Почему болит голова когда много учишь
АиФ Семейный совет № 6 24/03/2004
Знаете, у кого из школьников чаще всего болит голова? У первоклассников, пятиклассников и выпускников, то есть учеников самых трудных классов. Обычная, банальная головная боль часто является симптомом того, что ребенок испытывает непосильную эмоциональную и учебную нагрузку.
Порочный круг
Медицинский директор Клиники головной боли и вегетативных расстройств академика Вейна, ведущий научный сотрудник НИИ Педиатрии НЦЗД РАМН доктор медицинских наук Павел Леонидович СОКОЛОВ рассказывает, что такую боль врачи называют головной болью напряжения. Она возникает, когда непроизвольно напрягается тонкий мышечный слой, который находится у нас под кожей головы. Боль нарастает постепенно, охватывает всю голову и ощущается как “тупая”, “давящая”, “распирающая” или “сжимающая” наподобие тесной шапки или шлема.
Ее предвестники – тревожность, мнительность, подавленность, плохое настроение.
Боль чаще появляется во второй половине дня, когда ребенок уже устал или пережил неприятную, травмирующую психику ситуацию. И сразу падает работоспособность. Так что если ваше чадо на здоровую голову не справилось с возложенными на него нагрузками, теперь, с больной головой, оно и вовсе их не вытянет.
Получается такая цепочка: нагрузка превышает возможности организма, возникает утомление, а так как обязанностей меньше не становится, утомление превращается в хроническое, начинает болеть голова и падает работоспособность. Теперь с нагрузкой справляться еще сложнее, усиливается стрессовая ситуация (бледными успехами недовольны и открыто высказывают свое недовольство и учителя, и родители), голова болит уже постоянно… В общем, порочный круг.
Терпеть головную боль ребенок не должен. С каждым приступом порог чувствительности будет снижаться и боль станет восприниматься острее. А хроническая головная боль – это изменение характера, усиление депрессивных черт, плохая работоспособность и в конечном счете – невозможность добиться успехов.
Болеутоляющая таблетка, конечно, облегчит сиюминутное состояние, но от причины боли не избавит. К тому же, как это ни парадоксально, при регулярном и бесконтрольном приеме таблеток боль может стать постоянной и будет переноситься еще тяжелее.
Так что, как ни крути, если у ребенка от уроков болит голова, надо его вести к врачу-неврологу.
С чего начать
Хороший врач вам скажет, что есть два пути решения проблемы: первый – оптимизировать нагрузки, второй – с помощью лечения повысить устойчивость организма к стрессам. Но второй путь не имеет смысла, если не будет пройден первый.
Итак, ваш первый шаг:
- 1. Ложиться спать в такое время, чтобы утром просыпаться отдохнувшим, выспавшимся.
2. Все занятия и подготовку к урокам заканчивать за два с половиной часа до сна.
3. Оставшееся время перед сном проводить в спокойных играх (но не на компьютере!), в чтении книг (но не из школьной программы!) или гуляя.
Родители обычно скептически относятся к рекомендациям снизить нагрузки школьника, у которого часто болит голова, упорядочить его режим. Выход кажется уж слишком простым. Однако врачи знают: 7-10 дней такой жизни, когда учеба не вызывает хронического утомления – и у ребенка совсем другое состояние, другой внешний вид и другое отношение к учебе! Эффект от прогулки перед сном равен эффекту от приема двух таблеток, улучшающих обмен в головном мозге.
Учимся расслабляться
Если головные боли сохраняются, пусть и возникают реже, надо делать следующий шаг – приступать к лечению.
В мировой практике принято с эпизодической головной болью напряжения бороться немедикаментозными способами. К ним относятся занятия с психологом (он поможет ребенку снять эмоциональный стресс), а также метод биологической обратной связи. Мы ощущаем боль, но не связываем ее с напряжением мышц головы, и так как это напряжение неосознанное, не знаем, как расслабиться. Однако, когда мышца напряжена, она вырабатывает электрические импульсы, которые можно “поймать”. Если укрепить на голове больного датчик, он передаст электрические импульсы от напряженных мышц к прибору, который преобразует их в звук или в картинку на экране монитора. Теперь по громкости звука или по тому, как быстро порхают бабочки на экране (в программах для детей используются игровые образы), можно понять, насколько сильно напряжены мышцы и болит голова. Осознавая свое напряжение, ребенок под руководством врача учится расслабляться как мышечно, так и эмоционально.
И только когда использованы все немедикаментозные методы, врач может назначить препараты, повышающие умственную и физическую работоспособность организма, его устойчивость к стрессам.
Прямая зависимость
Чем больше у ребенка неврологических проблем – у мамы были сложная беременность, тяжелые роды или он появился на свет в результате кесарева сечения, испытал при рождении гипоксию – тем ниже у него порог утомляемости, тем меньше должна быть учебная и психоэмоциональная нагрузка.
Тревожный симптом
Головная боль может быть симптомом серьезного заболевания. Срочно обратитесь к врачу, если:
Смотрите также:
- Умственная отсталость – не приговор! →
- О чем мечтает сердце подростка →
- Не шалость, а хорея →
Самое интересное в соцсетях
Источник
Artem Salivon
8 сентября 2019 · 1,0 K
Пользователь данного сайта
Прекрасный вопрос с ответом в нём же!
Это нежелание учиться тому, чему вы учитесь, или нежелание делать это теми способами, которыми вы делаете. Нужно или сменить направление учёбы, или найти другой подход к обучению. Может, репетитор, или другой учебник, или найти что-то хорошее в самом процессе; периодически вспоминать, ради чего это всё. Высыпаться и больше двигаться, бывать на свежем воздухе.
В сериале ” Лучше не бывает” герой фильма начал учиться , чтобы объяснить понравившейся девушке законы… Читать дальше
Посмотрите объяснения этих проблем профессором Сергеем Вячеславовичем Савельевым,на ютубе. Все чётко,понятно,строго научно,проверено и доказано. Очень интересные интервью с профессионалом в своей области.
Есть ли у вас мысль, которая никогда не покидает вас и буквально мешает жить? Вопрос без ответа, сожаление о чем-то, воспоминание, или что-то от чего бомбит?
Меня никогда не покидает мысль того, насколько быстро летит время и насколько скоро вся жизнь и моя и моих близких окончится… Да, вроде мне всего 13(серьёзно),но я уже чувствую, что всё слишком хрупкое в нашем мире… Надеюсь, что всё, что есть в моей жизни сейчас продлится как можно дольше…
Прочитать ещё 34 ответа
Какой самый мерзкий поступок, на ваш взгляд, вы совершили в своей жизни?
Пишу мистические рассказы, рисую карикатуры, оформляю иллюстрациями книги. Мой…
Мерзкий поступок был сделан мной не специально. Я была в гостях у своего парня, и сильно напилась. Осталась ночевать, естестенно, у него. Часа в четыре утра неведомая сила скинула меня с кровати, а ноги сами по себе побежали в сторону туалета. Я рыгала так, что непроизвольно, пардон, обосралась. Благо, трусов на мне в этот момент не было. Я, как шкодливый кот, насрала своему парню на коврик, который лежал в туалете. Мне было так плохо, что я мало того, что не смыла рвоту, так еще и не стала заморачиваться с уборкой дерьма. Утром коврик вымыл мой парень. Он ругал кота. Естественно, я не призналась, что на коврик насрала я, а не кот.
Люди, не напивайтесь до скотского состояния.
Прочитать ещё 105 ответов
Возможно ли переучиться полностью с правши на левшу? Знаете ли Вы таких людей, которые смогли этому научиться? Как такое переучивание влияет на мозг?
Аналитический центр «Мечта Свободы» – dreamfreedom.ru —
политология, общественно…
Насколько мне известно, в советских школах было правило, что писать левой нельзя и всех учащихся переучивали на правую. Наш головной мозг состоит из двух полушарий: правое управляет левой стороной тела, а левое – правой. Эти полушария неравноправны, одно из них является главным. Если более активно левое полушарие – человек становится правшой, если доминантное правое – левшой.
Левое полушарие отвечает за речь, чтение, письмо, логическое и аналитическое мышление. У людей – правшей оно – доминирующее. Левое полушарие у правшей управляет правой рукой и ногой. Правое – левой рукой и ногой. У левшей же – все наоборот. Если у правшей при письме, а также большинстве других осознанных волевых действий нервные импульсы поступают к ведущей руке напрямую из левого полушария, у левшей эти сигналы должны пройти через мост между полушариями – так называемое мозолистое тело. Отсюда речевые задержки и трудности с письмом, которые чаще диагностируются именно у левшей. Для компенсации этого недостатка левши развивают центры речи в правом полушарии. И это в итоге оборачивается преимуществом: левши получают прямой словесный доступ к образной информации, которой оперирует именно правое полушарие. Возможно, поэтому до них лучше доходят шутки. Развивать вторую руку можно, но полностью переучиваться с правши на левшу не получится. Ваша работающая рука (правая) навсегда останется доминирующей. А проблемы и сложности для мозга полным переучиванием Вы себе обеспечите.
Прочитать ещё 2 ответа
Я не слишком хорошо училась в школе, но есть очень сильное стремление пойти в мед.вуз… Если сумею поступить, потяну ли я там программу?
Учусь на медика, в свободное время занимаюсь фотографией, люблю настольные игры…
Если у вас появилось стремление — потяните обязательно. Никогда не поздно начать учиться.
Если вы переживаете, что ваше незнание школьных дисциплин вам в этом помешает — в этом есть лишь немного правды. На мой взгляд, тяжело будет только понять курс биохимии (который вы будете изучать на втором году обучения), не зная основ неорганической и органической химии, которые как раз и проходят в школе. Поэтому, если у вас имеются пробелы, лучше восполнить их до поступления.
Биология на первом курсе изучается та же, что в школе, с нуля, но более подробно. В принципе, трудностей не должно возникуть.
По математике, физике требования бывают разные в зависимости от учебного заведения, но скорее всего, никто вас сильно мучить не будет, самое главное посещать занятия и выполнять требования преподавателей.
В остальном, никаких предварительных знаний и умений не требуется, все базовые дисциплины (латынь, анатомия, гистология, физиология и проч.) вы будете осваивать с нуля.
И никогда не давайте вашим прошлым неуспехам заставлять вас в себе сомневаться. Желание и усердие побеждают всё. Удачи!
Прочитать ещё 1 ответ
Что делать и где работать, если я ничего не умею: в компах не разбираюсь, готовить не умею, физические нагрузки противопоказаны, наук никаких не знаю, с людьми веду себя скованно?
Экономист | Телеграм “Мрачный Фридман”
Как это ничего не умеете? Ну что-то же вы умеете делать?
Как минимум, печатать текст, и писать грамотно умеете – этот вопрос же как-то написали.
Если немного подумать, выяснится, что еще умеете водить машину и велосипед.
Также, вы умеете фотографировать и снимать видео — не на профессиональном уровне, но наводить камеру телефона и нажимать на кнопку умеете, как минимум.
Еще, вы умеете ксерокопить бумаги – надо просто правильно положить оригинал и нажать на огромную зеленую кнопку.
Еще, вы умеете разносить почту – главное не перепутать адреса, и не забыть подпись получателя.
Если вам дадут готовый бухучет и скажут, чтобы вы перепроверили вычисления на калькуляторе или Microsoft Excel, то вы можете сесть и перепроверить.
Всё это — “хард скиллз” – непосредственные технические знания.
Кроме этого, у вас есть и “софт скиллз”:
Вы умеете размышлять – сейчас вы именно этим занимаетесь.
Вы умеете разговаривать – скованно, но разговаривать.
Вы умеете приходить вовремя – кстати, быть пунктуальным не требует никаких навыков, только ответственности.
Вы умеете молчать и слушать и хранить секреты.
Того, что я перечислил, хватит, например, чтобы работать аудитором в крупной фирме с зарплатой 3-4 тысяч долларов. Также, с этими навыками можно открыть стартап по продаже футболок. Еще можно снимать красивые фотки и продавать в интернете за 1 доллар. Еще можно работать доставщиком.
Короче, при желании, всё можно.
Прочитать ещё 59 ответов
Постоянно чувствую себя подавленным, усталым, постоянно хочется спать и вообще лень что либо делать. Это состояние сильно мешает учебе, что делать?
9 · 8 ответов · Психология
Нужно ли продолжать обучение в университете, если ненавидишь свою учебу, но мыслей,что делать дальше,нет?
Почему когда я пытаюсь учить английский или понять какой либо материал то начинаю зевать,я утомляюсь и хочу поспать. Это мозг не тренированный или что?
1 · 7 ответов · Здоровье
Как вы учились в школе и как это повлияло на вашу дальнейшую жизнь?
5 · 13 ответов · Психология
Как найти себя в жизни, если ты не понимаешь что тебе нравится и чем хочешь заниматься?(заканчиваю ВУЗ и понимаю, что диплом грозит оказаться бесполезным)?
Источник
Скорее всего, у вас головные боли напряжения. Это один из частых и самых неприятных видов головной боли. Они возникают после напряжённой умственной работы, или при работе, связанной с длительным нахождением за компьютером. Справиться с ними довольно легко, болеутоляющие препараты действуют эффективно, но голова болит с завидной регулярностью, и при этом может возникнуть слабость, усталость, немотивированное раздражение.
Причины головных болей напряжения
То, что после работы или учёбы болит голова, возникают усталость и слабость, вызвано целым рядом причин:
- Информационная перегрузка
- Эмоциональная перегрузка
- Зрительное перенапряжение при работе за компьютером
- Проявление стресса при интенсивной работе.
К этим факторам могут добавляться и другие: недосыпание, нарушение режима питания, употребление недостаточного количества жидкости, работа в плохо проветриваемом душном помещении, курение.
Информационная перегрузка
Во время интенсивной умственной работы головной мозг вынужден обрабатывать большие объёмы информации. При этом раздражители, с которыми приходится иметь дело, могут быть совершенно разные, поступающие внезапно, а часто и противоречивые. Мозг принимает большое количество импульсов, успевает «разложить их по полочкам», собрать целостное представление о происходящем, принять решение, причём зачастую в условиях ограниченного времени. Нервные импульсы распределяются неравномерно – некоторые участки мозга стимулируются интенсивнее. Избыточная стимуляция этих участков приводит к тому, что после работы возникает головная боль, как результат перенапряжения.
К ней может присоединиться слабость – это может быть связано с недостатком физических нагрузок, и с нарушениями в питании, ведь большое потребление мозгом глюкозы во время работы должно компенсироваться её поступлением с пищей. Боль может быть локализована в различных зонах головы, но чаще всего – в височной или лобной области. Интенсивность боли может меняться, возможен её очень резкий, пульсирующий характер. Она может пройти сама после отдыха, или потребовать приёма обезболивающих препаратов.
Эмоциональная перегрузка
Умственная деятельность связана не только с работой с информацией, но и со значительными эмоциональными нагрузками. Эмоциональное возбуждение вызывает повышение количества адреналина и серотонина, которые мобилизуют ресурсы организма, помогают сделать интеллектуальный труд более эффективным, но вместе с тем запускают механизм стресса, и после фазы мобилизации наступает фаза истощения, в которую болит голова и развивается слабость. Боль при эмоциональной перегрузке не имеет чёткой локализации, может охватывать всю голову и быть достаточно интенсивной. Против этого типа болей эффективно сочетание болеутоляющих и успокоительных препаратов.
Зрительное перенапряжение при работе с компьютером
О работе с компьютером и головной боли после неё стоит упомянуть отдельно. Компьютер стал рабочим инструментом людей различных профессий, и работа с ним – неотъемлемая часть умственного труда.
Поэтому причин того, почему болит голова после работы за компьютером, может быть несколько:
- Во-первых, это уже перечисленные информационная и эмоциональная перегрузка, которые возникают всегда при умственной работе и никак не связаны с компьютером
- Но, во-вторых, экран компьютера, в отличие, например, от страниц книги, подвержен эффекту мерцания. Суть его состоит в том, что изображение на экране постоянно обновляется, при этом экран мерцает с очень высокой частотой. Для мозга эта частота незаметна, но тем не менее она намного увеличивает нагрузку на глаза во время работы за компьютером. Производители компьютерных и телевизионных экранов стараются минимизировать этот эффект, но полностью устранить его пока не удалось.
Для специфических «компьютерных» болей характерна локализация в затылочной области. Они редко проходят сами после прекращения работы, обычно требуется приём обезболивающих препаратов. Слабость в этом случае развивается редко, её наличие – как правило, признак того, что головная боль возникла по другой причине. Так же рекомендуется применение глазных капель, позволяющих снизить нагрузку на глаза после работы.
Проявление стресса
Головная боль как проявление стресса имеет много общего с эмоциональной и информационной перегрузкой. В этом случае голова болит из-за того, что избыток раздражителей становится настолько большим, что превращается в стрессовый фактор, а эмоциональное напряжение заставляет выделяться большие количества адреналина. Возникающее в фазу мобилизации повышение артериального давления может стать причиной головной боли, а в фазу истощения боль и слабость – следствие того, что головной мозг потратил очень много ресурсов на преодоление стрессовой ситуации.
Головной мозг, как и любой другой орган, устаёт после интенсивной работы, и симптомы его усталости – головная боль, слабость и плохое настроение. Универсальных рецептов того, как избавиться от такого явления, не существует. Рекомендация сменить род деятельности далеко не всегда будет уместной. Но понимание того, почему так происходит, может помочь более рационально распределить нагрузки и снизить частоту возникновения головной боли напряжения.
Источник