Как только садится за уроку болит голова
Головная боль очень частая причина обращения к неврологу. Головные боли бывают у взрослых и детей. У детей головные боли чаще всего возникают в период, когда они начинают учиться в школе. И максимальное обращение к неврологу (из личного опыта) составляет в возрасте 10 – 12 лет. Когда ко мне на приём приходят родители с детьми дошкольного возраста с жалобами на головные боли, я сразу настораживаюсь. Головные боли у детей дошкольного возраста, особенно головные боли с рвотой требуют исключения повышения внутричерепного давления, объёмного процесса (опухоли головного мозга). Хотя мигрени могут наблюдаться и у детей дошкольного возраста (тоже могут быть головные боли с рвотой), но значительно реже, чем в старшей возрастной группе. Тема головных болей у детей обширная. Я остановлюсь на головных болях у школьников, точнее на головных болях напряжения (ГБН), так как они чаще возникают.
Характеристика головных болей
У школьников головные боли могут вызываться разными причинами, разными заболеваниями. Однако наиболее частыми причинами головных болей у школьников являются головные боли напряжения, около 80%. Конечно у школьников бывают и мигренозные головные боли и другие заболевания, характеризующиеся головными болями. Естественно у детей не совершенные адаптивные механизмы организма, и особенно часто выявляется определённая незрелость вегетативной нервной системы. Признаки вегетативной дисфункции – метеозависимость (реагирование на погоду), повышенная потливость, колебания температуры тела, холодные руки и др. симптомы наблюдается у детей достаточно часто. Вегетативная дисфункция у школьников усугубляет головные боли при ГБН.
Головная боль напряжения возникает у 30 – 40% школьников в период 7 – 17 лет. ГБН у школьников чаще локализуется в теменной и височных областях. Хотя могут наблюдаться и в затылочной области, но реже. При головной боли напряжения рвоты нет. ГБН чаще возникают после нагрузок. После психоэмоциональных и физических нагрузок. Такие головные боли появляются в школе или к вечеру. И в выходные дни, а особенно когда проходят какие-либо каникулы, дети не жалуются на головные боли. Это не значит, что дети симулируют. Просто действительно головные боли у них возникают при нагрузках. С одной стороны в школе требуют выполнения определённых дел, а с другой стороны требуют родители выполнения заданий. У детей, у которых ГБН, чаще определяются определённые черты личности: напряжённость, тревожность. Такие головные боли могут возникать у очень ответственных детей, которые боятся опоздать в школу, получить неудовлетворительную оценку в школе, болезненно относятся к замечанию со стороны учителей и родителей. Ухудшает ситуацию, когда ребёнка загружают несколькими занятиями в секциях или кружках. В последние годы жизнь становится очень интенсивной, растут скорости во всём. Растут требования, повышается уровень информации, и требования к знаниям увеличиваются с первых классов школы. Кто-то может выдерживать такой ритм, и такие нагрузки, а кто-то не может. Это является первой причиной развития головных болей напряжения – психоэмоциональная.
Второй причиной развития ГБН является напряжение мышц шеи и мышц черепа. Такие мышечные напряжения могут возникнуть от длительного положения за партой, дома за столом, особенно когда дети длительное время проводят за компьютером. И очень плохо, когда расположение за столом в неправильной позе.
Диагностика головных болей напряжения
Диагностика таких головных болей не вызывает сложностей у опытного врача. Начиная с расспроса ребёнка и его родителей о появлении головных болей, где они локализуются, чем характеризуются, когда возникают и чем провоцируются, можно определить какие возможно у ребёнка причины развития головных болей. Затем невролог осматривает ребёнка и назначает дополнительное обследование. Арсенал обследования в неврологии в настоящее время обширен. Невролог после осмотра ребёнка назначит необходимое обследование. Однако, что желательно провести всем детям с такими головными болями – это ультразвуковое исследование сосудов шеи (УЗДГ сосудов шеи).
Лечение головных болей напряжения
Лечение ГБН у детей несколько отличается от лечения таких головных болей у взрослых. Что нужно делать:
- Улучшить психоэмоциональную обстановку в семье и в школе.
- Постараться выявить психотравмирующие ситуации в школе и дома и по возможности устранить их.
- Если ребёнку тяжело и трудно посещать несколько секций и кружков, возможно, что-то прекратить посещать. Обычно на приёме спрашивают у ребёнка: «Вот ты занимаешься в секциях и кружках, и что из этого тебе не нравится?». Если ребёнок говорит, что ему не нравится посещать определённые секции или кружки, рекомендуют родителям подумать, и возможно прекратить там заниматься.
- Возможно у ребёнка какие-то напряжённые ситуации в коллективе или с конкретным ребёнком, тогда постараться разрешить эту ситуацию.
- Соблюдение режима сна и питания. Необходимо чтобы ребёнок высыпался, чтобы он имел время отдохнуть. Тут есть определённые сложности. Все знают типы людей «совы» и «жаворонки». Так вот, в большинстве детей начальной школы «жаворонки» – они рано ложатся и рано встают без особых проблем. А с возрастом, когда ребёнок становится подростком, у него биологические часы очень часто меняются и подростки из «жаворонков» становятся «совами». Поэтому подростков очень сложно вечером уложить спать. Они могут длительное время играть в компьютере и ночью тоже. И не идут ложиться спать, говоря, что не хотят или не могут, а утром их очень сложно поднять.
- При умственной работе клеткам головного мозга необходима глюкоза, как энергетический материал. И если ребёнок голодный, то это тоже может провоцировать головные боли. И в тоже время желательно исключить из рациона детей продукты с содержанием кофеина.
- Важно чередование умственной и физической работы, занятия спортом и важно чтобы ребёнок не сидел длительно за компьютером в вынужденной позе.
- Правильная мебель для занятий и дома и в школе.
- Массаж шейно-воротниковой области и головы. Гимнастика, включающая в себя элементы пост изометрической релаксации.
- При необходимости занятия с психологом, проведение аутотренинга и методик на основании биологической обратной связи.
- Медикаментозное лечение.
Профилактика головных болей напряжения
Профилактика лежит в оптимизации труда и отдыха, рабочего места ребёнка. Поэтому первые три пункта лечения, можно рекомендовать и как профилактика ГБН. Хорошо проводить гимнастику, плавание. Избегать психотравмирующих ситуаций.
Будьте здоровы !
Запись к неврологу клиники “Доктор лор” кандидату медицинских наук – Юлии Эдуардовне Макушкиной по телефону 45-05 -45,56-56-01.
Пр.Строителей,10
Официальный сайт
https://www.clinic-doctorlor.ru/
Группа вконтакте
https://vk.com/doctorlor_uu
Необходима консультация специалиста
Автор: Реклама INFPOL.RU
Источник
Artem Salivon
8 сентября 2019 · 1,0 K
Пользователь данного сайта
Прекрасный вопрос с ответом в нём же!
Это нежелание учиться тому, чему вы учитесь, или нежелание делать это теми способами, которыми вы делаете. Нужно или сменить направление учёбы, или найти другой подход к обучению. Может, репетитор, или другой учебник, или найти что-то хорошее в самом процессе; периодически вспоминать, ради чего это всё. Высыпаться и больше двигаться, бывать на свежем воздухе.
В сериале ” Лучше не бывает” герой фильма начал учиться , чтобы объяснить понравившейся девушке законы… Читать дальше
Посмотрите объяснения этих проблем профессором Сергеем Вячеславовичем Савельевым,на ютубе. Все чётко,понятно,строго научно,проверено и доказано. Очень интересные интервью с профессионалом в своей области.
Что делать и где работать, если я ничего не умею: в компах не разбираюсь, готовить не умею, физические нагрузки противопоказаны, наук никаких не знаю, с людьми веду себя скованно?
Экономист | Телеграм “Мрачный Фридман”
Как это ничего не умеете? Ну что-то же вы умеете делать?
Как минимум, печатать текст, и писать грамотно умеете – этот вопрос же как-то написали.
Если немного подумать, выяснится, что еще умеете водить машину и велосипед.
Также, вы умеете фотографировать и снимать видео — не на профессиональном уровне, но наводить камеру телефона и нажимать на кнопку умеете, как минимум.
Еще, вы умеете ксерокопить бумаги – надо просто правильно положить оригинал и нажать на огромную зеленую кнопку.
Еще, вы умеете разносить почту – главное не перепутать адреса, и не забыть подпись получателя.
Если вам дадут готовый бухучет и скажут, чтобы вы перепроверили вычисления на калькуляторе или Microsoft Excel, то вы можете сесть и перепроверить.
Всё это — “хард скиллз” – непосредственные технические знания.
Кроме этого, у вас есть и “софт скиллз”:
Вы умеете размышлять – сейчас вы именно этим занимаетесь.
Вы умеете разговаривать – скованно, но разговаривать.
Вы умеете приходить вовремя – кстати, быть пунктуальным не требует никаких навыков, только ответственности.
Вы умеете молчать и слушать и хранить секреты.
Того, что я перечислил, хватит, например, чтобы работать аудитором в крупной фирме с зарплатой 3-4 тысяч долларов. Также, с этими навыками можно открыть стартап по продаже футболок. Еще можно снимать красивые фотки и продавать в интернете за 1 доллар. Еще можно работать доставщиком.
Короче, при желании, всё можно.
Прочитать ещё 59 ответов
Возможно ли переучиться полностью с правши на левшу? Знаете ли Вы таких людей, которые смогли этому научиться? Как такое переучивание влияет на мозг?
Аналитический центр «Мечта Свободы» – dreamfreedom.ru —
политология, общественно…
Насколько мне известно, в советских школах было правило, что писать левой нельзя и всех учащихся переучивали на правую. Наш головной мозг состоит из двух полушарий: правое управляет левой стороной тела, а левое – правой. Эти полушария неравноправны, одно из них является главным. Если более активно левое полушарие – человек становится правшой, если доминантное правое – левшой.
Левое полушарие отвечает за речь, чтение, письмо, логическое и аналитическое мышление. У людей – правшей оно – доминирующее. Левое полушарие у правшей управляет правой рукой и ногой. Правое – левой рукой и ногой. У левшей же – все наоборот. Если у правшей при письме, а также большинстве других осознанных волевых действий нервные импульсы поступают к ведущей руке напрямую из левого полушария, у левшей эти сигналы должны пройти через мост между полушариями – так называемое мозолистое тело. Отсюда речевые задержки и трудности с письмом, которые чаще диагностируются именно у левшей. Для компенсации этого недостатка левши развивают центры речи в правом полушарии. И это в итоге оборачивается преимуществом: левши получают прямой словесный доступ к образной информации, которой оперирует именно правое полушарие. Возможно, поэтому до них лучше доходят шутки. Развивать вторую руку можно, но полностью переучиваться с правши на левшу не получится. Ваша работающая рука (правая) навсегда останется доминирующей. А проблемы и сложности для мозга полным переучиванием Вы себе обеспечите.
Прочитать ещё 2 ответа
Учусь на 3 курсе мед. университета. Учиться разонравилось после появления предмета Пропедевтика внутренних болезней. Стоит ли уходить?
Пропедевтика это пожалуй первый предмет в мед вузе, который даёт понять что есть такое медицина в реалии. Большое заблуждение думать что медицина это белые халаты и вежливые пациенты. Эта профессия связана с болью, страданиями, старыми людьми, с человеческими выделениями, смертью, и другими не очень приятными вещами. У врачей очень тяжелая работа и в физическом и в моральном плане. Не всем такая профессия подходит. Но уходить из меда доучившись до 3 курса, сдав анатомию и преодолев самые трудные первые 2года НЕЛЬЗЯ Ни в коем случае!!! Советую доучиться до конца, получить диплом. С таким дипломом вы всегда сможете наити себя достойное место под солнцем! Кроме того Ваши знания пригодятся для себя, близких, особенно для ваших детей. Удачи Вам!
Прочитать ещё 2 ответа
Я не слишком хорошо училась в школе, но есть очень сильное стремление пойти в мед.вуз… Если сумею поступить, потяну ли я там программу?
Учусь на медика, в свободное время занимаюсь фотографией, люблю настольные игры…
Если у вас появилось стремление — потяните обязательно. Никогда не поздно начать учиться.
Если вы переживаете, что ваше незнание школьных дисциплин вам в этом помешает — в этом есть лишь немного правды. На мой взгляд, тяжело будет только понять курс биохимии (который вы будете изучать на втором году обучения), не зная основ неорганической и органической химии, которые как раз и проходят в школе. Поэтому, если у вас имеются пробелы, лучше восполнить их до поступления.
Биология на первом курсе изучается та же, что в школе, с нуля, но более подробно. В принципе, трудностей не должно возникуть.
По математике, физике требования бывают разные в зависимости от учебного заведения, но скорее всего, никто вас сильно мучить не будет, самое главное посещать занятия и выполнять требования преподавателей.
В остальном, никаких предварительных знаний и умений не требуется, все базовые дисциплины (латынь, анатомия, гистология, физиология и проч.) вы будете осваивать с нуля.
И никогда не давайте вашим прошлым неуспехам заставлять вас в себе сомневаться. Желание и усердие побеждают всё. Удачи!
Прочитать ещё 1 ответ
Постоянно чувствую себя подавленным, усталым, постоянно хочется спать и вообще лень что либо делать. Это состояние сильно мешает учебе, что делать?
9 · 8 ответов · Психология
Нужно ли продолжать обучение в университете, если ненавидишь свою учебу, но мыслей,что делать дальше,нет?
Почему когда я пытаюсь учить английский или понять какой либо материал то начинаю зевать,я утомляюсь и хочу поспать. Это мозг не тренированный или что?
1 · 7 ответов · Здоровье
Как найти себя в жизни, если ты не понимаешь что тебе нравится и чем хочешь заниматься?(заканчиваю ВУЗ и понимаю, что диплом грозит оказаться бесполезным)?
Парень. 23 года. Почему постоянно возникают мысли, что я ничего не добился и не добьюсь? Есть ощущение, что раньше я был даже умнее, а с годами тупею. Мне плохо от таких мыслей.?
4 · 5 ответов · Психология
Источник
АиФ Семейный совет № 6 24/03/2004
Знаете, у кого из школьников чаще всего болит голова? У первоклассников, пятиклассников и выпускников, то есть учеников самых трудных классов. Обычная, банальная головная боль часто является симптомом того, что ребенок испытывает непосильную эмоциональную и учебную нагрузку.
Порочный круг
Медицинский директор Клиники головной боли и вегетативных расстройств академика Вейна, ведущий научный сотрудник НИИ Педиатрии НЦЗД РАМН доктор медицинских наук Павел Леонидович СОКОЛОВ рассказывает, что такую боль врачи называют головной болью напряжения. Она возникает, когда непроизвольно напрягается тонкий мышечный слой, который находится у нас под кожей головы. Боль нарастает постепенно, охватывает всю голову и ощущается как “тупая”, “давящая”, “распирающая” или “сжимающая” наподобие тесной шапки или шлема.
Ее предвестники – тревожность, мнительность, подавленность, плохое настроение.
Боль чаще появляется во второй половине дня, когда ребенок уже устал или пережил неприятную, травмирующую психику ситуацию. И сразу падает работоспособность. Так что если ваше чадо на здоровую голову не справилось с возложенными на него нагрузками, теперь, с больной головой, оно и вовсе их не вытянет.
Получается такая цепочка: нагрузка превышает возможности организма, возникает утомление, а так как обязанностей меньше не становится, утомление превращается в хроническое, начинает болеть голова и падает работоспособность. Теперь с нагрузкой справляться еще сложнее, усиливается стрессовая ситуация (бледными успехами недовольны и открыто высказывают свое недовольство и учителя, и родители), голова болит уже постоянно… В общем, порочный круг.
Терпеть головную боль ребенок не должен. С каждым приступом порог чувствительности будет снижаться и боль станет восприниматься острее. А хроническая головная боль – это изменение характера, усиление депрессивных черт, плохая работоспособность и в конечном счете – невозможность добиться успехов.
Болеутоляющая таблетка, конечно, облегчит сиюминутное состояние, но от причины боли не избавит. К тому же, как это ни парадоксально, при регулярном и бесконтрольном приеме таблеток боль может стать постоянной и будет переноситься еще тяжелее.
Так что, как ни крути, если у ребенка от уроков болит голова, надо его вести к врачу-неврологу.
С чего начать
Хороший врач вам скажет, что есть два пути решения проблемы: первый – оптимизировать нагрузки, второй – с помощью лечения повысить устойчивость организма к стрессам. Но второй путь не имеет смысла, если не будет пройден первый.
Итак, ваш первый шаг:
- 1. Ложиться спать в такое время, чтобы утром просыпаться отдохнувшим, выспавшимся.
2. Все занятия и подготовку к урокам заканчивать за два с половиной часа до сна.
3. Оставшееся время перед сном проводить в спокойных играх (но не на компьютере!), в чтении книг (но не из школьной программы!) или гуляя.
Родители обычно скептически относятся к рекомендациям снизить нагрузки школьника, у которого часто болит голова, упорядочить его режим. Выход кажется уж слишком простым. Однако врачи знают: 7-10 дней такой жизни, когда учеба не вызывает хронического утомления – и у ребенка совсем другое состояние, другой внешний вид и другое отношение к учебе! Эффект от прогулки перед сном равен эффекту от приема двух таблеток, улучшающих обмен в головном мозге.
Учимся расслабляться
Если головные боли сохраняются, пусть и возникают реже, надо делать следующий шаг – приступать к лечению.
В мировой практике принято с эпизодической головной болью напряжения бороться немедикаментозными способами. К ним относятся занятия с психологом (он поможет ребенку снять эмоциональный стресс), а также метод биологической обратной связи. Мы ощущаем боль, но не связываем ее с напряжением мышц головы, и так как это напряжение неосознанное, не знаем, как расслабиться. Однако, когда мышца напряжена, она вырабатывает электрические импульсы, которые можно “поймать”. Если укрепить на голове больного датчик, он передаст электрические импульсы от напряженных мышц к прибору, который преобразует их в звук или в картинку на экране монитора. Теперь по громкости звука или по тому, как быстро порхают бабочки на экране (в программах для детей используются игровые образы), можно понять, насколько сильно напряжены мышцы и болит голова. Осознавая свое напряжение, ребенок под руководством врача учится расслабляться как мышечно, так и эмоционально.
И только когда использованы все немедикаментозные методы, врач может назначить препараты, повышающие умственную и физическую работоспособность организма, его устойчивость к стрессам.
Прямая зависимость
Чем больше у ребенка неврологических проблем – у мамы были сложная беременность, тяжелые роды или он появился на свет в результате кесарева сечения, испытал при рождении гипоксию – тем ниже у него порог утомляемости, тем меньше должна быть учебная и психоэмоциональная нагрузка.
Тревожный симптом
Головная боль может быть симптомом серьезного заболевания. Срочно обратитесь к врачу, если:
Смотрите также:
- Умственная отсталость – не приговор! →
- О чем мечтает сердце подростка →
- Не шалость, а хорея →
Также вам может быть интересно
Источник