На посадке болит голова
Она часто возникает при перепадах давления во время взлета и посадки. Или даже во время долгого утомительного перелета, бесконечного сидения на месте в разряженном воздухе салона. Ведь в самолетах давление отличается от обычного на 150–200 мм (570–600 мм и 760 мм). И лучше, конечно, заранее предупредить авиационную мигрень, потому что так и до аэрофобии недалеко.
И что делать?
Забудьте об алкоголе! От него и в обычных условиях быстро начинает болеть голова, что уж говорить о высоте в десять тысяч метров над землей. Легче от него не станет, зато обезвоживание усугубиться. Поэтому лучше пить воду или соки. И чем больше, тем лучше, часто и маленькими порциями.
В полете нужно есть. Да-да, головная боль может возникнуть в том числе и из-за голода. Поэтому лучше выбрать нежирную, легко усвояемую пищу. И ни в коем случае не злоупотребляйте жареными орешками, в них высокое содержание аминов, что также могут вызвать болевые ощущения.
Движение тоже поможет. Конечно, в самолёте особо не разгуляешься, но все же лучше несколько раз пройтись по проходу, сделать пару упражнений, вращений головой, умыться холодной водой. Это бодрит и снимает напряжение. Ещё неплохо иметь с собой маленькую подушку. Сидеть будет гораздо удобнее.
Расслабьтесь. Звучит, конечно, банально, но стресс и волнение – это универсальные катализаторы мигрени. Займите себя чем-нибудь, поговорите с соседом, послушайте музыку, почитайте. В общем, представьте, что вы дома на диване, а не где-то между небом и землей.
Перепадам давления – бой!
Чтобы избежать болезненных ощущений в висках, ушах, режущей боли в затылке при взлете/посадке, есть несколько странных, но действенных способов. Эта боль обычно длится недолго, но приносит уж очень болезненные ощущения.
Жуйте жевательную резинку. Она уменьшает рост давления в пазухах.
Не стесняйтесь зевать, широко и с наслаждением. Выглядит это, может, и не совсем эстетично, зато очень практично и действенно. Давление в ушах падает, боль прекращается.
Пейте воду маленькими глотками, это тоже несколько облегчает неприятные ощущения
Попросите у бортпроводника два пластиковых стакана (можно с горячими полотенцами) и хорошенько прижмите их к ушам, чтобы создать вакуум. Выглядит довольно смешно. И всё же Чебурашка очень действенный способ снятия спазмов.
Пользуйтесь специальными берушами не только при наборе высоты и снижении, но и во время всего полёта. Поможет отстраниться от шума и спокойно уснуть.
Хорошо помогает так называемый маневр Вальсальвы. Нужно сделать сильный выдох, при этом нос и рот должны быть зажаты, а голосовые связки сомкнуты. Вызывает повышение кровяного давление и облегчает боль. Но не рекомендуется людям с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, а также при простуде. Процедуру нужно повторять довольно интенсивно с самого начала снижения.
И, конечно же, всегда берите с собой любые подходящие обезболивающие средства типа аспирина. Хотя можете попробовать и методы народной медицины. Травяные чаи (липа и листья смородины, например) с лимонным соком. Помогут и эфирные масла также (добавить в крем для лица 4 капли майоранового и лимонного масла, 5 капель мятного и 3 капли розмаринового на пять грамм крема). Также можно попробовать втирать в виски гераниевое аромомасло.
Эти несложные, но эффективные способы избавления от головной боли значительно облегчат ваше авиапутешествие. А как начнёшь отдых, так его и проведешь, как известно.
Татьяна Швед
Источник
По данным зарубежных исследователей, 35 % пассажиров самолетов отмечают головную боль в течение полета.
В большинстве случаев эта боль не является серьезной проблемой и легко снимается привычными лекарствами.
Однако выбор конкретного препарата зависит от причин, которыми она вызвана.
Виды головной боли при перелете
Важно: в этой статье не обсуждаются случаи интенсивной головной боли, возникшей впервые, сопровождающиеся повышением артериального давления, судорогами, потерей сознания, слабостью в конечностях. Все эти случаи требуют немедленной консультации врача.
Самыми частыми видами головной боли при перелете являются головная боль напряжения и мигрень, поскольку полет, как правило, сопровождают сразу несколько провоцирующих факторов: страх полета, переутомление, недосып и неудобная поза.
Еще одной распространенной причиной головной боли у пассажиров являются различные заболевания околоносовых пазух. Это связано с тем, что при таких заболеваниях давление в околоносовых пазухах не успевает адекватно изменяться при наборе высоты или снижении самолета. Повышенное давление в пазухах может раздражать различные типы рецепторов, а также вызывать повреждение сосудов слизистой оболочки, провоцируя боль различного характера. В частности,описан случай развития высокоинтенсивной громоподобной головной боли в лобной области из-за кровоизлияния в лобную пазуху.
Выделяют также особую группу головных болей — боли, связанные с перелетом в самолете, которые возникают только во время полета (в том числе при взлете и посадке) и не беспокоят в обычной жизни.
Первый случай так называемой головной боли при взлете и посадке самолета (airplane headache) был зафиксирован в 2004 году, а критерии диагноза были предложены в 2007-м.
Особые характеристики — интенсивная головная боль в области глаза и лба, за глазом, односторонняя. Пациенты описывают ее как жгучую, пульсирующую, простреливающую. Продолжительность боли — до 30 минут. Других сопутствующих симптомов, таких как тошнота, рвота, свето- и звукобоязнь, нет. Боль возникает при взлете или посадке самолета, причем чаще всего при посадке. Страдают обычно молодые мужчины. Описаны редкие случаи подобных болей у детей. Как правило, боль возникает внезапно и проходит самостоятельно после посадки. При обследовании не обнаруживается никаких патологических изменений.
В 2016 году в Дании было проведено исследование, в котором приняли участие 254 пассажира. Испытуемым предлагалось заполнить специальную анкету для оценки жалоб и симптомов. Были получены интересные данные: в течение полета у 24 % развился приступ мигрени, у 22 % развилась высотная головная боль (другими словами — горная болезнь, комплекс симптомов, развивающихся при нахождении на высоте более 2400 м) и только у 8 % пассажиров развилась головная боль, соответствующая критериям головной боли при взлете и посадке самолета. В этом исследовании было показано, что «взлетно-посадочная» боль чаще встречается у людей, страдающих мигренью в обычной жизни.
Механизмы головной боли при взлете и посадке на сегодняшний день пока недостаточно понятны. Одна из наиболее вероятных гипотез — изменение тонуса сосудов головного мозга, которые при расширении под действием меняющегося атмосферного давления раздражают веточки тройничного нерва, тем самым провоцируя боль. Другой предполагаемый механизм — раздражение веточек тройничного нерва в слизистой оболочке околоносовых пазух.
Лечение «взлетно-посадочной» и высотной боли
Достоверно известно, что эта боль эффективно снимается приемом парацетамола или триптанов (препаратов, разработанных для купирования приступа мигрени). Согласно международным рекомендациям, для предотвращения этого вида головной боли данные препараты следует принимать за полчаса до планируемого взлета или посадки.
ВНИМАНИЕ! Триптаны принимают только после установления диагноза и по рекомендации врача.
Еще один вид головной боли, возникающей при перелете, — высотная головная боль (high altitude headache). Эта боль двусторонняя, высокой интенсивности, усиливается при движении, кашле, чихании, развивается в течение 24 часов после подъема на высоту более 2400 м и проходит спустя 8 часов после спуска. Этим видом головной боли чаще страдают молодые женщины. Лечение включает прием нестероидных обезболивающих препаратов (парацетамол, ибупрофен) и потребление достаточного количества жидкости.
Основным механизмом развития высотной головной боли является гипоксия (недостаток кислорода). Этому недугу подвержены люди с повышенной чувствительностью к гипоксии. Предполагается, что вероятность развития головной боли во время перелета напрямую зависит от типа самолета.
Когда обязательно нужен врач
Правильно определить тип головной боли и поставить диагноз может только врач после соответствующего опроса и обследования. Если у вас во время перелета возникли необычные головные боли, боли высокой интенсивности, а также сопровождающиеся какими-либо дополнительными симптомами (тошнота, рвота, изменение полей зрения, зрительные иллюзии, слабость в какой-либо части тела, ощущение бегания мурашек), необходимо незамедлительно обратиться к врачу!
Будьте здоровы!
Мария Мещерина
Фото istockphoto.com
Товары по теме: [product strict=”Парацетамол”](Парацетамол), [product strict=”Ибупрофен”](Ибупрофен), [product strict=”Кетопрофен”](Кетопрофен), [product strict=”Кофетамин”](Кофетамин), [product strict=”Суматриптан”](Суматриптан), [product strict=”Имигран”](Имигран), [product strict=”Рапимед”](Рапимед), [product strict=”Сумамигрен”](Сумамигрен), [product strict=”Амигренин”](Амигренин), [product strict=”Релпакс”](Релпакс)
Источник
Почему возникает головная боль при авиаперелетах и о том, как не повезло мужчинам.
А также ряд лайфаков для пассажиров от рефлексотерапевтов и остеопатов.
Многие люди избегают летать. И вовсе не только по причине страха катастроф и не по логике «люди не летают, так как птицы». Другие, кто всегда предпочтет быстрое авиапутешествие сложным маршрутам на поездах, паромах, автомобилях и прочих средствах передвижения – с трудом понимают первых. Кроме того, сегодня жизнь устроена таким образом, что избежать аэропортов практически невозможно.
«Уважаемые пассажиры, улетающие в Ниццу, прекратите корчить рожи пассажирам, улетающим в Саранск». Однако, обе группы путешественников запросто могут столкнутся с головной болью во время и после полета. И обе группы вероятно будут глотать таблетки «от головы», «от давления», сосать конфеты, делать жевательные движения и зевать, пить воду маленькими глотками, проклиная пилота- «истребителя», дурацкую авиакомпанию и авиаконструктора конкретного борта.
По данным ряда исследований порядка 35 % пассажиров самолетов отмечают головную боль «в небе» и при посадки. Проведенное датскими медиками в 2016 году экспериментальное исследование с участием 254 пассажиров получило интересные данные:
- 24 % испытуемых в время полета подверглись приступу мигрени;
- 22 % «посчастливилось» познакомиться с высотной головной болью (горная болезнь – это комплекс симптомов, развивающихся при нахождении на высоте более 2400 м вследствие гипоксии, то есть нехватки кислорода);
- у 8 % пассажиров развилась «взлетно-посадочная» головная боль, о которой мы расскажем чуть ниже.
ПОЧЕМУ В НЕБЕ БОЛИТ ГОЛОВА?
- Чаще всего у пассажиров авиалайнера головная боль вызвана напряжением, усталостью, неудобствами и стрессом, связанными с перелетом. Страх полета, недосып, некомфортная поза, характерные запахи и шум двигателей – действуют одновременно, провоцируя «воздушную» мигрень и головную боль напряжения. Особое место занимают люди, страдающие паническими атаками и аэрофобией.
- Очень тяжело приходится пассажирам с ЛОР-патологией или наличием хронических и острых форм заболеваний околоносовых пазух. Данные болезни в анамнезе не позволят адекватно реагировать на изменение внешнего давления при взлете и посадке. Возникший дисбаланс может раздражать рецепторы в пазухах, а также вызывать повреждение сосудов слизистой оболочки, провоцируя боль различного характера. В частности, в клинической практике описаны случаи развития высокоинтенсивной громоподобной головной боли в лобной области из-за кровоизлияния в лобную пазуху.
- Однако есть особые виды «самолетных» болей. Более того, головная боль, связанная с самолетами, является одной из новых позиций в Международной классификации расстройств головной боли (бета-версия Международной классификации головной боли 3-го пересмотра — ICHD). Первый случай так называемой головной боли при взлете и посадке самолета (которым дали особое название airplane headache) был зафиксирован в 2004 году, а критерии диагноза были предложены в 2007. Недавно также было выделено еще два новых подвида боли, имеющих общий патогенез с болью во время перелета в виде перепада давления между околоносовыми пазухами и атмосферой – это головная боль спуска с горы и головная боль всплытия с глубины.
«ОСОБЫЕ» САМОЛЕТНЫЕ БОЛИ.
Развитие головной боли при перелетах медики наблюдали с самого зарождения авиации и связывали ее со значительной баротравмой или с инфекциями дыхательных путей. Однако, боль при авиаперелете наблюдается и в обычных условиях полета при полном здравии пассажира.
В своей публикации 2019 года в журнале о головной боли «Headache: The Journal of Head and Face Pain» специалисты Центра неврологии и головной боли при Giovanni e Paolo Hospital (Венеция, Италия) и их коллеги проанализировали литературные сообщения о головной боли, связанной с перелетами, от самых первых описаний в истории до современных случаев.
В настоящее время боль при авиаперелете выделяют в отдельную нозологическую единицу и признают состоянием, развивающимся в обычных условиях перелета в отсутствие какой-либо патологии околоносовых пазух. Исследователи также указали на наличие выявленных недавно схожих форм головной боли, связанных с внезапным и резким изменением атмосферного давления (быстрый спуск с горы, начиная от спуска на лыжах и заканчивая фуникулерами, всплытие с глубины при дайвинге). По мнению Federico Mainardi и соавторов, при следующем пересмотре классификации ICHD необходимо подробнее рассмотреть категорию боли при авиаперелете.
КАКАЯ ОНА ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНАЯ БОЛЬ?
«Самолетные боли» имеют особые характеристики:
- интенсивная головная боль в области глаза и лба, за глазом, односторонняя.
- пациенты описывают ее как жгучую, пульсирующую, простреливающую.
- продолжительность боли до получаса.
- отсутствие сопутствующих симптомов (тошноты, головокружения, рвоты, светобоязни, звукобоязни и т.д.)
- боль возникает при взлете или посадке самолета, причем чаще всего при посадке.
- боль возникает внезапно и самостоятельно проходит после приземления.
- наиболее подвержены — молодые мужчины, в редких случаях – дети.
- при обследовании не обнаруживается никаких патологических изменений.
Механизмы головной боли при взлете и посадке на сегодняшний день пока недостаточно понятны. Одна из наиболее вероятных гипотез — изменение тонуса сосудов головного мозга, которые при расширении под действием меняющегося атмосферного давления раздражают веточки тройничного нерва, тем самым провоцируя боль. Другой предполагаемый механизм — раздражение веточек тройничного нерва в слизистой оболочке околоносовых пазух.
ЛАЙФАК ДЛЯ ПАССАЖИРА ОТ РЕФЛЕКСОТЕРАПЕВТА.
Когда в полете «раскалывается» голова, неплохо помогает самомассаж биологически активных точек круговыми движениями в начале в течение 20 секунд по часовой стрелке, постепенно усиливая воздействие, и столько же против часовой стрелки, понемногу ослабляя нажим. Массаж стоит повторить 4 раза с промежутком 10 секунд. Парные точки разминать одновременно (кроме расположенных на руках), а непарные – по очереди. И поверьте, это и эффективнее и безопаснее таблеток, да и поможет быстрее.
Приводим список «полезных» точек:
1 и 2 — в центре височных ямок; 3 – между бровями; 4 и 5 – по бокам от шейного отдела позвоночника на уровне мочек ушей; 6 и 7 – на тыле кисти у основания складки между прижатыми большим и указательным пальцами; 8 и 9 – посередине кожной перепонки между теми же самыми пальцами, но только раздвинутыми; 10 и 11 – сзади по середине голени в месте перехода ахиллова сухожилия (оно прикрепляется к пятке) в икроножные мышцы; 12 и 13 – кончиками среднего, указательного и безымянного пальцев с каждой стороны 3–4 раза надавите на точки по линии, соединяющей наружный угол глаза с местом, к которому сверху прикрепляется ушная раковина;15 и 16 – разминайте подушечку среднего пальца сначала на левой, а затем на правой руке.
ЛАЙФАК ДЛЯ ПАССАЖИРА ОТ ОСТЕОПАТА.
Чтобы избежать последствий неудобной позы в пассажирском кресле с таблом «пристегните ремни» и головной боли напряжения:
- чаще вставайте, используйте специальные подушки, удерживающие голову, или валики из подручных средств;
- напрягайте и расслабляйте мышцы спины, разводите и соединяйте лопатки, двигайте плечами, работайте мышцами плеч и предплечий, плюс сжимайте кулаки;
- медленно наклоняйте голову вперед, назад и в стороны, совершайте круговые движения;
- растирайте область шеи и затылка (от периферии к центру);
- периодически сдвигайтесь на краешек кресла и слегка прогибайтесь в пояснице, закинув руки за голову и откинувшись назад;
- периодически делайте несколько глубоких вдохов и выдохов, чтобы диафрагма активно двигалась, а кровь обогащалась кислородом;
- применяйте массажные приемы в точке локации головной боли:
- виски: 2–3 минуты разминайте кожу головы от темени к вискам круговыми движениями по часовой стрелке, а затем против нее;
- лоб: интенсивно пощипывайте брови и немного оттягивайте их 1 минуту, затем положите ладони на лоб, чтобы кончики пальцев соприкоснулись в центре, и аккуратно, не растягивая кожу, массируйте до появления ощущения приятного тепла.
- затылок: слегка запрокиньте голову, опустите плечи и подушечками сомкнутых пальцев мягко, без нажима в течение минуты поглаживайте боковые поверхности шеи от нижней челюсти к ключицам. Кончики большого и среднего пальцев правой руки поставьте на точки сбоку от места прикрепления позвоночника к затылку, а левую ладонь положите себе на лоб. Медленно и нежно в течение 3 минут растирайте эти участки круговыми движениями по часовой стрелке, сначала постепенно увеличивая, а в конце уменьшая силу нажима. Круговыми движениями пальцев правой руки несколько минут массируйте по часовой стрелке кожу затылка на границе роста волос, затем столько же времени растирайте затылок движениями вверх-вниз. Подушечками сомкнутых пальцев 3–4 раза мягкими поглаживающими движениями проведите руками по обеим сторонам шеи вдоль позвонков от затылка к плечам. Затем в течение минуты интенсивно разминайте и энергично поглаживайте эту зону. Завершите массаж легкими и нежными прикосновениями.
- вся голова: разделите волосы на 6–8 проборов в направлении их роста. Поставьте подушечки всех пяти пальцев вдоль пробора (каждую руку со своей стороны) как можно ближе к корням волос. Сделайте 3–4 легких поглаживания ото лба к затылку, а после этого столько же круговых движений по часовой стрелке, не только надавливая на кожу, но смещая и растягивая ее. Промассируйте таким же образом каждый пробор от макушки к вискам. Захватив небольшую прядь волос у основания, потяните за нее, пока не почувствуете легкую боль. Пройдитесь по всей шевелюре. Затем подушечками пальцев около минуты барабаньте по волосистой части головы, спускаясь от макушки к вискам и затылку. После этого прижмите ладони к щекам и пригладьте волосы по направлению к затылку. От него двигайтесь по шее до угла нижней челюсти, затем к подбородку и вверх ко лбу. Повторите 10 раз.
ЧТО ВАЖНО?
Определить тип «небесной» головной боли и поставить реальный диагноз может только врач и только по результатам диагностики. Если результатом авиапутешествия для вас стали непривычные головные боли, боли высокой интенсивности, головные боли, сопровождающиеся дополнительными симптомами (тошнота, рвота, изменение полей зрения, зрительные иллюзии, слабость или онемение конечностей, ощущение мурашек и проч.), а также головная боль сохраняется длительное время, когда вы уже «на земле» — это повод незамедлительно обратиться к врачу!
А если начитавшись страшилок в этой теме, вы все-таки решили отправиться в путешествие на автомобиле, то специально для вас материал «За рулем. Советы остеопата: повышаем выносливость и бережем здоровье» на сайте Специализированного медицинского центра ЭВО.
Источник: The Journal of Head and Face Pain / Headache Attributed to Aeroplane Travel: An Historical Outline
Источник