После самолета сильно болит голова
Авиаперелет является своеобразным стрессом для организма. Некоторые очень тяжело переносят подобный вид транспорта. Но порой бывают ситуации, когда без него не обойтись. В статье рассмотрено, почему болит голова после перелета, и что делать, чтобы избавиться от болезненных проявлений.
Виды головной боли при перелете
В зависимости от первопричин образования специалисты выделяют несколько наиболее распространенных видов головных болей, возникающих после перелета. Познакомимся с ними подробнее:
- Эпизодическая головная боль напряжения. При этом виде человек ощущает сильное сдавливание черепной коробки. Чаще всего появляется на фоне психоэмоциональных нагрузок: длительного волнения, тревожности, стресса, конфликтных ситуаций. При полете многие люди сильно нервничают, переживают по поводу удачного взлета, приземления, боятся стать жертвами авиакатастрофы. Это и есть провоцирующие факторы того, что в самолете болит голова.
- Мигренозный приступ. Пассажиры авиалайнеров, страдающие от мигреней, достаточно часто испытывают состояние, когда болит голова после перелета. Дело в том, что болезненные проявления активизируются при наступлении неблагоприятных условий. В самолете подобными факторами являются: сильная шумовая нагрузка, замкнутое пространство, нехватка кислорода, турбулентность. Все это в совокупности провоцирует приступ. Ситуация осложняется тем, что мигрени, как правило, сопровождаются дополнительными патологическими признаками. Такими, как тошнотворное чувство, ослабленность, головокружение, рвотные позывы, повышенная потливость.
- Головная боль, возникающая при воспалении, сужении, наличии образований, загрязнений в пазухах носа. Это приводит к нарушениям кислородного обмена в районе коры больших полушарий. При перелете ситуация усугубляется в результате заметных перепадов показателей атмосферного давления.
- Специфические болезненные ощущения, возникающие исключительно при взлете или при посадке самолета. Сильно выраженная симптоматика продолжается несколько часов. Возникает даже у абсолютно здоровых людей. При этом возникает острая, резкая боль в голове, простреливающая в лоб. Кроме того, люди, которые не совершают перелетам, никогда не сталкиваются с подобными ощущениями.
Причины возникновения болей
Почему болит голова во время и после авиаперелетов, окончательно не установлено. Специалисты лишь выявляют некоторые факторы, способные спровоцировать развитие патологического процесса. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся:
- Недостаток кислорода в нейронах ЦНС. Это возникает в результате длительного нахождения в замкнутом пространстве на большой высоте. Усугубляет ситуацию большое скопление народа. При гипоксии кора больших полушарий работает в усиленном режиме. Когда запасы энергии иссякают, появляется цефалгия.
- Значительные психологические нагрузки, связанные с боязнью перелета, приводят к тому, что болит голова. Чтобы не допустить развития болезненной симптоматики потребуется успокоиться, расслабиться и избавиться от мрачных мыслей.
- Резкие скачки АД. Во время перелета изменяется сосудистый тонус. При этом люди, страдающие гипертонией или гипотонией, испытывают еще большие изменения показателей АД, чем в обычной жизни.
- Разность давления с внешней и внутренней сторон барабанной перепонки. Подобная ситуация особенно распространена во время посадки самолета. Происходит подобная ситуация, когда организм не успевает быстро перестраиваться при неожиданно изменяющихся внешних условиях.
Это основные условия, приводящие к тому, что болит голова после перелета. Однако не все. Патологические состояния зачастую могут появляться при наличии каких-либо болезней. Просто сложные условия авиаперелета зачастую провоцируют проявление болезненной симптоматики.
Состояния, возникающие при полете
Помимо того, что в самолете часто болит голова, при неблагоприятных стечениях обстоятельств неподготовленные люди могут приобрести при перелете дополнительные болезненные состояния. Рассмотрим каждое из них:
- Развитие инфекционных процессов, в том числе и таких опасных, как туберкулез. Риск заражения невелик, но все-таки имеется. Болезни легко передаются воздушно-капельным путем. Некоторые авиакомпании вводят ограничения по нахождению на борту пассажиров, страдающих инфекционными заболеваниями.
- Боязнь перелетов. Обычно подобное состояние развивается после неудачного перелета, сложной посадки или экстренной ситуации, возникшей на борту. Проблема носит психологический характер. Больной сильно боится летать, нервничает перед посадкой, плохо переносит полет. Известно множество случаев, когда человек после негативного опыта перелетов на самолетах стал аэрофобом.
- Получение различных травм. Многие пассажиры игнорируют запреты на нахождение на борту потенциально опасных предметов. Можно получить увечья различной тяжести, когда на борту находятся: ножи, вилки, медицинские инструменты, предметы с острыми краями, вязальные принадлежности.
- Потеря влаги организмом. Обезвоживание происходит из-за того, что внутри салона циркулирует наружный воздух. На большой высоте он очень сухой. Поэтому чувствуется стянутость кожи, пересушенность слизистых оболочек. Особенно при этом могут испытывать дискомфорт глаза.
- Нарушение циркуляции крови. Возможно при длительном перелете. Нахождение в неудобной позе провоцирует развитие застойных процессов. Часто пассажиры чувствуют отечность, покалывание в конечностях, онемение.
- Необоснованная агрессия. Появляется на фоне нервного стресса, связанного с полетом, недопонимания между пассажирами, развивающегося, в частности, при употреблении спиртосодержащих напитков. В СМИ активно обсуждаются случаи дебоширства в самолетах.
- Сбой биологических ритмов при смене часовых поясов. При этом у человека появляется слабость, бессонница, болит голова. Период адаптации к новым условиям составляет примерно одни сутки.
- Горная болезнь. Проявляется, если самолет совершает посадку на высоте более двух с половиной тысяч метров. Это касается горных стран. На такой неподготовленные люди чувствуют себя достаточно плохо: у них болит голова, появляется ослабленность, рвотные позывы.
Что делать, если в самолете болит голова
Рассмотрим, какие действия помогут забыть о том, что значит, когда после перелета болит голова. К путешествию на самолете можно и нужно подготовиться. Выполнение несложных и доступных для каждого рекомендаций позволит избежать болезненной симптоматики. Рассмотрим подробнее профилактические меры.
Затычки в уши
При перелетах шумовые нагрузки превышают норму примерно в четыре раза. Не каждый человек безболезненно это перенесет. Что характерно, при чересчур громких звуках человек сначала чувствует себя вполне хорошо. Затем наступает болезненный период, при котором сильно болит голова. Обезопасить себя можно купив обычные беруши. Желательно, чтобы они были изготовлены из мягкого эргономичного материала. Также подойдут наушники. Музыку при этом лучше выбирать спокойную, релаксирующую. Тяжелый рок только усугубит ситуацию.
Никакого алкоголя
Спиртосодержащие напитки обычно используются при перелетах для избавления от страха. Однако подобная продукция может только усугубить ситуацию. Ни для кого не секрет, что этанол негативно действует на сосудистый тонус − сначала сосуды резко расширяются, затем сужаются. Состояние осложняется значительными перепадами атмосферного давления. В таких условиях у пассажира сильно болит голова. Лучше выбирать при авиапутешествиях обычную чистую воду.
Синдром пассажира
Подобное состояние возникает не только в самолете, но и при длительных поездках, особенно на междугородных рейсовых автобусах. Дело в том, что продолжительное нахождение в одной и той же, зачастую достаточно неудобной позе приводит к зажиманию и сдавливанию некоторых кровеносных сосудов. Таким образом, нарушается циркуляция крови. Клетки тела недополучают питательных соединений и кислорода. Когда нехватку испытывает кора больших полушарий, у пассажира сильно болит голова. Предотвратить развитие подобного состояния можно выполняя несложные гимнастические упражнения сидя. Если ситуация позволяет, можно периодически проходиться по салону.
Точечный массаж вместо таблеток
На теле человека имеются жизненно важные точки, каждая из которых отвечает за нормальную жизнедеятельность различных органов. Если все вышеперечисленные рекомендации не подействовали, и голова все-таки заболела во время перелета, не стоит сразу же бросаться принимать медикаменты. Для начала можно попробовать помассировать нужные зоны в течение нескольких секунд. Массаж рекомендуется делать минимум в три подхода.
Наиболее эффективным, когда болит голова, будет массирование следующих зон:
- межбровное пространство;
- височная зона;
- область на ладони в районе соединения большого и указательного пальцев;
- затылочная часть;
- ушные мочки.
Спустя несколько минут после проведения процедуры болезненные ощущения должны постепенно пройти.
Прием медикаментов
Когда другие средства не помогают, допускается применение лекарственных препаратов. Употреблять таблетки необходимо только после консультации медицинского работника. Самолечение может привести к необратимым последствиям. Специалисты рекомендуют в подобных ситуациях употребление обычных обезболивающих таблеток. Например, Анальгина, Темпалгина, Но-шпы. Когда голова болит очень сильно при перелетах, назначаются специфические препараты для купирования мигренозных приступов. Самые распространенные из них: Суматриптан, Амегринин, Сумамигрен, Экседрин.
Стоит упомянуть о таких средствах против головной боли, как противомигренозные спреи. Самыми распространенным препаратом данной группы является назальный спрей Имигран. Его преимущество заключается в быстром действии. Головная боль и сопутствующая болезненная симптоматика исчезают примерно через тридцать минут.
На самом деле, авиаперелет может доставить некоторый дискомфорт, но он не так страшен. Если принять к сведению и четко соблюдать все рекомендации, можно хорошо к нему подготовиться. Знающие в этом толк пассажиры навсегда забыли о состоянии, когда болит голова после перелета.
Источник
Для тех кто сталкивается с проблемой не просто закладывания ушей, а сильными болями – приводим найденные в сети советы и описание проблемы врачом.
Причина болей – резкое изменение давления.
Давление в среднем ухе (которое в организме периодически сбалансируется евстахиевой трубой через канал в носоглотку) при быстром снижении самолета не успевает сбалансироватться и сильно отличается от давления с внешней стороны барабанной перепонки (наружным давлением). Т.е. внутреннее давление в среднем ухе (в центре головы) сильно отличается от внешнего давления, в результате чего возникает острая и сильная головная боль. Боль может затрагивать ушные нервы, глазные, надбровные, челюстно-зубные. Перепады давления помимо сильнейшей боли могут привести к разрыву сосудов и/или барабанной перепонки.
Советы по снижению боли
Для уменьшения или избежания боли нужно сбалансировать давление в среднем ухе с внешним давлением – открыть евстахиеву трубу (заранее очистить её, а также среднее ухо и носоглотку от накопившихся выделений с помощь отхаркивающих лекарств и капель для носа, делать упражнения, которые помогают открывать трубу), снизить перепад внешнего давления (беруши, чебурашка):
- Три дня до полета пить разжижающие и отхаркивающие препараты, типа Пертуссин.
- Два дня до полета применять капли для носа (Отривин).
- Непосредственно перед полетом принять спазмалгон.
- При снижении самолета плотно приложить к ушам пластиковые стаканчики (чебурашка) или использовать беруши (плотно прилегающие).
- Периодически во время снижения зажимать нос и глотать слюну. Пить воду маленькими глотками.
- При снижении жевать жевачку с открытым ртом.
- При снижении периодически максимально открывать челюсть со смещением вправо-влево до предела.
[divider]
Факторы риска воздушных путешествий (медицинские аспекты проблемы)
К факторам риска относятся:
- изменение барометрического давления,
- понижение парциального давления кислорода во вдыхаемом воздухе,
- ускорения,
- шум и вибрации,
- высокая и низкая температура окружающего воздуха,
- пересечение нескольких часовых поясов и др.
Некоторые из этих факторов, достигая определенных значений по величине и времени действия, могут влиять и на работоспособность, и на состояние здоровья человека.
В связи с этим установлен перечень противопоказаний к транспортировке больных на рейсовых пассажирских самолетах гражданской авиации. К ним относятся: лихорадочные и острозаразные заболевания, столбняк, полиомиелит (бульбарная форма с нарушением дыхания), стеноз гортани с нарушением дыхания, острый перитонит, газовая гангрена, шоковые состояния.
В перечне противопоказаний – острые черепно-мозговые и спинальные травмы в течение всего периода клинических проявлений, прекоматозное, коматозное состояние на фоне сахарного диабета, острый сепсис, уремия.
Полет категорически запрещен больным с приступами стенокардии и признаками предынфарктного состояния при гипертонических кризах, острых нарушениях сердечного ритма, с сердечно-сосудистыми заболеваниями в стадии декомпенсации (III стадия).
Пользоваться воздушным транспортом нельзя больным после инфаркта и инсульта в течение 5-6 месяцев, а также при остром лейкозе и болезни Верльгофа, гнойном менингите, лабиринтите и симптомокомплексе Меньера в стадии обострения, при опухоли задней черепной ямки (поражение четвертого желудочка), активном туберкулезе легких с резко выраженными явлениями легочно-сердечной недостаточности (III стадия), первичном искусственном и спонтанном пневмотораксе, глаукоме в стадии субкомпенсации и декомпенсации, отслойки сетчатки, при эклампсии.
Категорически противопоказан полет психически больным, опасным для себя и окружающих, онкологическим больным при далеко зашедших стадиях с явлениями нарушения кровообращения и дыхания.
Несколько слов о факторах полета. Полет осуществляется в условиях изменяющегося атмосферного давления и давления в кабине самолета. Герметические кабины обеспечивают поддержание атмосферного давления в них в пределах 630-567 мм рт. ст. (высота 1.600-2.400 метров). Изменение давления в кабине происходит вследствие изменения атмосферы при взлете, посадке и маневрах самолета по вертикали.
В организме человека перепад давления возникает при нарушениях выравнивания давления в газосодержащих полостях тела с изменяющимся давлением среды, окружающей эти полости или граничащей с ними. При понижении внешнего давления (подъем на высоту) в полостях тела создается положительный перепад, а при повышении давления (спуск с высоты) – отрицательный.
В результате перепадов давления в организме при определенных условиях могут возникать такие заболевания, как баротравма среднего уха и придаточных полостей носа, высотный метеоризм, а также высотная зубная боль.
[divider]
Состояния, возникающие при полете.
Баротравмы среднего уха и придаточных пазух носа возникают вследствие несоответствия вентиляции слуховой трубы и придаточных пазух носа интенсивности изменений атмосферного давления. Чаще эти состояния развиваются при наличии воспалительных процессов в носоглотке. Проявляется заболевание ощущением заложенности, болями в ушах и придаточных пазухах носа (чаще в лобных). При баротравме среднего уха может иметь место понижение слуха, появление шума в ухе, головокружение, ощущение давления и переливания в ухе при наклонах головы, тошнота.
Основными симптомами баротравмы придаточных полостей носа являются ощущение тяжести в голове с одной стороны, переходящее в резкую локальную боль на фоне общей головной боли, одностороннее покраснение кожи лица, слезотечение, обильное потоотделение.
Эти симптомы чаще возникают не во время подъема, а при быстром спуске с высоты. При их возникновении необходимо совершать глотательные движения (сразу же после начала снижения самолета), сосать леденцы, использовать жевательную резинку, совершать энергичные движения нижней челюстью, а также произвольное затяжное зевание. Это помогает ослабить или полностью устранить боль и дискомфорт в ушах.
С целью профилактики можно закапывать в нос перед полетом и во время полета сосудосуживающие средства (санорин и др,).
Высотный метеоризм. Основной причиной возникновения его является расширение газов и повышение их давления в желудочно-кишечном тракте вследствие уменьшения атмосферного давления при подъеме на высоту. При развитии высотного метеоризма у человека отмечается вздутие живота. Вследствие этого создаются условия, затрудняющие деятельность сердца, легких, возникает боль в области живота, отмечается бледность кожных покровов, обильное потоотделение.
Для профилактики высотного метеоризма необходимо перед полетом исключить из пищи вещества, ведущие к усиленному газообразованию (горох, бобы, квашеная капуста), не пить хлебный квас, молоко, газированные напитки, не есть много винограда, яблок и др. При болях следует принять активированный уголь.
Высотные зубные боли возникают чаще при спуске с высоты: наличие кариозных полостей при воспалительных процессах в зубах затрудняет выравнивание давления внутри них с внешним давлением. При появлении зубной боли следует принимать анальгетики.
Пониженное парциальное давление кислорода во вдыхаемом воздухе. В обычных полетах пассажиры защищены от неблагоприятного влияния высоты герметической кабиной. Пониженное парциальное давление кислорода во вдыхаемом воздухе не сказывается существенно на функционировании организма здорового человека, Однако затруднения могут возникать у пассажиров, страдающих заболеваниями сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Для оказания помощи таким пассажирам на борту самолета имеются кислородные приборы.
Укачивание. “Болтанка” и “качка” самолета воздействуют на организм человека. В этих необычных механических условиях может развиться воздушная форма болезни движения (укачивания). Выделяют четыре клинические формы этого заболевания: нервную, желудочно-кишечную, сердечно-сосудистую и смешанную.
Нервная форма характеризуется головокружением, головной болью, тяжестью в голове, подавленностью, общей слабостью, сонливостью, страхом, адинамией, прострацией вплоть до обморочного состояния.
При желудочно-кишечной форме наблюдается искажение вкусовых ощущений, усиленная саливация или сухость во рту, снижение аппетита и булимия, отрыжка, тошнота, позывы к рвоте, рвота. Ее не следует задерживать, так как это приводит к усилению укачивания. После рвоты наступает временное облегчение состояния заболевшего.
При сердечно-сосудистой форме вначале наблюдается учащение сердечной деятельности и повышение артериального давления, затем – урежение сердечной деятельности и понижение артериального давления, в некоторых случаях даже приводящие к сосудистому коллапсу. Изменения наблюдаются и при дыхании: вначале оно усиливается (за счет частоты и глубины), а затем становится поверхностным и неравномерным.
Для смешанной формы укачивания характерно сочетание различных симптомов заболевания.
Профилактика укачивания заключается в соблюдении гигиенических рекомендаций, применении методов повышения устойчивости организма к укачиванию, использовании фармакологических препаратов. Гигиенические рекомендации сводятся к полноценному отдыху перед полетом, необильному приему пищи, исключению трудноперевариваемых продуктов питания. Благоприятное влияние оказывает сосание лимона или карамели во время “качки” самолета.
Среди средств, повышающих устойчивость организма к укачиванию, особое внимание заслуживает методика А. И. Яроцкого, Она включает разнонаправленные движения головы в трех плоскостях (повороты, наклоны в сагитальной и фронтальной плоскостях, “кружение”).
Для профилактики и лечения укачивания существует большое количество фармакологических средств. Однако многообразие проявлений этого заболевания затрудняет выбор врачом средств профилактики и лечения у пассажиров. Следует лишь отметить, что с профилактической целью препараты должны применяться за 30-40 минут и более до полета, это обусловливает их большую эффективность.
Очень часто пассажиры используют аэрон (0,1 мг камфарнокислого скополамина и 0,4 мг камфарнокислого гиосциамина), однако следует учесть, что этот препарат обладает побочными действиями, противопоказан при глаукоме. В последние годы Ю. Ф. Удаловым предложен комплексный витаминный препарат аэровит, который рекомендуется и для профилактики укачивания. Н. А. Разсолов с соавторами для эффективной профилактики предложил комбинированный препарат акинет (кофеин-бензоат натрия – 0,2 г, дибазол – 0,02 г, пиридоксин – 0,1 г, дипразин – 0,025 г).
[divider]
Более подробно о проблемах авиационной медицины можно прочитать в специальных руководствах: Г. Л. Комендантов. Избранные лекции по авиационной медицине. М., Медицина, 1983. Руководство по авиационной медицине для врачей гражданской авиации. М. “Воздушный транспорт”, 1985 г. Авиационная медицина (руководство под редакцией Н. М. Рудного, П. В. Васильева, С. А. Гозулова). М., Медицина, 1986.
В. ЮСТОВА,
доцент кафедры авиационной медицины Центрального института усовершенствования врачей.
Врач В. ЛАМЗУТОВ.
Я перед полетом выпиваю пару таблеток аспирина, и тогда переношу полет значительно легче — меньше сжимает голову и кружится голова. Хотя, это, конечно, не универсальный совет, и нужно учитывать состояние своего здоровья.
Источник