Птицы клюют из урн мусор взамен пшена голова как сатурн болью окружена

Птицы клюют из урн мусор взамен пшена голова как сатурн болью окружена thumbnail

I

Ветреный летний день.
Прижавшееся к стене
дерево и его тень.
И тень интересней мне.
Тропа, получив плетей,
убегает к пруду.
Я смотрю на детей,
бегающих в саду.

II

Свирепость их резвых игр,
их безутешный плач
смутили б грядущий мир,
если бы он был зряч.
Но порок слепоты
время приобрело
в результате лапты,
в которую нам везло.

III

Остекленелый кирпич
царапает голубой
купол как паралич
нашей мечты собой
пространство одушевить;
внешность этих громад
может вас пришибить,
мозгу поставить мат.

IV

Новый пчелиный рой
эти улья займет,
производя живой,
электрический мед.
Дети вытеснят нас
в пригородные сады
памяти — тешить глаз
формами пустоты.

V

Природа научит их
тому, что сама в нужде
зазубрила, как стих:
времени и т. д.
Они снабдят цифру “100”
завитками плюща,
если не вечность, то
постоянство ища.

VI

Ежедневная ложь
и жужжание мух
будут им невтерпеж,
но разовьют их слух.
Зуб отличит им медь
от серебра. Листва
их научит шуметь
голосом большинства.

VII

После нас — не потоп,
где довольно весла,
но наважденье толп,
множественного числа.
Пусть торжество икры
над рыбой еще не грех,
но ангелы — не комары,
и их не хватит на всех.

VIII

Ветреный летний день.
Запахи нечистот
затмевают сирень.
Брюзжа, я брюзжу как тот,
кому застать повезло
уходящий во тьму
мир, где, делая зло,
мы знали еще — кому.

IX

Ветреный летний день.
Сад. Отдаленный рев
полицейских сирен,
как грядущее слов.
Птицы клюют из урн
мусор взамен пшена.
Голова, как Сатурн,
болью окружена.

X

Чем искреннее певец,
тем все реже, увы,
давешний бубенец
вибрирует от любви.
Пробовавшая огонь,
трогавшая топор,
сильно вспотев, ладонь
не потреплет вихор.

XI

Это — не страх ножа
или новых тенет,
но того рубежа,
за каковым нас нет.
Так способен Луны
снимок насторожить:
жизнь как меру длины
не к чему приложить.

XII

Тысячелетье и век
сами идут к концу,
чтоб никто не прибег
к бомбе или к свинцу.
Дело столь многих рук
гибнет не от меча,
но от дешевых брюк,
скинутых сгоряча.

XIII

Будущее черно,
но от людей, а не
оттого, что оно
черным кажется мне.
Как бы беря взаймы,
дети уже сейчас
видят не то, что мы;
безусловно не нас.

XIV

Взор их неуловим.
Жилистый сорванец,
уличный херувим,
впившийся в леденец,
из рогатки в саду
целясь по воробью,
не думает — “попаду”,
но убежден — “убью”.

XV

Всякая зоркость суть
знак сиротства вещей,
не получивших грудь.
Апофеоз прыщей
вооружен зрачком,
вписываясь в чей круг,
видимый мир — ничком
и стоймя — близорук.

XVI

Данный эффект — порок
только пространства, впрок
не запасшего клок.
Так глядит в потолок
падающий в кровать;
либо — лишенный сна —
он же, чего скрывать,
забирается на.

XVII

Эта песнь без конца
есть результат родства,
серенада отца,
ария меньшинства,
петая сумме тел,
в просторечьи — толпе,
наводнившей партер
под занавес и т. п.

XVIII

Ветреный летний день.
Детская беготня.
Дерево и его тень,
упавшая на меня.
Рваные хлопья туч.
Звонкий от оплеух
пруд. И отвесный луч
— как липучка для мух.

XIX

Впитывая свой сок,
пачкая куст, тетрадь,
множась, точно песок,
в который легко играть,
дети смотрят в ту даль,
куда, точно грош в горсти,
зеркало, что Стендаль
брал с собой, не внести.

XX

Наши развив черты,
ухватки и голоса
(знак большой нищеты
природы на чудеса),
выпятив челюсть, зоб,
дети их исказят
собственной злостью — чтоб
не отступить назад.

XXI

Так двигаются вперед,
за горизонт, за грань.
Так, продолжая род,
предает себя ткань.
Так, подмешавши дробь
в ноль, в лейкоциты — грязь,
предает себя кровь,
свертыванья страшась.

XXII

В этом и есть, видать,
роль материи во
времени — передать
все во власть ничего,
чтоб заселить верто-
град голубой мечты,
разменявши ничто
на собственные черты.

XXIII

Так в пустыне шатру
слышится тамбурин.
Так впопыхах икру
мечут в ультрамарин.
Так марают листы
запятая, словцо.
Так говорят “лишь ты”,
заглядывая в лицо.

Источник

I

Ветреный летний день.
Прижавшееся к стене
дерево и его тень.
И тень интересней мне.
Тропа, получив плетей,
убегает к пруду.
Я смотрю на детей,
бегающих в саду.

II

Свирепость их резвых игр,
их безутешный плач
смутили б грядущий мир,
если бы он был зряч.
Но порок слепоты
время приобрело
в результате лапты,
в которую нам везло.

III

Остекленелый кирпич
царапает голубой
купол как паралич
нашей мечты собой
пространство одушевить;
внешность этих громад
может вас пришибить,
мозгу поставить мат.

IV

Новый пчелиный рой
эти улья займет,
производя живой,
электрический мед.
Дети вытеснят нас
в пригородные сады
памяти — тешить глаз
формами пустоты.

V

Природа научит их
тому, что сама в нужде
зазубрила, как стих:
времени и т. д.
Они снабдят цифру ‘100’
завитками плюща,
если не вечность, то
постоянство ища.

VI

Ежедневная ложь
и жужжание мух
будут им невтерпеж,
но разовьют их слух.
Зуб отличит им медь
от серебра. Листва
их научит шуметь
голосом большинства.

VII

После нас — не потоп,
где довольно весла,
но наважденье толп,
множественного числа.
Пусть торжество икры
над рыбой еще не грех,
но ангелы — не комары,
и их не хватит на всех.

VIII

Ветреный летний день.
Запахи нечистот
затмевают сирень.
Брюзжа, я брюзжу как тот,
кому застать повезло
уходящий во тьму
мир, где, делая зло,
мы знали еще — кому.

IX

Ветреный летний день.
Сад. Отдаленный рев
полицейских сирен,
как грядущее слов.
Птицы клюют из урн
мусор взамен пшена.
Голова, как Сатурн,
болью окружена.

X

Чем искреннее певец,
тем все реже, увы,
давешний бубенец
вибрирует от любви.
Пробовавшая огонь,
трогавшая топор,
сильно вспотев, ладонь
не потреплет вихор.

XI

Это — не страх ножа
или новых тенет,
но того рубежа,
за каковым нас нет.
Так способен Луны
снимок насторожить:
жизнь как меру длины
не к чему приложить.

XII

Тысячелетье и век
сами идут к концу,
чтоб никто не прибег
к бомбе или к свинцу.
Дело столь многих рук
гибнет не от меча,
но от дешевых брюк,
скинутых сгоряча.

XIII

Будущее черно,
но от людей, а не
оттого, что оно
черным кажется мне.
Как бы беря взаймы,
дети уже сейчас
видят не то, что мы;
безусловно не нас.

XIV

Взор их неуловим.
Жилистый сорванец,
уличный херувим,
впившийся в леденец,
из рогатки в саду
целясь по воробью,
не думает — ‘попаду’,
но убежден — ‘убью’.

XV

Всякая зоркость суть
знак сиротства вещей,
не получивших грудь.
Апофеоз прыщей
вооружен зрачком,
вписываясь в чей круг,
видимый мир — ничком
и стоймя — близорук.

XVI

Данный эффект — порок
только пространства, впрок
не запасшего клок.
Так глядит в потолок
падающий в кровать;
либо — лишенный сна —
он же, чего скрывать,
забирается на.

XVII

Эта песнь без конца
есть результат родства,
серенада отца,
ария меньшинства,
петая сумме тел,
в просторечьи — толпе,
наводнившей партер
под занавес и т. п.

XVIII

Ветреный летний день.
Детская беготня.
Дерево и его тень,
упавшая на меня.
Рваные хлопья туч.
Звонкий от оплеух
пруд. И отвесный луч
— как липучка для мух.

XIX

Впитывая свой сок,
пачкая куст, тетрадь,
множась, точно песок,
в который легко играть,
дети смотрят в ту даль,
куда, точно грош в горсти,
зеркало, что Стендаль
брал с собой, не внести.

XX

Наши развив черты,
ухватки и голоса
(знак большой нищеты
природы на чудеса),
выпятив челюсть, зоб,
дети их исказят
собственной злостью — чтоб
не отступить назад.

Читайте также:  Что болит в голове когда боль в области лба

XXI

Так двигаются вперед,
за горизонт, за грань.
Так, продолжая род,
предает себя ткань.
Так, подмешавши дробь
в ноль, в лейкоциты — грязь,
предает себя кровь,
свертыванья страшась.

XXII

В этом и есть, видать,
роль материи во
времени — передать
все во власть ничего,
чтоб заселить верто-
град голубой мечты,
разменявши ничто
на собственные черты.

XXIII

Так в пустыне шатру
слышится тамбурин.
Так впопыхах икру
мечут в ультрамарин.
Так марают листы
запятая, словцо.
Так говорят ‘лишь ты’,
заглядывая в лицо.

Источник

È. Áðîäñêèé

Ñèäÿ â òåíè

       I

     Âåòðåíûé ëåòíèé äåíü.
     Ïðèæàâøååñÿ ê ñòåíå
     äåðåâî è åãî òåíü.
     È òåíü èíòåðåñíåé ìíå.
     Òðîïà, ïîëó÷èâ ïëåòåé,
     óáåãàåò ê ïðóäó.
     ß ñìîòðþ íà äåòåé,
     áåãàþùèõ â ñàäó.

        II

     Ñâèðåïîñòü èõ ðåçâûõ èãð,
     èõ áåçóòåøíûé ïëà÷
     ñìóòèëè á ãðÿäóùèé ìèð,
     åñëè áû îí áûë çðÿ÷.
     Íî ïîðîê ñëåïîòû
     âðåìÿ ïðèîáðåëî
     â ðåçóëüòàòå ëàïòû,
     â êîòîðóþ íàì âåçëî.

        III

     Îñòåêëåíåëûé êèðïè÷
     öàðàïàåò ãîëóáîé
     êóïîë êàê ïàðàëè÷
     íàøåé ìå÷òû ñîáîé
     ïðîñòðàíñòâî îäóøåâèòü;
     âíåøíîñòü ýòèõ ãðîìàä
     ìîæåò âàñ ïðèøèáèòü,
     ìîçãó ïîñòàâèòü ìàò.

        IV

     Íîâûé ï÷åëèíûé ðîé
     ýòè óëüÿ çàéìåò,
     ïðîèçâîäÿ æèâîé,
     ýëåêòðè÷åñêèé ìåä.
     Äåòè âûòåñíÿò íàñ
     â ïðèãîðîäíûå ñàäû
     ïàìÿòè — òåøèòü ãëàç
     ôîðìàìè ïóñòîòû.

        V

     Ïðèðîäà íàó÷èò èõ
     òîìó, ÷òî ñàìà â íóæäå
     çàçóáðèëà, êàê ñòèõ:
     âðåìåíè è ò. ä.
     Îíè ñíàáäÿò öèôðó “100”
     çàâèòêàìè ïëþùà,
     åñëè íå âå÷íîñòü, òî
     ïîñòîÿíñòâî èùà.

        VI

     Åæåäíåâíàÿ ëîæü
     è æóææàíèå ìóõ
     áóäóò èì íåâòåðïåæ,
     íî ðàçîâüþò èõ ñëóõ.
     Çóá îòëè÷èò èì ìåäü
     îò ñåðåáðà. Ëèñòâà
     èõ íàó÷èò øóìåòü
     ãîëîñîì áîëüøèíñòâà.

        VII

     Ïîñëå íàñ — íå ïîòîï,
     ãäå äîâîëüíî âåñëà,
     íî íàâàæäåíüå òîëï,
     ìíîæåñòâåííîãî ÷èñëà.
     Ïóñòü òîðæåñòâî èêðû
     íàä ðûáîé åùå íå ãðåõ,
     íî àíãåëû — íå êîìàðû,
     è èõ íå õâàòèò íà âñåõ.

        VIII

     Âåòðåíûé ëåòíèé äåíü.
     Çàïàõè íå÷èñòîò
     çàòìåâàþò ñèðåíü.
     Áðþçæà, ÿ áðþçæó êàê òîò,
     êîìó çàñòàòü ïîâåçëî
     óõîäÿùèé âî òüìó
     ìèð, ãäå, äåëàÿ çëî,
     ìû çíàëè åùå — êîìó.

        IX

     Âåòðåíûé ëåòíèé äåíü.
     Ñàä. Îòäàëåííûé ðåâ
     ïîëèöåéñêèõ ñèðåí,
     êàê ãðÿäóùåå ñëîâ.
     Ïòèöû êëþþò èç óðí
     ìóñîð âçàìåí ïøåíà.
     Ãîëîâà, êàê Ñàòóðí,
     áîëüþ îêðóæåíà.

        X

     ×åì èñêðåííåå ïåâåö,
     òåì âñå ðåæå, óâû,
     äàâåøíèé áóáåíåö
     âèáðèðóåò îò ëþáâè.
     Ïðîáîâàâøàÿ îãîíü,
     òðîãàâøàÿ òîïîð,
     ñèëüíî âñïîòåâ, ëàäîíü
     íå ïîòðåïëåò âèõîð.

        XI

     Ýòî — íå ñòðàõ íîæà
     èëè íîâûõ òåíåò,
     íî òîãî ðóáåæà,
     çà êàêîâûì íàñ íåò.
     Òàê ñïîñîáåí Ëóíû
     ñíèìîê íàñòîðîæèòü:
     æèçíü êàê ìåðó äëèíû
     íå ê ÷åìó ïðèëîæèòü.

        XII

     Òûñÿ÷åëåòüå è âåê
     ñàìè èäóò ê êîíöó,
     ÷òîá íèêòî íå ïðèáåã
     ê áîìáå èëè ê ñâèíöó.
     Äåëî ñòîëü ìíîãèõ ðóê
     ãèáíåò íå îò ìå÷à,
     íî îò äåøåâûõ áðþê,
     ñêèíóòûõ ñãîðÿ÷à.

        XIII

     Áóäóùåå ÷åðíî,
     íî îò ëþäåé, à íå
     îòòîãî, ÷òî îíî
     ÷åðíûì êàæåòñÿ ìíå.
     Êàê áû áåðÿ âçàéìû,
     äåòè óæå ñåé÷àñ
     âèäÿò íå òî, ÷òî ìû;
     áåçóñëîâíî íå íàñ.

        XIV

     Âçîð èõ íåóëîâèì.
     Æèëèñòûé ñîðâàíåö,
     óëè÷íûé õåðóâèì,
     âïèâøèéñÿ â ëåäåíåö,
     èç ðîãàòêè â ñàäó
     öåëÿñü ïî âîðîáüþ,
     íå äóìàåò — “ïîïàäó”,
     íî óáåæäåí — “óáüþ”.

        XV

     Âñÿêàÿ çîðêîñòü ñóòü
     çíàê ñèðîòñòâà âåùåé,
     íå ïîëó÷èâøèõ ãðóäü.
     Àïîôåîç ïðûùåé
     âîîðóæåí çðà÷êîì,
     âïèñûâàÿñü â ÷åé êðóã,
     âèäèìûé ìèð — íè÷êîì
     è ñòîéìÿ — áëèçîðóê.

        XVI

     Äàííûé ýôôåêò — ïîðîê
     òîëüêî ïðîñòðàíñòâà, âïðîê
     íå çàïàñøåãî êëîê.
     Òàê ãëÿäèò â ïîòîëîê
     ïàäàþùèé â êðîâàòü;
     ëèáî — ëèøåííûé ñíà —
     îí æå, ÷åãî ñêðûâàòü,
     çàáèðàåòñÿ íà.

        XVII

     Ýòà ïåñíü áåç êîíöà
     åñòü ðåçóëüòàò ðîäñòâà,
     ñåðåíàäà îòöà,
     àðèÿ ìåíüøèíñòâà,
     ïåòàÿ ñóììå òåë,
     â ïðîñòîðå÷üè — òîëïå,
     íàâîäíèâøåé ïàðòåð
     ïîä çàíàâåñ è ò. ï.

        XVIII

     Âåòðåíûé ëåòíèé äåíü.
     Äåòñêàÿ áåãîòíÿ.
     Äåðåâî è åãî òåíü,
     óïàâøàÿ íà ìåíÿ.
     Ðâàíûå õëîïüÿ òó÷.
     Çâîíêèé îò îïëåóõ
     ïðóä. È îòâåñíûé ëó÷
     — êàê ëèïó÷êà äëÿ ìóõ.

        XIX

     Âïèòûâàÿ ñâîé ñîê,
     ïà÷êàÿ êóñò, òåòðàäü,
     ìíîæàñü, òî÷íî ïåñîê,
     â êîòîðûé ëåãêî èãðàòü,
     äåòè ñìîòðÿò â òó äàëü,
     êóäà, òî÷íî ãðîø â ãîðñòè,
     çåðêàëî, ÷òî Ñòåíäàëü
     áðàë ñ ñîáîé, íå âíåñòè.

        XX

     Íàøè ðàçâèâ ÷åðòû,
     óõâàòêè è ãîëîñà
     (çíàê áîëüøîé íèùåòû
     ïðèðîäû íà ÷óäåñà),
     âûïÿòèâ ÷åëþñòü, çîá,
     äåòè èõ èñêàçÿò
     ñîáñòâåííîé çëîñòüþ — ÷òîá
     íå îòñòóïèòü íàçàä.

        XXI

     Òàê äâèãàþòñÿ âïåðåä,
     çà ãîðèçîíò, çà ãðàíü.
     Òàê, ïðîäîëæàÿ ðîä,
     ïðåäàåò ñåáÿ òêàíü.
     Òàê, ïîäìåøàâøè äðîáü
     â íîëü, â ëåéêîöèòû — ãðÿçü,
     ïðåäàåò ñåáÿ êðîâü,
     ñâåðòûâàíüÿ ñòðàøàñü.

        XXII

     Â ýòîì è åñòü, âèäàòü,
     ðîëü ìàòåðèè âî
     âðåìåíè — ïåðåäàòü
     âñå âî âëàñòü íè÷åãî,
     ÷òîá çàñåëèòü âåðòî-
     ãðàä ãîëóáîé ìå÷òû,
     ðàçìåíÿâøè íè÷òî
     íà ñîáñòâåííûå ÷åðòû.

        XXIII

     Òàê â ïóñòûíå øàòðó
     ñëûøèòñÿ òàìáóðèí.
     Òàê âïîïûõàõ èêðó
     ìå÷óò â óëüòðàìàðèí.
     Òàê ìàðàþò ëèñòû
     çàïÿòàÿ, ñëîâöî.
     Òàê ãîâîðÿò “ëèøü òû”,
     çàãëÿäûâàÿ â ëèöî.

Читайте также:  К кому обратится с болями в голове

Ëàãóíà

I

Òðè ñòàðóõè ñ âÿçàíüåì â ãëóáîêèõ êðåñëàõ
òîëêóþò â õîëëå î ìóêàõ êðåñòíûõ;
ïàíñèîí “Àêêàäåìèà” âìåñòå ñî
âñåé Âñåëåííîé ïëûâåò ê Ðîæäåñòâó ïîä ðîêîò
òåëåâèçîðà; ñóíóâ ãðîññáóõ ïîä ëîêîòü,
êëåðê ïîâîðà÷èâàåò êîëåñî.

II

È âîñõîäèò â ñâîé íîìåð íà áîðò ïî òðàïó
ïîñòîÿëåö, íåñóùèé â êàðìàíå ãðàïïó,
ñîâåðøåííûé íèêòî, ÷åëîâåê â ïëàùå,
ïîòåðÿâøèé ïàìÿòü, îò÷èçíó, ñûíà;
ïî ãîðáó åãî ïëà÷åò â ëåñàõ îñèíà,
åñëè êòî-òî ïëà÷åò î íåì âîîáùå.

III

Âåíåöèéñêèõ öåðêâåé, êàê ñåðâèçîâ ÷àéíûõ,
ñëûøåí çâîí â êîðîáêå èç-ïîä ñëó÷àéíûõ
æèçíåé. Áðîíçîâûé îñüìèíîã
ëþñòðû â òðåëüÿæå, çàðîñøåì ðÿñêîé,
ëèæåò íàáðÿêøèé ñëåçàìè, ëàñêîé,
ãðÿçíûìè ñíàìè ñûðîé ñòàíîê.

IV

Àäðèàòèêà íî÷üþ âîñòî÷íûì âåòðîì
êàíàë íàïîëíÿåò, êàê âàííó, ñ âåðõîì,
ëîäêè êà÷àåò, êàê ëþëüêè; ôèø,
à íå âîë â èçãîëîâüè âñòàåò íî÷àìè,
è çâåçäà ìîðñêàÿ â îêíå ëó÷àìè
øòîðó øåâåëèò, ïîêóäà ñïèøü.

V

Òàê è áóäåì æèòü, çàëèâàÿ ìåðòâîé
âîäîé ñòåêëÿííîé ãðàôèíà ìîêðûé
ïëàìåíü ãðàïïû, êðîìñàÿ ëåùà, à íå
ïòèöó-ãóñÿ, ÷òîáû íàñ íàñûòèë
ïðåäîê õîðäîâûé Òâîé, Ñïàñèòåëü,
çèìíåé íî÷üþ â ñûðîé ñòðàíå.

VI

Ðîæäåñòâî áåç ñíåãà, øàðîâ è åëè,
ó ìîðÿ, ñòåñíåííîãî êàðòîé â òåëå;
ñòâîðêó ìîëëþñêà ïóñòèâ êî äíó,
ïðÿ÷à ëèöî, íî ñïèíîé ïëåíÿÿ,
Âðåìÿ âûõîäèò èç âîëí, ìåíÿÿ
ñòðåëêó íà áàøíå — åå îäíó.

VII

Òîíóùèé ãîðîä, ãäå òâåðäûé ðàçóì
âíåçàïíî ñòàíîâèòñÿ ìîêðûì ãëàçîì,
ãäå ñôèíêñîâ ñåâåðíûõ þæíûé áðàò,
çíàþùèé ãðàìîòå ëåâ êðûëàòûé,
êíèãó çàõëîïíóâ, íå êðèêíåò “ðàòóé!”,
â ïëåñêå çåðêàë çàõëåáíóòüñÿ ðàä.

VIII

Ãîíäîëó áüåò î ãíèëûå ñâàè.
Çâóê îòðèöàåò ñåáÿ, ñëîâà è
ñëóõ; à òàêæå äåðæàâó òó,
ãäå ðóêè òÿíóòñÿ õâîéíûì ëåñîì
ïåðåä ìåëêèì, íî õèùíûì áåñîì
è ñëþíó ëåäåíèò âî ðòó.

IX

Ñêðåñòèì æå ñ ëåâîé, âîáðàâøåé êîãòè,
ïðàâóþ ëàïó, ñîãíóâøè â ëîêòå;
æåñò ïîëó÷èì, ïîõîæèé íà
ìîëîò â ñåðïå, — è, êàê ÷îðò Ñîëîõå,
õðàáðî ïîêàæåì åãî ýïîõå,
ïðèíÿâøåé îáðàç äóðíîãî ñíà.

X

Òåëî â ïëàùå îáæèâàåò ñôåðû,
ãäå ó Ñîôèè, Íàäåæäû, Âåðû
è Ëþáâè íåò ãðÿäóùåãî, íî âñåãäà
åñòü íàñòîÿùåå, ñêîëü áû ãîðåê
íå áûë âêóñ ïîöåëóåâ ýáðå’ è ãîåê,
è ãîðîäà, ãäå ñòîïà ñëåäà

XI

íå îñòàâëÿåò — êàê ÷åëí íà ãëàäè
âîäíîé, ëþáîå ïðîñòðàíñòâî ñçàäè,
âçÿòîå â öèôðàõ, ñâîäÿ ê íóëþ —
íå îñòàâëÿåò ñëåäîâ ãëóáîêèõ
íà ïëîùàäÿõ, êàê “ïðîùàé” øèðîêèõ,
â óëèöàõ óçêèõ, êàê çâóê “ëþáëþ”.

XII

Øïèëè, êîëîííû, ðåçüáà, ëåïíèíà
àðîê, ìîñòîâ è äâîðöîâ; âçãëÿíè íà-
âåðõ: óâèäèøü óëûáêó ëüâà
íà îõâà÷åííîé âåòðîâ, êàê ïëàòüåì, áàøíå,
íåñîêðóøèìîé, êàê çëàê âíå ïàøíè,
ñ ïîÿñîì âðåìåíè âìåñòî ðâà.

XIII

Íî÷ü íà Ñàí-Ìàðêî. Ïðîõîæèé ñ ìÿòûì
ëèöîì, ñðàâíèìûì âî òüìå ñî ñíÿòûì
ñ áåçûìÿííîãî ïàëüöà êîëüöîì, ãðûçÿ
íîãîòü, ñìîòðèò, îáúÿò ïîêîåì,
â òî “íèêóäà”, çàäåðæàòüñÿ â êîåì
ìûñëè ìîæíî, çðà÷êó — íåëüçÿ.

XIV

Òàì, çà íèãäå, çà åãî ïðåäåëîì
— ÷åðíûì, áåñöâåòíûì, âîçìîæíî, áåëûì —
åñòü êàêàÿ-òî âåùü, ïðåäìåò.
Ìîæåò áûòü, òåëî. Â ýïîõó òðåíüÿ
ñêîðîñòü ñâåòà åñòü ñêîðîñòü çðåíüÿ;
äàæå òîãäà, êîãäà ñâåòà íåò.

1973

Èîñèô Áðîäñêèé. Ïðåäñòàâëåíèå

                Ìèõàèëó Íèêîëàåâó

  Ïðåäñåäàòåëü Ñîâíàðêîìà, Íàðêîìïðîñà, Ìèíèíäåëà!
  Ýòà ìåñòíîñòü ìíå çíàêîìà, êàê îêðàèíà Êèòàÿ!
  Ýòà ëè÷íîñòü ìíå çíàêîìà! Çíàê äîïðîñà âìåñòî
                òåëà.
  Ìíîãîòî÷èå øèíåëè. Âìåñòî ìîçãà – çàïÿòàÿ.
  Âìåñòî ãîðëà – òåìíûé âå÷åð. Âìåñòî áóðêàë – çíàê
                äåëåíüÿ.
  Âîò è âûøåë ÷åëîâå÷åê, ïðåäñòàâèòåëü íàñåëåíüÿ.
            Âîò è âûøåë ãðàæäàíèí,
            äîñòàþùèé èç øòàíèí.

            “À ïî÷åì òà ðàäèîëà?”
            “Êòî òàêîé Ñàâîíàðîëà?”
            “Âåðîÿòíî, ñîêðàùåíüå”.
            “Ãäå ñîðòèð, ïðîøó ïðîùåíüÿ?”

  Âõîäèò Ïóøêèí â ëåòíîì øëåìå, â òîíêèõ ïàëüöàõ –
                ïàïèðîñà.
   ÷èñòîì ïîëå ì÷èòñÿ ñêîðûé ñ îäèíîêèì ïàññàæèðîì.
  È íàðåçàííûå êîñî, êàê ïîëòàâñêàÿ, êîëåñà
  ñ âûêîâûðåííûì ïîä Ãäîâîì ïàëüöåì ñòðåëî÷íèêà
                æèðîì
  îæèâëÿþò ñêàòåðòü ñíåãà, ïîëóñòàíêè è ðàçâèëêè
  îáäàâàÿ ñîäåðæèìûì îïðîêèíóòîé áóòûëêè.
            Ïðÿ÷àñü â ëîãîâî ñâîå
            âîëêè âîþò “E-ìîå”.

            “Æèçíü – îíà êàê ëîòåðåÿ”.
            “Âûøëà çàìóæ çà åâðåÿ”.
            “Äîâåëè ñòðàíó äî ðó÷êè”.
            “Äàé ÷åðâîíåö äî ïîëó÷êè”.

  Âõîäèò Ãîãîëü â áåñêîçûðêå, ðÿäîì ñ íèì –
                ìåööî-ñîïðàíî.
  Â ïðîäóêòîâîì – êîò íàïëàêàë; áðîäÿò êðûñû,
                áàêàëåÿ.
  Ïðÿ÷à òâåðäûé ðîã â êàðàêóëü, íåêòî â áðþêàõ
                èç áàðàíà
  ïðåâðàùàåòñÿ â òèðàíà íà òðèáóíå ìàâçîëåÿ.
  Ãîâîðÿò ëèõèå ëþäè, ÷òî âíóòðè, ðàçî÷àðîâàí
  ïîä êîíåö, êàê ôèø íà áëþäå, òðóï ëåæèò
                íàôàðøèðîâàí.
            Õîðîøî, óòðàòèâ ðå÷ü,
            Âñòàòü ñ âèíòîâêîé ãðîá ñòåðå÷ü.

            “Íå ñìîòðè â ãëàçà ìíå, äåâà:
            âñå ðàâíî ïîéäåøü íàëåâî”.
            “Ó ïîïà áûëà ñîáàêà”.
            “Îáà óìåðëè îò ðàêà”.

  Âõîäèò Ëåâ Òîëñòîé â ïèæàìå, âñþäó – ßñíàÿ
                Ïîëÿíà.
  (Áðîäÿò ïàðóáêè ñ íîæàìè, ïàõíåò øèïðîì
                ñ êîìñîìîëîì.)
  Îí – ïðåäøåñòâåííèê Òàðçàíà: ñàìîïèñêà –
                êàê ëèàíà,
  âçàä-âïåðåä ëåòàþò ÿäðà íàä ôðàíöóçñêèì
                ÷àñòîêîëîì.
  Ñå – âåëèêèé ñûí Ðîññèè, õîòü è ïðàâÿùåãî êëàññà!
  Ìóæ, ÷üè ïðàâíóêè áîñûå òîæå ðåäêî âèäÿò ìÿñî.
            ×óäî-þäî: íåæíûé ãðàô
            Ïðåâðàòèëñÿ â êíèæíûé øêàô!

            “Ïðèó÷èë åå ê ìèíåòó”.
            “×òî çà øóì, à äðàêè íåòó?”
            “Êðûë ïîñëåäíèìè ñëîâàìè”.
            “Êòî ïîñëåäíèé? ß çà âàìè”.

  Âõîäèò ïàðà Àëåêñàíäðîâ ïîä êîíâîåì Íèêîëàøè.
  Ãîâîðÿò “Êàêàÿ ëàæà” èëè “Ñëàäêîå ïîâèäëî”.
  Ïî Åâðîïå áðîäÿò íàðû â òùåòíûõ ïîèñêàõ ïàðàøè,
  íàòûêàÿñü ïîâñåìåñòíî íà çàñòåí÷èâîå áûäëî.
  Ðàçìûøëÿÿ î ïðè÷àëå, ïî âîëíàì ïëûâåò “Àâðîðà”,
  ÷òîáû âûïàëèòü â íà÷àëå íåïðåðûâíîãî òåððîðà.
            Îé òû, ó÷àñòü êîðàáëÿ:
            ñêàæåøü “ïëè!” – îòâåòÿò “áëÿ!”

            “Ñî÷åòàëñÿ ñ íåþ áðàêîì”.
            “Âñå ðàâíî ïîñòàâëþ ðàêîì”.
            “Ýõ, Öóñèìà-Õèðîñèìà!
            Æèòü ñîâñåì íåâûíîñèìî”.

  Âõîäÿò Ãåðöåí ñ Îãàðåâûì, âîðîáüè ùåáå÷óò
                â ðîùàõ.
  ×òî çâó÷èò â ìîìåíò îáõâàòà êàê íàðå÷èå ÷óæáèíû.
  Ëó÷øèé âèä íà ýòîò ãîðîä – åñëè ñåñòü
                â áîìáàðäèðîâùèê.
  Ãëÿíü – íàáðÿêøèå, êàê âàòà èç íåñêðîìíûÿ
                ëîæáèíû,
  ðàçìíîæàÿñü áåç ðåçîíà, òó÷è ëüíóò ê àðõèòåêòóðå.
  Êðåìëü ìàÿ÷èò, òî÷íî çîíà; ãîâîðÿò, â ìèíèàòþðå.
            Âåòåð ñâèùåò. Âûïü êðè÷èò.
            Äÿòåë âîðîíó ñòó÷èò.

            “Ãîâîðÿò, îòêðûëñÿ Ïëåíóì”.
            “Âðåçàë åé ìåæ ãëàç ïîëåíîì”.
            “Íàä àðàáñêîé ìèðíîé õàòîé
            ãîðäî ðååò æèä ïàðõàòûé”.

  Âõîäèò Ñòàëèí ñ Äæóãàøâèëè, ìåæäó íèìè âûøëà
                ññîðà.
  Áûñòðî öåëÿòñÿ äðóã â äðóãà, íàæèìàþò íà ñîáà÷êó,
  è äûìÿùàÿñÿ òðóáêà… Òàê, ïî ìûñëè ðåæèññåðà,
  è ïîãèá Îòåö Íàðîäîâ, â äåíü âûêóðèâàâøèé ïà÷êó.
  È ñòîÿò õðåáòû Êàâêàçà êàê â ïî÷åòíîì êàðàóëå.
  Èç êîðè÷íåâîãî ãëàçà áüåò êëþ÷îì Íàïàðåóëè.
            Äðóã-êóíàê âîíçàåò êëûê
            â íåäîåäåííûé øàøëûê.

Читайте также:  Стреляющая боль в голове с правой стороны причины у женщин

            “Òû ñìîòðåë Äåðñó Óçàëà?”
            “ß òåáå íå âñå ñêàçàëà”.
            “Ðàç ÷ó÷ìåê, òî âåðèò â Áóääó”.
            “Ñóêîé áóäåøü?” “Ñóêîé áóäó”.

  Âõîäèò ñ êðèêîì Çàãðàíèöà, ñ çàïðåùåííûì
                ïîëóøàðüåì
  è ñ òîð÷àùèì èç êàðìàíà ãîðèçîíòîì, ÷òî îïîøëåí.
  Îáçûâàåò Åðìîëàÿ Ôðåäåðèêîì èëè Øàðëåì,
  Ïðèäèðàåòñÿ ê çàêîíó, êèïÿòèòñÿ èç-çà ïîøëèí,
  âîñêëèöàÿ: “Êàê æèâåòå!” È ñìóùàþò ãëÿíöåì ïëîòè
  Ðàôàýëü ñ Áóàíàðîòòè – íè ÷åðòà íà îáîðîòå.
            Ïðîëåòàðèè âñåõ ñòðàí
            Ìàðøèðóþò â ðåñòîðàí.

            “Â ýòèõ øêàðàõ òû êàê ÿíêè”.
            “ß ñëîìàë åå ïî ïüÿíêå”.
            “Áûë âñþ æèçíü ïðîñòûì ðàáî÷èì”.
            “Ìåæäó ïðî÷èì, âñå ìû äðî÷èì”.

  Âõîäÿò Ìûñëè Î Ãðÿäóùåì, â ãèìíàñòåðêàõ
                öâåòà õàêè.
  Âíîñÿò àòîìíóþ áîìáó ñ áàëëèñòè÷åñêèì ñíàðÿäîì.
  Îíè ïëÿøóò è òàíöóþò: “Ìû âîÿêè-çàáèÿêè!
  Ðóññêèé ñ íåìöåì ëÿãóò ðÿäîì; íàïðèìåð,
                ïîä Ñòàëèíãðàäîì”.
  È, êàê âäîâûå Ìàòðåíû, ãëóõî âîþò öèêëîòðîíû.
  Â Ìèíèñòåðñòâå Îáîðîíû ãðîìêî êàðêàþò âîðîíû.
            Âõîäèøü â ñïàëüíþ – âîò òå íà:
            íà ïîäóøêå – îðäåíà.

            “Ãäå ÿéöî, òàì – ñêîâîðîäêà”.
            “Ãîâîðÿò, ÷òî ñêîðî âîäêà
            ñíîâà áóäåò ïî ðóáëþ”.
            “Ìàì, ÿ ïàïó íå ëþáëþ”.

  Âõîäèò íåêòî ïðàâîñëàâíûé, ãîâîðèò: “Òåïåðü ÿ –
                ãëàâíûé.
  Ó ìåíÿ â äóøå Æàð-ïòèöà è òîñêà ïî ãîñóäàðþ.
  Ñêîðî Èãîðü âîðîòèòñÿ íàñëàäèòüñÿ ßðîñëàâíîé.
  Äàéòå ìíå ïåðåêðåñòèòüñÿ, à íå òî – â ëèöî óäàðþ.
  Õóæå ïîð÷è è ëèøàÿ – ìûñëåé çàïàäíûõ çàðàçà.
  Ïîé, ãàðìîøêà, çàãëóøàÿ ñàêñîôîí – èñ÷àäüå
                äæàçà”.
            È ëîáçàþò îáðàçà
            ñ ïëà÷åì æåðòâû îáðåçà…

            “Ìíå – áèôøòåêñ ïî-ðåæèññåðñêè”.
            “Áóðëàêè â Ñåâåðîìîðñêå
            òÿíóò êðåéñåð áå÷åâîé,
            èñõóäàâ îò ëó÷åâîé”.

  Âõîäÿò Ìûñëè Î Ìèíóâøåì, âñå îäåòû êàê ïîïàëî,
  ñ ïðåäïî÷òåíüåì ê ÷åðíîáóðûì. Íà êëàññè÷åñêîé
                ëàòûíè
  è âïîëãîëîñà ïî-ðóññêè ïðîèçíîñÿò: “Âñå ïðîïàëî,
  à) ôîêñòðîò ïîä àáàæóðîì, ÷åðíî-áåëûå ñâÿòûíè;
  á) èêðà, ñåâðþãà, æèòî; â) êðàñàâèöûíû áåëè.
  Íî – íå õâàòèò àëôàâèòà. È ìëàäåíåö â êîëûáåëè,
            ñëûøà “áàþøêè-áàþ”,
            îòâå÷àåò: “ìàòü òâîþ!””.

            “Âëåç ðóêîé â øàõíó, çíàêîìÿñü”.
            “Ïîäìàõíó – è â Ñî÷è”. “Ïîìåñü
            ëåéêîöèòà ñ àíòðàöèòîì
            íàçûâàåòñÿ Êîöèòîì”.

  Âõîäÿò ñòðîåì ïèîíåðû, êòî – ñ ìîäåëüþ èç ôàíåðû,
  êòî – ñ íàïèñàííûì âðó÷íóþ ñîäåðæàòåëüíûì
                äîíîñîì.
  Ñ òîãî ñâåòà, êàê õèìåðû, ïàëà÷è-ïåíñèîíåðû
  îäîáðèòåëüíî êèâàþò èì, çàäîðíûì è êóðíîñûì,
  ÷òî âðóáàþò “Ðóññêèé áàëüíûé” è âáåãàþò â èçáó
                ê òÿòå
  âûãíàòü òÿòþ èç äâóñïàëüíîé, ãäå èõ ñäåëàëè,
                êðîâàòè.
            ×òî ïîïèøåøü? Ìîëîäåæü.
            Íå çàäóøèøü, íå óáüåøü.

            “Õàðêíóë â ñóï, ÷òîá ñêðûòü äîñàäó”.
            “ß ñ íèì ðÿäîì ñðàòü íå ñÿäó”.
            “À ìîÿ, êàê òà ìàäîííà,
            íå æåëàåò áåç ãîíäîíà”.

  Âõîäèò Ëåáåäü ñ Îòðàæåíüåì â êðóãëîì çåðêàëå,
                â êîòîðîì
  âçâîä áåðåç èäåò âïðèñÿäêó, ïåðâîé ñêðèïêå êîð÷à
                ðîæè.
  Ïûëêèé ìýòð ñ âîîáðàæåíüåì, ðàñïàëåííûì
                ãðåíàäåðîì,
  òîëüêî ðîáêîãî äåñÿòêó, ðâåò êîãòÿìè áàðõàò ëîæè.
  Äîæäü èäåò. Ñîáàêà ëàåò. Ñâåñÿñü ñ ïå÷êè, äðÿíü êîñàÿ
  ñ ãîëûì çàäîì äîíèìàåò èíâàëèäà, ãâîçäü êóñàÿ:
            “Èíâàëèä, à èíâàëèä.
            Ó ìåíÿ âíóòðè áîëèò”.

            “Ëÿæåì â ãðîá, õîòü ÷àñ íå ïðîáèë!”
            “Ýòî – ñóêà èëè êîáåëü?”
            “Ñêëîêà ñëåäñòâèÿ ñ ïðè÷èíîé
            ïðåêðàùàåòñÿ ñ êîí÷èíîé”.

  Âõîäèò Ìóñîð ñ êðèêîì: “Õâàòèò!” Ïðîêóðîð ñêóëó
                êâàäðàòèò.
  Äâåðü â ïåùåðó ãðàæäàíèíà íå íóæäàåòñÿ â “ñåçàìå”.
  Òî ëè ïðàâíóê, òî ëè ïðàäåä â ðóäíûõ íåäðàõ òà÷êó
                êàòèò,
  îáëèâàÿñü ùåäðûì íåäðàì â ìàñòü êðèñòàëüíûìè
                ñëåçàìè.
  È çà ñìåðòíîþ ÷åðòîþ, ëóííûì áëåñêîì çàëèòîþ,
  ÷åëþñòü ñ ôèêñîé çîëîòîþ áëåùåò âå÷íîé ìåðçëîòîþ.
            Çíàòü, íàäîëãî õâàòèò æèë
            òåõ, êòî ãîëîâû ñëîæèë.

            “Õàòà åñòü, äà ëåíü òàùèòüñÿ”.
            “ß íå ****ü, à êðàíîâùèöà”.
            “Æèçíü âîçíèêëà êàê ïðèâû÷êà
            ðàíüøå êóðû è ÿè÷êà”.

  Ìû çàïîëíèëè âñþ ñöåíó! Îñòàåòñÿ âëåçòü íà ñòåíó!
  Âçâèòüñÿ ñîêîëîì ïîä êóïîë! Ñîêðàòèòüñÿ
                â àñêàðèäà!
  Ëèáî âñåì, âêëþ÷àÿ êóêîë, ÿçûêîì âçáèâàÿ ïåíó,
  õîðîì âäðóã ñîâîêóïèòüñÿ, ÷òîáû âûâåñòè ãèáðèäà.
  Áî, ïðîñòðàíñòâî ýêîíîìÿ, êàê îòëèòüñÿ â ôîðìó
                ìàññå,
  êðîìå êëàäáèùà è êðîìå ÷åðíîé î÷åðåäè ê êàññå?
            Ýõ, äàåøü ïðîñòîð ñòåïíîé
            áåç ðåàêöèè öåïíîé!

            “Äàéòå ñðîê áåç ïðèãîâîðà!”
            “Êòî êðè÷èò: “Äåðæèòå âîðà!”? “
            “Ðèñîâàëà ÷ëåí â òåòðàäè”.
            “Îòïóñòèòå, Õðèñòà ðàäè”.

  Âõîäèò Âå÷åð â Íàñòîÿùåì, äîì ó ÷îðòà íà êóëè÷êàõ.
  Ñêàòåðòü ñïîðèò ñ çàíàâåñêîé â ñìûñëå âíåøíåãî
                óáðàíñòâà.
  Èñêëþ÷èâ ñåðäöåáèåíüå – ýòîò ëåïåò ÿ â êàâû÷êàõ –
  îùóùåíüå, áóäòî âû÷òåí Ëîáà÷åâñêèé
                èç ïðîñòðàíñòâà.
  Ðîïîò ëèñòüåâ öâåòà äåíåã, êîìàðèíûé ðîâíûé çóììåð.
  Ãëàç íå â ñèëàõ óâåëè÷èòü øåñòü-íà-äåâÿòü òåõ,
                êòî óìåð,
            êòî ïðîðîñ ãóñòîé òðàâîé.
            Âïðî÷åì, ýòî íå âïåðâîé.

            “Îò ëþáâè áûâàþò äåòè.
            Òû òåïåðü îäèí íà ñâåòå.
            Ïîìíèøü ïåñíþ, ÷òî, áûâàëî,
            ÿ â ïîòåìêàõ íàïåâàëà?

            Ýòî – êîøêà, ýòî – ìûøêà.
            Ýòî – ëàãåðü, ýòî – âûøêà.
            Ýòî – âðåìÿ òèõîé ñàïîé
            óáèâàåò ìàìó ñ ïàïîé”.

Источник