После школы хочется спать и болит голова

После школы хочется спать и болит голова thumbnail

Сначала предполагалось, что у девочки не было справки, дающей ей разрешение заниматься в танцевальном клубе. Однако выяснилось, что документы школьница предоставляла и была, согласно им, здорова. Как сообщал Лайф ранее, причиной внезапной смерти могла быть аритмия, порок сердца (если его вовремя не диагностировали), инфекция или оторвавшийся тромб. 

Более 40% учащихся 6—9-х классов общеобразовательных школ в конце дня испытывают “из-за учёбы” головные боли. Об этом свидетельствуют данные исследования старшего преподавателя кафедры психологии образования Иркутского государственного университета Елены Аршинской (документ есть в распоряжении Лайфа). Оказалось, что больше всего страдают от усталости и больших учебных нагрузок восьмиклассники — они же чаще других (56%) иногда недосыпают из-за того, что нужно делать домашнее задание.

После школы хочется спать и болит голова

В исследовании приняла участие одна тысяча школьников — учащихся 6—9-х классов. Часть из них училась в обычных общеобразовательных школах, часть — в лицеях или гимназиях, а некоторые — в школах с углублённым изучением предметов. Выяснилось, что дети из последних двух групп устают от занятий меньше, несмотря на то что учебные нагрузки сильнее. 

В конце рабочего дня более чем у половины опрошенных болит голова и больше 40% учеников общеобразовательных школ связывают недомогание с учёбой. Так ответило около 30% учащихся школ с углублённым изучением предметов и 35% лицеистов.

Чаще всего испытывают недомогания восьмиклассники — в некоторых обыкновенных школах число жалующихся на головные боли достигает 84%. Эта же группа детей из-за того, что нужно делать домашнее задание, иногда недосыпает (56%). При этом самыми сонными на уроки приходят ученики 9-х классов — 41% таких ребят практически всегда жалуются на недостаток сна. 

К концу недели чувствуют себя усталыми примерно одинаково все дети. И с возрастом уставших становится больше. 

После школы хочется спать и болит голова

— Я всю неделю жду выходных. Мама говорит, что я — сова: мне совсем не хочется спать после 11 вечера, и я не хочу вставать в 7 утра из-за учёбы. То есть я встаю, но мне тяжело. И эта усталость копится, — рассказывает ученик 6-го класса столичной школы Игорь. — После того как я прихожу из школы, мама просит меня делать уроки сразу, “чтобы вечер был свободный”. Но я хочу отдохнуть и пытаюсь по-всякому отложить… В итоге мама жалеет меня, разрешает, но всё заканчивается тем, что я в половину одиннадцатого ночи ещё решаю задачи. Мама не отдыхает, и я над уроками уже сплю. Поэтому всегда жду субботы. 

Автор исследования отмечает, что образовательный процесс можно назвать одним из факторов возникновения болезней, связанных с интеллектуальным перенапряжением. Причина многих недомоганий — неправильное распределение нагрузки в средней школе. При этом педагог обращает внимание, что эта проблема существовала всегда, в том числе и в XX веке.

По мнению Аршинской, детей нужно учить “здоровьесбережению” — способности понимать свой организм и регулировать поведение, образ жизни в целях сохранения хорошего самочувствия и качества жизни. 

Однако это не так просто. Согласно результатам опроса, чем старше ребёнок становится, тем реже он выходит гулять. И апогея эта негативная тенденция достигает снова у замученных уроками восьмиклассников. Только 27% из них заявили, что регулярно выходят на улицу.

Возможно, дело в том, что школьников 12—14 лет родители ещё могут затащить в парки, а в 15 у подростков появляются уже наверняка свои интересы, которые редко лежат “в плоскости” тихих прогулок. Выходит, действительно, либо “куча домашки”, либо — пора в кино, за компьютер или с друзьями в кафе…

После школы хочется спать и болит голова

Автор утверждает, что психологическому состоянию ребёнка уделяется мало внимания. Родители, педагоги и сами школьники думают прежде всего о физических недомоганиях. А потому страдает голова. Только 17% учеников общеобразовательных школ получают положительные эмоции от учёбы. Среди учеников спецшкол процент тех, кто любит ходить на занятия, также невелик — их 20—30%. 

Детский врач-невролог Павел Соколов подтвердил, что усталость от занятий может привести к головным болям. При этом специалист также отметил, что это чревато более серьёзными заболеваниями для подростков.

— Но не нужно всем сразу пенять на школу. Проблема прежде всего не в уроках, а дополнительных кружках. То есть первопричина — родители. Они сверх основной учёбы говорят детям ходить ещё куда-то… Усталость может породить невроз, а он уже, в свою очередь, нарушения вегетативной нервной системы, а она влияет на функционирование всего организма. Это чревато другими тяжёлыми заболеваниями — тут и гастрит, и язва, и сердечная аритмия.

В свою очередь, врач-терапевт Рина Заславская считает, что нельзя обобщать школьников. По её словам, нужно учитывать регионы, в которых проживают дети (климатические условия), количество уроков в каждой отдельной школе, а также индивидуальные особенности организма. Причин, из-за чего болит голова, немало. 

В 6—9-х классах у подростков начинается переходный возраст, то есть особый гормональный фон, который может у разных детей по-разному проявляться. Надо смотреть на каждого конкретного ребёнка — нельзя прогнозировать просто так развитие каких-то заболеваний, — сказала Заславская. 

Председатель Общества защиты прав потребителей образовательных услуг Виктор Панин согласился с результатами исследования, однако отметил, что ответственность за перенагрузку лежит не только на системе образования и взрослых. 

Читайте также:  Голова болит после физры

— Виноваты нередко и сами подростки: они неправильно распределяют своё время. Из-за чего, например, домашнее задание им приходится делать поздно вечером. Научившимся управлять этим временем уже в студенчестве будет проще, — говорит Панин. — Тем не менее нужно всё-таки после уроков детям хотя бы 1,5—2 часа отдыхать. Смена деятельности необходима.

После школы хочется спать и болит голова

При этом он отметил, что и в школах ученики должны разгружаться и помогать им должны в этом непосредственно учителя.

Дети должны переключаться с одной деятельности на другую не только на переменах, но и во время уроков. И педагоги должны об этом заботиться. Например, для начальной школы есть норма, что во время занятий должна быть спортивная пятиминутка. Когда активность переключается с умственной на физическую, дети испытывают эмоциональную разгрузку. 

Иногда, конечно, ребята могут не успевать делать вовремя уроки, если они, например, два часа после школы отдыхают, но это нужно. Усталость приводит к тому, что усвоение материала замедляется, к стрессам и уже, как следствие, к нехорошим заболеваниям.

Источник

Головная боль очень частая причина обращения к неврологу. Головные боли бывают у взрослых и детей. У детей головные боли чаще всего возникают в период, когда они начинают учиться в школе. И максимальное обращение к неврологу (из личного опыта) составляет в возрасте 10 – 12 лет. Когда ко мне на приём приходят родители с детьми дошкольного возраста с жалобами на головные боли, я сразу настораживаюсь. Головные боли у детей дошкольного возраста, особенно головные боли с рвотой требуют исключения повышения внутричерепного давления, объёмного процесса (опухоли головного мозга). Хотя мигрени могут наблюдаться и у детей дошкольного возраста (тоже могут быть головные боли с рвотой), но значительно реже, чем в старшей возрастной группе. Тема головных болей у детей обширная. Я остановлюсь на головных болях у школьников, точнее на головных болях напряжения (ГБН), так как они чаще возникают.

Характеристика головных болей

У школьников головные боли могут вызываться разными причинами, разными заболеваниями. Однако наиболее частыми причинами головных болей у школьников являются головные боли напряжения, около 80%. Конечно у школьников бывают и мигренозные головные боли и другие заболевания, характеризующиеся головными болями. Естественно у детей не совершенные адаптивные механизмы организма, и особенно часто выявляется определённая незрелость вегетативной нервной системы. Признаки вегетативной дисфункции – метеозависимость (реагирование на погоду), повышенная потливость, колебания температуры тела, холодные руки и др. симптомы наблюдается у детей достаточно часто. Вегетативная дисфункция у школьников усугубляет головные боли при ГБН.

Головная боль напряжения возникает у 30 – 40% школьников в период 7 – 17 лет. ГБН у школьников чаще локализуется в теменной и височных областях. Хотя могут наблюдаться и в затылочной области, но реже. При головной боли напряжения рвоты нет. ГБН чаще возникают после нагрузок. После психоэмоциональных и физических нагрузок. Такие головные боли появляются в школе или к вечеру. И в выходные дни, а особенно когда проходят какие-либо каникулы, дети не жалуются на головные боли. Это не значит, что дети симулируют. Просто действительно головные боли у них возникают при нагрузках. С одной стороны в школе требуют выполнения определённых дел, а с другой стороны требуют родители выполнения заданий. У детей, у которых ГБН, чаще определяются определённые черты личности: напряжённость, тревожность. Такие головные боли могут возникать у очень ответственных детей, которые боятся опоздать в школу, получить неудовлетворительную оценку в школе, болезненно относятся к замечанию со стороны учителей и родителей. Ухудшает ситуацию, когда ребёнка загружают несколькими занятиями в секциях или кружках. В последние годы жизнь становится очень интенсивной, растут скорости во всём. Растут требования, повышается уровень информации, и требования к знаниям увеличиваются с первых классов школы. Кто-то может выдерживать такой ритм, и такие нагрузки, а кто-то не может. Это является первой причиной развития головных болей напряжения – психоэмоциональная.

Второй причиной развития ГБН является напряжение мышц шеи и мышц черепа. Такие мышечные напряжения могут возникнуть от длительного положения за партой, дома за столом, особенно когда дети длительное время проводят за компьютером. И очень плохо, когда расположение за столом в неправильной позе.

Диагностика головных болей напряжения

Диагностика таких головных болей не вызывает сложностей у опытного врача. Начиная с расспроса ребёнка и его родителей о появлении головных болей, где они локализуются, чем характеризуются, когда возникают и чем провоцируются, можно определить какие возможно у ребёнка причины развития головных болей. Затем невролог осматривает ребёнка и назначает дополнительное обследование. Арсенал обследования в неврологии в настоящее время обширен. Невролог после осмотра ребёнка назначит необходимое обследование. Однако, что желательно провести всем детям с такими головными болями – это ультразвуковое исследование сосудов шеи (УЗДГ сосудов шеи).

Читайте также:  После приема панангина болит голова

Лечение головных болей напряжения

Лечение ГБН у детей несколько отличается от лечения таких головных болей у взрослых. Что нужно делать:

  • Улучшить психоэмоциональную обстановку в семье и в школе. 
  • Постараться выявить психотравмирующие ситуации в школе и дома и по возможности устранить их. 
  • Если ребёнку тяжело и трудно посещать несколько секций и кружков, возможно, что-то прекратить посещать. Обычно на приёме спрашивают у ребёнка: «Вот ты занимаешься в секциях и кружках, и что из этого тебе не нравится?». Если ребёнок говорит, что ему не нравится посещать определённые секции или кружки, рекомендуют родителям подумать, и возможно прекратить там заниматься.
  • Возможно у ребёнка какие-то напряжённые ситуации в коллективе или с конкретным ребёнком, тогда постараться разрешить эту ситуацию.
  • Соблюдение режима сна и питания. Необходимо чтобы ребёнок высыпался, чтобы он имел время отдохнуть. Тут есть определённые сложности. Все знают типы людей «совы» и «жаворонки». Так вот, в большинстве детей начальной школы «жаворонки» – они рано ложатся и рано встают без особых проблем. А с возрастом, когда ребёнок становится подростком, у него биологические часы очень часто меняются и подростки из «жаворонков» становятся «совами». Поэтому подростков очень сложно вечером уложить спать. Они могут длительное время играть в компьютере и ночью тоже. И не идут ложиться спать, говоря, что не хотят или не могут, а утром их очень сложно поднять. 
  • При умственной работе клеткам головного мозга необходима глюкоза, как энергетический материал. И если ребёнок голодный, то это тоже может провоцировать головные боли. И в тоже время желательно исключить из рациона детей продукты с содержанием кофеина. 
  • Важно чередование умственной и физической работы, занятия спортом и важно чтобы ребёнок не сидел длительно за компьютером в вынужденной позе.
  • Правильная мебель для занятий и дома и в школе.
  • Массаж шейно-воротниковой области и головы. Гимнастика, включающая в себя элементы пост изометрической релаксации.
  • При необходимости занятия с психологом, проведение аутотренинга и методик на основании биологической обратной связи.
  • Медикаментозное лечение.

Профилактика головных болей напряжения

Профилактика лежит в оптимизации труда и отдыха, рабочего места ребёнка. Поэтому первые три пункта лечения, можно рекомендовать и как профилактика ГБН. Хорошо проводить гимнастику, плавание. Избегать психотравмирующих ситуаций.
Будьте здоровы !
Запись к неврологу клиники “Доктор лор” кандидату медицинских наук – Юлии Эдуардовне Макушкиной по телефону 45-05 -45,56-56-01.
Пр.Строителей,10
Официальный сайт 
https://www.clinic-doctorlor.ru/
Группа вконтакте 
https://vk.com/doctorlor_uu

Необходима консультация специалиста

Автор: Реклама INFPOL.RU

Источник

Боли у ребенка всегда являются сигналом неблагополучия. Если у подростка болит голова, родителям не стоит сразу паниковать. Но и пускать на самотек его здоровье тоже будет неверной тактикой. Родителям надо вместе с тинейджером разобраться в ситуации, найти причину, вызывающую головную боль, и устранить ее.

Ваш ребенок жаловался хоть раз на головную боль?

ДаНет

Почему головная боль в подростковом возрасте учащается?

Подростковый период является сложным для ребенка. Он характеризуется быстрым ростом скелета, интенсивным обменом веществ и нагрузками. Темпы физического развития намного опережают психическое развитие и становление регулирующих систем.

Возникает нарушение равновесия между физически сформированным телом взрослого человека и гормональным фоном ребенка. В этот переходный период он уязвим. Поэтому у подростка часто болит голова.

Причины головной боли у подростка

Факторы и заболевания, приводящие к подростковой цефалгии.

Мигрень

Мигрень очень часто дебютирует в подростковом возрасте. Цефалгия характеризуется односторонней локализацией боли, пульсирующим характером, возникновению которой предшествуют ауры. Подростку иногда бывает трудно связать возникновение головной боли с какими-либо причинами.

Задачей взрослого является выявление триггеров мигрени, чтобы по возможности уберечь ребенка от частых приступов. После приступа организм подростка находится в стадии истощения, и он засыпает. Родителям нужно подтвердить или исключить мигрень, потому что заболевание требует назначения специфического лечения. Антимигренозные препараты показаны только при гемикранических приступах головной боли.

Головная боль напряжения

Причины:

  • Мышечное перенапряжение.

Голова у подростка может болеть из-за неудобной позы во время занятий, при перенапряжении мышц скелета в шейном отделе позвоночника, из-за длительного фиксированного положения.

  • Психическое переутомление.

Головные боли у подростка также могут быть связаны с процессом обучения и усвоения материала. Занятия в школе, работа над уроками дома и с репетиторами вызывают психоэмоциональное истощение центральной нервной системы. Дефицит сил вызывает гипоксические изменения в тканях мозга, что также ведет к головной боли.

Для этой формы цефалгии типична симметричная локализация боли в области лба, висков, теменных долей. Неприятные ощущения могут появиться с самого утра и не пройти даже к вечеру. Подросток жалуется родителям, что учеба провоцирует ее возникновение. Конечно, в этом случае им следует разобраться, не пытается ли он таким образом замаскировать свое отрицательное отношение к учебе.

Сколиоз шейного отдела позвоночника

Подростковый период – это типичное время формирования проблем с позвоночником. Кости скелета выросли в длину, а мышечный корсет еще не окреп, чтобы поддерживать его в правильном положении. Как следствие, формируются сколиозы, кифозы и лордозы.

Читайте также:  Должна ли болеть голова после инсульта

Для патогенеза головной боли типичной причиной служит сколиоз шейного отдела позвоночника. Искривление в церебральных позвонках приводит к нарушению кровообращения в этом отделе. Нарушение кровообращения провоцирует возникновение транзиторной ишемии мозга. Недоокисленные продукты скапливаются в нервной ткани и вызывают боль. Отличительным признаком данной формы цефалгии является ее возникновение после наклонов головы вперед, во время работы за компьютером или партой.

Длительное голодание

Голодные головные боли возникают в ответ на снижение уровня глюкозы в крови. В головной мозг поступает кровь, небогатая энергетическими субстратами. Мозг испытывает дефицит питательных веществ для полноценной работы. В ответ на голод нервные клетки генерируют болевые импульсы, сигнализирующие о недостаточном питании.

Родителям следует обратить внимание на вес их ребенка, нет ли патологической худобы. В этом возрасте подростки часто не довольны своей внешностью и весом. В погоне за стандартами красоты они могут истязать себя голодными диетами. При этом дети будут испытывать головные боли, которые проходят после еды.

Хронические болезни ЛОР органов

Хронические воспалительные процессы в носовых пазухах после стихания явлений обострения могут напоминать о себе постоянными головными болями. Цефалгия при болезнях уха, горла и носа возникает из-за сдавления нервных окончаний отечными тканями.

При этих заболеваниях головная боль также может быть следствием активации биологически активных аминов – медиаторов воспаления. Подросткам необходимо обратиться за консультацией к оториноларингологу для назначения специфического лечения. После стабилизации хронической патологии головные боли перестанут беспокоить каждый день.

Недосыпание из-за изменения хронотипа

Образ жизни современного подростка заставляет его быть активным с самого утра. Он идет в школу, затем в какие-либо секции, потом выполняет домашнее задание. Чтобы соответствовать данному ритму жизни, он должен ложиться спать достаточно рано.

Не все дети следуют этим рекомендациям, предпочитая до глубокой ночи сидеть за компьютером. Сбой хронотипа ведет к развитию сонливости, слабости и появлению головных болей у подростка.

Гипертония

Эссенциальная гипертония для подросткового возраста не характерна. Тем не менее, подростки могут испытывать цефалгии, вызванные подъемом артериального давления. Самым распространенным состоянием в этом периоде для них является вегето-сосудистая дистония.

Она возникает из-за незрелости вегетативной нервной системы, которая пока еще не в состоянии держать сосуды в тонусе. Возникновение данного болевого симптома происходит в момент подъема артериального давления.

Нарушение сердечного ритма

При нарушениях ритма сердца должна быть проведена тщательная диагностика. Подросток самостоятельно не всегда замечает, что его сердце работает неритмично. Единственное, на что он может пожаловаться, это ощущение перебоя в работе сердца.

Нарушение сердечного ритма приводит к нерегулярной циркуляции крови по сосудам. В головной мозг кровь поступает дробно, вызывая его гипоксию, что сопровождается сильной цефалгией.

Ухудшение зрения

Нарушение функции зрительного анализатора из-за возрастающих нагрузок в школе приводит к возникновению головных болей у подростка. Спазм и перенапряжение мышц, удерживающих глазное яблоко, инициируют сильные и регулярные цефалгии.

Изменение внутричерепного давления

Многие опухолевые заболевания головного мозга сопровождаются повышением внутричерепного давления. На этом фоне возникает рвота, происходит повышение общей температуры тела.

Подросток жалуется на ощущение постоянной головной боли. Родителям следует немедленно обратиться к врачу неврологу. Повышенное внутричерепное давление может оказаться смертельно опасным состоянием.

Появление вредной привычки

Родители могут заподозрить, что их ребенок начинает приобретать вредные привычки (курить, употреблять алкоголь или наркотики) по возникновению головной боли на фоне абсолютного его здоровья.

Никотин, алкоголь и другие токсические вещества на начальной стадии привыкания к ним помимо интоксикации инициируют возникновение головной боли. В беседе с ребенком может потребоваться помощь психолога о необходимости ведения здорового образа жизни и правильного питания.

Отравление в быту токсическими веществами, употребление некоторых продуктов и добавок

Вредные продукты, токсические вещества, поступающие с пищей, вдыхаемым воздухом, водой вызывают отравление организма. Подросток жалуется на головную боль, повышение температуры тела, тошноту, иногда галлюцинации. В этом случае важно обеспечить больному обильное питье. После детоксикации все проходит.

Психотравмирующая ситуация

Острые и хронические стрессы приводят к выбросу большого количества гормонов надпочечников. Они вызывают спазм сосудов головного мозга. Вазоспазм виновен в формировании головной боли.

Как лечить головную боль у подростка?

Тактика при головной боли у подростков зависит от причины, которая ее вызвала.

  1. При мигрени назначаются обезболивающие препараты (цитрамон, нурофен) и антимигренозные средства (суматриптан).
  2. Для купирования головной боли напряжения будет достаточно расслабляющего массажа, теплой ванны, прогулки на свежем воздухе. При неэффективности немедикаментозных средств можно дать анальгетик в соответствии с возрастом.
  3. При сколиозе шейного отдела позвоночника показана лечебная физкультура, занятия в бассейне.
  4. Регулярное питание, без длительных периодов голода.
  5. Лечение хронических заболеваний ЛОР органов.
  6. Соблюдение режима дня, полноценный ночной отдых.
  7. При гипертонии и нарушениях сердечного ритма лечение проводится кардиологом.
  8. Коррекция остроты зрения.
  9. При подозрении на повышение внутричерепного давления лечение проводится у невролога или уже нейрохирурга.
  10. Отказ от вредных привычек, хронических интоксикаций.
  11. Психотерапия.

( 6 оценок, среднее 5 из 5 )

Источник