Не болит голова у дятла кадры
Работа на съемочной площадке объединяет актеров и режиссера. Иногда между ними дружба продолжается вне работы, нередко возникают служебные романы, а порой даже снимается продолжение полюбившейся ленты. А мы расскажем о том, какой жестокой оказалась судьба сразу к нескольким актерам и подросткам, которые были задействованы в этой киноленте, а также к режиссеру замечательной киноистории о любви. Вышла лента в 1974 г., а некоторых уже нет с нами. Вспомним о них и посмотрим запомнившиеся кадры.
Кадр из кинофильма “Не болит голова у дятла”
Александр Жезляев
Годы жизни: 1959 – 1992
Прожил: 32 года
Роль в фильме: Муха (Сева Мухин)
Он не был и не стал профессиональным актером. Роль Мухи была у подростка первой, но парень справился с ней отлично. Потом его еще пригласили сняться в роли Олег Болдина в фильме «Память». В небольшом эпизоде можно увидеть его в кинофильме «Приглашение к танцу». Затем парень работал на заводе, где занимался ремонтом вертолетов. Из жизни ушел трагически, провалившись под лед на Осиновецком озере, которое расположено рядом с деревней Сосново. Похоронили Александра на Южном кладбище в городе СПб.
Саша Жезляев – Сева Мухин
Александр Богданов
Годы жизни: 1957 – 1985
Прожил: 28 лет
Роль в фильме: Батон (Лева Булкин)
Выглядел он щуплым подростком, поэтому сразу получил роль семиклассника, хотя было уже 16 лет. Всем запомнилась его коронная фраза: «Чтоб я на рельсах уснул!» Потом Сашу берут на роль Генки Форманюка в ленте «Полковник в отставке». Участвовал он и в съемках фильмов «Ключ без права передачи», «Золотая мина», «Беда». Профессию актера не пошел получать, его больше привлекала разгульная жизнь, алкоголь. Под стать себе нашел супругу, родили двое детей, но браться за ум не собирались. Так и погиб: его убили приятели во время каких-то разборок. Тело нашли случайно в канаве. Похоронили Александра Богданова на Южном кладбище.
Александр Богданов – Батон
Николай Гринько
Годы жизни: 1920 – 1989
Прожил: 68 лет
Роль в фильме: отец Севы Мухина
Всю свою жизнь Николай Гринько посвятил кинематографу и театру. Он раскрылся как талантливый актер, когда пришел на «Мосфильм». Здесь познакомился с Тарковским, который предлогал ему лучшие роли. Любили этого актера и дети, для которых он играл в фильмах «Приключения Электроника», «Тимур и его команда», «Приключения Буратино». У него было более 100 ролей и он еще успел бы создать новые образы, если бы не коварная болезнь. У актера диагностировали рак крови, но выявили лейкоз очень поздно, когда уже не удалось помочь.
Могила Николая Гринько
Михаил Бирбраер
Годы жизни: 1947 – 1992
Прожил: 44 года
Роль в фильме: эпизод
С 1974 года участвовал в съемках эпизодов на «Ленфильме». «Не болит голова у дятла» – это его первый проект. Потом было еще 9 небольших зарисовок с его участием. Работал сначала помощником, затем ассистентом режиссера на этой же киностудии. Его жизнь была тихой и неприметной. Сказалось то, что Михаил был инвалидом. Ушел так же тихо в довольно молодом возрасте.
Динара Асанова
Годы жизни: 1942 – 1985
Прожила: 42 года
Съемочная группа: режиссер
Динара была очень хрупкой девочкой. С детства не отличалась крепким здоровьем. В 21 год ее сердечко остановилось, но врачи сумели вернуть ее к жизни. Потом стала талантливым режиссером. Снимать авторское кино оказалось непросто. После выхода первого фильма «Рудольфио» ей запретили съемки на 5 лет. После перерыва она сняла «Не болит голова у дятла». Герои-подростки сразу полюбились зрителю. А потом были другие работы, за которые она иногда получала премии. Она очень близко к сердцу воспринимала смерть непутевых ребят, с которыми работала, переживала за их неудачи. И ее сердце не выдержало. Чувствуя смерть, Динара оставила рядом записку «Очень всех вас люблю».
Динара Асанова
Источник всех фото https://yandex.ru/images/
Спасибо всем, кто читал статью!
Приглашаю к обсуждению: мне важно ваше мнение и приятна любая оценка.
Пожалуйста, поделитесь ссылкой в соцсетях!
Буду рада, если станете подписчиком канала «Звездное житие» или оставите лайк. Обещаю быть на Вашей волне!
Источник
Все началось с татарских разговоров…
Между тем я не забросил Асанову, а посмотрел еще целых два фильма.
Не знаю о чем кино. Я наслаждался картинкой. Потому что у Асановой здорово получается про детей, мутная свемовская пленка добавляет меланхолии меланхоличному Питеру и, главное, все это происходит на островах. Тех самых на которых теперь Зенит-арена, скалодром Луч, много домов.
Когда-то я жил на Петроградке и гулял по тем самым местам. Много мостов, мой любимый был деревянный с Петроградки на Крестовский (Лазаревский). Тогда еще по нему трамваи ходили. Сначала перестали ходить трамваи. Потом моста не стало. Теперь мост вантовый, четырехполосный, удобный для автомобильного движения. Берега островов тоже изменились. Некогда заброшенные, заросшие кустами, застроенные одинокими сараями и заборами – теперь они часть мегаполиса, на них жилые кварталы. Те же спальные районы, только классом повыше.
Мой любимый мост тогда и сейчас:
Может поэтому мне захотелось с помощью яндекс карт еще раз пройтись по знакомым берегам. Нашел практически все, что есть в фильме.
Выяснилось, что локации не просто красивые места – из них складывается реальный маршрут. Действительно, можно утром проснуться на проспекте Динамо, 6 – дойти (доехать) до школы №53, по дороге домой зайти покачаться на ржавых воротах Особняка Клейнмихель (Набережная реки Крестовки, 12). Пообедать и догулять до дома 35/37 по Каменноостровскому проспекту, где в то время был кинотеатр.
Итак, дом первой красавицы класса Иры Федоровой. В подъезде которого Муха ждал, стоя на голове, пока его девочка нарядится и причешется. Долго искал. Не помогали карты яндекса, хотя я обошел все берега. Точно помню – был там не раз. И бинго! – Проспект Динамо, 6 (https://www.citywalls.ru/house2487.html). Того дома больше нет, есть новый, построенный на его месте. Там даже квартиры продаются. Так что при желании можно жить практически в том самом доме.
Такой он был:
такой стал:
вот как это было в фильме:
Это сейчас. Вид напротив тоже поменялся:
Обратите внимание на круглое окно – его мы видим когда герои заходят в парадную – оно единственное на фасаде. У Динары Асановой все четко – дом снаружи и внутри один и тот же:
Далее школа №53 – тоже непростая, украшающая. Потому что фасадом выходит на железную дорогу и небольшую ложбинку, что для плоского Питера диковинка.
Муха провожает домой Иру и они обязательно идут мимо заброшенного особняка. Кругом парк, по воде скользят лодки. Можно покачаться на старых ржавых воротах. Их любимое место.
Ворота эти от Особняка Клейнмихель, ныне ни много ни мало Дом приемов УД Президента РФ (Набережная реки Крестовки, 12 – https://www.citywalls.ru/house2488.html). Узнал их в фильме. Тоже когда-то гулял мимо и рассматривал ржавых зверей – теперь-то все отреставрировали.
решетка
саламандра
Придешь домой, а интернета нет, так что нечего сидеть – пора в кино. Герои идут в кинотеатр, который находится в красивейшем доме (Каменноостровский проспект, 35/37 – https://www.citywalls.ru/house563.html):
но зрителю достается только кусок колонны и совершенно будничный петербургский вид напротив:
то же сейчас:
Чем мне симпатична Асанова – у нее частный, небольшой Петербург. Чуть-чуть поверни камеру и будет классический вид. Но это только отвлекает, потому что любишь-то ржавую решетку и единственное круглое окно в доме на острове.
В кинотеатр надо идти конечно же через Лазаревский мост.
Тут по нему часто ходят. Это в фильме недоброжелатели тащат барабаны Мухи:
Не хватило сил найти куда собрались сдавать барабаны Мухи. Возможно это на Ваське, но не нашел или уже снесли или не там искал.
Не один я такой умный. Вот тут люди и без меня все нашли – https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/4298/forum/print.
Здорово, что любовь второго главного героя – Левы Булкина (он в “Ключе без права передаче” возмужал и играет упрямого хулигана, который не хочет дружить с Прокловой) к той же Ире – она только в фотографии на стене в его комнате и том как он пристально и молча следит за ней. Никаких сюжетных поворотов из нее так и не возникло.
UPD: Писал как-то про “Не болит голова у дятла” – про адреса где кино снимали (https://philip-marlow.livejournal.com/275365.html).
Не поддавался только деревянный дом главного героя – двухэтажный, весь заросший лопухами и кустами. Перед котором был вырыт небольшой водоем. Нашелся в интервью художника-постановщика Владимира Светозаров:
Мы снимали в районе стадиона «Динамо», там стояли деревянные домики, тянулись поросшие лопухами просторы, и сирень цвела, и в этой сирени играли дядьки в домино, и из-за кустов раздавался звон стаканчиков и крики «Рыба!». А на месте 31-й больницы, где лечились потом партийные чиновники, стоял домик, в котором жил наш главный герой. (https://seance.ru/blog/svetozarov-interview/)
Интервью отличное. Можно и целиком почитать.
Теперь единство места в фильме установлено окончательно. То есть Динара Асанова настолько молодец, что маршруты ее героев существуют не только в пространстве фильма. Обычные школьники, которые тогда жили на Крестовском, в школу ходили на Савушкина, гулять на Каменный остров, а в кино на Петроградку.
Источник
Первый полнометражный фильм Динары Асановой — «Не болит голова у дятла» (1974).
История о семикласснике Севке Мухине по кличке Муха, не блистающем успехами в школе, но страстно мечтающем стать ударником, целыми днями барабанящем по бог весть как и из какого мусора собранной ударной установке, вслушающегося в стук дятла и находящего музыку в скрипе железных ворот, влюблённого в соседку по парте красавицу Иру. Поэтичная, добрая, лиричная — и в то же время тревожная — картина.
Внешне даже банальная, избитая тема, как часто про это пишут — «о трудностях переходного возраста и первой любви». Однако в ней нет ни подделываемой под детскость наивности, ни умилённого взгляда взрослого — «ой, все мы такими были, всё пройдёт». Не пройдёт. Кажется, что проходит. Но чаще всего жизнь — это уход в сторону от того сущностного и важного, что начинало приоткрываться в детстве, когда ещё не было груза разочарований и цинизма, отупения от однообразной, где придётся, работы и столь же однообразных и скучных развлечений.
Взгляд авторов отстранён от мира взрослых, смотрит на него как бы боковым зрением, центр внимания которого сосредоточен на происходящем с подростками, через маленькие трагедии мальчишки говоря об этом мире больше, чем иные прямые и конкретные формулировки.
Такие трагедии проходят чередой через весь фильм — это и неприятие взрослыми увлечения мальчика, видящих в нём беспутную блажь и всего лишь раздражающий и всем мешающий шум, и сравнения со старшим братом — успешным спортсменом, правильным и образцовым молодым человеком, и бессилие перед безличной властью билетёрши в кинотеатре, запросто пропустившей выглядящую старше подругу, но запершая дверь перед носом Мухи, и вполне личной и неодолимой силой соседа, ломающего барабаны, и как апогей этой неодолимости — финал фильма, разлучающий Севу и Иру.
Зримое, воплощённое зло являет сосед «Стакан Стаканыч», этакий косный мещанин и гонитель юного дарования. Вроде бы фигура вполне понятная, даже заштампованная. Видимо, в своё время зрители однозначно считали этот образ и разделились на два лагеря — «нонконформистов», противников «гонителя», и ему сочувствующих. Булат Окуджава в своё время так написал (или сказал) о фильме:
Какой точный рисунок, какие достоверные детали! А персонажи! А сила чувства!.. Помню восторженные отзывы, и вдруг резкое неприятие из уст одного раздраженного человека: «Да я бы тоже морду набил этому парнишке с его барабанами. Жить нельзя…» Меня огорчил этот отзыв, но тогда я не подумал о явлении, о гибнущем поколении совсем юных, гибнущем, в общем, по нашей вине. Тогда это воспринималось как частное событие; я еще не успел сформулировать болезни общества, мне был симпатичен мальчик, отвратителен его гонитель и не менее отвратителен хулитель фильма, весьма просвещенный человек. Все это не воспринималось как обобщение, как предостережение — просто кинофакт, но, конечно, талантливый, яркий, незаурядный […] (Окуджава Булат. Составителю сборника // Динара Асанова: у меня нет времени говорить неправду. Составитель сборника Ф. ГУКАСЯН. Искусство, Ленинградское отделение, 1989. С. 377)
Простые схемы, простые оппозиции. Прямо видится за этим перестроечные препирания о «демократах» и «консерваторах», вылившиеся позже в либеральный зуд. Надо полагать, что Стакан Стаканыч — это персонификация «репрессивного государства», а Муха — стонущий под «тоталитарным прессом» интеллигент. Как всё у них просто было, а главное — желание за каждым вздохом каждого автора углядеть высказывание в определённом идеологическом ключе. Чего-то никто не задумался: а как быть и Мухе, и этому «Стаканычу», один из которых не может не играть, а другой — не может спать? И обоим одинаково необходимо.
Впрочем, Булат Шалвович был в чём-то прав — весь фильм пронизывает отчуждение и тревожное настроение, может быть незаметное явно, но чувствующееся неким внутренним напряжением, наводящее на желание более широкого обобщения. Но оно воплотилось отнюдь и далеко не только в фигуре соседа. В сценах с ним, может быть, даже менее, чем в других эпизодах — слишком уж карикатурен, нелеп этот сосед.
У нас уже лет так сорок каждое следующее поколение — «потерянное». Уже засеребрились сединой виски ровесников тех ребят из фильма, у них выросли свои дети, а у кого-то уже есть и внуки, прошелестели застойные семидесятые, отбушевали перестроечные восьмидесятые, мертвечиной худших перемен прокатились девяностые, вот кончаются бессмысленные своим бескомпромиссным абсурдом нулевые — а молодые всё так же «потеряны», о чём мусолятся бесконечные, впрочем, уже и неинтересные своей затасканностью разговоры, и мы раз за разом начинаем с нуля.
Но авторский взгляд — это и не повествование от лица подростка, это взгляд зрелого и сопереживающего человека. Не высокомерно воздающего по делам и прикладывающего мерку, а старающегося понять.
Может быть одно из самых значимых достижений Асановой — такой подход к работе с детьми, когда они становятся соавторами картины. Сама она так рассказывала в интервью о съёмках:
— Это ваш первый полнометражный фильм. […] Расскажите, пожалуйста, как вам удалось «сыграть» между собой таких разных ребят? Заставить их быть предельно естественными перед камерой?
— В том-то и дело, что мы старались поменьше их «заставлять». Заставлять заучивать роли, например. Сценарий был прочитан детям всего один раз. […]
— Исполнителей главных ролей — Лену Цыплакову, Сашу Жезляева и Сашу Богданова […] мы и в жизни стремились сдружить между собой. Ведь по сценарию они знали друг друга «тыщу лет». Пока готовились к съемкам, очень много гуляли по Ленинграду с Леной и двумя Сашами. Мы говорили о жизни вообще и о том, как бы нам по правде сделать наш фильм. [….]
Ребята наши оказались очень чуткими, нетерпимыми к любой фальши. Работали перед камерой наравне со взрослыми […]. Но самую большую высоту, безусловно, взял Саша Жезляев.
Мы отдавали себе отчет в том, что идем на риск, утверждая его на главную роль. Ведь сразу выяснилось, что у него полное отсутствие слуха. Но он оказался упрямым в достижении цели. Постоянно делал упражнения для рук, с палочками барабанными не расставался. И — победил! Все импровизации на ударной установке исполняет в фильме он сам. […] Но что еще более важно: он впервые открыл для себя, что и его может волновать и будоражить настоящая музыка. Все ребята за время съемок стали взрослее, мудрее, засветились изнутри тем особенным светом, который оставило в них соприкосновение с искусством. […]
(Корконосенко Н. Ленинские искры. 1975. 24 сент. // Динара Асанова: у меня нет времени говорить неправду. Составитель сборника Ф. ГУКАСЯН. Искусство, Ленинградское отделение, 1989. С. 98—100)
В том же интервью она говорила и о содержании фильма:
— После третьего дубля с поездом,— рассказывает мне режиссер фильма Динара Асанова,— Саша Жезляев, играющий Муху, сказал: «Я теперь понял, почему Севка плачет в конце. Не потому, что она уезжает. От собственного бессилия…»
Да, они многое постигали перед камерой, актеры-семиклассники, и несли зрителям свое потрясение. Наверное, потому невозможно смотреть на маленькие трагедии Мухи снисходительно взрослым взглядом: «Возрастное — это пройдет…»
Нет, не пройдет. Чувство собственного достоинства — оно или есть в человеке, или его нет совсем. Оно — как охранная грамота, не позволяющая ему стать пажом красивой девчонки, состоять «при ней».
Не пройдет и одержимость музыкой. Не взял Сева ростом — зато у кого еще такие гибкие руки и такой тонкий музыкальный слух? […]
— Нам было очень важно показать,— продолжает нашу беседу режиссер,— как из четырнадцатилетнего мальчика выкристаллизовывается личность. Как стремительно взрослеют рядом друг с другом Ира и Севка. Он — потому, что страдает, она — от столкновения с Севкиной неординарностью, бескомпромиссностью. […] Наша Ира Федорова пока не понимает, как ей повезло на детство, в котором был такой вот неуемный Муха. А Севка — эта самая что ни на есть нефальшивая нота на всю жизнь. Помните песенку: «Кораблик детства возвратится»? В самые критические минуты взрослой жизни будут вставать в памяти Иры требовательные и преданные Севкины глаза».
На съемках фильма «Не болит голова у дятла»
В сборнике, в состав которого вошло интервью, были и такие слова, принадлежащие Асановой:
Как и у первого моего фильма, у этого тоже необычное название: «Не болит голова у дятла». По этому поводу хочу заметить: ученые утверждают, что у дятлов бывает сотрясение мозга. От безуспешного ли постукивания или ненужного напряжения, этого никто еще не доказал… […] Не знаю, как дело обстоит с дятлами, но у нас еще до сегодняшнего дня головная боль из-за этого фильма. Он давно уже существует помимо нас, но мы все еще поглощены им. Фильм этот — попытка исследовать внутренний мир подростка. В пятнадцать лет он сопоставляет себя с окружающим его миром, пытается разобраться в своей индивидуальности, наталкивается на трудности при попытке переделать себя. Детям этого возраста — хотя детьми их, пожалуй, уже не назовешь — присуще острое желание обратить на себя внимание взрослых, дать им понять, что вот мы рядом, мы живы, у нас свои желания… Подростку часто кажется, что к нему проявляют слишком мало интереса. Поэтому поведение нашего героя нередко агрессивно, так он пытается утвердить себя.
В этом возрасте подросток обязательно хочет быть и любимым, и признанным. Его состояние определяется тем, что он уже не ребенок, но далеко еще не взрослый: с одной стороны, требования к нему предъявляются как к взрослому, с другой стороны, его наказывают, как маленького ребенка.
Эту драматическую неопределенность своего состояния подросток чувствует очень остро. Он не хочет понять, что в этой двойственности заложен плодотворный источник его духовного становления.
Фильм этот о подростках, но совсем не исключительно для подростков, он обращен и к взрослым. В этом вопросе самым важным для нас было найти интонацию, лишенную риторики и нравоучений, найти такой материал, с которым подросток мог бы себя отождествить. Историю, которая могла бы по-настоящему заинтересовать его. И найти такого героя, в котором каждый узнал бы себя.
Поэтому фильм пронизан лирической, романтической музыкой и спортом. Поэтому и сюжет его — история любви, и герой его — заурядный подросток, обещающий вырасти в необыкновенного человека. Это не означает, что он станет каким-то крупным музыкантом. Просто речь идет о талантливой личности.
Почти все — и критики, и зрители — ставили один и тот же вопрос: как вы работали с детьми? Ведь получается впечатление, что кинокамеры для них не существует, они ведут себя так же непринужденно, как в жизни.
Наши исполнители […] поняли всю серьезность этой темы, почувствовали, что им доверяют, что их любят и хотят им помочь. Поняли они также, что их замечают, уделяют им внимание. Самая важная задача — оставаться самими собой — одновременно и самая трудная. Сценарий читался детям только один раз. Сами они его не читали, только слушали. Когда затем начались съемки, ребята сами должны были подавать реплики. Наша задача заключалась лишь в том, чтобы при повторных съемках подводить детей к диалогам, указанным в сценарии. Были, конечно, отклонения от текста. Но какую это им доставляло радость, когда мы говорили: «Да, так хорошо, так правильно!» И они старались быстро все усвоить, чтобы скорей закончить съемки. Они считали, что они сами авторы сюжета.
Больше, чем сам режиссёр, сказать трудно. Тем более когда сказано столь определённо и ясно. Нам остаётся только пересматривать фильм, наслаждаться работой авторов и — думать, думать, чувствствовать и пытаться понять, в чём же всё-таки заключается магия световых пятен на белом полотне, когда вроде бы известны и рецепты, и обстоятельства, а приёмы по косточкам разобраны в учебниках и преподаются в соответствующих учебных заведениях.
Эта статья была опубликована на Редаре 21 октября 2009 г. и размещается в рамках моего мемориального мини-проекта.
О других фильмах Динары Асановой:
Ключ без права передачи (1976)
Никудышная (1980)
Источник