Птицы клюют из урн мусор взамен пшена голова как сатурн болью окружена
I
Ветреный летний день.
Прижавшееся к стене
дерево и его тень.
И тень интересней мне.
Тропа, получив плетей,
убегает к пруду.
Я смотрю на детей,
бегающих в саду.
II
Свирепость их резвых игр,
их безутешный плач
смутили б грядущий мир,
если бы он был зряч.
Но порок слепоты
время приобрело
в результате лапты,
в которую нам везло.
III
Остекленелый кирпич
царапает голубой
купол как паралич
нашей мечты собой
пространство одушевить;
внешность этих громад
может вас пришибить,
мозгу поставить мат.
IV
Новый пчелиный рой
эти улья займет,
производя живой,
электрический мед.
Дети вытеснят нас
в пригородные сады
памяти — тешить глаз
формами пустоты.
V
Природа научит их
тому, что сама в нужде
зазубрила, как стих:
времени и т. д.
Они снабдят цифру “100”
завитками плюща,
если не вечность, то
постоянство ища.
VI
Ежедневная ложь
и жужжание мух
будут им невтерпеж,
но разовьют их слух.
Зуб отличит им медь
от серебра. Листва
их научит шуметь
голосом большинства.
VII
После нас — не потоп,
где довольно весла,
но наважденье толп,
множественного числа.
Пусть торжество икры
над рыбой еще не грех,
но ангелы — не комары,
и их не хватит на всех.
VIII
Ветреный летний день.
Запахи нечистот
затмевают сирень.
Брюзжа, я брюзжу как тот,
кому застать повезло
уходящий во тьму
мир, где, делая зло,
мы знали еще — кому.
IX
Ветреный летний день.
Сад. Отдаленный рев
полицейских сирен,
как грядущее слов.
Птицы клюют из урн
мусор взамен пшена.
Голова, как Сатурн,
болью окружена.
X
Чем искреннее певец,
тем все реже, увы,
давешний бубенец
вибрирует от любви.
Пробовавшая огонь,
трогавшая топор,
сильно вспотев, ладонь
не потреплет вихор.
XI
Это — не страх ножа
или новых тенет,
но того рубежа,
за каковым нас нет.
Так способен Луны
снимок насторожить:
жизнь как меру длины
не к чему приложить.
XII
Тысячелетье и век
сами идут к концу,
чтоб никто не прибег
к бомбе или к свинцу.
Дело столь многих рук
гибнет не от меча,
но от дешевых брюк,
скинутых сгоряча.
XIII
Будущее черно,
но от людей, а не
оттого, что оно
черным кажется мне.
Как бы беря взаймы,
дети уже сейчас
видят не то, что мы;
безусловно не нас.
XIV
Взор их неуловим.
Жилистый сорванец,
уличный херувим,
впившийся в леденец,
из рогатки в саду
целясь по воробью,
не думает — “попаду”,
но убежден — “убью”.
XV
Всякая зоркость суть
знак сиротства вещей,
не получивших грудь.
Апофеоз прыщей
вооружен зрачком,
вписываясь в чей круг,
видимый мир — ничком
и стоймя — близорук.
XVI
Данный эффект — порок
только пространства, впрок
не запасшего клок.
Так глядит в потолок
падающий в кровать;
либо — лишенный сна —
он же, чего скрывать,
забирается на.
XVII
Эта песнь без конца
есть результат родства,
серенада отца,
ария меньшинства,
петая сумме тел,
в просторечьи — толпе,
наводнившей партер
под занавес и т. п.
XVIII
Ветреный летний день.
Детская беготня.
Дерево и его тень,
упавшая на меня.
Рваные хлопья туч.
Звонкий от оплеух
пруд. И отвесный луч
— как липучка для мух.
XIX
Впитывая свой сок,
пачкая куст, тетрадь,
множась, точно песок,
в который легко играть,
дети смотрят в ту даль,
куда, точно грош в горсти,
зеркало, что Стендаль
брал с собой, не внести.
XX
Наши развив черты,
ухватки и голоса
(знак большой нищеты
природы на чудеса),
выпятив челюсть, зоб,
дети их исказят
собственной злостью — чтоб
не отступить назад.
XXI
Так двигаются вперед,
за горизонт, за грань.
Так, продолжая род,
предает себя ткань.
Так, подмешавши дробь
в ноль, в лейкоциты — грязь,
предает себя кровь,
свертыванья страшась.
XXII
В этом и есть, видать,
роль материи во
времени — передать
все во власть ничего,
чтоб заселить верто-
град голубой мечты,
разменявши ничто
на собственные черты.
XXIII
Так в пустыне шатру
слышится тамбурин.
Так впопыхах икру
мечут в ультрамарин.
Так марают листы
запятая, словцо.
Так говорят “лишь ты”,
заглядывая в лицо.
Источник
I
Ветреный летний день.
Прижавшееся к стене
дерево и его тень.
И тень интересней мне.
Тропа, получив плетей,
убегает к пруду.
Я смотрю на детей,
бегающих в саду.
II
Свирепость их резвых игр,
их безутешный плач
смутили б грядущий мир,
если бы он был зряч.
Но порок слепоты
время приобрело
в результате лапты,
в которую нам везло.
III
Остекленелый кирпич
царапает голубой
купол как паралич
нашей мечты собой
пространство одушевить;
внешность этих громад
может вас пришибить,
мозгу поставить мат.
IV
Новый пчелиный рой
эти улья займет,
производя живой,
электрический мед.
Дети вытеснят нас
в пригородные сады
памяти — тешить глаз
формами пустоты.
V
Природа научит их
тому, что сама в нужде
зазубрила, как стих:
времени и т. д.
Они снабдят цифру ‘100’
завитками плюща,
если не вечность, то
постоянство ища.
VI
Ежедневная ложь
и жужжание мух
будут им невтерпеж,
но разовьют их слух.
Зуб отличит им медь
от серебра. Листва
их научит шуметь
голосом большинства.
VII
После нас — не потоп,
где довольно весла,
но наважденье толп,
множественного числа.
Пусть торжество икры
над рыбой еще не грех,
но ангелы — не комары,
и их не хватит на всех.
VIII
Ветреный летний день.
Запахи нечистот
затмевают сирень.
Брюзжа, я брюзжу как тот,
кому застать повезло
уходящий во тьму
мир, где, делая зло,
мы знали еще — кому.
IX
Ветреный летний день.
Сад. Отдаленный рев
полицейских сирен,
как грядущее слов.
Птицы клюют из урн
мусор взамен пшена.
Голова, как Сатурн,
болью окружена.
X
Чем искреннее певец,
тем все реже, увы,
давешний бубенец
вибрирует от любви.
Пробовавшая огонь,
трогавшая топор,
сильно вспотев, ладонь
не потреплет вихор.
XI
Это — не страх ножа
или новых тенет,
но того рубежа,
за каковым нас нет.
Так способен Луны
снимок насторожить:
жизнь как меру длины
не к чему приложить.
XII
Тысячелетье и век
сами идут к концу,
чтоб никто не прибег
к бомбе или к свинцу.
Дело столь многих рук
гибнет не от меча,
но от дешевых брюк,
скинутых сгоряча.
XIII
Будущее черно,
но от людей, а не
оттого, что оно
черным кажется мне.
Как бы беря взаймы,
дети уже сейчас
видят не то, что мы;
безусловно не нас.
XIV
Взор их неуловим.
Жилистый сорванец,
уличный херувим,
впившийся в леденец,
из рогатки в саду
целясь по воробью,
не думает — ‘попаду’,
но убежден — ‘убью’.
XV
Всякая зоркость суть
знак сиротства вещей,
не получивших грудь.
Апофеоз прыщей
вооружен зрачком,
вписываясь в чей круг,
видимый мир — ничком
и стоймя — близорук.
XVI
Данный эффект — порок
только пространства, впрок
не запасшего клок.
Так глядит в потолок
падающий в кровать;
либо — лишенный сна —
он же, чего скрывать,
забирается на.
XVII
Эта песнь без конца
есть результат родства,
серенада отца,
ария меньшинства,
петая сумме тел,
в просторечьи — толпе,
наводнившей партер
под занавес и т. п.
XVIII
Ветреный летний день.
Детская беготня.
Дерево и его тень,
упавшая на меня.
Рваные хлопья туч.
Звонкий от оплеух
пруд. И отвесный луч
— как липучка для мух.
XIX
Впитывая свой сок,
пачкая куст, тетрадь,
множась, точно песок,
в который легко играть,
дети смотрят в ту даль,
куда, точно грош в горсти,
зеркало, что Стендаль
брал с собой, не внести.
XX
Наши развив черты,
ухватки и голоса
(знак большой нищеты
природы на чудеса),
выпятив челюсть, зоб,
дети их исказят
собственной злостью — чтоб
не отступить назад.
XXI
Так двигаются вперед,
за горизонт, за грань.
Так, продолжая род,
предает себя ткань.
Так, подмешавши дробь
в ноль, в лейкоциты — грязь,
предает себя кровь,
свертыванья страшась.
XXII
В этом и есть, видать,
роль материи во
времени — передать
все во власть ничего,
чтоб заселить верто-
град голубой мечты,
разменявши ничто
на собственные черты.
XXIII
Так в пустыне шатру
слышится тамбурин.
Так впопыхах икру
мечут в ультрамарин.
Так марают листы
запятая, словцо.
Так говорят ‘лишь ты’,
заглядывая в лицо.
Источник
È. Áðîäñêèé
Ñèäÿ â òåíè
I
Âåòðåíûé ëåòíèé äåíü.
Ïðèæàâøååñÿ ê ñòåíå
äåðåâî è åãî òåíü.
È òåíü èíòåðåñíåé ìíå.
Òðîïà, ïîëó÷èâ ïëåòåé,
óáåãàåò ê ïðóäó.
ß ñìîòðþ íà äåòåé,
áåãàþùèõ â ñàäó.
II
Ñâèðåïîñòü èõ ðåçâûõ èãð,
èõ áåçóòåøíûé ïëà÷
ñìóòèëè á ãðÿäóùèé ìèð,
åñëè áû îí áûë çðÿ÷.
Íî ïîðîê ñëåïîòû
âðåìÿ ïðèîáðåëî
â ðåçóëüòàòå ëàïòû,
â êîòîðóþ íàì âåçëî.
III
Îñòåêëåíåëûé êèðïè÷
öàðàïàåò ãîëóáîé
êóïîë êàê ïàðàëè÷
íàøåé ìå÷òû ñîáîé
ïðîñòðàíñòâî îäóøåâèòü;
âíåøíîñòü ýòèõ ãðîìàä
ìîæåò âàñ ïðèøèáèòü,
ìîçãó ïîñòàâèòü ìàò.
IV
Íîâûé ï÷åëèíûé ðîé
ýòè óëüÿ çàéìåò,
ïðîèçâîäÿ æèâîé,
ýëåêòðè÷åñêèé ìåä.
Äåòè âûòåñíÿò íàñ
â ïðèãîðîäíûå ñàäû
ïàìÿòè — òåøèòü ãëàç
ôîðìàìè ïóñòîòû.
V
Ïðèðîäà íàó÷èò èõ
òîìó, ÷òî ñàìà â íóæäå
çàçóáðèëà, êàê ñòèõ:
âðåìåíè è ò. ä.
Îíè ñíàáäÿò öèôðó “100”
çàâèòêàìè ïëþùà,
åñëè íå âå÷íîñòü, òî
ïîñòîÿíñòâî èùà.
VI
Åæåäíåâíàÿ ëîæü
è æóææàíèå ìóõ
áóäóò èì íåâòåðïåæ,
íî ðàçîâüþò èõ ñëóõ.
Çóá îòëè÷èò èì ìåäü
îò ñåðåáðà. Ëèñòâà
èõ íàó÷èò øóìåòü
ãîëîñîì áîëüøèíñòâà.
VII
Ïîñëå íàñ — íå ïîòîï,
ãäå äîâîëüíî âåñëà,
íî íàâàæäåíüå òîëï,
ìíîæåñòâåííîãî ÷èñëà.
Ïóñòü òîðæåñòâî èêðû
íàä ðûáîé åùå íå ãðåõ,
íî àíãåëû — íå êîìàðû,
è èõ íå õâàòèò íà âñåõ.
VIII
Âåòðåíûé ëåòíèé äåíü.
Çàïàõè íå÷èñòîò
çàòìåâàþò ñèðåíü.
Áðþçæà, ÿ áðþçæó êàê òîò,
êîìó çàñòàòü ïîâåçëî
óõîäÿùèé âî òüìó
ìèð, ãäå, äåëàÿ çëî,
ìû çíàëè åùå — êîìó.
IX
Âåòðåíûé ëåòíèé äåíü.
Ñàä. Îòäàëåííûé ðåâ
ïîëèöåéñêèõ ñèðåí,
êàê ãðÿäóùåå ñëîâ.
Ïòèöû êëþþò èç óðí
ìóñîð âçàìåí ïøåíà.
Ãîëîâà, êàê Ñàòóðí,
áîëüþ îêðóæåíà.
X
×åì èñêðåííåå ïåâåö,
òåì âñå ðåæå, óâû,
äàâåøíèé áóáåíåö
âèáðèðóåò îò ëþáâè.
Ïðîáîâàâøàÿ îãîíü,
òðîãàâøàÿ òîïîð,
ñèëüíî âñïîòåâ, ëàäîíü
íå ïîòðåïëåò âèõîð.
XI
Ýòî — íå ñòðàõ íîæà
èëè íîâûõ òåíåò,
íî òîãî ðóáåæà,
çà êàêîâûì íàñ íåò.
Òàê ñïîñîáåí Ëóíû
ñíèìîê íàñòîðîæèòü:
æèçíü êàê ìåðó äëèíû
íå ê ÷åìó ïðèëîæèòü.
XII
Òûñÿ÷åëåòüå è âåê
ñàìè èäóò ê êîíöó,
÷òîá íèêòî íå ïðèáåã
ê áîìáå èëè ê ñâèíöó.
Äåëî ñòîëü ìíîãèõ ðóê
ãèáíåò íå îò ìå÷à,
íî îò äåøåâûõ áðþê,
ñêèíóòûõ ñãîðÿ÷à.
XIII
Áóäóùåå ÷åðíî,
íî îò ëþäåé, à íå
îòòîãî, ÷òî îíî
÷åðíûì êàæåòñÿ ìíå.
Êàê áû áåðÿ âçàéìû,
äåòè óæå ñåé÷àñ
âèäÿò íå òî, ÷òî ìû;
áåçóñëîâíî íå íàñ.
XIV
Âçîð èõ íåóëîâèì.
Æèëèñòûé ñîðâàíåö,
óëè÷íûé õåðóâèì,
âïèâøèéñÿ â ëåäåíåö,
èç ðîãàòêè â ñàäó
öåëÿñü ïî âîðîáüþ,
íå äóìàåò — “ïîïàäó”,
íî óáåæäåí — “óáüþ”.
XV
Âñÿêàÿ çîðêîñòü ñóòü
çíàê ñèðîòñòâà âåùåé,
íå ïîëó÷èâøèõ ãðóäü.
Àïîôåîç ïðûùåé
âîîðóæåí çðà÷êîì,
âïèñûâàÿñü â ÷åé êðóã,
âèäèìûé ìèð — íè÷êîì
è ñòîéìÿ — áëèçîðóê.
XVI
Äàííûé ýôôåêò — ïîðîê
òîëüêî ïðîñòðàíñòâà, âïðîê
íå çàïàñøåãî êëîê.
Òàê ãëÿäèò â ïîòîëîê
ïàäàþùèé â êðîâàòü;
ëèáî — ëèøåííûé ñíà —
îí æå, ÷åãî ñêðûâàòü,
çàáèðàåòñÿ íà.
XVII
Ýòà ïåñíü áåç êîíöà
åñòü ðåçóëüòàò ðîäñòâà,
ñåðåíàäà îòöà,
àðèÿ ìåíüøèíñòâà,
ïåòàÿ ñóììå òåë,
â ïðîñòîðå÷üè — òîëïå,
íàâîäíèâøåé ïàðòåð
ïîä çàíàâåñ è ò. ï.
XVIII
Âåòðåíûé ëåòíèé äåíü.
Äåòñêàÿ áåãîòíÿ.
Äåðåâî è åãî òåíü,
óïàâøàÿ íà ìåíÿ.
Ðâàíûå õëîïüÿ òó÷.
Çâîíêèé îò îïëåóõ
ïðóä. È îòâåñíûé ëó÷
— êàê ëèïó÷êà äëÿ ìóõ.
XIX
Âïèòûâàÿ ñâîé ñîê,
ïà÷êàÿ êóñò, òåòðàäü,
ìíîæàñü, òî÷íî ïåñîê,
â êîòîðûé ëåãêî èãðàòü,
äåòè ñìîòðÿò â òó äàëü,
êóäà, òî÷íî ãðîø â ãîðñòè,
çåðêàëî, ÷òî Ñòåíäàëü
áðàë ñ ñîáîé, íå âíåñòè.
XX
Íàøè ðàçâèâ ÷åðòû,
óõâàòêè è ãîëîñà
(çíàê áîëüøîé íèùåòû
ïðèðîäû íà ÷óäåñà),
âûïÿòèâ ÷åëþñòü, çîá,
äåòè èõ èñêàçÿò
ñîáñòâåííîé çëîñòüþ — ÷òîá
íå îòñòóïèòü íàçàä.
XXI
Òàê äâèãàþòñÿ âïåðåä,
çà ãîðèçîíò, çà ãðàíü.
Òàê, ïðîäîëæàÿ ðîä,
ïðåäàåò ñåáÿ òêàíü.
Òàê, ïîäìåøàâøè äðîáü
â íîëü, â ëåéêîöèòû — ãðÿçü,
ïðåäàåò ñåáÿ êðîâü,
ñâåðòûâàíüÿ ñòðàøàñü.
XXII
 ýòîì è åñòü, âèäàòü,
ðîëü ìàòåðèè âî
âðåìåíè — ïåðåäàòü
âñå âî âëàñòü íè÷åãî,
÷òîá çàñåëèòü âåðòî-
ãðàä ãîëóáîé ìå÷òû,
ðàçìåíÿâøè íè÷òî
íà ñîáñòâåííûå ÷åðòû.
XXIII
Òàê â ïóñòûíå øàòðó
ñëûøèòñÿ òàìáóðèí.
Òàê âïîïûõàõ èêðó
ìå÷óò â óëüòðàìàðèí.
Òàê ìàðàþò ëèñòû
çàïÿòàÿ, ñëîâöî.
Òàê ãîâîðÿò “ëèøü òû”,
çàãëÿäûâàÿ â ëèöî.
Ëàãóíà
I
Òðè ñòàðóõè ñ âÿçàíüåì â ãëóáîêèõ êðåñëàõ
òîëêóþò â õîëëå î ìóêàõ êðåñòíûõ;
ïàíñèîí “Àêêàäåìèà” âìåñòå ñî
âñåé Âñåëåííîé ïëûâåò ê Ðîæäåñòâó ïîä ðîêîò
òåëåâèçîðà; ñóíóâ ãðîññáóõ ïîä ëîêîòü,
êëåðê ïîâîðà÷èâàåò êîëåñî.
II
È âîñõîäèò â ñâîé íîìåð íà áîðò ïî òðàïó
ïîñòîÿëåö, íåñóùèé â êàðìàíå ãðàïïó,
ñîâåðøåííûé íèêòî, ÷åëîâåê â ïëàùå,
ïîòåðÿâøèé ïàìÿòü, îò÷èçíó, ñûíà;
ïî ãîðáó åãî ïëà÷åò â ëåñàõ îñèíà,
åñëè êòî-òî ïëà÷åò î íåì âîîáùå.
III
Âåíåöèéñêèõ öåðêâåé, êàê ñåðâèçîâ ÷àéíûõ,
ñëûøåí çâîí â êîðîáêå èç-ïîä ñëó÷àéíûõ
æèçíåé. Áðîíçîâûé îñüìèíîã
ëþñòðû â òðåëüÿæå, çàðîñøåì ðÿñêîé,
ëèæåò íàáðÿêøèé ñëåçàìè, ëàñêîé,
ãðÿçíûìè ñíàìè ñûðîé ñòàíîê.
IV
Àäðèàòèêà íî÷üþ âîñòî÷íûì âåòðîì
êàíàë íàïîëíÿåò, êàê âàííó, ñ âåðõîì,
ëîäêè êà÷àåò, êàê ëþëüêè; ôèø,
à íå âîë â èçãîëîâüè âñòàåò íî÷àìè,
è çâåçäà ìîðñêàÿ â îêíå ëó÷àìè
øòîðó øåâåëèò, ïîêóäà ñïèøü.
V
Òàê è áóäåì æèòü, çàëèâàÿ ìåðòâîé
âîäîé ñòåêëÿííîé ãðàôèíà ìîêðûé
ïëàìåíü ãðàïïû, êðîìñàÿ ëåùà, à íå
ïòèöó-ãóñÿ, ÷òîáû íàñ íàñûòèë
ïðåäîê õîðäîâûé Òâîé, Ñïàñèòåëü,
çèìíåé íî÷üþ â ñûðîé ñòðàíå.
VI
Ðîæäåñòâî áåç ñíåãà, øàðîâ è åëè,
ó ìîðÿ, ñòåñíåííîãî êàðòîé â òåëå;
ñòâîðêó ìîëëþñêà ïóñòèâ êî äíó,
ïðÿ÷à ëèöî, íî ñïèíîé ïëåíÿÿ,
Âðåìÿ âûõîäèò èç âîëí, ìåíÿÿ
ñòðåëêó íà áàøíå — åå îäíó.
VII
Òîíóùèé ãîðîä, ãäå òâåðäûé ðàçóì
âíåçàïíî ñòàíîâèòñÿ ìîêðûì ãëàçîì,
ãäå ñôèíêñîâ ñåâåðíûõ þæíûé áðàò,
çíàþùèé ãðàìîòå ëåâ êðûëàòûé,
êíèãó çàõëîïíóâ, íå êðèêíåò “ðàòóé!”,
â ïëåñêå çåðêàë çàõëåáíóòüñÿ ðàä.
VIII
Ãîíäîëó áüåò î ãíèëûå ñâàè.
Çâóê îòðèöàåò ñåáÿ, ñëîâà è
ñëóõ; à òàêæå äåðæàâó òó,
ãäå ðóêè òÿíóòñÿ õâîéíûì ëåñîì
ïåðåä ìåëêèì, íî õèùíûì áåñîì
è ñëþíó ëåäåíèò âî ðòó.
IX
Ñêðåñòèì æå ñ ëåâîé, âîáðàâøåé êîãòè,
ïðàâóþ ëàïó, ñîãíóâøè â ëîêòå;
æåñò ïîëó÷èì, ïîõîæèé íà
ìîëîò â ñåðïå, — è, êàê ÷îðò Ñîëîõå,
õðàáðî ïîêàæåì åãî ýïîõå,
ïðèíÿâøåé îáðàç äóðíîãî ñíà.
X
Òåëî â ïëàùå îáæèâàåò ñôåðû,
ãäå ó Ñîôèè, Íàäåæäû, Âåðû
è Ëþáâè íåò ãðÿäóùåãî, íî âñåãäà
åñòü íàñòîÿùåå, ñêîëü áû ãîðåê
íå áûë âêóñ ïîöåëóåâ ýáðå’ è ãîåê,
è ãîðîäà, ãäå ñòîïà ñëåäà
XI
íå îñòàâëÿåò — êàê ÷åëí íà ãëàäè
âîäíîé, ëþáîå ïðîñòðàíñòâî ñçàäè,
âçÿòîå â öèôðàõ, ñâîäÿ ê íóëþ —
íå îñòàâëÿåò ñëåäîâ ãëóáîêèõ
íà ïëîùàäÿõ, êàê “ïðîùàé” øèðîêèõ,
â óëèöàõ óçêèõ, êàê çâóê “ëþáëþ”.
XII
Øïèëè, êîëîííû, ðåçüáà, ëåïíèíà
àðîê, ìîñòîâ è äâîðöîâ; âçãëÿíè íà-
âåðõ: óâèäèøü óëûáêó ëüâà
íà îõâà÷åííîé âåòðîâ, êàê ïëàòüåì, áàøíå,
íåñîêðóøèìîé, êàê çëàê âíå ïàøíè,
ñ ïîÿñîì âðåìåíè âìåñòî ðâà.
XIII
Íî÷ü íà Ñàí-Ìàðêî. Ïðîõîæèé ñ ìÿòûì
ëèöîì, ñðàâíèìûì âî òüìå ñî ñíÿòûì
ñ áåçûìÿííîãî ïàëüöà êîëüöîì, ãðûçÿ
íîãîòü, ñìîòðèò, îáúÿò ïîêîåì,
â òî “íèêóäà”, çàäåðæàòüñÿ â êîåì
ìûñëè ìîæíî, çðà÷êó — íåëüçÿ.
XIV
Òàì, çà íèãäå, çà åãî ïðåäåëîì
— ÷åðíûì, áåñöâåòíûì, âîçìîæíî, áåëûì —
åñòü êàêàÿ-òî âåùü, ïðåäìåò.
Ìîæåò áûòü, òåëî. Â ýïîõó òðåíüÿ
ñêîðîñòü ñâåòà åñòü ñêîðîñòü çðåíüÿ;
äàæå òîãäà, êîãäà ñâåòà íåò.
1973
Èîñèô Áðîäñêèé. Ïðåäñòàâëåíèå
Ìèõàèëó Íèêîëàåâó
Ïðåäñåäàòåëü Ñîâíàðêîìà, Íàðêîìïðîñà, Ìèíèíäåëà!
Ýòà ìåñòíîñòü ìíå çíàêîìà, êàê îêðàèíà Êèòàÿ!
Ýòà ëè÷íîñòü ìíå çíàêîìà! Çíàê äîïðîñà âìåñòî
òåëà.
Ìíîãîòî÷èå øèíåëè. Âìåñòî ìîçãà – çàïÿòàÿ.
Âìåñòî ãîðëà – òåìíûé âå÷åð. Âìåñòî áóðêàë – çíàê
äåëåíüÿ.
Âîò è âûøåë ÷åëîâå÷åê, ïðåäñòàâèòåëü íàñåëåíüÿ.
Âîò è âûøåë ãðàæäàíèí,
äîñòàþùèé èç øòàíèí.
“À ïî÷åì òà ðàäèîëà?”
“Êòî òàêîé Ñàâîíàðîëà?”
“Âåðîÿòíî, ñîêðàùåíüå”.
“Ãäå ñîðòèð, ïðîøó ïðîùåíüÿ?”
Âõîäèò Ïóøêèí â ëåòíîì øëåìå, â òîíêèõ ïàëüöàõ –
ïàïèðîñà.
 ÷èñòîì ïîëå ì÷èòñÿ ñêîðûé ñ îäèíîêèì ïàññàæèðîì.
È íàðåçàííûå êîñî, êàê ïîëòàâñêàÿ, êîëåñà
ñ âûêîâûðåííûì ïîä Ãäîâîì ïàëüöåì ñòðåëî÷íèêà
æèðîì
îæèâëÿþò ñêàòåðòü ñíåãà, ïîëóñòàíêè è ðàçâèëêè
îáäàâàÿ ñîäåðæèìûì îïðîêèíóòîé áóòûëêè.
Ïðÿ÷àñü â ëîãîâî ñâîå
âîëêè âîþò “E-ìîå”.
“Æèçíü – îíà êàê ëîòåðåÿ”.
“Âûøëà çàìóæ çà åâðåÿ”.
“Äîâåëè ñòðàíó äî ðó÷êè”.
“Äàé ÷åðâîíåö äî ïîëó÷êè”.
Âõîäèò Ãîãîëü â áåñêîçûðêå, ðÿäîì ñ íèì –
ìåööî-ñîïðàíî.
 ïðîäóêòîâîì – êîò íàïëàêàë; áðîäÿò êðûñû,
áàêàëåÿ.
Ïðÿ÷à òâåðäûé ðîã â êàðàêóëü, íåêòî â áðþêàõ
èç áàðàíà
ïðåâðàùàåòñÿ â òèðàíà íà òðèáóíå ìàâçîëåÿ.
Ãîâîðÿò ëèõèå ëþäè, ÷òî âíóòðè, ðàçî÷àðîâàí
ïîä êîíåö, êàê ôèø íà áëþäå, òðóï ëåæèò
íàôàðøèðîâàí.
Õîðîøî, óòðàòèâ ðå÷ü,
Âñòàòü ñ âèíòîâêîé ãðîá ñòåðå÷ü.
“Íå ñìîòðè â ãëàçà ìíå, äåâà:
âñå ðàâíî ïîéäåøü íàëåâî”.
“Ó ïîïà áûëà ñîáàêà”.
“Îáà óìåðëè îò ðàêà”.
Âõîäèò Ëåâ Òîëñòîé â ïèæàìå, âñþäó – ßñíàÿ
Ïîëÿíà.
(Áðîäÿò ïàðóáêè ñ íîæàìè, ïàõíåò øèïðîì
ñ êîìñîìîëîì.)
Îí – ïðåäøåñòâåííèê Òàðçàíà: ñàìîïèñêà –
êàê ëèàíà,
âçàä-âïåðåä ëåòàþò ÿäðà íàä ôðàíöóçñêèì
÷àñòîêîëîì.
Ñå – âåëèêèé ñûí Ðîññèè, õîòü è ïðàâÿùåãî êëàññà!
Ìóæ, ÷üè ïðàâíóêè áîñûå òîæå ðåäêî âèäÿò ìÿñî.
×óäî-þäî: íåæíûé ãðàô
Ïðåâðàòèëñÿ â êíèæíûé øêàô!
“Ïðèó÷èë åå ê ìèíåòó”.
“×òî çà øóì, à äðàêè íåòó?”
“Êðûë ïîñëåäíèìè ñëîâàìè”.
“Êòî ïîñëåäíèé? ß çà âàìè”.
Âõîäèò ïàðà Àëåêñàíäðîâ ïîä êîíâîåì Íèêîëàøè.
Ãîâîðÿò “Êàêàÿ ëàæà” èëè “Ñëàäêîå ïîâèäëî”.
Ïî Åâðîïå áðîäÿò íàðû â òùåòíûõ ïîèñêàõ ïàðàøè,
íàòûêàÿñü ïîâñåìåñòíî íà çàñòåí÷èâîå áûäëî.
Ðàçìûøëÿÿ î ïðè÷àëå, ïî âîëíàì ïëûâåò “Àâðîðà”,
÷òîáû âûïàëèòü â íà÷àëå íåïðåðûâíîãî òåððîðà.
Îé òû, ó÷àñòü êîðàáëÿ:
ñêàæåøü “ïëè!” – îòâåòÿò “áëÿ!”
“Ñî÷åòàëñÿ ñ íåþ áðàêîì”.
“Âñå ðàâíî ïîñòàâëþ ðàêîì”.
“Ýõ, Öóñèìà-Õèðîñèìà!
Æèòü ñîâñåì íåâûíîñèìî”.
Âõîäÿò Ãåðöåí ñ Îãàðåâûì, âîðîáüè ùåáå÷óò
â ðîùàõ.
×òî çâó÷èò â ìîìåíò îáõâàòà êàê íàðå÷èå ÷óæáèíû.
Ëó÷øèé âèä íà ýòîò ãîðîä – åñëè ñåñòü
â áîìáàðäèðîâùèê.
Ãëÿíü – íàáðÿêøèå, êàê âàòà èç íåñêðîìíûÿ
ëîæáèíû,
ðàçìíîæàÿñü áåç ðåçîíà, òó÷è ëüíóò ê àðõèòåêòóðå.
Êðåìëü ìàÿ÷èò, òî÷íî çîíà; ãîâîðÿò, â ìèíèàòþðå.
Âåòåð ñâèùåò. Âûïü êðè÷èò.
Äÿòåë âîðîíó ñòó÷èò.
“Ãîâîðÿò, îòêðûëñÿ Ïëåíóì”.
“Âðåçàë åé ìåæ ãëàç ïîëåíîì”.
“Íàä àðàáñêîé ìèðíîé õàòîé
ãîðäî ðååò æèä ïàðõàòûé”.
Âõîäèò Ñòàëèí ñ Äæóãàøâèëè, ìåæäó íèìè âûøëà
ññîðà.
Áûñòðî öåëÿòñÿ äðóã â äðóãà, íàæèìàþò íà ñîáà÷êó,
è äûìÿùàÿñÿ òðóáêà… Òàê, ïî ìûñëè ðåæèññåðà,
è ïîãèá Îòåö Íàðîäîâ, â äåíü âûêóðèâàâøèé ïà÷êó.
È ñòîÿò õðåáòû Êàâêàçà êàê â ïî÷åòíîì êàðàóëå.
Èç êîðè÷íåâîãî ãëàçà áüåò êëþ÷îì Íàïàðåóëè.
Äðóã-êóíàê âîíçàåò êëûê
â íåäîåäåííûé øàøëûê.
“Òû ñìîòðåë Äåðñó Óçàëà?”
“ß òåáå íå âñå ñêàçàëà”.
“Ðàç ÷ó÷ìåê, òî âåðèò â Áóääó”.
“Ñóêîé áóäåøü?” “Ñóêîé áóäó”.
Âõîäèò ñ êðèêîì Çàãðàíèöà, ñ çàïðåùåííûì
ïîëóøàðüåì
è ñ òîð÷àùèì èç êàðìàíà ãîðèçîíòîì, ÷òî îïîøëåí.
Îáçûâàåò Åðìîëàÿ Ôðåäåðèêîì èëè Øàðëåì,
Ïðèäèðàåòñÿ ê çàêîíó, êèïÿòèòñÿ èç-çà ïîøëèí,
âîñêëèöàÿ: “Êàê æèâåòå!” È ñìóùàþò ãëÿíöåì ïëîòè
Ðàôàýëü ñ Áóàíàðîòòè – íè ÷åðòà íà îáîðîòå.
Ïðîëåòàðèè âñåõ ñòðàí
Ìàðøèðóþò â ðåñòîðàí.
“Â ýòèõ øêàðàõ òû êàê ÿíêè”.
“ß ñëîìàë åå ïî ïüÿíêå”.
“Áûë âñþ æèçíü ïðîñòûì ðàáî÷èì”.
“Ìåæäó ïðî÷èì, âñå ìû äðî÷èì”.
Âõîäÿò Ìûñëè Î Ãðÿäóùåì, â ãèìíàñòåðêàõ
öâåòà õàêè.
Âíîñÿò àòîìíóþ áîìáó ñ áàëëèñòè÷åñêèì ñíàðÿäîì.
Îíè ïëÿøóò è òàíöóþò: “Ìû âîÿêè-çàáèÿêè!
Ðóññêèé ñ íåìöåì ëÿãóò ðÿäîì; íàïðèìåð,
ïîä Ñòàëèíãðàäîì”.
È, êàê âäîâûå Ìàòðåíû, ãëóõî âîþò öèêëîòðîíû.
 Ìèíèñòåðñòâå Îáîðîíû ãðîìêî êàðêàþò âîðîíû.
Âõîäèøü â ñïàëüíþ – âîò òå íà:
íà ïîäóøêå – îðäåíà.
“Ãäå ÿéöî, òàì – ñêîâîðîäêà”.
“Ãîâîðÿò, ÷òî ñêîðî âîäêà
ñíîâà áóäåò ïî ðóáëþ”.
“Ìàì, ÿ ïàïó íå ëþáëþ”.
Âõîäèò íåêòî ïðàâîñëàâíûé, ãîâîðèò: “Òåïåðü ÿ –
ãëàâíûé.
Ó ìåíÿ â äóøå Æàð-ïòèöà è òîñêà ïî ãîñóäàðþ.
Ñêîðî Èãîðü âîðîòèòñÿ íàñëàäèòüñÿ ßðîñëàâíîé.
Äàéòå ìíå ïåðåêðåñòèòüñÿ, à íå òî – â ëèöî óäàðþ.
Õóæå ïîð÷è è ëèøàÿ – ìûñëåé çàïàäíûõ çàðàçà.
Ïîé, ãàðìîøêà, çàãëóøàÿ ñàêñîôîí – èñ÷àäüå
äæàçà”.
È ëîáçàþò îáðàçà
ñ ïëà÷åì æåðòâû îáðåçà…
“Ìíå – áèôøòåêñ ïî-ðåæèññåðñêè”.
“Áóðëàêè â Ñåâåðîìîðñêå
òÿíóò êðåéñåð áå÷åâîé,
èñõóäàâ îò ëó÷åâîé”.
Âõîäÿò Ìûñëè Î Ìèíóâøåì, âñå îäåòû êàê ïîïàëî,
ñ ïðåäïî÷òåíüåì ê ÷åðíîáóðûì. Íà êëàññè÷åñêîé
ëàòûíè
è âïîëãîëîñà ïî-ðóññêè ïðîèçíîñÿò: “Âñå ïðîïàëî,
à) ôîêñòðîò ïîä àáàæóðîì, ÷åðíî-áåëûå ñâÿòûíè;
á) èêðà, ñåâðþãà, æèòî; â) êðàñàâèöûíû áåëè.
Íî – íå õâàòèò àëôàâèòà. È ìëàäåíåö â êîëûáåëè,
ñëûøà “áàþøêè-áàþ”,
îòâå÷àåò: “ìàòü òâîþ!””.
“Âëåç ðóêîé â øàõíó, çíàêîìÿñü”.
“Ïîäìàõíó – è â Ñî÷è”. “Ïîìåñü
ëåéêîöèòà ñ àíòðàöèòîì
íàçûâàåòñÿ Êîöèòîì”.
Âõîäÿò ñòðîåì ïèîíåðû, êòî – ñ ìîäåëüþ èç ôàíåðû,
êòî – ñ íàïèñàííûì âðó÷íóþ ñîäåðæàòåëüíûì
äîíîñîì.
Ñ òîãî ñâåòà, êàê õèìåðû, ïàëà÷è-ïåíñèîíåðû
îäîáðèòåëüíî êèâàþò èì, çàäîðíûì è êóðíîñûì,
÷òî âðóáàþò “Ðóññêèé áàëüíûé” è âáåãàþò â èçáó
ê òÿòå
âûãíàòü òÿòþ èç äâóñïàëüíîé, ãäå èõ ñäåëàëè,
êðîâàòè.
×òî ïîïèøåøü? Ìîëîäåæü.
Íå çàäóøèøü, íå óáüåøü.
“Õàðêíóë â ñóï, ÷òîá ñêðûòü äîñàäó”.
“ß ñ íèì ðÿäîì ñðàòü íå ñÿäó”.
“À ìîÿ, êàê òà ìàäîííà,
íå æåëàåò áåç ãîíäîíà”.
Âõîäèò Ëåáåäü ñ Îòðàæåíüåì â êðóãëîì çåðêàëå,
â êîòîðîì
âçâîä áåðåç èäåò âïðèñÿäêó, ïåðâîé ñêðèïêå êîð÷à
ðîæè.
Ïûëêèé ìýòð ñ âîîáðàæåíüåì, ðàñïàëåííûì
ãðåíàäåðîì,
òîëüêî ðîáêîãî äåñÿòêó, ðâåò êîãòÿìè áàðõàò ëîæè.
Äîæäü èäåò. Ñîáàêà ëàåò. Ñâåñÿñü ñ ïå÷êè, äðÿíü êîñàÿ
ñ ãîëûì çàäîì äîíèìàåò èíâàëèäà, ãâîçäü êóñàÿ:
“Èíâàëèä, à èíâàëèä.
Ó ìåíÿ âíóòðè áîëèò”.
“Ëÿæåì â ãðîá, õîòü ÷àñ íå ïðîáèë!”
“Ýòî – ñóêà èëè êîáåëü?”
“Ñêëîêà ñëåäñòâèÿ ñ ïðè÷èíîé
ïðåêðàùàåòñÿ ñ êîí÷èíîé”.
Âõîäèò Ìóñîð ñ êðèêîì: “Õâàòèò!” Ïðîêóðîð ñêóëó
êâàäðàòèò.
Äâåðü â ïåùåðó ãðàæäàíèíà íå íóæäàåòñÿ â “ñåçàìå”.
Òî ëè ïðàâíóê, òî ëè ïðàäåä â ðóäíûõ íåäðàõ òà÷êó
êàòèò,
îáëèâàÿñü ùåäðûì íåäðàì â ìàñòü êðèñòàëüíûìè
ñëåçàìè.
È çà ñìåðòíîþ ÷åðòîþ, ëóííûì áëåñêîì çàëèòîþ,
÷åëþñòü ñ ôèêñîé çîëîòîþ áëåùåò âå÷íîé ìåðçëîòîþ.
Çíàòü, íàäîëãî õâàòèò æèë
òåõ, êòî ãîëîâû ñëîæèë.
“Õàòà åñòü, äà ëåíü òàùèòüñÿ”.
“ß íå ****ü, à êðàíîâùèöà”.
“Æèçíü âîçíèêëà êàê ïðèâû÷êà
ðàíüøå êóðû è ÿè÷êà”.
Ìû çàïîëíèëè âñþ ñöåíó! Îñòàåòñÿ âëåçòü íà ñòåíó!
Âçâèòüñÿ ñîêîëîì ïîä êóïîë! Ñîêðàòèòüñÿ
â àñêàðèäà!
Ëèáî âñåì, âêëþ÷àÿ êóêîë, ÿçûêîì âçáèâàÿ ïåíó,
õîðîì âäðóã ñîâîêóïèòüñÿ, ÷òîáû âûâåñòè ãèáðèäà.
Áî, ïðîñòðàíñòâî ýêîíîìÿ, êàê îòëèòüñÿ â ôîðìó
ìàññå,
êðîìå êëàäáèùà è êðîìå ÷åðíîé î÷åðåäè ê êàññå?
Ýõ, äàåøü ïðîñòîð ñòåïíîé
áåç ðåàêöèè öåïíîé!
“Äàéòå ñðîê áåç ïðèãîâîðà!”
“Êòî êðè÷èò: “Äåðæèòå âîðà!”? “
“Ðèñîâàëà ÷ëåí â òåòðàäè”.
“Îòïóñòèòå, Õðèñòà ðàäè”.
Âõîäèò Âå÷åð â Íàñòîÿùåì, äîì ó ÷îðòà íà êóëè÷êàõ.
Ñêàòåðòü ñïîðèò ñ çàíàâåñêîé â ñìûñëå âíåøíåãî
óáðàíñòâà.
Èñêëþ÷èâ ñåðäöåáèåíüå – ýòîò ëåïåò ÿ â êàâû÷êàõ –
îùóùåíüå, áóäòî âû÷òåí Ëîáà÷åâñêèé
èç ïðîñòðàíñòâà.
Ðîïîò ëèñòüåâ öâåòà äåíåã, êîìàðèíûé ðîâíûé çóììåð.
Ãëàç íå â ñèëàõ óâåëè÷èòü øåñòü-íà-äåâÿòü òåõ,
êòî óìåð,
êòî ïðîðîñ ãóñòîé òðàâîé.
Âïðî÷åì, ýòî íå âïåðâîé.
“Îò ëþáâè áûâàþò äåòè.
Òû òåïåðü îäèí íà ñâåòå.
Ïîìíèøü ïåñíþ, ÷òî, áûâàëî,
ÿ â ïîòåìêàõ íàïåâàëà?
Ýòî – êîøêà, ýòî – ìûøêà.
Ýòî – ëàãåðü, ýòî – âûøêà.
Ýòî – âðåìÿ òèõîé ñàïîé
óáèâàåò ìàìó ñ ïàïîé”.
Источник