно, педагог начинает работать на средний результат. Мы не можем этого допустить. Система искусственного интеллекта может выявить и показать, какому ребёнку требуется уделить особое внимание, какие задания и ресурсы ему предложить, чтобы подтянуть конкретную тему.
Мы это используем ещё с прошлого века. В 50-60-х годах тоже была индивидуальная образовательная траектория, только тогда бедный педагог составлял индивидуальную карточку на каждого ребёнка. Сейчас делается то же самое. Задача педагога — развивать каждого ребёнка. Система искусственного интеллекта никоим образом не будет диктовать траекторию развития конкретному ребёнку и направлять его как электронный коуч. Этим будет заниматься педагог.
- Для обучения каждого ребёнка обязательно нужна траектория развития. Об этом говорилось и в советской школе, уж поверьте мне. У меня бабушка заслуженный учитель СССР. Она говорила об этом ещё в 70-80-х.
- Справедливости ради — такая система ещё не изобретена. Она будет развиваться и внедряться, будут исследования, и только потом искусственный интеллект запустят в ЦОС.
Иллюстрация: Евгения Будадина
6. Создатели программы некомпетенты
Елена Гладилина, мама троих детей, учитель начальных классов, психолог:
У людей, которые составляют программу, нет знаний детской психологии и педагогики. У них нет практического опыта. Программу пишут экономисты, айтишники, философы. Это не те люди, которые воспитывают школьников-медалистов. Учителей нет в списке составителей программы.
У нас вся страна переходит на новую систему образования, которую пишут 19 авторов из периферии, нет Москвы и Петербурга. Там нет известных имён, практикующих педагогов. У меня вопрос конкретно к тем, кто внедряет эту программу: у нас в регионе это люди, которые не работали в школе.
Дмитрий Кулагин:
— Даже обидно на самом деле. Я как человек, курирующий и внедряющий эту программу в регионе, до сих пор считаю себя школьным учителем. Я отработал в школе восемь лет, я победитель конкурса “Учитель года” и обладатель премии президента по поддержке лучших учителей. Я преподаю в университете студентам. То же касается и проекта ЦОС.
Я согласен с Еленой: проект действительно разрабатывают айтишники, специалисты в области образовательного маркетинга и педагогического дизайна. Однако для создания контента и сервисной платформы привлекаются специалисты в области образования, ведущие педагоги. Сейчас идёт экспертиза контента, списка экспертов в открытом доступе нет. Информация об этих людях не публикуется, в том числе, из-за соображений безопасности.
Иллюстрация: Евгения Будадина
7. Школа окончательно перейдёт на дистант
Марина Терезина, мама двойняшек-шестиклассников, педагог:
Мне кажется, ЦОС приведёт к ухудшению качества знаний наших детей. Произойдёт перенос дистанта в стены школы. Ребёнок, по сути, будет предоставлен тьюторам. Они будут помогать только технически разобраться с программой на планшете, открыть нужное задание.Весной мне было очень больно наблюдать, как ребёнок старался, но не получал результата. Когда нет связи с учителем, когда знания преподаются посредством голосовым сообщений, ребёнок не до конца умеет правильно разобраться в теме. Для школьников недопустима такая форма образования. Нет возможности живого общения ни с учителем, ни с учениками. Когда я изучала документы, там прописано, что со временем учитель будет находиться отдельно и сможет вести урок у нескольких классов. Не будет необходимости находиться в одном кабинете.
Дмитрий Кулагин:
- — Мне кажется, рано что-либо говорить о результатах этого проекта. Сейчас это только домыслы.
- Дистант в школы никто не переносит. Электронные образовательные ресурсы и цифровые ресурсы используются школами давно. Сейчас речь идёт просто об их качестве, и его будет гарантировать государство. На мой взгляд, это серьёзный прорыв. До этого допускалось использование ресурсов, которые не проходили никакой экспертизы.
- Тьюторы. Нет, однозначно. Тьютор дистанционного обучения — действительно, есть такая функциональная роль, но это о другом. Это человек, который сопровождает образовательный процесс и взаимодействие учителя и ученика. У нас реализуется очное обучение, задача тьютора немного будет другой.
- 8. Дети разучатся думать логически
Марина Терезина:
— Мозг ребёнка, если он зациклен на гаджетах, перестаёт мыслить логически, не умеет выстраивать взаимосвязи. Восстановить это невозможно.
Ребёнок должен писать, чем больше он тыкает пальцами в экран: тем меньше развивается моторика руки, ухудшается работа мозга. Всё идёт к тому, что у ребёнка будет хуже усваиваться материал. Он будет запоминать только алгоритмы действий.
Дмитрий Кулагин:
— Я очень рад тому, что родители это понимают. Когда я прихожу с ребёнком в поликлинику, мы видим идиллию: сидят дети на стульчиках с мобильными телефонами, играют в игры или смотрят мультики. В первую очередь родителям нужно обратить внимание на свой воспитательный процесс. В школе ребёнка не заставят шесть уроков сидеть в планшете. В начальной школе даже если выдают ребёнку гаджет, то буквально на несколько минут. Есть нормы. Но именно школа показывает, что гаджет не для развлечения, а для работы, и об этом семья постоянно должна ребёнку говорить.
Возможности электронного обучения колоссальны. Они в первую очередь облегчат процесс понимания материала детьми. Я думаю, все мы согласимся, что мы не имеем права мерить детей своими категориями, сравнивать детей с собой двадцатилетней давности.
Сейчас дети другие, это поколение Z. Они рождаются буквально с гаджетами в руках, кстати, благодаря родителям. Тот факт, что они воспринимают информацию быстрее и немного по-другому, тоже оспаривать не приходится. Цифровые технологии здесь не являются инструментом и средством обучения. Они являются эффективным помощником учителю, родителю и самому ученику.
В Калининградской области не собираются вводить дистанционку в школах, но продолжат развивать цифровую образовательную среду. Что это значит и когда школьники начнут общаться с искусственным интеллектом — в материале “Клопс”.
Источник
Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица!Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит!
И пришла к Айболиту лиса:
«Ой, меня укусила оса!»
И пришёл к Айболиту барбос:
«Меня курица клюнула в нос!»
И прибежала зайчиха
И закричала: «Ай, ай!
Мой зайчик попал под трамвай!
Мой зайчик, мой мальчик
Попал под трамвай!
Он бежал по дорожке,
И ему перерезало ножки,
И теперь он больной и хромой,
Маленький заинька мой!»
И сказал Айболит: «Не беда!
Подавай-ка его сюда!
Я пришью ему новые ножки,
Он опять побежит но дорожке».
И принесли к нему зайку,
Такого больного, хромого,
И доктор пришил ему ножки,
И заинька прыгает снова.
А с ним и зайчиха-мать
Тоже пошла танцевать,
И смеётся она и кричит:
«Ну, спасибо тебе. Айболит!»
Вдруг откуда-то шакал
На кобыле прискакал:
«Вот вам телеграмма
От Гиппопотама!»
«Приезжайте, доктор,
В Африку скорей
И спасите, доктор,
Наших малышей!»
«Что такое? Неужели
Ваши дети заболели?»
«Да-да-да! У них ангина,
Скарлатина, холерина,
Дифтерит, аппендицит,
Малярия и бронхит!
Приходите же скорее,
Добрый доктор Айболит!»
«Ладно, ладно, побегу,
Вашим детям помогу.
Только где же вы живёте?
На горе или в болоте?»
«Мы живём на Занзибаре,
В Калахари и Сахаре,
На горе Фернандо-По,
Где гуляет Гиппо-по
По широкой Лимпопо».
И встал Айболит, побежал Айболит.
По полям, но лесам, по лугам он бежит.
И одно только слово твердит Айболит:
«Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!»
А в лицо ему ветер, и снег, и град:
«Эй, Айболит, воротися назад!»
И упал Айболит и лежит на снегу:
«Я дальше идти не могу».
И сейчас же к нему из-за ёлки
Выбегают мохнатые волки:
«Садись, Айболит, верхом,
Мы живо тебя довезём!»
И вперёд поскакал Айболит
И одно только слово твердит:
«Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!»
Но вот перед ними море —
Бушует, шумит на просторе.
А в море высокая ходит волна.
Сейчас Айболита проглотит она.
«О, если я утону,
Если пойду я ко дну,
Что станется с ними, с больными,
С моими зверями лесными?»
Но тут выплывает кит:
«Садись на меня, Айболит,
И, как большой пароход,
Тебя повезу я вперёд!»
И сел на кита Айболит
И одно только слово твердит:
«Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!»
И горы встают перед ним на пути,
И он по горам начинает ползти,
А горы всё выше, а горы всё круче,
А горы уходят под самые тучи!
«О, если я не дойду,
Если в пути пропаду,
Что станется с ними, с больными,
С моими зверями лесными?»
И сейчас же с высокой скалы
К Айболиту слетели орлы:
«Садись, Айболит, верхом,
Мы живо тебя довезём!»
И сел на орла Айболит
И одно только слово твердит:
«Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!»
А в Африке,
А в Африке,
На чёрной
Лимпопо,
Сидит и плачет
В Африке
Печальный Гиппопо.
Он в Африке, он в Африке
Под пальмою сидит
И на море из Африки
Без отдыха глядит:
Не едет ли в кораблике
Доктор Айболит?
И рыщут по дороге
Слоны и носороги
И говорят сердито:
«Что ж нету Айболита?»
А рядом бегемотики
Схватились за животики:
У них, у бегемотиков,
Животики болят.
И тут же страусята
Визжат, как поросята.
Ах, жалко, жалко, жалко
Бедных страусят!
И корь, и дифтерит у них,
И оспа, и бронхит у них,
И голова болит у них,
И горлышко болит.
Они лежат и бредят:
«Ну что же он не едет,
Ну что же он не едет,
Доктор Айболит?»
А рядом прикорнула
Зубастая акула,
Зубастая акула
На солнышке лежит.
Ах, у её малюток,
У бедных акулят,
Уже двенадцать суток
Зубки болят!
И вывихнуто плечико
У бедного кузнечика;
Не прыгает, не скачет он,
А горько-горько плачет он
И доктора зовёт:
«О, где же добрый доктор?
Когда же он придёт?»
Но вот, поглядите, какая-то птица
Всё ближе и ближе по воздуху мчится.
На птице, глядите, сидит Айболит
И шляпою машет и громко кричит:
«Да здравствует милая Африка!»
И рада и счастлива вся детвора:
«Приехал, приехал! Ура! Ура!»
А птица над ними кружится,
А птица на землю садится.
И бежит Айболит к бегемотикам,
И хлопает их по животикам,
И всем по порядку
Даёт шоколадку,
И ставит и ставит им градусники!
И к полосатым
Бежит он тигрятам.
И к бедным горбатым
Больным верблюжатам,
И каждого гоголем,
Каждого моголем,
Гоголем-моголем,
Гоголем-моголем,
Гоголем-моголем потчует.
Десять ночей Айболит
Не ест, не пьёт и не спит,
Десять ночей подряд
Он лечит несчастных зверят
И ставит и ставит им градусники.
Вот и вылечил он их,
Лимпопо!
Вот и вылечил больных.
Лимпопо!
И пошли они смеяться,
Лимпопо!
И плясать и баловаться,
Лимпопо!И акула Каракула
Правым глазом подмигнула
И хохочет, и хохочет,
Будто кто её щекочет.
А малютки бегемотики
Ухватились за животики
И смеются, заливаются —
Так что дубы сотрясаются.
Вот и Гиппо, вот и Попо,
Гиппо-попо, Гиппо-попо!
Вот идёт Гиппопотам.
Он идёт от Занзибара.
Он идёт к Килиманджаро —
И кричит он, и поёт он:
«Слава, слава Айболиту!
Слава добрым докторам!»
Источник