Плакала и болит голова в школу
Головная боль очень частая причина обращения к неврологу. Головные боли бывают у взрослых и детей. У детей головные боли чаще всего возникают в период, когда они начинают учиться в школе. И максимальное обращение к неврологу (из личного опыта) составляет в возрасте 10 – 12 лет. Когда ко мне на приём приходят родители с детьми дошкольного возраста с жалобами на головные боли, я сразу настораживаюсь. Головные боли у детей дошкольного возраста, особенно головные боли с рвотой требуют исключения повышения внутричерепного давления, объёмного процесса (опухоли головного мозга). Хотя мигрени могут наблюдаться и у детей дошкольного возраста (тоже могут быть головные боли с рвотой), но значительно реже, чем в старшей возрастной группе. Тема головных болей у детей обширная. Я остановлюсь на головных болях у школьников, точнее на головных болях напряжения (ГБН), так как они чаще возникают.
Характеристика головных болей
У школьников головные боли могут вызываться разными причинами, разными заболеваниями. Однако наиболее частыми причинами головных болей у школьников являются головные боли напряжения, около 80%. Конечно у школьников бывают и мигренозные головные боли и другие заболевания, характеризующиеся головными болями. Естественно у детей не совершенные адаптивные механизмы организма, и особенно часто выявляется определённая незрелость вегетативной нервной системы. Признаки вегетативной дисфункции – метеозависимость (реагирование на погоду), повышенная потливость, колебания температуры тела, холодные руки и др. симптомы наблюдается у детей достаточно часто. Вегетативная дисфункция у школьников усугубляет головные боли при ГБН.
Головная боль напряжения возникает у 30 – 40% школьников в период 7 – 17 лет. ГБН у школьников чаще локализуется в теменной и височных областях. Хотя могут наблюдаться и в затылочной области, но реже. При головной боли напряжения рвоты нет. ГБН чаще возникают после нагрузок. После психоэмоциональных и физических нагрузок. Такие головные боли появляются в школе или к вечеру. И в выходные дни, а особенно когда проходят какие-либо каникулы, дети не жалуются на головные боли. Это не значит, что дети симулируют. Просто действительно головные боли у них возникают при нагрузках. С одной стороны в школе требуют выполнения определённых дел, а с другой стороны требуют родители выполнения заданий. У детей, у которых ГБН, чаще определяются определённые черты личности: напряжённость, тревожность. Такие головные боли могут возникать у очень ответственных детей, которые боятся опоздать в школу, получить неудовлетворительную оценку в школе, болезненно относятся к замечанию со стороны учителей и родителей. Ухудшает ситуацию, когда ребёнка загружают несколькими занятиями в секциях или кружках. В последние годы жизнь становится очень интенсивной, растут скорости во всём. Растут требования, повышается уровень информации, и требования к знаниям увеличиваются с первых классов школы. Кто-то может выдерживать такой ритм, и такие нагрузки, а кто-то не может. Это является первой причиной развития головных болей напряжения – психоэмоциональная.
Второй причиной развития ГБН является напряжение мышц шеи и мышц черепа. Такие мышечные напряжения могут возникнуть от длительного положения за партой, дома за столом, особенно когда дети длительное время проводят за компьютером. И очень плохо, когда расположение за столом в неправильной позе.
Диагностика головных болей напряжения
Диагностика таких головных болей не вызывает сложностей у опытного врача. Начиная с расспроса ребёнка и его родителей о появлении головных болей, где они локализуются, чем характеризуются, когда возникают и чем провоцируются, можно определить какие возможно у ребёнка причины развития головных болей. Затем невролог осматривает ребёнка и назначает дополнительное обследование. Арсенал обследования в неврологии в настоящее время обширен. Невролог после осмотра ребёнка назначит необходимое обследование. Однако, что желательно провести всем детям с такими головными болями – это ультразвуковое исследование сосудов шеи (УЗДГ сосудов шеи).
Лечение головных болей напряжения
Лечение ГБН у детей несколько отличается от лечения таких головных болей у взрослых. Что нужно делать:
- Улучшить психоэмоциональную обстановку в семье и в школе.
- Постараться выявить психотравмирующие ситуации в школе и дома и по возможности устранить их.
- Если ребёнку тяжело и трудно посещать несколько секций и кружков, возможно, что-то прекратить посещать. Обычно на приёме спрашивают у ребёнка: «Вот ты занимаешься в секциях и кружках, и что из этого тебе не нравится?». Если ребёнок говорит, что ему не нравится посещать определённые секции или кружки, рекомендуют родителям подумать, и возможно прекратить там заниматься.
- Возможно у ребёнка какие-то напряжённые ситуации в коллективе или с конкретным ребёнком, тогда постараться разрешить эту ситуацию.
- Соблюдение режима сна и питания. Необходимо чтобы ребёнок высыпался, чтобы он имел время отдохнуть. Тут есть определённые сложности. Все знают типы людей «совы» и «жаворонки». Так вот, в большинстве детей начальной школы «жаворонки» – они рано ложатся и рано встают без особых проблем. А с возрастом, когда ребёнок становится подростком, у него биологические часы очень часто меняются и подростки из «жаворонков» становятся «совами». Поэтому подростков очень сложно вечером уложить спать. Они могут длительное время играть в компьютере и ночью тоже. И не идут ложиться спать, говоря, что не хотят или не могут, а утром их очень сложно поднять.
- При умственной работе клеткам головного мозга необходима глюкоза, как энергетический материал. И если ребёнок голодный, то это тоже может провоцировать головные боли. И в тоже время желательно исключить из рациона детей продукты с содержанием кофеина.
- Важно чередование умственной и физической работы, занятия спортом и важно чтобы ребёнок не сидел длительно за компьютером в вынужденной позе.
- Правильная мебель для занятий и дома и в школе.
- Массаж шейно-воротниковой области и головы. Гимнастика, включающая в себя элементы пост изометрической релаксации.
- При необходимости занятия с психологом, проведение аутотренинга и методик на основании биологической обратной связи.
- Медикаментозное лечение.
Профилактика головных болей напряжения
Профилактика лежит в оптимизации труда и отдыха, рабочего места ребёнка. Поэтому первые три пункта лечения, можно рекомендовать и как профилактика ГБН. Хорошо проводить гимнастику, плавание. Избегать психотравмирующих ситуаций.
Будьте здоровы !
Запись к неврологу клиники “Доктор лор” кандидату медицинских наук – Юлии Эдуардовне Макушкиной по телефону 45-05 -45,56-56-01.
Пр.Строителей,10
Официальный сайт
https://www.clinic-doctorlor.ru/
Группа вконтакте
https://vk.com/doctorlor_uu
Необходима консультация специалиста
Автор: Реклама INFPOL.RU
Источник
Говорят, плакать полезно. Но что делать, если после этого раскалывается голова, и почему так происходит?
Автор: Арина Рахтеенко
Почему мы плачем
Когда мы переживаем, запускается каскад физиологических реакций – организм приходит в состояние стресса. При этом учащаются сердцебиение и дыхание, повышается концентрация внимания, усиливается мышечный тонус – организм делает все, чтобы быстро и эффективно отреагировать на неординарное событие. Это возможно благодаря работе главного стрессового гормона – кортизола, который выделяется надпочечниками в ответ на тревожные сигналы головного мозга.
Кортизол управляет молекулами – передатчиками сигнала в головном мозге – нейромедиаторами. Эти молекулы запускают или тормозят физиологические реакции: в том числе и выработку слез, бегущих по щекам. Один из таких нейромедиаторов – ацетилхолин – регулирует секрецию большей части желез в организме: он управляет слюнными, потовыми и пищеварительными железами. Он же стимулирует выработку слезы в слезных железах, которые расположены под бровной дугой во внешних уголках глаз.
По сути, стресс и слезы – это защитные механизмы нашего организма.
Слезы могут быть трех типов:
- Базальные слезы: продуцируются постоянно и увлажняют глазное яблоко, вымывая небольшие соринки.
- Рефлекторные слезы: срабатывают как защитный механизм при раздражении в области глаз.
- Эмоциональные слезы: запускаются от избытка чувств (как позитивных, так и негативных).
Все три вида несколько отличаются по составу, но что бы ни провоцировало процесс, проходит он одинаково: слезная железа производит слезу, она по слезному канальцу попадает в глаза и омывает их при моргании. Затем по другим канальцам во внутренних уголках глаз слезы оттекают в носовую полость. В этот момент слизистая полости носа активно кровоснабжается и развивается отек, который ощущается как заложенность в носу.
Как и почему из-за плача болит голова
Связь между рыданиями и возникновением головной боли достаточно запутанна: специалисты предлагают несколько теорий ее развития. Все зависит от типа головной боли.
Головные боли напряжения
Как правило, слезы, связанные с эмоциональным переживанием, вызывают головные боли напряжения – самые частые из всех вариантов головной боли. Именно такие начинаются в конце тяжелого рабочего дня. Несмотря на распространенность, точные причины ее развития до сих пор неизвестны, скорее всего, это повышенная чувствительность к болевым стимулам.
Такая боль обычно двусторонняя, как будто тиски умеренной силы монотонно давят в лобной или затылочной области головы. Она не сопровождается тошнотой или дискомфортом от света, что отличает ее от другого типа головной боли – мигрени.
Мигрень
Стресс, который часто сопровождается плачем, – один из главных триггеров для запуска приступа мигрени. У предрасположенных к ее развитию людей мозг особенно чувствителен к уровню нейромедиаторов и других веществ: при нарушении этого равновесия запускается болевой приступ. Обычно это односторонние, пульсирующие боли, терпеть которые достаточно сложно. Приступы сопровождаются неприятными ощущениями: тошнотой или рвотой, повышенной чувствительностью к свету или звукам.
Читайте также: 7 проблем со здоровьем, которые грозят обитателям офиса
Триггером, кстати, может стать как сам стресс, так и расслабление после него. Важно понимать, что любой вызывающий мигрень фактор – это всего лишь провокатор, а не причина. Мигрень считается генетически обусловленным заболеванием, в развитии которого виноваты нарушения в нескольких генах.
Остальные головные боли – так называемые вторичные – развиваются на фоне какого-либо состояния.
Боль из-за нарушения проходимости придаточных пазух
Длительный плач может сказаться на работе синусов или пазух – воздухоносных полостей, которые располагаются в лицевой части черепа и сообщаются между собой. Так как в момент течения слез развивается отек слизистой носа и начинается ринорея – выделение секрета, который мы непрозаично называем соплями, – проходимость воздуха в полостях нарушается. Возникает чувство заложенности, которое может перейти в тупую боль в области щек и лба.
Боль из-за мышечных спазмов
Этот вариант возникновения боли связан с перенапряжением мышц верхнего плечевого пояса: когда мы плачем, напрягаются мышцы шеи, области лба и затылка. Если плакать долго и с чувством, напряжение может сохраниться, даже когда мы уже успокоились, и привести к головной боли.
Как облегчить головную боль после слез
Прежде всего нужно отдохнуть. Перспектива провести целый день в кровати, мучаясь от боли, не слишком привлекательна, поэтому стоит ускорить восстановление.
Начать можно с холодных или теплых компрессов комфортной для вас температуры. Положите их на затылок, в область шеи или на лоб: они могут сработать как отвлекающий маневр для нервных окончаний, за счет этого они перестанут постоянно передавать сигналы о болевых импульсах. Еще один хороший вариант успокоиться – принять горячий или холодный душ, как вам больше нравится.
Читайте также: Как отличить обычную усталость от болезни и чем себе помочь
При заложенности носа промойте его солевыми растворами, чтобы избавиться от соплей. Можно закапать в нос сосудосуживающие капли: они снимут отек и восстановят свободное дыхание.
Если вы чувствуете напряжение в мышцах шеи или верхней части спины, отличным лечением станет сеанс массажа от опытного специалиста. Массаж снимет напряжение и спазм в мышцах, нормализует кровоток, после чего уйдет и боль. Попробуйте самомассаж: разотрите мышцы в области плеч и у основания шеи.
Для снятия головной боли могут быть полезны различные мануальные терапии: например, акупунктура. Если вам не хочется, поплакав, идти на сеанс нетрадиционной медицины, можете сами воздействовать на триггерную точку He Gu, или LI4: она расположена в подушечке между указательным и большим пальцем. Эта активная точка – скопление нервных окончаний, помассировав которую вращательными движениями можно облегчить головную боль.
Если отдых и вышеперечисленные приемы не принесли облегчения, примите простые безрецептурные препараты (такие как ибупрофен, парацетамол, аспирин). Но не нужно злоупотреблять обезболивающими средствами – это может вызвать лекарственно индуцированную головную боль.
Иногда слезы лишь один из провокаторов головной боли, который можно воспринимать как тревожный сигнал организма. Если приступы возникают чаще раза в неделю, проконсультируйтесь с неврологом.
Читайте также: Что делать, если постоянно хочется спать
Ставьте лайк, если статья понравилась, подписывайтесь на наш канал и в социальных сетях: ВК, Инстаграм, ФБ, Телеграм.
Источник
Выяснить, почему болит голова после слез, не так просто, как кажется. Проблема заключается в том, что центральный отдел нервной системы человека – мозг – болеть не может, поскольку у него нет чувствительности. Однако его оболочка соединяется с множеством болевых рецепторов и нервных окончаний, вследствие воздействия на которые и возникает болевой синдром. Но почему он появляется после рыданий и как от этого избавиться, читайте далее в статье.
Возможные причины
Если после плача болит голова, подобное состояние могут спровоцировать несколько факторов, включающих следующее:
- сужение сосудов;
- мышечный спазм;
- выброс в кровь адреналина;
- обильная потеря физиологической жидкости.
Эмоциональное потрясение и появление на глазах слез связаны со стрессом, переживанием, нестабильным состоянием нервной системы. Напряжение приводит к повышению артериального давления, особенно если плач длится долго или человек испытывает слишком сильные эмоции.
Высокое артериальное давление сказывается на состоянии организма, приводит к появлению мигрени, учащенному сердцебиению. Нарушается приток кислорода к тканям, что провоцирует возникновение тревожного симптома – боли.
Подобный приступ может пройти самостоятельно, как только эмоциональное состояние стабилизируется, или остаться при наличии проблем с сердцем или сосудами. Поэтому людям с патологиями сердечно-сосудистой системы опасно нервничать. Для них все может закончиться гипертоническим кризом, инфарктом или инсультом.
По мышечным и нервным волокнам передаются импульсы. Эмоциональная нестабильность приводит к нарушению этого процесса и резкому возникновению спазма. Состояние сопровождается ярко выраженным болевым синдром.
Если после плача отмечается пронизывающая боль, то ее причина состоит в спазме мышц.
Как только у человека на глазах появляется первая слеза, мозг сразу начинает вырабатывать адреналин. Это гормон стресса, который организм продуцирует самостоятельно. Его количество увеличивается в момент сильных потрясений. Повышение уровня гормона в крови сказывается на состоянии сосудов, показателях давления и скорости передачи импульсов.
Подобные изменения влияют на работу мозга и его оболочек. Возникает боль в голове, которая может носить распирающий или сдавливающий характер.
Некоторые ученые в области медицины связывают появление дискомфорта с обильной потерей жидкости. Это приводит к обезвоживанию, что влечет за собой нарушения в работе всего организма.
Малыши также могут столкнуться с болью в голове, появляющейся после слез. Долгий плач не проходит бесследно для маленького организма. У детей подобные проблемы возникают по тем же причинам, что и у взрослых.
Как избавиться от боли
Если после плача возникают неприятные ощущения в области головы, исправить положение помогут:
- стакан воды;
- препараты, расширяющие сосуды;
- спазмолитики;
- массаж;
- медитация.
Организм человека отличается высокой мобильностью. Чтобы нормализовать состояние, зачастую достаточно выпить стакан воды маленькими глотками.
Попав в организм, жидкость займет пустоты, образовавшиеся по причине обильного слезоотделения. Но такая «мобильность» чревата последствиями. Пополнение запаса воды приведет к развитию отечности. Отек образуется в области лица и глаз, но, если умыться холодной водой или протереть лицо кусочком льда, состояние улучшится.
К препаратам, расширяющим сосуды, можно отнести «Аспирин», «Валерьянку» в таблетках и «Пустырник». Они не только помогут избавиться от болевого синдрома, но и приведут в порядок расшатанные нервы.
Спазмолитики принимают только в том случае, если неприятные ощущения носят острый характер. Они помогают устранить причину дискомфорта – спазм мышц. К препаратам этой группы можно отнести «Дротаверин» и «Но-шпу».
Если после плача болит голова и дискомфорт долго не проходит, стоит попробовать исправить ситуацию с помощью массажа. Эта процедура поможет нормализовать приток крови к оболочкам мозга, расширит сосуды.
Правила проведения растирания головы:
- Распустите волосы и немного помассируйте виски.
- Плавно перейдите на бровные дуги, затем к лобной части черепа.
- В завершение массируются затылок и область шеи.
Движения во время массажа должны быть легкими и приятными. Средняя продолжительность процедуры составляет 10-15 минут.
Медитация – еще один способ стабилизировать состояние организма и нервную систему. Для этого требуется уединиться и несколько минут провести в полной тишине, отстранившись от проблемы, которая стала причиной появления слез.
Заключение
Боль в голове после плача – не повод для обращения к врачу и не признак заболевания. Это скорее неприятный симптом стресса, который наблюдается у большинства людей. С такими ощущениями организм в силах справиться самостоятельно. Однако если успокоиться никак не получается, а боль влияет на работоспособность и снижает качество жизни, можно прибегнуть к помощи медикаментов или просто сделать массаж головы.
Похожие статьи:
Источник
Автор статьи Игорь Воронов – невролог, кандидат медицинских наук.
Головная боль очень частая причина обращения к неврологу. Головные боли бывают у взрослых и детей. У детей головные боли чаще всего возникают в период, когда они начинают учиться в школе. И максимальное обращение к неврологу (из личного опыта) составляет в возрасте 10 – 12 лет. Когда ко мне на приём приходят родители с детьми дошкольного возраста с жалобами на головные боли, я сразу настораживаюсь. Головные боли у детей дошкольного возраста, особенно головные боли с рвотой требуют исключения повышения внутричерепного давления, объёмного процесса (опухоли головного мозга). Хотя мигрени могут наблюдаться и у детей дошкольного возраста (тоже могут быть головные боли с рвотой), но значительно реже, чем в старшей возрастной группе. Тема головных болей у детей обширная.
Характеристика головных болей.
У школьников головные боли могут вызываться разными причинами, разными заболеваниями. Однако наиболее частыми причинами головных болей у школьников являются головные боли напряжения, около 80%. Конечно, у школьников бывают и мигренозные головные боли и другие заболевания, характеризующиеся головными болями. Естественно, у детей не совершенные адаптивные механизмы организма, и особенно часто выявляется определённая незрелость вегетативной нервной системы. Признаки вегетативной дисфункции – метеозависимость (реагирование на погоду), повышенная потливость, колебания температуры тела, холодные руки и др. симптомы наблюдается у детей достаточно часто. Вегетативная дисфункция у школьников усугубляет головные боли при ГБН.
Головная боль напряжения возникает у 30 – 40% школьников в период 7 – 17 лет. ГБН у школьников чаще локализуется в теменной и височных областях. Хотя могут наблюдаться и в затылочной области, но реже. При головной боли напряжения рвоты нет. ГБН чаще возникают после нагрузок. После психоэмоциональных и физических нагрузок. Такие головные боли появляются в школе или к вечеру. И в выходные дни, а особенно когда проходят какие-либо каникулы, дети не жалуются на головные боли. Это не значит, что дети симулируют. Просто действительно головные боли у них возникают при нагрузках. С одной стороны в школе требуют выполнения определённых дел, а с другой стороны требуют родители выполнения заданий. У детей, у которых ГБН, чаще определяются определённые черты личности: напряжённость, тревожность. Такие головные боли могут возникать у очень ответственных детей, которые боятся опоздать в школу, получить неудовлетворительную оценку в школе, болезненно относятся к замечанию со стороны учителей и родителей. Ухудшает ситуацию загруженность ребёнка множеством занятий в секциях или кружках. В последние годы жизнь становится очень интенсивной, растут скорости во всём. Растут требования, повышается уровень информации, и требования к знаниям увеличиваются с первых классов школы. Кто-то может выдерживать такой ритм, и такие нагрузки, а кто-то не может. Это является первой причиной развития головных болей напряжения – психоэмоциональная.
Второй причиной развития ГБН является напряжение мышц шеи и мышц черепа. Такие мышечные напряжения могут возникнуть от длительного положения за партой, дома за столом, особенно когда дети длительное время проводят за компьютером. И очень плохо, когда расположение за столом в неправильной позе.
Диагностика головных болей напряжения.
Диагностика таких головных болей не вызывает сложностей у опытного врача. Начиная с расспроса ребёнка и его родителей о появлении головных болей, где они локализуются, чем характеризуются, когда возникают и чем провоцируются, можно определить какие возможно у ребёнка причины развития головных болей. Затем невролог осматривает ребёнка и назначает дополнительное обследование. Арсенал обследования в неврологии в настоящее время обширен. Невролог после осмотра ребёнка назначит необходимое обследование. Однако, что желательно провести всем детям с такими головными болями – это ультразвуковое исследование сосудов шеи (УЗДГ, дуплексное или триплексное сканирование сосудов шеи).
Лечение головных болей напряжения.
Лечение ГБН у детей несколько отличается от лечения таких головных болей у взрослых. Что нужно делать:
1. Улучшить психоэмоциональную обстановку в семье и в школе. Постараться выявить психотравмирующие ситуации в школе и дома и по возможности устранить их. Если ребёнку тяжело и трудно посещать несколько секций и кружков, возможно, что-то надо отменить. Обычно на приёме я спрашиваю у ребёнка: «Вот ты занимаешься в секциях и кружках, и что из этого тебе не нравится?». Если ребёнок говорит, что ему не нравится посещать определённые секции или кружки, я рекомендую родителям подумать, и возможно прекратить там заниматься. Возможно, у ребёнка какие-то напряжённые ситуации в коллективе или с конкретным ребёнком, тогда постараться разрешить эту ситуацию.
2. Соблюдение режима сна и питания. Необходимо чтобы ребёнок высыпался, чтобы он имел время отдохнуть. Тут есть определённые сложности. Все знают типы людей «совы» и «жаворонки». Так вот, в большинстве детей начальной школы «жаворонки» – они рано ложатся и рано встают без особых проблем. А с возрастом, когда ребёнок становится подростком, у него биологические часы очень часто меняются и подростки из «жаворонков» становятся «совами». Поэтому подростков очень сложно вечером уложить спать. Они могут длительное время играть в компьютере и ночью тоже. И не идут ложиться спать, говоря, что не хотят или не могут, а утром их очень сложно поднять. Мне как-то встречалась иностранная статья, где было указано на эту особенность тинэйджеров и даже рекомендовалось детям 13 – 17 лет начинать учиться в школе с 11 часов. Но, в России это невыполнимо, и надо следить, чтобы подростки высыпались и вовремя принимали пищу. При умственной работе клеткам головного мозга необходима глюкоза, как энергетический материал. И если ребёнок голодный, то это тоже может провоцировать головные боли. И в тоже время желательно исключить из рациона детей продукты с содержанием кофеина. Важно чередование умственной и физической работы, занятия спортом и важно чтобы ребёнок не сидел длительно за компьютером в вынужденной позе.
3. Правильная мебель для занятий и дома и в школе.
4. Массаж шейно-воротниковой области и головы. Гимнастика, включающая в себя элементы пост изометрической релаксации.
5. При необходимости занятия с психологом, проведение аутотренинга и методик на основании биологической обратной связи.
6. Медикаментозное лечение. Хорошо себя зарекомендовали препараты с содержанием микроэлементов магния, витамина В6, назначение антитревожных средств (однако, надо учитывать, что ребёнку необходимо учиться и затормаживать его реакции не стоит). В определённых случаях назначаются другие медикаменты по рекомендации невролога.
Профилактика головных болей напряжения
Профилактика лежит в оптимизации труда и отдыха, рабочего места ребёнка. Поэтому первые три пункта лечения, можно рекомендовать и как профилактика ГБН. Хорошо проводить гимнастику, плавание. Избегать психотравмирующих ситуаций.
Источник