Костромушка кострома не болит ли голова
Кострома
В русской культурной традиции Кострома — сезонный мифологический персонаж, являющийся воплощением весны и плодородия. Он известен также украинцам, у которых именуется Кострубом или Кострубонькой. В календарной обрядности Кострома выступает как главный персонаж ритуалов троицко-купальского цикла.
И русское, и украинское имя восходят к слову «костра» («костерь», «кострика»), которое в восточнославянских диалектах означает «остатки культурных растений после их обработки», «жесткие части растений», «непригодные для употребления растения и их части».
Обряды с Костромой, приуроченные к некоторым значимым датам весенне-летнего периода, были известны во Владимирской, Костромской, Нижегородской, Пензенской, Саратовской губерниях. Обычно обрядовое действо совершалось в конце все-святской недели — в воскресенье, называемое в разных местных традициях «русальным», «петровским», «всесвятским заговеньем», — или в петровское заговенье; реже он приурочивался к Троице или Духову дню.
Образ Костромы создавался посредством изготовления чучела из растительного материала, что соотносится со значением имени персонажа, или обряжения человека. В последнем случае Кострому чаще всего изображала девушка или молодая женщина, которую выбирали участники обряда, иногда — парень, ряженный молодой девушкой. Особенностью облика Костромы являлось белое, с головы до ног, одеяние, а атрибутом персонажа была зеленая ветвь дуба.
Антропоморфное чучело из обмолоченного ржаного снопа или просто из соломы изготавливали в основном девушки и молодки, иногда — при участии парней. В Саратовской губернии в некоторых местах для создания основы чучела использовали донце от прядильного гребня. На чучело надевали женскую рубаху, пояс, платок, башмаки; в костромской традиции его облачали в нарядный сарафан молодицы, недавно вышедшей замуж. В Муромском уезде Владимирской губернии чучело одевали в костюм молодого мужчины. Xарактерной особенностью наряда Костромы, изображаемого как человеком, так и куклой, было украшение его зеленью и цветами.
Изготовление чучела Костромы сопровождалось исполнением песен, в которых рассказывалось о Костроме — дочери костромского купца, о ее богатстве и красоте, о пире в доме ее отца, после которого она «с вина-маку» расплясалась и вдруг повалилась и умерла. В Самарской губернии сцена смерти разыгрывалась двумя участниками обрядового действия: изображавший Кострому — знаком его была зеленая ветвь — «умирал» при появлении другого, ряженного в маску «Смерти» с атрибутом в виде сухой ветви.
Соответственно названию — «похороны Костромы» — обряд относился к типу «проводов-похорон». Кострому — чучело или лежащего неподвижно человека — под пение песен с поклонами укладывали в «гроб», представлявший собой носилки, колоду, корыто или простую доску. «Покойника» носили по селу, иногда обносили вокруг церкви и затем несли к реке, в поле или лес. Шествие с Костромой имело характер инсценированной похоронной процессии в пародийном стиле. Девушки и молодые женщины, несшие «гроб», покрывали головы белыми траурными платками, другие «оплакивали» «умершую»:
Кострома, Кострома,
Ты нарядная была,
Развеселая была,
Ты гульливая была!
А теперь, Кострома,
Ты во гроб легла
И к тебе ль, Кострома
Сошлись незванные сюда
Стали Кострому
Собирать, одевать,
Собирать, одевать
И оплакивать
Парни, возглавлявшие процессию, рядились священниками, «поп» махал «кадилом» — старым лаптем или камнем на веревочке. Если Кострому представляли в мужском облике, то за «гробом мужа» следовала его «жена», которая причитала: «Батюшка Костромушка, на кого ты меня покинул! Закрылись твои ясны оченьки» В некоторых песнях о Костроме упоминаются и другие ее «родственники»: мать, сын, кума.
На берегу реки или в лесу «гроб» с Костромой устанавливали под березой. Во Владимирской губернии участники обряда делились на две группы, одна из которых окружала Кострому и старалась защитить ее, другая же стремилась выкрасть и разорвать чучело. Борьба практически всегда заканчивалась похищением Костромы. В Саратовской губернии, где в сцене смерти участвовал ряженный Смертью, молодежь защищала еще «живую» Кострому, весело кружащуюся в хороводе, от посягательств Смерти, которая появлялась со стороны леса. Но и в этом случае Кострома «погибала».
Обряд завершался ритуальным разорением соломенного чучела и потоплением его в воде или насильственным купанием ряженного в Кострому. После растерзания чучела с него обычно снимали предметы его убранства и лишь затем топили. В селениях вблизи г. Мурома при этом припевали:
Костромушка, Кострома,
Куда твоя голова?
К бесу, к бесу,
В омут головой!
В некоторых местах «гроб» с Костромой оставляли в лесу. В Саратовской губернии Кострому на носилках выносили в ржаное поле и там просто вываливали и оставляли на меже.
Обычно заключительная часть обряда сопровождалась безудержным весельем, совместным купанием молодежи, играми. В некоторых вариантах ритуала всеобщая радость объяснялась «воскресением» Костромы после «смерти».
В народном сознании ритуальные похороны знаменовали собой переход от весны к лету. Не случайно в текстах обрядовых песен слово «весна» нередко используется как синоним Костромы:
Костромушку да наряжали
Девки весну провожали
Пройдет весна, да Троица,
Все забавы скроются.
Значение обряда связано с идеей весеннего возрождения сил природы. Его исполнение являлось магическим действом, направленным на получение урожая, а сама Кострома воспринималась как символ плодородия. С идеей плодородия соотносится эротический элемент в образе Костромы, свойственный большинству сезонных персонажей троицко-купальского цикла и более ярко выраженный в украинской традиции: при создании чучела Коструба, зачастую изображавшего мужчину, подчеркивались его половые признаки. Кроме того, с идеей продуцирования плодородных сил и обеспечения урожая связан мотив вызывания дождя, содержащийся в обрядах с участием Костромы и в сопровождающих их текстах. Так, во Владимирской бернии над Костромой во «гробе» пели:
«Спишь ли, милая Костромка,
Или чего чуешь?»
Девица-красавица
Водицу носила,
Дождика просила:
«Создай, боже дождя,
Дождичка частого,
Чтобы травоньку смочило
Костроме косу остру притупило»
Как это часто бывает в традиционной культуре при изживании значимости обряда и утрате его магического значения, «похороны Костромы» во многих местностях потеряли временную приуроченность к своим календарным срокам и превратились в игру, зачастую детскую, с игровым персонажем Костромой. Вместе с тем в игровых текстах сохранились детали, отражающие связь образа Костромы с архаичной и важной для мифологического сознания идеей цикличности жизни — как человека, так и растений. В игровых вариантах, достаточно редких, содержится сценарий полного жизненного цикла персонажа. Тексты же некоторых игр с участием Костромы представляют собой описания технологических процессов обработки культурных растений. Так, в детской игре, записанной в Xерсонской губернии, Кострубонька, находясь в центре круга участников, изображает все процессы обработки земли (пахоту, боронование), сева и уборки хлеба (жатву, вязание снопов), а также обработки зерна (обмолот, помол). После всего сделанного Кострубонька умирает, и его тащат в ров. Аналогичен сюжет брянской игры, где Кострома демонстрирует все приемы обработки волокна: она его мочит, мнет, треплет, чешет, прядет, затем снует нитки, навивает их на ткацкий стан, ткет, и, наконец, мочит и колотит холст. Закончив работу, Кострома заболевает, соборуется и умирает, но затем вскакивает и начинает танцевать.
Игра в Кострому имеет более широкое географическое распространение, чем сохранявшийся на рубеже XIX–XX веков земледельческий ритуал.
Следующая глава >
Похожие главы из других книг:
Кострома
В русской культурной традиции Кострома — сезонный мифологический персонаж, являющийся воплощением весны и плодородия. Он известен также украинцам, у которых именуется Кострубом или Кострубонькой. В календарной обрядности Кострома выступает как главный
Кострома
Кострома — воплощение весны и плодородия. В древних обрядах проводов Костромы (проводах весны) ее изображала молодая женщина, закутанная в белое, с дубовой веткой в руках, идущая в сопровождении хоровода. При ритуальных похоронах Костромы ее воплощает
Кострома
Кострома – в восточнославянской мифологии женский персонаж, являлась воплощение плодородия и весны. Во время обрядов провода весны её изображали в образе молодой женщины, которая была закутана в белые простыни, держала в руках дубовую ветку и шла в
Кострома
Кострома – в восточнославянской мифологии женский персонаж, являлась воплощение плодородия и весны. Во время обрядов провода весны её изображали в образе молодой женщины, которая была закутана в белые простыни, держала в руках дубовую ветку и шла в
Кострома
Кострома – губ. город, на левом берегу Волги, при впадении в нее р. Костромы, на высоте 349 фт. над ур. моря. Площадь, занимаемая К.. равна 739 дес.; поверхность ее большей частью ровная, возвышающаяся к ЮВ и В. С СЗ, З и ЮЗ, по правому берегу р. К. и по берегу Волги, выше
Источник
В отличие от многих других российских городов, Костроме удалось сохранить свою идентичность. Город ценит свою историю и бережно относится к историческим зданиям. Жаль только, что пока Кострома не может в полной мере этим воспользоваться, чтобы привлечь туристов, а значит и дополнительные средства для сохранения своего “лица”.
Возможно, Костроме не хватает узнаваемости именно на всероссийском уровне. Все знают, что в Казани есть кремль с башней Сююмбике, в Нижнем Новгороде – тоже кремль и Чкаловская лестница, в Волгограде – Родина-мать. У Костромы пока какого-то безусловного символа нет. В основном люди приезжают сюда, чтобы увидеть Ипатьевский монастырь, тесно связанный с историей России в целом и дома Романовых в частности, но в городе и помимо монастыря есть немало прекрасных мест.
Костроме нужна визитная карточка. Здесь как минимум есть отличная пожарная каланча и огромные торговые ряды, которые только и ждут реставрации и преобразований. Даже из игривого костромского Ленина можно сделать визитную карточку (если, конечно, убрать его с романовского постамента). Предлагаю Центробанку напечатать местную каланчу на какой-нибудь купюре. Уверен, узнаваемость Костромы моментально повысится!
01. Смотрите, какой милый городок!
02. В 2012 году власти Костромской области затеяли восстановление старых памятников. Было предложено арендовать такие исторические здания по ставке 1 рубль за квадратный метр на срок до 49 лет. Арендаторы в свою очередь обязаны выполнить реставрацию памятника. На восстановление исторического здания отводится пять лет. И в течение этих пяти лет ставка аренды – рыночная. Но как только завершится ремонт объекта, стоимость его аренды опускается до того самого обозначенного рубля за квадратный метр. Первым отреставрированным зданием стал деревянный дом на улице Свердлова, который принадлежал бывшему городскому главе Ботникову. В число согласованных объектов реставрации вошли здания бывших водопроводной, фильтровальной и электрической станций.
03. В Костроме есть еще над чем работать.
04. По городу приятно гулять, здесь много исторических зданий. Другие города могут только позавидовать Костроме.
05. Красота.
06. Очень мило. Хорошо, что никто серой краской деревянные домики не закрасил.
07. Что в Костроме удивительно – куда ни посмотри, везде красивый вид. Хочется достать этюдник, краски и рисовать Кострому.
08. В Костроме нет некрасивых видов. Старые решетки, заборы, наличники деревянных домов, церкви.
09. Удивительный город. Как же здорово, что все это не успели снести и застроить торговыми центрами.
10. Чудо просто.
11. В Костроме снималось большое количество фильмов. Один из них – известный всем фильм Эльдара Рязанова «Жестокий романс». Снимали его на дебаркадере, оборудованном после под ресторан «Старая пристань». Несколько лет назад пристань из-за ветхости отогнали в затон. Но нашлись инвесторы, вложили деньги, и дебаркадер вновь стал визитной карточкой города. Внешне его попытались воссоздать таким, каким он запомнился по фильму. По словам посетителей этого места, официанты одеты по моде тех лет. Периодически там ещё крутили музыку из кинокартины.
12.
13. В центре необычная остановка. Не могу сказать, что это шедевр дизайна, но попытка сделать что-то органично вписывающееся в историческую среду заслуживает уважения.
14. В Костроме не списывают со счетов троллейбусы. Всего в городе действует восемь регулярных маршрутов. Какого-то развития троллейбусной сети в ближайшее время не предвидится, маршрутов больше не станет. Но хорошо, что здесь после долгого перерыва начался процесс обновления состава. К примеру, в 2009 году в Костроме появилось 4 новых троллейбуса, спустя два года троллейбусный парк пополнили ещё 6 машин, в 2013 году на дороги вышли пять новых троллейбусов с системой обогрева и подключением к ГЛОНАСС.
15.
16.
17. Видимо, жителям надоела грязь около дома, и они сами засыпали себе дорожки гравием.
18. Бульвар в центре.
19. Ещё одна достопримечательность Костромы – пожарная каланча. Обычно туристы удивляются, когда экскурсовод предлагает посмотреть на пожарную каланчу. Но там есть на что посмотреть. Каланча сделана по типу античного храма, венцом которого стала вышка с беседкой-фонариком. Она была сооружена в 1825 году по инициативе губернатора Баумгартена. Чиновник сформулировал предписание так: «Не мешает здесь приличной каланче, которая бы вместе и служила городу украшением, и оградила каждого обывателя безопасностию во время пожарных случаев». Потом к каланче были пристроены боковые служебные помещения и пожарное депо.
Даже Николай I, приехавший в Кострому в 1834 году, восхищался каланчой. “Такой у меня в Петербурге нет!” –воскликнул тогда император.
В течение всего этого времени пожарная каланча использовалась по назначению. И лишь в 2005 году её отдали Костромскому музею-заповеднику. И, кстати, эту костромскую достопримечательность показывают во время экскурсии по Золотому кольцу России.
Что примечательно, после разрушения колокольни Успенского собора Костромского кремля пожарная каланча стала самой высокой точкой в центре города. К слову, в историческом центре Костромы запрещено строить высотные здания, так что каланча остаётся доминантой городского пейзажа.
20. Площадь в центре.
21. По всему городу идет ремонт тротуаров.
22. Причём это не какие-то локальные работы, а именно весь город. В центре и на окраинах.
23. Тротуары делают правильные – выше газона. Они будут сухими и чистыми.
24. Продавцы мороженого.
25. Здорово, что сохранили улицу, вымощенную булыжником. Надо было еще нормальный тротуар только сделать сбоку.
26.
27.
28. Хороший указатель.
29. В Костроме есть арт-кластер местного разлива, как в Москве «Винзавод» или «Флакон», – центр современного искусства «Проводникъ».
30. Пространство для креативной молодёжи расположилось в самом центре города – на улице Советской, в двухэтажном здании бывшей гостиницы «Старый двор». Здесь есть студии танца, фотографии, рисунка, декора, дизайна, ди-джеинга, валяния, ручной работы, агентства по созданию мероприятий, движения по сноуборду, скейтборду, брэйк-дансу и граффити, модные магазины. Проходят тут всякие концерты, выставки, мастер-классы, лекции – в общем, всё, что так любят хипстеры.
31.
32. А еще в Костроме есть музей деревянного зодчества неподалёку от Ипатьевского монастыря. Ещё в 1958 году сюда была перевезена деревянная церковь Спаса Преображения 1628 года из села Спас-Вежи. К сожалению, церквушка сгорела в начале 2000-х. Постепенно на этой территории воссоздали целый деревянный городок.
33. Сюда свозили деревянные церкви, избы, часовни, ветряную мельницу, бани со всей Костромской области.
34.
35.
36.
37. В избах восстановлена крестьянская обстановка: полати, лавки, печь с деревянной пристройкой, деревянная посуда. Самое старое строение – церковь Собора Пресвятой Богородицы 1552 года из села Холм. На территории музея часто проводят народные гулянья, тут можно пострелять из лука или примерить наряд дружинника.
38.
39.
40. Обязательно съездите в Кострому, посмотрите.
Плохая Кострома
Россия:
Адлер: Очень плохой
Архангельск: Необъяснимо хороший / Необъяснимо плохой / Ужасный
Владивосток: Плохой / Хороший
Владимир: Плохой / Хороший
Геленджик: Плохой / Хороший
Екатеринбург: Плохой / Хороший
Ижевск: Плохой / Хороший
Йошкар-Ола: Плохая / Хорошая
Казань: Плохая / Хорошая
Махачкала: Плохая / Хорошая
Новороссийск:: Плохой/Хороший
Пенза: Плохая / Хорошая
Петрозаводск:Плохой / Хороший
Псков: Плохой / Хороший / Очень хороший
Самара: Плохая / Хорошая
Сочи: Плохой / Хороший
Сургут: Плохой / Хороший
Сыктывкар: Плохой / Хороший
Тверь: Плохая / Хорошая
Тула: Плохая / Хорошая
Уфа: Плохая / Снова плохая / Хорошая / Саммитная / Серая
Ханты-Мансийск: Плохой / Хороший
Черкесск: Плохой / Хороший
Ярославль: Плохой / Хороший
Мир:
Белград: Плохой / Хороший
Варшава: Плохая / Хорошая
Вильнюс: Плохой / Хороший
Киев: Плохой / Хороший
Львов: Плохой / Хороший
Минск: Плохой / Хороший
Тирана: Плохая / Хорошая
Источник
Чем порадовала и чем расстроила Кострома бывшего мэра областной столицы – узнала ГТРК «Кострома».
Месяц назад в Кострому вернулась Ирина Переверзева. В 1997 году она была депутатом Костромской областной Думы, где возглавляла комиссию по социальной политике. В 2003 году Ирина Владимировна была избрана жителями Костромы главой самоуправления. Первая женщина, ставшая мэром Костромы, управляла городом до 2008 года. Почти 10 последних лет Переверзева провела вдали от родных мест – с весны 2011 года она трудилась консулом посольства России в Казахстане. В этом году ее контракт закончился. Сейчас Ирина Владимировна, по сути, находится в отпуске, ожидая заключения нового контракта и назначения.
– Ирина Владимировна, когда в Казахстане вас спрашивали про родину, как вы говорили чаще всего про Кострому?
– Правду. Что это очень маленький, приятный, тихий город, где очень часто ничего не происходит, но в этом есть своя прелесть и своя изюминка.
– Вы за минувший месяц успели уже погулять по родным улицам и «разглядеть» Кострому?
– Не могу сказать, что много гуляла по Костроме. У меня было много дел. Собирала документы для начисления надбавки к пенсии как госслужащий. Потом, мне требовалось ездить в Москву – по отчетности в работе. И сейчас много занимаюсь тем, что встречаю вещи, разбираю их – с этим много возни. И плюс вдобавок этот коронавирус, который держит нас по домам. Но, например, на презентацию книги Зябликова я выбралась. Посмотрела на библиотеку имени Крупской – на тот самый зал, где стоят те же самые стулья красные, буйские, сделанные по взаимозачету… Погуляла с близкими на любимой мной «стрелке» у Ипатьевского монастыря. Побывала в музее «Костромская слобода» – там мне очень понравилось. И мне кажется, что надо такие места делать доступнее. В Казахстане в подобных рекреационных зонах вход либо бесплатный либо стоит какие-то смешные деньги – раз в десять дешевле, чем здесь. Например, в Шымкенте есть огромный дендропарк невероятной красоты – там, в переводе на наши деньги, вход стоит рублей 10-20. В Костроме же входные билеты таковы, что вряд ли большое количество своих же местных жителей могут часто туда приехать погулять. Мне кажется, что такую красоту должны видеть все. Пускай без посещения музейных объектов. Просто погулять и насладиться природой, архитектурой этих мест.
– Что ж, так ничего совсем не изменилось в городе? Кострома ничего не потеряла за годы вашего отсутствия?
– Больно за «стрелку», которую, как уже сказала, очень люблю. Никак не могу понять, как поднялась рука вырубить эти огромные деревья? Я помню их с детства. Эту аллею, когда ты идешь вдоль стрелки… И вот сейчас там – это голое место… Зачем?! Как так можно было? Не понимаю.
Не ощутила я прелести центра. Какой-то романтики не хватает. Какой-то стал очень эклектичный центр за счет этих фигурок, мелкой пластики. Мне кажется, что должна быть одна идея. Кострома не может быть сразу всем. Если это купеческий город, надо делать, чтобы он был купеческий город. Когда же Кострома одновременно и сырная столица, и ювелирная, а тут же рядом и Домик Снегурочки… Все очень, повторюсь, эклектично и настолько разношерстно. Новоделы какие-то непонятные. Мне это бросилось в глаза. Не могу сказать, что мне очень что-то не понравилось, меня это как-то напрягает, что рыдаю и страдаю. Но флера русской старины – его стало меньше. На мой взгляд.
– А что-то хорошего нового появилось?
– Порадовало меня появление новых мусорных контейнеров. Единственно, далековато получаются места, где можно было бы утилизировать мусор раздельно. Мне кажется, что надо об этом дальше серьезно думать. Установить, по крайней мере, побольше простых контейнеров – типа клеток – под пластиковые бутылки. Особых затрат здесь не будет.
Есть особенность в городе – многое, что могло бы порадовать, раздражает недоделанностью. Идешь по Советской. Вроде положили плитку. Замечательно, хорошо. Но почему же так косо, криво? Не дотянули до бордюра сантиметров пять-семь, куда теперь забивается грязь, заливается вода. Разве так трудно было доделать эти несколько сантиметров? Сделать нормально? И так во всем.
Когда мы говорим о тихом уютном городе – городе для туристов, городе для людей – надо, что называется, «докручивать», как вентиль на трубе. Все, что делается, делать на сто процентов, нормально, и будет нам счастье. Страшно раздражает небрежность. Например, едешь по улице. Для проверки качества асфальта вырезают куски, и видишь после – так и остаются эти дыры не заделанные – в одном месте, в другом, третьем, пятом… Очень много еще такого, удивляющего не с самой приятной стороны.
– Чем особенно удивила Кострома?
– Едва прилетела, выхожу на улицу – хоть бы кто надевал маски! Город бессмертных! Захожу в магазин – ни на ком нет ни масок, ни перчаток. Обращаюсь к продавцу – девушка, маску наденьте. Она мне в ответ – надо в Бога верить, а не маски носить! А кто мешает в Бога-то верить? Я часто вспоминаю одну поговорку. Она вообще-то арабская, но казахи ее часто цитируют. На Аллаха надейся, а верблюда привязывай. За месяц пребывания в Костроме ни разу не видела ни одной дезинфицирующей рамки в магазинах. Не видела в магазинах бактерицидных ламп и ковриков. Даже в самых крупных магазинах не видела, чтобы какие-то работники мыли тележки. В Алматы ты приходишь в магазин и получаешь тележку после того, как при тебе ее обработали антисептиком. В торговых залах все без исключения там в масках и большинство в перчатках. На выходе сдаешь тележку служащему, который сразу, при тебе, начинает ее обрабатывать. Количество контактов минимальное. Здесь такого не видела нигде. И поразилась, насколько несерьезно крупные торговые центры к этому относятся. Приехала после такой дисциплины, которая нам была привита карантином в Казахстане, в оазис беспечности. Не хочу никого обидеть, но земляки очень беспечно относятся к собственной судьбе.
– Когда вы были главой городской администрации, наверняка, у вас были замыслы которые очень хотелось сделать, но руки не доходили, денег не хватало или людей нужных… Есть такие идеи, которые «не отпускают» до сих пор?
– Да, была и есть такая идея. Обсуждали ее как-то с митрополитом Астанайским и Казахстанским Александром. Он, как помните, был Архиепископом Костромским и Галичским. И у нас были достаточно сложные взаимоотношения по поводу передачи Ипатьевского монастыря епархии. А обсудить костромскую идею довелось уже в Казахстане. И владыка Александр, выслушав, признался, что идея очень интересная. Был у меня замысел – сделать на базе Ипатьевского монастыря Центр российской государственности. Именно там, где благословляли на царство Михаила Романова. Эта идея действительно до сих пор не «отпускает».
Еще очень хотелось убрать все провода в центре и хотя бы в первых трех кварталах от него, спрятать кабели под землю. Приятно, что сейчас делаются первые шаги в этом направлении, чтобы вернуть исторический вид центру городу.
И что еще порадовало. Это облагороженный шаговский пруд. Эта идея в свое время витала, обсуждалась, но как-то все упиралось в неурегулированный вопрос по водным объектам в городской черте. Я очень рада, что все разрешилось. Место благоустроили, оставили лавочки, можно покормить уток. Одно только пожелание – и для уточек можно что-то сделать. Домики, кормушки. Мне представляется, что эти утки сами могли бы стать особой достопримечательностью, не менее интересной, чем кологривские гуси. Почему бы не быть костромским уткам?!
Источник