Какие анализы сдать ребенку если болит голова

Какие анализы сдать ребенку если болит голова thumbnail

Головные боли напряжения у детей. Обследование детей при головных болях.

1. Эпизодическая головная боль напряжения, по всей видимости, наиболее частый тип головной боли, одинаково протекающий и у детей и у взрослых. Такие головные боли чаще всего появляются утром или вечером и связаны с перегрузкой, физическим перенапряжением или утомлением. Они могут локализоваться в затылочной или лобной областях,, а также быть генерализованными, описываемыми больными как постоянная боль или чувство давления. Прием аналгетиков умеренной силы действия или отдых обычно оказывается эффективным.

2. Хроническая головная боль напряжения имеет схожий характер с эпизодической формой, но беспокоит почти ежедневно (более 180 дней в году). Такие головные боли нечувствительны к стандартному медикаментозному лечению. Они могут быть достаточно интенсивными, препятствующими посещению ребенком школы. Ранее их называли психогенными головными болями, но более правильно рассматривать данное состояние как соматоформное расстройство. Необходимо убедить ребенка отказаться от «роли больного» и всячески стимулировать его нормальную активность. Помочь ребенку справиться с болями позволяет отказ от медикаментов, саморелаксация, поведенческая терапия.

Обследование детей при головных болях

Анамнез. Оценка головных болей включает изучение анамнеза и описание типичных индивидуальных ее проявлений. Необходимо выяснить изменения частоты или интенсивности головных болей, их провоцирующие факторы, время возникновения — сезонное или связанное со временем суток, а также факторы, усугубляющие или облегчающие головные боли. Описание индивидуальных проявлений головной боли должно включать характеристику продромального периода, ауры, локализации и качества болезненных ощущений, связанных с ней симптомов, а также периода после прекращения головной боли. Если у ребенка наблюдается более одного типа головной боли, описание типичной головной боли должно быть получено для каждого из них.

головные боли напряжения

Объективное обследование. Обязательным является полное неврологическое обследование. Боль в проекции синусов, щелчки или слабость связок височно-нижнечелюстного сустава, снижение остроты зрения, шейная лимфаденопатия — важная дополнительная информация, которая может помочь в определении причины заболевания. Должно быть измерено артериальное давление и произведена аускультация черепа для определения краниальных шумов.

Лабораторные исследования. В случаях типичных головных болей необходимо проведение лишь небольшого количества лабораторных исследований. Если головная боль у ребенка наблюдается на фоне повышенной температуры тела, производят исследования, позволяющие определить источник лихорадочного состояния.

1. Если анамнез и осмотр не позволяют с полной уверенностью исключить возможность менингита, должна быть выполнена люмбальная пункция.

2. В случае острой головной боли без повышения температуры тела может быть необходима МРТ головного мозга. Если МРТ не была выполнена, необходимо динамическое наблюдение, чтобы убедиться в отсутствие признаков повышения внутричерепного давления. При хронической головной боли в случае ухудшения или атипичного течения боли, осложненной мигрени, наличии патологических неврологических симптомов необходима нейровизуализация.

3. Ребенку с мигренью и спутанностью сознания или гемиплегической мигренью может быть показана электроэнцефалография.

4. Детям с хроническими головными болями напряжения могут быть показаны обследования у окулиста и отоларинголога. МРТ головного мозга позволит убедить членов семьи в отсутствии опасного для жизни заболевания. Психологическое тестирование может оказаться полезным в выборе адекватного лечения.

– Также рекомендуем “Энурез у детей. Двигательные нарушения детей.”

Оглавление темы “Обследование в неврологии. Детская неврология.”:

1. Полисомнография. Множественный тест латентности сна. Люмбальная пункция.

2. Противопоказания к люмбальной пункции. Осложнения люмбальной пункции.

3. Задержка развития детей. Статическая энцефалопатия. Прогрессирующая умственная отсталость.

4. Обследование при задержке развития детей. Лабораторные исследования при задержке развития детей.

5. Неэпилептиформные пароксизмальные состояния. Обследование при параксизмальном состоянии у детей.

6. Эпизодические двигательные нарушения у детей. Эпизодические сенсорные нарушения у детей.

7. Головные боли у детей. Хронические головные боли у детей.

8. Головные боли напряжения у детей. Обследование детей при головных болях.

9. Энурез у детей. Двигательные нарушения детей.

10. Синдром вялого ребенка. Причины синдрома вялого ребенка.

Читайте также:  Сильно болит голова при сосудистой дистонии

Источник

Повторяющаяся головная боль — один из самых частых симптомов недомогания у школьников. Определить опасность боли и её причину под силу каждому родителю.

Для этого достаточно «отключить» панику и понаблюдать за ребенком. Сложное обследование, МРТ, КТ и госпитализация в больницу — крайние меры, к которым прибегают гораздо чаще, чем требуется на самом деле.

В 90% случаев ребенок, который страдает от головных болей оказывается совершенно здоровым. Причиной может быть унаследованная от родителей особенность кровоснабжения головного мозга или работы нервной системы, — тогда высокие нагрузки, быстрое взросление и переходный возраст приводят к частым болям в голове. Другая причина недомогания — невротическая реакция — когда физическая боль возникает из-за напряжения психики. Например, у детей в младших классах нежелание идти в школу часто сопровождается головной болью в дуэте с болью в животе. Хотя на самом деле и живот, и голова у них в полном порядке.

Только у 10% детей частые боли в голове — вторичные — это сигнал организма о наличии какой-то болезни, которую нужно искать и лечить. Так бывает, например, при скрытом нарушении зрения, осанки или нехватке железа в организме. Признаки вторичных головных болей полезно знать. Опасные для жизни состояния, такие как опухоли, сосудистые аневризмы, менингит тоже в этой группе, но они встречаются крайне редко и имеют очень специфические симптомы, которые трудно не заметить.

Навигация для занятых

Опасные головные боли

Опухоли головного мозга, критические нарушения кровоснабжения, воспалительные процессы и другие опасные для жизни и здоровья состояния имеют характерные черты:

  • головная боль сильная, нарастающая по интенсивности;
  • усиливается при физической нагрузке, кашле, дефекации, крике, мышечном напряжении;
  • тревожный признак — если все время болит одна часть головы.

Как правило, опасная головная боль у детей сопровождается одним или несколькими дополнительными симптомами:

  • высокая температура;
  • судороги;
  • тошнота, рвота, не приносящая облегчения;
  • нарушение зрения, проблемы с речью;
  • головокружение и обмороки;
  • слабость в руке, ноге, шаткость походки.

Такие виды боли наблюдаются у детей очень редко и требуют скорой медицинской помощи.

Усталость

Это самая частая причина головных болей у детей. Отличительные особенности:

  • возникает в конце уроков или в конце дня;
  • если отпустить ребёнка гулять или отвлечь активными играми, боль уходит;
  • в выходные или на каникулах ничего не болит, если, конечно, источник стресса у ребенка — вне дома;
  • голова болит вся целиком, боль ноющая, постоянная;
    ребенок плохо засыпает и беспокойно спит, но утром боль проходит.

Чтобы помочь ребенку, помассируйте кожу головы, мышцы шеи и верхней части спины. Если необходимо дайте обезболивающее. Постарайтесь занять чем-то интересным или просто дайте отдохнуть в тишине. Если боли возникают регулярно, нужно менять режим сна и бодрствования.

Мышечный спазм

Длительное напряжение мышц верхней части спины и шеи может приводить к появлению таких же болей, как от усталости. Так бывает при нарушении осанки у детей, которые:

  • носят тяжелую сумку на одном плече;
  • долго сидят за ноутбуком, компьютером или читают книгу где-нибудь на подоконнике, вжав голову в плечи и согнувшись калачом;
  • не могут ровно сидеть за партой;
  • вынуждены слишком сильно задирать голову вверх, разглядывая доску, или чрезмерно наклоняются к тетради.

Раздев ребенка, можно на ощупь определить болезненное мышечное напряжение справа или слева от позвоночника. Снять головную боль поможет массаж, теплая ванна или душ. Для формирования правильной осанки предложите ребенку занятия в бассейне или другой спортивной секции, где уделяют внимание общей физической подготовке. Если проблему своевременно не решить, круг замкнется: мышечный спазм будет вызывать боль, а боль — провоцировать спазм. Это приведет к стойким нарушениям осанки и постоянным болям в голове.

Мигрень

Причину этого вида боли ученым пока не удалось раскусить. Предполагают, что в деле замешаны половые гормоны, некоторые продукты питания и наследственность. Чаще болеют девочки. Для мигрени есть достаточно четкие диагностические критерии:

  • болит половина головы, но с последующими приступами стороны боли меняются;
  • боль пульсирующего характера: плавно нарастает и стихает;
  • длительность приступа от 1–2 часов и больше;
  • от яркого света и громких звуков становится хуже;
  • часто бывает тошнота, у детей может быть повторная рвота, которая приносит облегчение;
  • до и после приступа выражена слабость и сонливость.

Мигренозная аура у детей бывает редко. Если у ребенка наблюдается несколько признаков из перечисленных, лучше обратиться к врачу: педиатру или неврологу (если у родителей бывают подобные приступы). Не получается самостоятельно снять боль во время приступа — вызывайте скорую помощь.

Читайте также:  На утро болела голова и глаза

Анемия

Снижение уровня гемоглобина в крови может вызывать головные боли, похожие на мигрени, особенно у девочек с началом полового созревания. На что обратить внимание:

  • боль не связана с временем суток, погодой или усталостью;
  • у девочек-подростков чаще возникает к концу менструации;
  • у ребенка бледная кожа, он часто мерзнет, быстро устает;
  • во время физических нагрузок бывает головокружение, тошнота, мушки перед глазами, сердцебиение и одышка;
  • характерно извращение вкусовых и обонятельных предпочтений (нравится вкус земли, запах краски и пр.).

Чтобы подтвердить эту причину головных болей у подростков, достаточно сдать общий анализ крови.

Голод

Низкий уровень сахара в крови может вызывать головную боль. Поэтому причиной недомогания у здорового школьника вполне может быть пропущенный завтрак, скудный обед или слишком поздний ужин. Сопутствующими признаками гипогликемии являются:

  • слабость;
  • головокружение;
  • потливость;
  • агрессивное поведение или плаксивость.

После еды или сладкого чая головная боль быстро проходит. Однако подростки находятся в группе риска по развитию сахарного диабета. Понаблюдайте за ребенком внимательнее, чтобы исключить характерные симптомы. А если есть сомнения, отведите его в поликлинику, чтобы сдать кровь на сахар.

Плохое зрение

В норме ребенок напрягает глаза, когда рассматривает что-то в тетради, и расслабляет, глядя на доску. Если школьнику нужно и то и другое делать с напряжением глазных мышц, у него появляется головная боль. На что обратить внимание:

  • голова болит после письменных предметов или чтения;
  • после сна боль проходит;
  • кроме боли может появится тошнота;
  • ребенок щурится, трет глаза, низко склоняется над книгой, подходит близко к экрану;
  • долго рассматривает написанное на доске, прежде чем дать ответ.

При этом качество зрения некоторое время может оставаться достаточным, чтобы видеть четко, поэтому беглая проверка глаз по таблицам ничего не покажет. Отведите ребенка к хорошему окулисту для полноценной диагностики. Головную боль могут также вызывать неправильно подобранные очки.

Синусит

Воспаление в придаточных пазухах носа обычно сопровождается температурой и насморком. Но у некоторых школьников насморк — перманентное состояние из-за аденоидита и частых простуд, а небольшую температуру можно и не заметить. Поэтому важным критерием синусита становится головная боль. Как распознать:

  • боль локализуется четко в области лба или скуловых костей, может быть только с одной стороны;
  • боль усиливается, если постучать зубами, наклонить голову вниз, попрыгать или похлопать подушечками пальцев по лбу или скулам;
  • заболеванию обычно предшествует простуда.

Здесь нужна помощь ЛОР-врача. Оставлять синусит на самотек нельзя, так как возможны гнойные осложнения.

Дистония нервной системы

Для возраста 10–14 лет свойственны временные расстройства процессов возбуждения и торможения в вегетативном отделе нервной системы, который регулирует тонус сосудов и другие функции внутренних органов. Вегетативная дистония считается одной из причин нарушения венозного оттока из сосудов головного мозга, что вызывает головные боли у школьников. Как отличить этот тип боли:

  • характерна метеозависимость;
  • ребенок часто краснеет от волнения;
  • если пальцем чиркнуть по коже, долго сохраняются белые или красные полосы;
  • руки и ноги холодные, сильно потеют;
  • при резком подъеме с кровати кружится голова;
  • разница между частотой пульса в положении лежа и стоя более 15–20 ударов;
  • входят в привычку «тоскливые» вздохи;
  • ребенок чувствительный и эмоциональный.

Для такого школьника важно соблюдать режим дня, чаще бывать на улице, больше двигаться. От боли в голове также помогает массаж, отвлекающие методы, обычные анальгетики. Долгоиграющий эффект будет от закаливания и регулярного посещения спортивных секций.

Таким образом, головная боль у детей и подростков обычно не является поводом для серьезного беспокойства. Это не значит, что жалобы ребенка нужно игнорировать, ведь боль может быть сильной и мучительной. Однако проблема обычно решается коррекцией образа жизни и симптоматическим приемом анальгетиков: парацетамола или ибупрофена в возрастных дозировках. Только в редких нужна серьезная диагностика и лечение.

Хороший детский врач — большая удача! Найти его можно с помощью сервиса «Напоправку». У нас записаться на прием к детским врачам любой специализации можно, не выходя из дома.

Источник

Лабораторные исследования при головной боли. Необходимые анализы при головной боли.

Лабораторные исследования необходимо проводить любому пациенту с подозрением на вторичную головную боль. Не существует лабораторных тестов, способных идентифицировать больных с первичной головной болью.

Общий анализ крови (OAK). Лейкоцитоз характерен для инфекции; выраженный лейкоцитоз наблюдается при лейкемии, которая может вызвать головную боль при наличии карциноматозного менингита или окклюзии церебральных вен. Лейкопения сопровождает СПИД. Анемия может развиваться у пациентов со злокачественным новообразованием или гигантоклеточным артериитом. Она может также быть связана с состоянием сниженного кровотока, ведущего к тромбозу церебральных вен.

Читайте также:  Что принимать когда сильно болит голова

Эссенциальная тромбоцитемия — это состояние гиперкоагуляции, которое приводит к венозной окклюзии мозга и, в результате, к головной боли.

Биохимический анализ крови. Почечная недостаточность может сопровождаться головной болью. Показатели функции почек и печени могут меняться в зависимости от последнего приема лекарств, их необходимо также учитывать при выборе медикаментозных средств для последующего лечения. В целом, отклонения в биохимических анализах сыворотки крови могут явиться ключом к разгадке генерализованного патологического процесса, способного вызвать головную боль.

анализы при головной боли

Скорость оседания эритроцитов (СОЭ) и С-реактивный белок (СРБ) являются показателями, которые необходимо определить в первую очередь при подозрении на гигантоклеточный артериит. У здоровых пожилых людей часто наблюдается умеренное увеличение СОЭ (до 50 мм/ч). Изменения как СОЭ, так и СРБ неспецифичны; увеличение может наблюдаться у больных с инфекцией, воспалительным заболеванием или злокачественным новообразованием. Тем не менее, значительное увеличение СОЭ или любое повышение СРБ у пациентов старше 50 лет, которых впервые стали беспокоить головные боли, должно подсказать врачу необходимость назначения больших доз стероидов и биопсии височной артерии.

Увеличенное протромбиновое время (ПВ) и частичное тромбопластиновое время (ЧТВ) может быть свидетельством наличия геморрагического диатеза, приводящего к внутричерепному кровоизлиянию и головной боли.

Показатели функции щитовидной железы. Заболевание щитовидной железы может привести к головной боли, являясь триггером мигрени или вызывая головную боль с помощью других механизмов.

Профиль гиперкоагуляции должен определяться у всех пациентов с подозрением на тромбоз церебральных вен и у всех больных моложе 50 лет с подозрением на ТИА (впервые появившаяся головная боль с преходящим неврологическим дефицитом). В дополнение к OAK, ПВ и ЧТВ, в минимальный перечень обязательных анализов должны быть включены тесты на фибриноген, протеин С, протеин S (общий и свободный), антитромбин III, волчаночный антикоагулянт и антикардиолипиновые антитела (IgG и IgM). Если число тромбоцитов отличается от нормы, должны быть исследованы их функции.

Газовый состав артериальной крови. Головную боль может вызвать гипоксия; при наличии клинических показаний должен быть определен газовый состав артериальной крови.

Скрининг лекарств. С приемом симпатомиметиков, таких как кокаин и амфетамины, могут быть связаны внутричерепное кровоизлияние или ишемия мозга и возникающая в результате головная боль. Токсическое действие салицилатов может привести к диффузному отеку мозга с нарастающей головной болью. Прием чрезмерных доз аналгетиков, запрещенных к реализации лекарств или наркотиков, может вызвать хроническую «рикошетную» головную боль или острую головную боль, которые требуют врачебного вмешательства.

Исследование мочи может выявить нефротический синдром (который может сочетаться с состоянием гиперкоагуляции и возникающим в результате тромбозом церебральных вен), признаки инфекции (микроорганизмы и лейкоциты), признаки периферической эмболии (подсчет эритроцитов) или приема наркотических или аналгетических препаратов.

– Также рекомендуем “Инструментальные методы исследования при головной боли. Рентгенологические методы обследования при головной боли.”

Оглавление темы “Диагностика нарушений речи. Диагностика головной боли.”:

1. Дисфагии при остро развивающейся неврологической патологии. Дисфагия при инсульте и черепно-мозговой травме.

2. Дизартрия. Нарушение речи. Речевая система в норме.

3. Нарушения речевой системы. Нарушения фонации. Нарушения резонанса.

4. Нарушения артикуляции. Нарушения просодии. Обследование больного при нарушениях речи.

5. Оценка артикуляции и просодии речи. Дифференциальный диагноз нарушения речи.

6. Острая головная боль. Причины острой головной боли.

7. Характеристики головной боли. Симптомы сопутствующие головной боли.

8. Семейный анамнез головной боли. Обследование больного с головной болью.

9. Лабораторные исследования при головной боли. Необходимые анализы при головной боли.

10. Инструментальные методы исследования при головной боли. Рентгенологические методы обследования при головной боли.

Источник