Когда я прихожу из школы у меня болит голова

Когда я прихожу из школы у меня болит голова thumbnail

Головная боль очень частая причина обращения к неврологу. Головные боли бывают у взрослых и детей. У детей головные боли чаще всего возникают в период, когда они начинают учиться в школе. И максимальное обращение к неврологу (из личного опыта) составляет в возрасте 10 – 12 лет. Когда ко мне на приём приходят родители с детьми дошкольного возраста с жалобами на головные боли, я сразу настораживаюсь. Головные боли у детей дошкольного возраста, особенно головные боли с рвотой требуют исключения повышения внутричерепного давления, объёмного процесса (опухоли головного мозга). Хотя мигрени могут наблюдаться и у детей дошкольного возраста (тоже могут быть головные боли с рвотой), но значительно реже, чем в старшей возрастной группе. Тема головных болей у детей обширная. Я остановлюсь на головных болях у школьников, точнее на головных болях напряжения (ГБН), так как они чаще возникают.

Характеристика головных болей

У школьников головные боли могут вызываться разными причинами, разными заболеваниями. Однако наиболее частыми причинами головных болей у школьников являются головные боли напряжения, около 80%. Конечно у школьников бывают и мигренозные головные боли и другие заболевания, характеризующиеся головными болями. Естественно у детей не совершенные адаптивные механизмы организма, и особенно часто выявляется определённая незрелость вегетативной нервной системы. Признаки вегетативной дисфункции – метеозависимость (реагирование на погоду), повышенная потливость, колебания температуры тела, холодные руки и др. симптомы наблюдается у детей достаточно часто. Вегетативная дисфункция у школьников усугубляет головные боли при ГБН.

Головная боль напряжения возникает у 30 – 40% школьников в период 7 – 17 лет. ГБН у школьников чаще локализуется в теменной и височных областях. Хотя могут наблюдаться и в затылочной области, но реже. При головной боли напряжения рвоты нет. ГБН чаще возникают после нагрузок. После психоэмоциональных и физических нагрузок. Такие головные боли появляются в школе или к вечеру. И в выходные дни, а особенно когда проходят какие-либо каникулы, дети не жалуются на головные боли. Это не значит, что дети симулируют. Просто действительно головные боли у них возникают при нагрузках. С одной стороны в школе требуют выполнения определённых дел, а с другой стороны требуют родители выполнения заданий. У детей, у которых ГБН, чаще определяются определённые черты личности: напряжённость, тревожность. Такие головные боли могут возникать у очень ответственных детей, которые боятся опоздать в школу, получить неудовлетворительную оценку в школе, болезненно относятся к замечанию со стороны учителей и родителей. Ухудшает ситуацию, когда ребёнка загружают несколькими занятиями в секциях или кружках. В последние годы жизнь становится очень интенсивной, растут скорости во всём. Растут требования, повышается уровень информации, и требования к знаниям увеличиваются с первых классов школы. Кто-то может выдерживать такой ритм, и такие нагрузки, а кто-то не может. Это является первой причиной развития головных болей напряжения – психоэмоциональная.

Второй причиной развития ГБН является напряжение мышц шеи и мышц черепа. Такие мышечные напряжения могут возникнуть от длительного положения за партой, дома за столом, особенно когда дети длительное время проводят за компьютером. И очень плохо, когда расположение за столом в неправильной позе.

Диагностика головных болей напряжения

Диагностика таких головных болей не вызывает сложностей у опытного врача. Начиная с расспроса ребёнка и его родителей о появлении головных болей, где они локализуются, чем характеризуются, когда возникают и чем провоцируются, можно определить какие возможно у ребёнка причины развития головных болей. Затем невролог осматривает ребёнка и назначает дополнительное обследование. Арсенал обследования в неврологии в настоящее время обширен. Невролог после осмотра ребёнка назначит необходимое обследование. Однако, что желательно провести всем детям с такими головными болями – это ультразвуковое исследование сосудов шеи (УЗДГ сосудов шеи).

Лечение головных болей напряжения

Лечение ГБН у детей несколько отличается от лечения таких головных болей у взрослых. Что нужно делать:

  • Улучшить психоэмоциональную обстановку в семье и в школе. 
  • Постараться выявить психотравмирующие ситуации в школе и дома и по возможности устранить их. 
  • Если ребёнку тяжело и трудно посещать несколько секций и кружков, возможно, что-то прекратить посещать. Обычно на приёме спрашивают у ребёнка: «Вот ты занимаешься в секциях и кружках, и что из этого тебе не нравится?». Если ребёнок говорит, что ему не нравится посещать определённые секции или кружки, рекомендуют родителям подумать, и возможно прекратить там заниматься.
  • Возможно у ребёнка какие-то напряжённые ситуации в коллективе или с конкретным ребёнком, тогда постараться разрешить эту ситуацию.
  • Соблюдение режима сна и питания. Необходимо чтобы ребёнок высыпался, чтобы он имел время отдохнуть. Тут есть определённые сложности. Все знают типы людей «совы» и «жаворонки». Так вот, в большинстве детей начальной школы «жаворонки» – они рано ложатся и рано встают без особых проблем. А с возрастом, когда ребёнок становится подростком, у него биологические часы очень часто меняются и подростки из «жаворонков» становятся «совами». Поэтому подростков очень сложно вечером уложить спать. Они могут длительное время играть в компьютере и ночью тоже. И не идут ложиться спать, говоря, что не хотят или не могут, а утром их очень сложно поднять. 
  • При умственной работе клеткам головного мозга необходима глюкоза, как энергетический материал. И если ребёнок голодный, то это тоже может провоцировать головные боли. И в тоже время желательно исключить из рациона детей продукты с содержанием кофеина. 
  • Важно чередование умственной и физической работы, занятия спортом и важно чтобы ребёнок не сидел длительно за компьютером в вынужденной позе.
  • Правильная мебель для занятий и дома и в школе.
  • Массаж шейно-воротниковой области и головы. Гимнастика, включающая в себя элементы пост изометрической релаксации.
  • При необходимости занятия с психологом, проведение аутотренинга и методик на основании биологической обратной связи.
  • Медикаментозное лечение.

Профилактика головных болей напряжения

Профилактика лежит в оптимизации труда и отдыха, рабочего места ребёнка. Поэтому первые три пункта лечения, можно рекомендовать и как профилактика ГБН. Хорошо проводить гимнастику, плавание. Избегать психотравмирующих ситуаций.
Будьте здоровы !
Запись к неврологу клиники “Доктор лор” кандидату медицинских наук – Юлии Эдуардовне Макушкиной по телефону 45-05 -45,56-56-01.
Пр.Строителей,10
Официальный сайт 
https://www.clinic-doctorlor.ru/
Группа вконтакте 
https://vk.com/doctorlor_uu

Необходима консультация специалиста

Автор: Реклама INFPOL.RU

Источник

Автор статьи Игорь Воронов – невролог, кандидат медицинских наук.

Головная боль очень частая причина обращения к неврологу. Головные боли бывают у взрослых и детей. У детей головные боли чаще всего возникают в период, когда они начинают учиться в школе. И максимальное обращение к неврологу (из личного опыта) составляет в возрасте 10 – 12 лет. Когда ко мне на приём приходят родители с детьми дошкольного возраста с жалобами на головные боли, я сразу настораживаюсь. Головные боли у детей дошкольного возраста, особенно головные боли с рвотой требуют исключения повышения внутричерепного давления, объёмного процесса (опухоли головного мозга). Хотя мигрени могут наблюдаться и у детей дошкольного возраста (тоже могут быть головные боли с рвотой), но значительно реже, чем в старшей возрастной группе. Тема головных болей у детей обширная.

Характеристика головных болей.

У школьников головные боли могут вызываться разными причинами, разными заболеваниями. Однако наиболее частыми причинами головных болей у школьников являются головные боли напряжения, около 80%. Конечно, у школьников бывают и мигренозные головные боли и другие заболевания, характеризующиеся головными болями. Естественно, у детей не совершенные адаптивные механизмы организма, и особенно часто выявляется определённая незрелость вегетативной нервной системы. Признаки вегетативной дисфункции – метеозависимость (реагирование на погоду), повышенная потливость, колебания температуры тела, холодные руки и др. симптомы наблюдается у детей достаточно часто. Вегетативная дисфункция у школьников усугубляет головные боли при ГБН.

Головная боль напряжения возникает у 30 – 40% школьников в период 7 – 17 лет. ГБН у школьников чаще локализуется в теменной и височных областях. Хотя могут наблюдаться и в затылочной области, но реже. При головной боли напряжения рвоты нет. ГБН чаще возникают после нагрузок. После психоэмоциональных и физических нагрузок. Такие головные боли появляются в школе или к вечеру. И в выходные дни, а особенно когда проходят какие-либо каникулы, дети не жалуются на головные боли. Это не значит, что дети симулируют. Просто действительно головные боли у них возникают при нагрузках. С одной стороны в школе требуют выполнения определённых дел, а с другой стороны требуют родители выполнения заданий. У детей, у которых ГБН, чаще определяются определённые черты личности: напряжённость, тревожность. Такие головные боли могут возникать у очень ответственных детей, которые боятся опоздать в школу, получить неудовлетворительную оценку в школе, болезненно относятся к замечанию со стороны учителей и родителей. Ухудшает ситуацию загруженность ребёнка множеством занятий в секциях или кружках. В последние годы жизнь становится очень интенсивной, растут скорости во всём. Растут требования, повышается уровень информации, и требования к знаниям увеличиваются с первых классов школы. Кто-то может выдерживать такой ритм, и такие нагрузки, а кто-то не может. Это является первой причиной развития головных болей напряжения – психоэмоциональная.

Второй причиной развития ГБН является напряжение мышц шеи и мышц черепа. Такие мышечные напряжения могут возникнуть от длительного положения за партой, дома за столом, особенно когда дети длительное время проводят за компьютером. И очень плохо, когда расположение за столом в неправильной позе.

Диагностика головных болей напряжения.

Диагностика таких головных болей не вызывает сложностей у опытного врача. Начиная с расспроса ребёнка и его родителей о появлении головных болей, где они локализуются, чем характеризуются, когда возникают и чем провоцируются, можно определить какие возможно у ребёнка причины развития головных болей. Затем невролог осматривает ребёнка и назначает дополнительное обследование. Арсенал обследования в неврологии в настоящее время обширен. Невролог после осмотра ребёнка назначит необходимое обследование. Однако, что желательно провести всем детям с такими головными болями – это ультразвуковое исследование сосудов шеи (УЗДГ, дуплексное или триплексное сканирование сосудов шеи).

Лечение головных болей напряжения.

Лечение ГБН у детей несколько отличается от лечения таких головных болей у взрослых. Что нужно делать:

1. Улучшить психоэмоциональную обстановку в семье и в школе. Постараться выявить психотравмирующие ситуации в школе и дома и по возможности устранить их. Если ребёнку тяжело и трудно посещать несколько секций и кружков, возможно, что-то надо отменить. Обычно на приёме я спрашиваю у ребёнка: «Вот ты занимаешься в секциях и кружках, и что из этого тебе не нравится?». Если ребёнок говорит, что ему не нравится посещать определённые секции или кружки, я рекомендую родителям подумать, и возможно прекратить там заниматься. Возможно, у ребёнка какие-то напряжённые ситуации в коллективе или с конкретным ребёнком, тогда постараться разрешить эту ситуацию.

2. Соблюдение режима сна и питания. Необходимо чтобы ребёнок высыпался, чтобы он имел время отдохнуть. Тут есть определённые сложности. Все знают типы людей «совы» и «жаворонки». Так вот, в большинстве детей начальной школы «жаворонки» – они рано ложатся и рано встают без особых проблем. А с возрастом, когда ребёнок становится подростком, у него биологические часы очень часто меняются и подростки из «жаворонков» становятся «совами». Поэтому подростков очень сложно вечером уложить спать. Они могут длительное время играть в компьютере и ночью тоже. И не идут ложиться спать, говоря, что не хотят или не могут, а утром их очень сложно поднять. Мне как-то встречалась иностранная статья, где было указано на эту особенность тинэйджеров и даже рекомендовалось детям 13 – 17 лет начинать учиться в школе с 11 часов. Но, в России это невыполнимо, и надо следить, чтобы подростки высыпались и вовремя принимали пищу. При умственной работе клеткам головного мозга необходима глюкоза, как энергетический материал. И если ребёнок голодный, то это тоже может провоцировать головные боли. И в тоже время желательно исключить из рациона детей продукты с содержанием кофеина. Важно чередование умственной и физической работы, занятия спортом и важно чтобы ребёнок не сидел длительно за компьютером в вынужденной позе.

3. Правильная мебель для занятий и дома и в школе.

4. Массаж шейно-воротниковой области и головы. Гимнастика, включающая в себя элементы пост изометрической релаксации.

5. При необходимости занятия с психологом, проведение аутотренинга и методик на основании биологической обратной связи.

6. Медикаментозное лечение. Хорошо себя зарекомендовали препараты с содержанием микроэлементов магния, витамина В6, назначение антитревожных средств (однако, надо учитывать, что ребёнку необходимо учиться и затормаживать его реакции не стоит). В определённых случаях назначаются другие медикаменты по рекомендации невролога.

Профилактика головных болей напряжения

Профилактика лежит в оптимизации труда и отдыха, рабочего места ребёнка. Поэтому первые три пункта лечения, можно рекомендовать и как профилактика ГБН. Хорошо проводить гимнастику, плавание. Избегать психотравмирующих ситуаций.

Источник

Áóäü çäîðîâ!

Åëåíà Ïàðöàëèñ
Ãîëîâà áîëèò

Íà ôîòî: Òàòüÿíêà, ã. Áàêó

“Òû ïî÷åìó çà óðîêè íå ñàäèøüñÿ?” – “Ãîëîâà áîëèò”.
“Èðèíà Èâàíîâíà, ìîæíî, ÿ ñ ìàòåìàòèêè äîìîé óéäó?” – “×òî ñëó÷èëîñü?” – “Ó ìåíÿ î÷åíü ãîëîâà áîëèò…”
Ðîäèòåëè è ó÷èòåëÿ ÷àñòî ñëûøàò ïîäîáíûå æàëîáû. Êàçàëîñü áû, ÷åãî ïðîùå – äàòü òàáëåòêó, è ÷åðåç ïîë÷àñà âñ¸ ïðîéäåò. Íî âðà÷è çíàþò, ÷òî äåëî íå â ãîëîâíîé áîëè ñàìîé ïî ñåáå. Îíà – çíàê, èëè, êàê ãîâîðÿò ìåäèêè, ñèìïòîì, ñàìûõ ðàçíûõ çàáîëåâàíèé è ïàòîëîãè÷åñêèõ ñîñòîÿíèé. È çà÷àñòóþ – åäèíñòâåííûé ñèìïòîì, îñîáåííî íà ïåðâûõ ïîðàõ. Åñëè ñèëüíàÿ ãîëîâíàÿ áîëü ÷àñòî ïîâòîðÿåòñÿ, ñîïðîâîæäàåòñÿ òîøíîòîé, îáùåé ñëàáîñòüþ, àïàòèåé, çàìåòíûì ñíèæåíèåì ñïîñîáíîñòè ïðîäóêòèâíî çàíèìàòüñÿ, – ýòî òðåáóåò íå òîëüêî áûñòðîé ïîìîùè âðà÷à, íî è óãëóáëåííîãî îáñëåäîâàíèÿ, – èíà÷å íåëüçÿ óñòàíîâèòü, ÷åì æå ãîëîâíàÿ áîëü ïîðîæäàåòñÿ, è íàçíà÷èòü ñîîòâåòñòâóþùåå ëå÷åíèå..
Êàêîâû íàèáîëåå ðàñïðîñòðàíåííûå ïðè÷èíû ãîëîâíûõ áîëåé ó äåòåé?
Ó èíîãî ðåáåíêà âåñü äåíü ðàñïèñàí ÷óòü ëè íå ïî ìèíóòàì: ñ óòðà øêîëà, ïîñëå íåå – çàíÿòèÿ â ñïîðòèâíîé ñåêöèè, èëè â ìóçûêàëüíîì êðóæêå, èëè íà êóðñàõ èíîñòðàííîãî ÿçûêà; à âåäü åùå íàäî óñïåòü âûïîëíèòü äîìàøíèå çàäàíèÿ íà çàâòðà! Ðîäèòåëè ñ÷èòàþò, ÷òî ïîäîáíàÿ íàãðóçêà âïîëíå åìó ïî ñèëàì: îí è â øêîëå óñïåâàåò, è ñî âñåì îñòàëüíûì óñïåøíî ñïðàâëÿåòñÿ. Íî óæå ÷åðåç äâà-òðè ìåñÿöà ïîñëå íà÷àëà ó÷åáíîãî ãîäà îíè çàìå÷àþò: ðåáåíîê êàêîé-òî áëåäíûé, ó íåãî ñèíÿêè ïîä ãëàçàìè, âçãëÿä íåâåñåëûé, çàíÿòèÿ, â òîì ÷èñëå è øêîëüíûå, íå âûçûâàþò ó íåãî ýíòóçèàçìà.
Íàäî ñêàçàòü, ÷òî áîëüøèíñòâî äîïîëíèòåëüíûõ íàãðóçîê ðîäèòåëè âçâàëèâàþò íà ðåáåíêà ïî ñâîåìó óñìîòðåíèþ, íå ïîèíòåðåñîâàâøèñü, õî÷åò ëè îí èõ è ãîòîâ ëè ê íèì. À âåäü åùå õðóïêèé äåòñêèé îðãàíèçì ñèëüíûõ ïåðåãðóçîê ìîæåò è íå âûíåñòè. Êàê ñëåäñòâèå ê íîÿáðþ âîçíèêàþò ãîëîâíûå áîëè – ñíà÷àëà ýïèçîäè÷åñêèå, â äíè íàèáîëüøèõ íàãðóçîê, à çàòåì ïðàêòè÷åñêè åæåäíåâíûå. Îáû÷íî ðîäèòåëè ïðåäëàãàþò ðåáåíêó îòêàçàòüñÿ îò çàíÿòèé ñïîðòîì, ëèøàÿ åãî âîçìîæíîñòè ïåðåêëþ÷èòüñÿ ñ óìñòâåííîé äåÿòåëüíîñòè íà ôèçè÷åñêóþ è äàòü íåðâíîé ñèñòåìå îòäîõíóòü. À íóæíî äðóãîå – òùàòåëüíî ðàçîáðàòüñÿ ñ íàãðóçêàìè ðåáåíêà è âûáðàòü òàêîé ðåæèì, ïðè êîòîðîì â îäèí è òîò æå äåíü îäíîòèïíûå çàíÿòèÿ íå áóäóò ñî÷åòàòüñÿ.
Íî âåäü áûâàåò è òàê: ðåáåíîê âîçâðàùàåòñÿ èç øêîëû äîìîé, åìó íèêóäà íå íóæíî ñïåøèòü – íèêàêèõ äîïîëíèòåëüíûõ çàíÿòèé, êðóæêîâ, ñåêöèé ó íåãî íåò. È âîò âåñü îñòàâøèéñÿ äåíü è âåñü âå÷åð îí ñèäèò â äóøíîé êîìíàòå ó òåëåâèçîðà èëè ñ êíèæêîé íà äèâàíå. Ïîñòåïåííî ýòîò ñòèëü ïîâåäåíèÿ, êîãäà ðåçêî îãðàíè÷åíû ôèçè÷åñêèå äâèæåíèÿ è ëåãêèì íå õâàòàåò êèñëîðîäà, ïðèâîäèò ê òîìó, ÷òî ïîÿâëÿþòñÿ ãîëîâíûå áîëè. Îáû÷íàÿ ðåàêöèÿ ðîäèòåëåé – äàòü ðåáåíêó òàáëåòêó öèòðàìîíà èëè àíàëüãèíà è ïðåäëîæèòü åìó ïîëåæàòü. À åìó íàäî áû ïîèãðàòü, ïîáåãàòü íà óëèöå, ïîäûøàòü ñâåæèì âîçäóõîì – è ãîëîâíàÿ áîëü îòñòóïèò.
Âåäü øêîëüíûå ïåðåìåíû äëÿ òîãî, â ÷àñòíîñòè, óñòðàèâàþòñÿ, ÷òîáû êëàññû ïðîâåòðèòü è äàòü äåòÿì âîçìîæíîñòü ïîäâèãàòüñÿ. Ê ñîæàëåíèþ, â øêîëàõ ïîðîé áûòóåò óáåæäåíèå, ÷òî çâîíîê íà óðîê çâåíèò äëÿ ó÷åíèêà, à ñ óðîêà – äëÿ ó÷èòåëÿ: òîò ñ÷èòàåò ñåáÿ âïðàâå çàäåðæàòü êëàññ íà âñþ ïåðåìåíó. Ïðîñèäåâ â òàêîì ñëó÷àå äâà óðîêà ïðàêòè÷åñêè áåç ïåðåðûâà, äåòè ê êîíöó âòîðîãî óðîêà ðèñêóþò ïî÷óâñòâîâàòü ãîëîâíóþ áîëü.
Êñòàòè (à âåðíåå íåêñòàòè), ìû, âçðîñëûå, îñîáåííî ÷àñòî ñòðàäàåì èìåííî îò òàêîé ãîëîâíîé áîëè – ðàáîòà îäíîîáðàçíà è ìàëîïîäâèæíà, ñâåæåãî âîçäóõà íå õâàòàåò. Âìåñòî òîãî, ÷òîáû êàæäûé âå÷åð ñèäåòü ïåðåä òåëåâèçîðîì, ïîãóëÿéòå õîòÿ áû ÷àñîê íà ñâåæåì âîçäóõå. È, êîíå÷íî, âîçüìèòå ñ ñîáîé ðåáåíêà; äàæå åñëè îí åùå íå âñå óðîêè ñäåëàë, ïîñëå ïðîãóëêè îí ñïðàâèòñÿ ñ íèìè ëåã÷å è áûñòðåå.
 ïîñëåäíèå ãîäû ó äåòåé âñå ÷àùå íàáëþäàåòñÿ ïîâûøåííîå àðòåðèàëüíîå äàâëåíèå.  òàêîì ñëó÷àå ãîëîâíîé áîëè ìîãóò ñîïóòñòâîâàòü òîøíîòà, îùóùåíèå çàëîæåííîñòè óøåé, òÿæåñòè â ãîëîâå; êîæà ëèöà ñòàíîâèòñÿ ÿðêî-ðîçîâîé, äàæå êðàñíîâàòîé, ïóëüñ – ÷àñòûì. Åñëè ðåáåíîê æàëóåòñÿ íà ãîëîâíóþ áîëü ÷àñòî, íàäî âûÿñíèòü, êàê ó íåãî äåëà ñ äàâëåíèåì. Ñòîéêîå ïîâûøåíèå äàâëåíèÿ (è íå òîëüêî ïðè ãîëîâíîé áîëè) ìîæåò îêàçàòüñÿ ïðèçíàêîì ðàçâèòèÿ ãèïåðòîíè÷åñêîé áîëåçíè, ÷òî òðåáóåò îáÿçàòåëüíîãî íàáëþäåíèÿ âðà÷à è ñïåöèàëüíîé òåðàïèè. Îáåçáîëèâàþùèå ïðåïàðàòû ñàìè ïî ñåáå íå ïîìîãóò ñïðàâèòüñÿ ñ áîëåçíüþ; îíà ìîæåò îñëîæíèòüñÿ ïèêîâûì ïîäúåìîì àðòåðèàëüíîãî äàâëåíèÿ – ãèïåðòîíè÷åñêèì êðèçîì, à â òÿæåëûõ ñëó÷àÿõ ïðèâåñòè ê íàðóøåíèþ ìîçãîâîãî êðîâîîáðàùåíèÿ (÷èñëî äåòñêèõ èíñóëüòîâ â ïîñëåäíåå âðåìÿ çíà÷èòåëüíî óâåëè÷èëîñü).
Ñèëüíûå ãîëîâíûå áîëè ìîãóò áûòü è ïðèçíàêîì ñóùåñòâåííîãî ïîíèæåíèÿ äàâëåíèÿ – àðòåðèàëüíîé ãèïîòîíèè. Îñîáåííî ÷àñòî îíà íàáëþäàåòñÿ âî âðåìÿ ïîëîâîãî ñîçðåâàíèÿ (â ïóáåðòàòå) ó äåâî÷åê, íî è ó ìàëü÷èêîâ òîæå âñòðå÷àåòñÿ. Ïðè ïîíèæåííîì äàâëåíèè ðåáåíêà ïîäòàøíèâàåò, â ãëàçàõ ó íåãî òåìíååò, çà÷àñòóþ âîçìîæíû ãîëîâîêðóæåíèÿ è äàæå êðàòêîâðåìåííûå îáìîðîêè.  òàêèõ ñëó÷àÿõ íàäî õîðîøåíüêî ïðîâåòðèòü êîìíàòó, íàïîèòü ðåáåíêà êðåïêèì ÷àåì ñ ñàõàðîì è íåïðåìåííî îáðàòèòüñÿ ê âðà÷ó.
Íåêîòîðûõ äåòåé ãîëîâíûå áîëè áåñïîêîÿò ïðè ïåðåìåíå ïîãîäû, ïåðåä äîæäåì, â ïàñìóðíóþ ïîãîäó, ïðè ñèëüíîì âåòðå (èëè ïåðåä òåì, êàê åìó ïîäíÿòüñÿ), ïðè ñèëüíîì ïîõîëîäàíèè, â ñëó÷àå ãåîìàãíèòíûõ àíîìàëèé (î íèõ òåïåðü ñòàëè ñîîáùàòü â ñâîäêàõ ïîãîäû). Ó òàêèõ äåòåé ãîëîâíûå áîëè áûâàþò îñîáåííî èíòåíñèâíûìè îñåíüþ è âåñíîé è îòìå÷àþòñÿ, êàê ïðàâèëî, óæå ñ ðàííåãî äåòñòâà. Îíè íå îñîáî ïîääàþòñÿ ñèìïòîìàòè÷åñêîé òåðàïèè, ÷àñòî ñîïðîâîæäàþòñÿ òîøíîòîé è ðâîòîé (êîãäà áîëü îñîáåííî ñèëüíà). Ïðè ýòîì ïîêàçàòåëè àðòåðèàëüíîãî äàâëåíèÿ ìîãóò ëåæàòü â ïðåäåëàõ íîðìàëüíûõ ôèçèîëîãè÷åñêèõ êîëåáàíèé.  òàêèõ ñëó÷àÿõ íåîáõîäèìî íå ïðîñòî îáðàòèòüñÿ ê ó÷àñòêîâîìó ïåäèàòðó, íî ïðîéòè äîïîëíèòåëüíîå îáñëåäîâàíèå. Âîçìîæíî, ó ðåáåíêà ïîâûøåíî âíóòðè÷åðåïíîå äàâëåíèå. ×åì ðàíüøå îíî äèàãíîñòèðóåòñÿ, òåì áûñòðåå è óñïåøíåå èçëå÷èâàåòñÿ.
Ïðèñòóïû ãîëîâíîé áîëè, íå ñíèìàåìîé äàæå ñèëüíûìè îáåçáîëèâàþùèìè ïðåïàðàòàìè, – ìèãðåíè – ìîãóò íàáëþäàòüñÿ â ñåìüå â íåñêîëüêèõ ïîêîëåíèÿõ. Òàê, ó îäíîé íàøåé þíîé ïàöèåíòêè ìèãðåíè â ñåìüå íàáëþäàëèñü ó áàáóøêè, ìàìû è ñòàðøåé ñåñòðû. Ìàìà äåâî÷êè ïîíà÷àëó äàæå ñëûøàòü íå õîòåëà î ëå÷åíèè, ïîñêîëüêó, ïî åå ìíåíèþ, “âñå ðàâíî íè÷åãî íå ïîìîæåò”. Êàêîâî æå áûëî åå óäèâëåíèå, êîãäà ïîñëå ïðîâåäåííîé êóðñîâîé òåðàïèè ó äåâî÷êè â òå÷åíèå íåñêîëüêèõ ìåñÿöåâ íå áûëî íè îäíîãî ïðèñòóïà ãîëîâíîé áîëè.
 ñëó÷àå ïðèñòóïà ìèãðåíè ðåáåíêó íåîáõîäèìî â êà÷åñòâå ýêñòðåííîé ïîìîùè äàòü ñïàçìîëèòè÷åñêîå áîëåóòîëÿþùåå ñðåäñòâî è óëîæèòü ïîñïàòü â ïðåäâàðèòåëüíî ïðîâåòðåííóþ òåìíóþ êîìíàòó. Åñëè íà ñëåäóþùåå óòðî ñëàáîñòü ñîõðàíèòñÿ, íåîáõîäèìî âûçâàòü âðà÷à è îñâîáîäèòü â ýòîò äåíü ðåáåíêà îò çàíÿòèé.
Ó äåâî÷åê â ïóáåðòàòíîì âîçðàñòå ïðèñòóïû ìèãðåíè ìîãóò âîçíèêàòü åæåìåñÿ÷íî. Òóò íåîáõîäèìî ïîñîâåòîâàòüñÿ ñ äåòñêèì ãèíåêîëîãîì.
Çà÷àñòóþ ãîëîâíàÿ áîëü íàáëþäàåòñÿ ó äåòåé, ïåðåíåñøèõ ÷åðåïíî-ìîçãîâûå òðàâìû ðàçëè÷íîé òÿæåñòè – îò ëåãêîãî ñîòðÿñåíèÿ ìîçãà äî îòêðûòûõ ïåðåëîìîâ ÷åðåïà èëè óøèáîâ ìîçãà. Ïðè ýòîì ïðÿìîé çàâèñèìîñòè ñèëû è ïåðèîäè÷íîñòè ãîëîâíûõ áîëåé îò òÿæåñòè è äàâíîñòè ïåðåíåñåííûõ òðàâì íå îòìå÷àåòñÿ. Äàæå ëåãêîå ñîòðÿñåíèå ìîæåò ñòàòü â äàëüíåéøåì ïðè÷èíîé òÿæåëûõ è ÷àñòûõ áîëåé. Ðîäèòåëÿì äåòåé, ïåðåíåñøèõ ïîäîáíûå òðàâìû, åñëè ó òåõ ïîÿâëÿþòñÿ ïðèñòóïîîáðàçíûå ãîëîâíûå áîëè, íåîáõîäèìî íåìåäëåííî îáðàòèòüñÿ ê íåâðîïàòîëîãó äëÿ ïîäðîáíîãî îáñëåäîâàíèÿ è íàçíà÷åíèÿ êóðñîâîãî ëå÷åíèÿ. Ëó÷øå âñåãî, êîãäà ðåáåíêà ïîñëå òàêîé òðàâìû â òå÷åíèå ãîäà-äâóõ íàáëþäàåò íåéðîõèðóðã, à â äàëüíåéøåì ïåðåäàåò åãî íåâðîïàòîëîãó.
Òðàâìû ñïèíû, â òîì ÷èñëå ïîëó÷åííûå âî âðåìÿ ñïîðòèâíûõ çàíÿòèé, íåñáàëàíñèðîâàííîå ïèòàíèå, ìàëîïîäâèæíûé îáðàç æèçíè, íàñëåäñòâåííàÿ ïðåäðàñïîëîæåííîñòü ìîãóò ñïðîâîöèðîâàòü ðàíåå ðàçâèòèå îñòåîõîíäðîçà. ×àùå âñåãî îí ïîðàæàåò ïîçâîíî÷íèê. Ïðè ïîðàæåíèè øåéíîãî îòäåëà ïîçâîíî÷íèêà âîçìîæíî ÷àñòè÷íîå óùåìëåíèå ñîñóäîâ, òîíêèõ âåòî÷åê íåðâîâ ðàçðîñøèìèñÿ “øèïàìè” êîñòíûõ âûðîñòîâ – îñòåîôèòîâ.  ýòîì ñëó÷àå â ïåðèîä êîñòíîãî ðîñòà îáîñòðÿåòñÿ ñèìïòîìàòèêà ïîðàæåíèÿ ñîñóäîâ â îáëàñòè øåè è îñíîâàíèÿ ìîçãà – èíòåíñèâíûå ãîëîâíûå áîëè, îùóùåíèå äóðíîòû, òîøíîòà, ãîëîâîêðóæåíèå, íàðóøåíèå êîîðäèíàöèè äâèæåíèé. Ýôôåêòà îò ïðèìåíåíèÿ áîëåóòîëÿþùèõ ñðåäñòâ è çäåñü íåò, çàòî õîðîøèé ðåçóëüòàò äàåò êóðñîâîå ëå÷åíèå ñ ïðèìåíåíèåì ðàññàñûâàþùåé òåðàïèè è ìàññàæà òàê íàçûâàåìîé âîðîòíèêîâîé çîíû.
Ïîõîæàÿ ñèìïòîìàòèêà õàðàêòåðíà è äëÿ äåòåé, ïåðåíåñøèõ òÿæåëûå íåéðîèíôåêöèè – âèðóñíûå è áàêòåðèàëüíûå ïîðàæåíèÿ ìîçãà è åãî îáîëî÷åê (äàæå â òîì ñëó÷àå, êîãäà ëå÷åíèå ýòèõ çàáîëåâàíèé áûëî ñâîåâðåìåííûì è ïðàâèëüíûì). Îñîáî ïðîÿâëÿþò ñåáÿ ýïèäåìè÷åñêèé ìåíèíãèò è ãðèïï. Ñâîåâðåìåííîå ïðîâåäåíèå åæåãîäíûõ ïðîôèëàêòè÷åñêèõ âàêöèíàöèé ïðîòèâ ãðèïïà, à òàêæå âàêöèíàöèé ïî ýïèäåìèîëîãè÷åñêèì ïîêàçàíèÿì â ñëó÷àÿõ âñïûøåê ýòèõ èíôåêöèé, êîòîðûå ëþáÿò ïîðàæàòü öåíòðàëüíóþ íåðâíóþ ñèñòåìó, ïîçâîëÿåò íàäåæíî ïðåäóïðåäèòü îñëîæíåíèÿ äàæå â ñëó÷àå çàðàæåíèÿ.
Ñèëüíîé ãîëîâíîé áîëüþ ìîãóò íà÷èíàòüñÿ áîëüøèíñòâî èíôåêöèîííûõ çàáîëåâàíèé. Ïîâûøåíèå òåìïåðàòóðû òåëà äî 38 ãðàäóñîâ è âûøå â ñî÷åòàíèè ñ ãîëîâíîé áîëüþ è áîëüþ â ãëàçàõ – ïðèçíàê íà÷èíàþùåãîñÿ ãðèïïà, à â ñî÷åòàíèè ñ æèäêèì ñòóëîì è áîëÿìè â êðóïíûõ ìûøöàõ – ïðèçíàê êèøå÷íî-âèðóñíîé èíôåêöèè.
Åñòåñòâåííî, â æóðíàëüíîé ñòàòüå íåâîçìîæíî ðàññêàçàòü îáî âñåõ ñëó÷àÿõ, êîãäà âîçíèêàåò ãîëîâíàÿ áîëü. ßñíî îäíî: ñèëüíàÿ áîëü â ãîëîâå – ïðèçíàê òðåâîæíûé. Åñëè ïðè ýòîì ðåáåíîê áëåäåí, ó íåãî ñèíþøíûå êðóãè ïîä ãëàçàìè è ðåçêàÿ áëåäíîñòü êîæè âîêðóã ãóá è íà ïîäáîðîäêå, åãî òîøíèò, – îí íóæäàåòñÿ â íåìåäëåííîé ìåäèöèíñêîé ïîìîùè, è íåëüçÿ îñòàâëÿòü åãî îäíîãî. À ÷àñòûå ïîâòîðíûå ïðèñòóïû ãîëîâíîé áîëè – àáñîëþòíîå ïîêàçàíèå äëÿ òîãî, ÷òîáû îáðàòèòüñÿ ê âðà÷ó äëÿ óãëóáëåííîãî îáñëåäîâàíèÿ, âûÿñíåíèÿ ïðè÷èí è íàçíà÷åíèÿ îáîñíîâàííîãî ëå÷åíèÿ.
Ãîëîâíàÿ áîëü – ýòî î÷åíü ñåðüåçíî!

Ïàðöàëèñ Åëåíà Ìèõàéëîâíà,
äîêòîð ìåäèöèíñêèõ íàóê, ïåäèàòð âûñøåé êàòåãîðèè, çàâåäóþùàÿ äåòñêèì îòäåëåíèåì ìîñêîâñêîãî Öåíòðà ïàòîëîãèè ðå÷è è íåéðîðåàáèëèòàöèè, çàâåäóþùàÿ êàôåäðîé ìåäèöèíñêèõ îñíîâ íåéðîðåàáèëèòàöèè Èíñòèòóòà äåôåêòîëîãèè è ìåäèöèíñêîé ïñèõîëîãèè.

Ìàòåðèàë ïðåäîñòàâëåí æóðíàëîì Ñåìüÿ è øêîëà (¹11 2005 ã.).
Ôîòî èç ôîòîãàëåðåè “Ìîå Ñîëíûøêî”.
Îïóáëèêîâàíî â ðóáðèêå “Áóäü çäîðîâ” äåòñêîãî ïîðòàëà “Ñîëíûøêî” 14 íîÿáðÿ 2005 ãîäà.

Источник