Не болит голова у дятла фрагмент

Снова повторяется скорая деревянная дробь. Муха радостно кричит:

– Мишка, дятел! Дятел!

На кухне. Маленькая седая старушка (спортивная рубаха, номер «5», «Торпедо») занята приготовлением завтрака. Вбегает Муха.

– Бабушка, дятел!

– Портфель собрал?

– Успею.

Прихватив кусок хлеба. Муха убегает.

В комнате в ожидании завтрака сидит за столом Мухин-отец (инструктор аттракциона «Парашютная вышка» в парке культуры и отдыха). Утро, как обычно, начинается у него с газеты «Советский спорт». Как и вся семья, Мухин-отец в спортивной рубахе с номером «5», только на нем динамовская. Не трудно догадаться, что, переходя из клуба в клуб, Андрей всегда остается самим собой – пятеркой.

– Папа, ты слышишь? — вбегает Муха.

– Портфель собрал?

– Дятел прилетел!

– Отстань.

Муха выбегает на веранду. Здесь стоит его собственность – ударная установка, три залатанных барабана и медные тарелки. Муха берет палочки, прислушивается и вступает в состязание с дятлом.

Андрей, разбуженный барабанным боем, садится на постели. С ненавистью смотрит на раскладушку брата и на фотографии джазовых знаменитостей, вырезанные из журналов.

Бедный Муха! Он еще не знает, что великан уже покинул кушетку, что фотографии уже сорваны со стены и что расправа близка. Великан выпрыгивает из окна на веранду.

Муха, будь он подогадливей, мог бы объяснить брату, что каждый, кто задумал отпустить красивую бороду, кажется сперва небритым и что каждый, кто хочет стать приличным ударником, сперва досаждает окружающим громом своего инструмента.

Палочки, вырванные из рук барабанщика, летят в пруд, что находится тут же, под верандой. Дар снисходительности еще не посетил великана:

– Будешь еще барабанить по утрам?

– Буду! — выпаливает Муха.

В пруд летят барабаны. Муха онемел от такой решительности. Брат поворачивается и уходит.

– Верста! Каланча! Телеграфный столб!

Великан возвращается. Очередь за медными тарелками. Сопротивление бесполезно. Муха пускает в ход испытанное оружие детства зубы. Не часто можно слышать, как орет укушенный великан. Зато и расправа сурова.

Болтнув ногами в воздухе, Муха летит в пруд. Брызги! Вспугнутый дятел описывает над прудом круг и садится на дерево. Муха выныривает, заляпанный тиной, увешанный водорослями. Тяжек путь самоутверждения! Быть ударником — это не марки коллекционировать и не жуков на булавки накалывать. Придя в себя, Муха орет наверх: «Все равно буду! Буду! Назло!»

Пока Муха занят вылавливанием барабанов, звучит красивый и ободряющий перестук дятла.

Муха наяривает на барабанах. Он снова улыбается. Счастливый возраст! Но берегись, Муха, берегись! Из дома с перекошенным от негодования лицом, в пижаме выбегает сосед. Это Степан Степаныч, парикмахер (прозвище Стакан Стаканыч). Как все неудачники, Стакан Стаканыч хмур, подозрителен и коварен. Сосед крадется за угол дома и вскоре возвращается с Мухой. Когда тебя ведут за ухо — это больно и унизительно. Муха сопротивляется. Но сила, как всегда, ломит солому.

Они поднимаются по лестнице. Муха извивается в жестокой руке. Стакан Стаканыча. Звенит телефон. Муха рванулся к нему, но сосед был проворней.

– Алло? Мухина? Которого?.. Тебе звонит дама, — сказал Стакан Стаканыч своей жертве.

– Дайте трубку!

– Помолчи!

– Это мне звонят!

– Слушай, девочка, тут вот какой нюанс, твоего кавалера сейчас будут пороть, позвони попозже…

Муха, изловчившись, нажал рычаг. Короткие гудки.

– Ха! Да у него самолюбие! — издевается сосед. Они продолжают путь.

Семья Мухиных завтракает.

– Вот пишут… на юге жара. — Отец откладывает газету. — Говорил матери: бери отпуск осенью. Теперь в самое пекло попала, разве это отдых?

Стук в дверь. Стакан Стаканыч вводит Муху. У соседа рябит в глазах от цифры «5», много раз повторенной на груди, на спинах и рукавах.

– Физкульт-привет! — едко ухмыляется сосед и, презрительно хмыкнув, удаляется.

Муха, мокрый, заляпанный тиной, жмется у двери. Жалкое зрелище!

– Господи! — вздыхает бабка.

– Ты почему в таком виде? — сурово спрашивает отец.

– Пусть он скажет! — Муха тычет в брата.

– Папа, он меня укусил, — жалуется великан.

– Ты кого кусаешь? Ты советский баскетбол кусаешь! Где ремень? — кричит отец.

– Оставьте его, — заступается бабка. — Не выйдет из него человек, так пусть хоть барабанщик получится. Чего стоишь? Портфель собрал?

Муха направляется в другую комнату. Ловко увертывается от руки отца, который хотел слегка съездить ему по заду, но промахнулся и чуть не упал со стула. Отец проводил младшего сына довольным взглядом и сказал:

– Андрюха, ты видел, какая реакция? Мальчишка-то ловкий, увертливый. Вот только маленький. Что из него получится, не знаю.

В комнате Муха видит сорванные со стены и брошенные на пол фотографии джазовых знаменитостей. Муха становится на колени, подбирает фотографии, трет накрученное ухо. За окном стучит дятел. Внезапно Муха улыбается.

Школьный двор.

Сегодня последний день занятий. Кто-то из старших школьников проверяет микрофон:

Один, два, три, четыре…

На столе появляется красная скатерть. Потом бронзовый колоколец. Ожидается ритуал «последнего звонка». Завуч, Федор Кузьмич, репетирует с крохотной первоклассницей ее речь, предназначенную для выпускников.

– Ты пойдешь вот сюда, к микрофону и будешь говорить. Ну, давай, повторим, как ты скажешь?

– Я скажу, — патетически начинает крошка. — Я скажу «Дорогие наши выпускники! Сейчас! Прозвенит! Последний! Звонок! Он! Возвестит!..»

– Седьмой «А»! Седьмой «А»! Строиться! Булкин, ты слышишь? — зовет классный руководитель Татьяна Петровна. — Строиться!

Читайте также:  Может ли болеть голова у новорожденного ребенка

– Татьяна Петровна, а Федорова не хочет со мной поздороваться, — явно что-то замышляя, жалуется Лева Булкин (известен под кличкой Батон). — Федорова, ну посмотри на меня!

– Отстань! — отворачивается Ирочка Федорова (самая красивая девочка в седьмом «А»).

– Булкин, оставь Федорову в покое.

– Я хочу поздороваться с ней за руку.

– Федорова, поздоровайся с ним, ради бога!

– Очень надо!

– Батон, поздоровайся со мной, — протягивает руку Капа Тарарухина, готовая поддержать любое начинание.

– Я с тобой не хочу… Федорова!.. Ну Федорова!

– Булкин! — сердится учительница. — Если тебе так уж невтерпеж с кем-то поздороваться, поздоровайся со мной.

Батон не ожидал такого поворота. Помедлив, достает руку из-за спины. Не замечая подвоха, учительница протягивает руку. Хохот. На руке у Батона голубая плавательная ласта.

– Очень остроумно! — сухо говорит учительница.

– Я не хотел вас обидеть, — оправдывается Батон. — Чтоб я дусту объелся!

– Помолчи. Становитесь. Ровнее, ровнее! А где Мухин?

Татьяна Петровна смотрит на Федорову.

– А почему вы у меня спрашиваете? — вспыхивает Федорова.

Дом на Островах.

Муха выбегает из дома. Как всегда, в последний момент завязывает шнурок на ботинках. За воротами проходит, замедляя скорость, экскурсионный автобус. Слышен голос экскурсовода:

– А в этом доме живет знаменитый баскетболист Андрей Мухин.

Пассажиры дружно поворачивают головы направо.

Мухин бежит за ворота, возле которых маячат любители, пришедшие посмотреть на тренировку своего кумира.

Великан появляется на крыльце с гигантской авоськой, полной баскетбольных мячей.

В классе.

– В сентябре, — говорит Татьяна Петровна, — все вы сдадите сочинение на тему «Как я провел лето».

– Опять «Как я провел лето»?!

– Это ты, Булкин? Чем ты не доволен?

– Да что каждый год одно и то же!

Голоса.

– Батон, заткнись!

– Не все ли равно?

– Вечно он суется!

– Тихо, тихо! — вмешивается учительница. — Булкин, ты можешь предложить другую тему?

– А что, могу!

– Пожалуйста, встань и сообщи.

Батон встает. Класс поворачивается к нему

– Я предлагаю немного изменить тему.

– Ну ну? Как? — учительница настораживается. — Тарарухина, перестань хихикать!

Соседка толкает Тарарухину, изнемогающую от ожидания.

– Например, так: «С кем я провел лето?».

Класс с одобрением встречает эту идею, становится шумно.

Учительница удрученно смотрит на инициатора новой темы.

– Сядь, Булкин. Сядь и помолчи.

– А что?

– А то, что твоя тема двусмысленна и неприлична.

В классе глухой ропот.

– Почему? — не унимается Батон.

– Булкин, довольно! Или я отправлю тебя к Федору Кузьмичу.

– Не отправите, — улыбается Батон.

– Почему ты так думаешь?

– Потому что, во-первых, сегодня последний день занятий, а во-вторых…

– Ну, ну? Договаривай.

– А во-вторых, я вам нравлюсь. Разве нет?

Класс хохочет.

Учительница не может скрыть улыбки. Этот плут действительно, ей нравится. Но нельзя же признаться в этом вот так, прямо.

– Слушай, Батон… э-э… Булкин, — поправляется учительница.

– Вот видите! Вы даже называете меня, как друг!

Тут открывается дверь и появляется Муха.

– A-а, товарищ Мухин, — иронически встречает опоздавшего учительница.

Пожалуйста, проходите. Спасибо, что пришли.

– Не за что.

– Что скажете?

– Седьмой «Б» уже на воле.

– Верно! — орет Батон. — Играют в футбол!

Класс порывается к окну, чтобы убедиться в этом.

– Все по местам! Полная тишина! — стучит по столу учительница. — Посмеялись и хватит. Мухин, садись. О сочинении мы договорились. Запишите список литературы, с которой вам необходимо познакомиться на каникулах.

Муха занимает свое место. За одним столом с Федоровой.

Тарарухина страдальчески смотрит на Муху и Федорову. Рыжая соседка толкает ее, шепча.

– Где твоя гордость?!

Муха поворачивается к Батону.

– Привет, Батон, — протягивает руку.

Батон только и ждал этого. Рукопожатие. С ластой, разумеется.

– Ух ты! шепчет Муха. — На что меняемся?

– А что ты можешь предложить?

– Хочешь рассказы Мопассана?

– Старо!

– И «Лезвие бритвы»? В придачу.

– Фантастика?

– Ага.

– Договорились, — оба кивают головами.

– Мухин! — голос учительницы.

– А?

– Что мы сейчас записывали?

Муха растерян. Федорова подвигает ему свою тетрадку.

– Мы записывали…

Федорова показывает ему пальцем.

– Мы записывали… Вот, пожалуйста… Гоголь, Байрон, Мольер.

– Садись, Мухин.

– Спасибо, — шепчет Муха Федоровой.

Урок продолжается. Спустя немного Татьяна Петровна видит, как Мухин показывает Булкину большой палец, что, как известно, означает высокую степень удовлетворения.

– Мухин! Да что это такое! — не на шутку сердится учительница. — Марш к доске!

– Причешись! — шепчет Федорова Мухе.

Муха отчаливает от стола по направлению к доске.

В классе хохот. Муха шлепает по проходу в ластах.

Класс становится неуправляемым.

– Вон из класса! — негодует учительница.

…Муха шлепает по коридору школы. Старая нянечка перестает вязать и роняет клубок: ласты на ногах Мухи в первый момент напугали ее.

– К Федору Кузьмичу?

– Ага.

– Снял бы галоши-то.

– А-а…

…Дверь с табличкой «Завуч». Муха стучит. Входит. Грозный голос:

– В чем вина? Какой класс? Фамилия?

Муха отвечает в указанном порядке:

– Ласты. Седьмой «А». Мухин.

Завуч поднимает голову

– Мухин? Брат?

– Брат.

– Стыдно, Мухин-младший!

Начинается суровая проповедь. Но тут гремит звонок, и голос завуча пропадает заглушенный звонком, гвалтом и гамом, наполняющими школу.

Читайте также:  Болит нос голова зубы глаза

Двор школы.

– Федорова, кого это ты поджидаешь? — ехидно спрашивает рыжая.

– А тебе какое дело?

– Знаем-знаем кого! — хихикает рыжая.

Федорова, заносчиво махнув косичками, поворачивается к ней спиной. У Федоровой портфель и ботинки Мухина. Несчастная Тарарухина — ах, как бы ей хотелось вот так же поджидать Муху и беречь его портфель и ботинки! — бежит прочь.

…Двор школы постепенно пустеет. Федорова ждет Муху. И вот он понуро выходит из школы. Видит Федорову. Радостная улыбка возникает на его лице. Федорова бежит к нему. Он шлепает навстречу в ластах, потому что другой обуви у него нет. О чем-то говорят.

Опершись на плечо Федоровой, Муха снимает ласты. Если бы сейчас их увидела Тарарухина, ее сердце разорвалось бы от ревности. А Батон, вероятно, сказал бы: «Это любовь. Чтоб я на рельсах уснул!»

Улица.

Муха несет два портфеля: свой и Федоровой.

– А что ты будешь делать летом? — спрашивает Муха.

– У нас же практика.

– А потом?

– Может, поеду в лагерь. А ты?

– Я тоже. А потом?

– Приеду из лагеря.

– А потом?

– Потом настанет осень, опять в школу.

Какой-то малый в кепке и шортах, на превосходном гоночном велосипеде, проезжая мимо них, крикнул: – Ира, привет!

– Здравствуй!

Муха нахмурился:

– Кто это?

– Это Валерка. Он удивительный!

– Чем это он удивительный? — задет Муха.

– А всем!

– Ну чем всем? Чем?

– А почему ты злишься?

– Кто злится? Никто не злится.

– Нет, злишься. Не спорь… Злишься. Я вижу. Очки надень, — огрызнулся Муха.

Он быстро идет вперед и обиженно сворачивает за угол. Федорова прячет улыбку — ей нравится вспыльчивость Мухи.

…Два портфеля лежат на тротуаре, возле арки, ведущей во двор.

Муха едет на створке тяжелых ворот. Раздается тонкий, переливчатый звук. Муха вопросительно смотрит на Федорову: Узнаешь?

– Ты же знаешь, у меня нет музыкального слуха.

– Федорова, ты что, глухая? Это же из «Май фейр леди»!

Федорова обиженно отвернулась…

На оживленном перекрестке Муха берет Федорову за руку. Миновав мостовую, он пробует возобновить разговор:

– А что ты будешь делать после школы?

– Поступлю в институт.

– А потом?

– Буду работать.

– А потом?

– Выйду замуж.

– За кого?

– Откуда я знаю!

– А потом?

– У меня будут дети.

– А потом?

– Потом я стану бабушкой.

– Кто? Ты? — смеется Муха.

– Ничего смешного. И у меня будут внуки.

– А потом?

– А потом… потом я умру…

– Как умрешь? Зачем? — останавливается Муха. Глаза его смеются. — А что будет со мной?

– А ты… ты будешь стучать на своих барабанах, и кататься на воротах, и задавать дурацкие вопросы! — выпаливает Федорова и быстро идет вперед, потом бежит. Муха бросается за ней.

– Федорова! Я тоже умру! Вот увидишь! В тот же день!

Это заявление привлекает внимание прохожих. Какая-то женщина даже останавливается и делает несколько шагов за Мухой, но тот уже далеко. 

Клепиков Ю. Не болит голова у дятла // Клепиков Ю. Пацаны. Сценарии. Л.: Искусство, 1988. 

Источник

Дятел в день делает порядка 12 тыс. ударов головой, при этом, не нанося себе никакого вреда! Этот удивительный факт не поддавался никакому объяснению, ведь при этом создаётся перегрузка в 1 тысячу раз больше, чем при свободном падении. Установлено, что некоторые виды дятлов, в процессе долбления коры дерева, способны двигать клювом со скоростью почти 25 км/ч! При этом его голова отбрасывается назад с огромным отрицательным ускорением, которое более чем в два раза превышает то, которое космонавты испытывают при старте! Совсем недавно, группа учёных из Китая смогли ответить на вопрос: «Почему у дятла не болит голова?».

Оказывается, дятел обладает несколькими уникальными способностями, и интересным строением головы.

Впервые полностью расшифровать механизм предохранения головы дятла от сотрясения удалось двум американским ученым, Айвану Швобу из Калифорнийского университета в Дэвисе и Филиппу Мэю из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, которые в 2006 году получили за это открытие Игнобелевскую премию (это премия, которую ученые получают за «открытия, вызывающие сначала лишь смех, а потом заставляющие задуматься»; в мире науки эта премия не менее популярна, чем Нобелевская). Биологи исследовали этот механизм на примере златолобого дятла (Melanerpes aurifrons), обитающего в лесах США, однако считают, что, видимо, такая система безопасности свойственна всем представителям дятлообразных (Piciformes).

 Итак, почему же дятел не получает сотрясение мозга. Во-первых, потому, что его сверхтвердый клюв ударяет в ствол строго перпендикулярно поверхности последнего, не сгибается и не вибрирует от удара. Это обеспечивает скоординированная работа шейных мышц — при «долбительных» работах действуют лишь те мышцы, которые отвечают за движение головы вперед-назад, а те, которые осуществляют боковые движения шеи, бездействуют. То есть дятел чисто физически не может отклониться от выбранного курса.

Кроме того, черепную коробку этой птицы и ее мозг отделяет лишь тонкий слой внутричерепной жидкости, что не позволяет вибрациям набрать достаточно силы для опасного воздействия на мозг. Кроме того, эта жидкость довольно вязкая, поэтому сразу же гасит все возникающие от удара волны, способные повредить важнейший нервный центр.

Читайте также:  2 день болит голова таблетки не помогают что делать

Также важную роль в защите мозга от сотрясений играет гиоид — важнейший элемент подъязычной кости птиц, который сам по себе является скорее хрящом, чем настоящей костной тканью. У дятлов он чрезвычайно развит, весьма обширен и протяжен, располагается не только в глотке (как у млекопитающих), а заходит и в носоглотку, обернувшись перед этим вокруг черепа. То есть внутри черепной коробки у этой птицы имеется дополнительный упругий амортизатор.

Кроме того, как показало исследование внутреннего строения черепных костей дятла, почти все они содержат губчатую пористую ткань, которая является дополнительным амортизатором. В этом отношении череп дятла скорее похож на таковой у птенца, чем у взрослой птицы (у которой доля губчатого вещества в костях чрезвычайно мала). Так что те вибрации, которые не удалось «погасить» черепной жидкости и гиоиду, «успокаивает» губчатое вещество костей.

Кроме того, дятел имеет еще своеобразный «ремень безопасности» для глаз — во время удара третье веко (мигательная перепонка) опускается на глаз этой птицы, чтобы уберечь глазное яблоко от вибрации и не допустить отслоения сетчатки. Так что зрение у дятлов, несмотря на «долбительный» образ жизни, всегда в порядке.

Ну и, конечно, для того, чтобы в черепе поместились все эти системы безопасности, дятлам пришлось существенно сократить поверхность своего мозга. Однако глупее остальных птиц от этого они вовсе не стали — наоборот, дятел весьма умен и обладает достаточно сложным территориальным и гнездовым поведением. Дело в том, что, в отличие от млекопитающих, у птиц процессы высшей рассудочной деятельности происходят вовсе не в коре больших полушарий, а в лежащих под ней полосатых тельцах и слое, называемом гиперстриатум. А эти части мозга исходно занимают не очень большую площадь, потому что находящиеся в них нейроны достаточно плотно упакованы. Поэтому дятел может легко сжать свой мозг без ущерба своему интеллекту.

Итак, чему же эта умная птица может научить людей? Да хотя бы тому, как разрабатывать совершенные противоударные конструкции. Подобную работу недавно проделали американские ученые из Лаборатории биоинженерии Университета Беркли. Тщательное изучение замедленной видеосъемки «долбежки» и данных томографии дятлов позволило им разработать искусственную демпфирующую (то есть, обеспечивающую безопасность) систему, аналогичную таковой у дятлов.

Роль супертвердого клюва в искусственном демпфере может играть прочная внешняя оболочка — например, стальная или титановая. Функцию внутричерепной жидкости в данном устройстве берет на себя второй, внутренний слой металла, отделенный от внешнего, стального, эластичным слоем. Под ним находится слой твердой, но, в то же время эластичной резины — аналог гиоида. А «заменителем» губчатых структур является заполнение всего пустого объема под этой резиной плотно упакованными стеклянными шариками размерами около одного милиметра. Доказано, что они очень эффективно «распыляют» энергию удара и блокируют передачу опасных вибраций на самую ценную центральную часть, ради которой все эти системы и существуют — то есть некий «мозг».

Подобный демпфер, по мнению разработчиков, может защищать разные хрупкие конструкции, например, электронику, от сильных ударов. Можно помещать в такую оболочку «черные ящики» самолетов, бортовые компьютеры кораблей или использовать ее при разработке катапультирующихся устройств нового поколения. Не исключено, что эту оболочку можно также использовать в корпусе автомобиля как дополнительный демпфер.

После создания миниатюрного прототипа, исследователи провели первые испытания данной оболочки. Они поместили его в пулю и из газового ружья выстрелили ей в толстый лист алюминия. Перегрузка от удара достигла 60000 g, но демпфер эффективно защитил спрятанную в нем электронную начинку. Значит, данная система достаточно эффективно работает. Теперь разработчики трудятся над созданием такого же демпфера больших размеров.

Китайские ученые исследовали защиту дятла от ударов и вибрации, что по их мнению может помочь создать новые антиударные материалы и структуры, которые могут быть использованы в различных сферах деятельности человека. Инженеры государственной лаборатории структурного анализа для промышленного оборудования университета Далянь обнаружили, что все тело дятла работает, как отличный противоударный механизм, поглощая энергию воздействия.

Птица клюет дерево с очень большой частотой (порядка 25 Герц) и скоростью (около семи метров в секунду), что больше в 1000 раз земной силы тяжести. Ученые сдеалали специальную 3Д компьютерную модель, используя томограмму, чтобы понять как именно дятел защищает свой мозг от повреждения.

Ученые выяснили, что большая часть энергии удара аккумулируется телом птицы (99,7%) и только 0,3% приходится на голову дятла. Часть энергии удара принимает на себя клюв птицы, еще часть подъязычная кость птицы. А та небольшая часть энергии, которая все-таки приходится на голову дятла преобразуется в тепло, из-за чего температура головного мозга сильно увеличивается.

Птица вынуждена делать перерывы между клеванием дерева, для того чтобы снизить эту температуру.

Результаты исследования будут опубликованы в научном журнале Science China.

А вот бедного дятла аннигилировало !

А вот дятел против змеи:

А вот дятел психанул !

[источники]

источники

https://www.pravda.ru/science/eureka/discoveries/22-02-2011/1067527-melanerpesaurifrons-1/

Почему дятел не умирает от сотрясения мозга: китайские ученые нашли неожиданный ответ

https://lenta.ru/news/2011/10/27/wood/

А помните мы смотрели, как летает Дятел с пассажиром, а вот результат деятельности желудевого дятла. Вот тут еще мы выясняли Почему «безногая ласточка» спит в воздухе, а вот внезапная Синица — зомби и на самом деле Есть такая птица — казуар !

Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия – https://infoglaz.ru/?p=68645

Источник