Ребенку 5 лет болит голова что это может быть
Многих родителей жалобы ребенка 5 лет на головную боль на фоне хорошего общего самочувствия вводят в недоумение. Одно дело, когда голова болит из-за высокой температуры или простудного заболевания, но когда неприятный симптом у малыша возникает внезапно без видимой на то причины, у взрослого человека возникает много вопросов – с чем связано плохое самочувствие и что можно дать пятилетнему ребенку?
Причины головной боли у пятилетних детей
Распространенное мнение о том, что у ребенка голова никогда не болит, является в корне неверным. Головная боль может быть проблемой человека любого возраста, в том числе и детей пяти лет. Согласно международной классификации болезней, цефалгия подразделяется на 13 групп, включающих около 165 ее видов, при этом большая часть причин, провоцирующих развитие болевого приступа, не имеют никакого отношения к голове. Для облегчения диагностики выделяют основные причины возникновения цефалгии у детей 5 лет.
Неправильное питание
У детей нередко болит голова из-за нарушения режима питания и употребления некоторых продуктов. У детей 5 лет большие перерывы между приемами пищи вызывают резкое падение уровня глюкозы в крови, что способствует возникновению болевого приступа, поэтому родители должны строго следить за порядком питания. Помимо этого, немалую роль играют определенные продукты, содержащие в своем составе особые раздражающие химические вещества. Например, мясные полуфабрикаты содержат нитриты – консерванты, провоцирующие спазм сосудов; сыр, дрожжи и орехи богаты тирамином, а фаст-фуд – глутаматом натрия. В 5 лет организм ребенка еще неспособен быстро нейтрализовать негативный эффект от подобных химических добавок, поэтому даже незначительная их доза может вызвать сильную головную боль.
Мигрень
В 5 лет частой причиной того, что голова болит, выступает мигрень. Это заболевание в детском возрасте имеет особую симптоматику, отличную от мигрени у взрослого человека. Для постановки диагноза требуется наличие у ребенка хотя бы трех симптомов из перечисленных:
- Диспепсические явления – понос, тошнота, рвота.
- Пульсирующая боль, локализованная с одной стороны.
- Мигрень в анамнезе у родителей.
- Болевым приступам предшествует так называемая аура – зрительные и слуховые нарушения.
- Самочувствие ребенка значительно улучшится, если дать ему немного поспать.
Пик заболевания приходится на 8-9 лет. Детская мигрень имеет характерные особенности течения:
- Короткая продолжительность приступов – в среднем голова болит от получаса до 5 часов.
- Имеется прямая взаимосвязь психоэмоционального состояния ребенка и частоты приступов.
- В 5-10 лет может возникать особая разновидность мигрени – базилярная, сопровождающаяся очень сильной болью в голове в сочетании с головокружением и потерей сознания.
- Почти все приступы заболевания сочетаются с тошнотой и рвотой.
- Аура у детей 5 лет проявляется ярче и длится дольше.
Лечение мигрени складывается из купирования болевого приступа и предотвращения развития нового. В большинстве случаев у детей 5 лет проводятся профилактические мероприятия – регулярное питание, полноценный отдых, исключение продуктов питания с большим содержанием консервантов и усилителей вкуса, умеренные физические нагрузки. Медикаментозное лечение приступов мигрени у детей показано только в тех случаях, когда голова болит часто и это мешает нормальной жизни ребенка. При мигрени обычные обезболивающие препараты чаще всего неэффективны, поэтому купирование частых приступов проводится сильнодействующими средствами, которые может назначить только врач.
Сосудистые патологии
Иногда причиной головной боли у детей 5 лет является нарушение сосудистого тонуса в результате дисфункции вегетативной нервной системы. Под вегетативной дисфункцией понимают утрату способности сосудов правильно реагировать на раздражители, то есть происходит их сужение и расширение, что негативно отражается на самочувствии. Такое состояние могут спровоцировать травмы головы, острые и хронические заболевания внутренних органов, наследственная предрасположенность. Частые эмоциональные переживания, стрессы и переутомления способствуют прогрессированию заболевания и учащению возникновения болевых приступов.
Помимо цефалгии, детей с вегетативной дисфункцией беспокоят частые эпизоды одышки и нехватки воздуха, боли в сердце. У них наблюдаются колебания уровня АД, частые смены настроения, вялость, капризность, нарушение концентрации внимания и патологии в работе органов пищеварения.
Лечение головной боли при нарушении тонуса сосудов направлено на основное заболевание и включает в себя целый комплекс мероприятий. Для купирования боли можно дать соответствующую дозу Нурофена (150 мг) или Парацетамола (10-15 мг активного вещества на 1 кг веса ребенка).
Головные боли напряжения
Цефалгия напряжения у детей 5 лет встречается достаточно часто и возникает при чрезмерном напряжении височных, затылочных и лобных мышц. Нередко голова болит из-за стресса и длительного нахождения в одной позе. Частым приступам цефалгии напряжения способствует неблагоприятная атмосфера в семье и загруженность ребенка развивающими занятиями. Клинически эта форма выражается ноющей, тупой и давящей болью вокруг головы, при этом ребенок жалуется на ощущение наличия «шлема» на голове и не может назвать четкую локализацию боли. Неприятные симптомы не усиливаются при движениях головой и не сопровождаются светобоязнью, голова болит сильнее при прикосновении к беспокоящей зоне.
Как помочь ребенку? Для лечения цефалгии напряжения у детей родители могут дать разрешенные обезболивающие препараты – Нурофен и Парацетамол. Для профилактики развития новых приступов рекомендуется нормализовать режим дня, отработать приемы мышечного расслабления и чаще гулять на свежем воздухе.
Кластерные головные боли
Кластерная (пучковая) цефалгия встречается у детей редко и характеризуется жгучей, сверлящей болью высокой интенсивности, локализованной в височной и глазничной области. В среднем приступы длятся от 10 минут до 3 часов.
Другими причинами, по которым болит голова у детей, являются:
- Повышение внутричерепного давления.
- Артериовенозные мальформации или аневризма.
- Различные заболевания инфекционной природы.
- Заболевания ЛОР-органов.
- Черепно-мозговая травма.
- Резкая смена погодных условий.
- Патологии нервной системы и психические заболевания.
- Слишком долгий или слишком короткий сон.
- Напряженная обстановка в семье.
- Чрезмерные физические нагрузки.
- Прием некоторых лекарственных препаратов.
Частые боли в голове у пятилетнего ребенка требуют тщательного обследования для выявления истинной причины развития приступов, так как лечение симптомов без устранения провоцирующих факторов может быть безуспешным.
Источник
27 детских «не хочу»: как вести себя родителям малышей, чтобы сохранить рассудок
Рассказывает Монтессори-педагог.
Детские «не хочу» — это сопротивление в форме рева, взрыва, истерики и ослиного упрямства на ровном месте. Иногда родителей накрывает отчаяние — кажется, что этот кошмар не закончится никогда.
Конечно, ребенок вырастет, так что, держитесь. А пока мы собрали полный перечень детских «не хочу» и адекватных взрослых ответов на них. Как разговаривать с «великим Нехочухой», подсказывает Монтессори-педагог Татьяна Брыкова.
Не хочу спать!
Если этот вопрос часть других — не хочу есть, пить, спать, умываться, не хочу ничего — и возраст ребенка 1,5-4 года, скорее всего, мы наблюдаем кризис трех лет.
Важное отступление про кризис трех лет. Ребенок уже прошел кризис одного года: он научился управлять своим телом, освоил прямохождение, манипулирование предметами. К трем годам он начинает понимать, что его мир сильно ограничен взрослыми. Чем больше ребенка опекают и чем больше взрослые его обслуживают, тем сильнее у него накапливается чувство собственной неполноценности. Рано или поздно ребенок понимает, что в его власти только отказаться от того, что ему предлагает родитель. Именно ограниченная ситуация порождает яростный протест: не хочу все!
Кризис трех лет в норме разрешается тем, что ребенок начинает осваивать игру: я не могу быть водителем трамвая — но я могу играть в водителя трамвая. Ребенок сублимирует взрослую деятельность в игре — и этим разрешает свою невозможность делать взрослые дела.
Игра — это сублимация современного мира. В доисторическом обществе, когда деятельность взрослого была примитивна, ребенок просто начинал выполнять те обязанности, которые ему были посильны. Он включался в работу взрослых и чувства неполноценности не возникало: кризис-то был, но он моментально находил свое разрешение. Посмотрите на список «не хочу» в этой статье — крестьянскому ребенку 300 лет назад никто ничего подобного не предлагал.
В настоящее время кризис трех лет разрешается так: чем больше у ребенка в возрасте от 1,5 лет появляется своих дел и обязанностей, тем меньше протеста у него возникает.
Ребенок в группах Монтессори проблем негативизма не знает: не хочешь есть — не ешь. Там у ребенка почти нет «нехотения».
Что делать в случае, если проблема сиюминутная: прямо сейчас нужно укладывать ребенка спать, а он спать не хочет.
Важно: как часто такое возникает? Если не хочет спать только сейчас, ситуация одна. Если скандалы с укладыванием спать постоянные — решение будет совершенно другим.
Смотрим на причины. Если сегодня в гости приехала бабушка и ребенок не хочет спать, решение одно. Если ребенок встает вовремя и каждый вечер скандалит из-за того, что его укладывают спать в 8 часов — может быть, имеет смысл укладывать позже. Или организовывать ритуалы, потому что зачастую мама приходит и с места в карьер: пора спать, идем чистить зубы. То есть ребенку необходимо прервать игру, перестроиться и пойти спать, а он еще не умеет так собой управлять. Нужен ритуал: мама может позвать его на вечернюю сказку, пусть это будет даже мультфильм. Это может быть общение, которого ребенок ждет целый день. Ситуация укладывания спать должна быть привлекательна.
Как уложить ребенка спать без мучений. 11 советов от консультанта по сну
Если ребенок перестал хотеть спать внезапно, необходимо проверить, не появилось ли у него страхов: темноты или монстров, может, он посмотрел страшный мультик, прочитал страшную историю или кто-то что-то ему рассказал.
Не хочу одеваться!
Частные случаи: не хочу надевать много тяжелой зимней одежды. Не хочу надевать этот шарф, он колется. Не хочу надевать эту футболку, она некрасивая!
Сначала про зимнюю одежду. Основная причина того, почему ребенок не хочет одеваться, — он не умеет и ему неудобно. Этот вопрос надо продумывать, находить лайфхаки, приемы, хитрости.
Ребенок недостаточно умел, чтобы одеваться самому; важно, чтобы одежда была комфортная. Ему должно быть удобно надевать ботинки, легко натягивать штаны.
Уже с 1,5 лет нужно постепенно обучать, давать инструкции, расширять детские возможности: в 1,5 года ребенок в состоянии надеть на себя шапку или носки.
Мама параллельно одевается сама, рассказывая, что они будут делать на улице, когда оденутся, на какую машину они посмотрят, какую кису они проведают, какой сок будут в магазине покупать. Ребенок получает информацию о том, зачем ему нужно одеваться, это важно!
Если шарф колется — найдите другой шарф.
Если не нравится футболка — наденьте другую. Прививать малышу чувство стиля и ссориться с ним из-за неподходящей (по вашему мнению) одежды — это трата нервов и времени. Если ребенок хочет идти на улицу в купальнике и резиновых сапогах, а на улице при этом тепло — почему нет. Если ему кажется некрасивой зимняя одежда, без которой не обойтись, можно попробовать купить значки или термо-наклейки с изображениями героев мультфильмов. Опять же, оставьте уже ваше чувство прекрасного: да, Человек-Паук на новом пуховике, возможно, смотрится нелепо, но зато вы избавлены от утренних препирательств, а ребенок счастлив.
Не хочу есть!
Ребенок не обязан есть кашу, суп или овощи. Но ребенок также не должен диктовать маме, что готовить. Родители могут лишь прислушиваться к тому, что ребенок любит, и согласовывать этот момент.
Не проблема, если ребенок съест немного меньше, это не страшно.
Хорошо в возрасте от 3 лет ребенку давать возможность наливать и накладывать себе самому. Когда не мама накладывает еду и ставит тарелку, а у ребенка есть возможность подставить стул и с маминой помощью положить столько, сколько он хочет.
Как научить трехлетку самостоятельности без ущерба для жизни: 10 способов
Маленький ребенок накладывает обычно больше, чем может съесть, поэтому с ним нужно обсуждать, что еда – это ценность и труд, что каждый кусочек посадили, вырастили, собрали, привезли, приготовили. Поэтому выбрасывать еду не очень хорошо. Предложить детям подумать, что сделать, чтобы еда выбрасывалась поменьше — они сами приходят к мысли, что надо начинать с небольших порций, а потом, если хочется, положить добавки.
Не хочу выключать планшет!
Это вопрос правил. Есть вещи, которые не находятся в компетенции ребенка. Вполне нормально, что планшет — собственность мамы и она решает, когда и на сколько ребенок его получает.
Если эта ситуация решается с прогибами — ты сильно плачешь, ладно можно, а завтра опять нельзя, послезавтра я разговариваю по телефону, поэтому забери планшет и отстань — у ребенка нет информации, как долго можно пользоваться планшетом, нет границ, насколько он в этой ситуации хозяин, и тогда он будет скандалить больше, чаще и сильнее.
Поэтому планшет выдается по таймеру или расписанию.
Не хочу идти на улицу!
Если это не кризис трех лет, то проблема решается вопросом «зачем мы идем на улицу». Когда взрослому необходимо выйти по делам, тогда это вопрос правил: прости, пожалуйста, я не могу оставить тебя одного дома, хочешь-не хочешь, идти надо.
Можно договариваться с ребенком, какой дорогой вы пойдете или как будете смотреть ту машину с оленем на капоте или кошку в таком-то окошке.
Если дело для ребенка неинтересное (поход к врачу, в банк), на обратном пути можно предложить выбрать то, что ему интересно. Причем мы не подкупаем ребенка покупкой шоколадки — мы даем ему выбор из того, что можно.
Если ситуация дошла до истерики, ребенка нужно взять на руки (или посадить к себе на колени) и дать выплакать слезы тщетности. Я тебе сочувствую и хочу помочь, я тебя люблю, давай вместе решать, как сделать, чтобы тебе было повеселее, но все равно надо идти сегодня в ЖЭК, что поделаешь.
Но лучше до слез не доводить и предложить какое-то интересное дело. А требовать, чтобы ему было интересно ходить с мамой в Сберкассу, — нонсенс.
Не хочу уходить с улицы, из игровой, с батута
Ситуация возникает, когда мама внезапно сообщает увлеченному ребенку, что пора идти, а он ее не слышит — и возникает скандал. У маленьких детей эта проблема решается тем, что мы уходим не с прогулки, а меняем одно интересное занятие на другое интересное занятие. Погуляли на площадке — а теперь идем посмотреть на интересную машину, рисовать стрелочки на асфальте, рисовать тайные знаки на снегу, открывать магнитным ключом дверь (я тебя подниму, ты сам откроешь), проверять почту, нажимать кнопки в лифте. То есть мы идем не домой, а заниматься другими интересными вещами.
В перерывах, когда ребенок закончил свою основную деятельность, — откачался на качелях, откатался на горке и ищет, чем бы еще заняться — в этом момент мы подсказываем ему идею.
Не хочу идти дальше! (останавливается на улице и дальше не идет)
А куда хочешь? — Хочу здесь сидеть! — Ну давай посидим.
Если торопимся — иди на ручки, я тебя понесу. Хорошо, если это произносится не в директивном тоне, а в игровом: как бы мне тебя понести — за руки, за ноги или за нос? Либо можно выбирать: если идти не будем, то давай мы с тобой попрыгаем или полетим, можем пальчиками ходить по бордюру или играть в божьих коровок и перепрыгивать.
Ребенку не нравится, когда его перемещают в пространстве как мешок картошки, — конечно, он протестует.
Не хочу убирать игрушки!
Вопрос делится на 2 части: как организовано хранение игрушек и как организована игра.
Если игрушки находятся в неструктурированном хаосе в больших баулах-мешках-коробках, если ребенку дается полная воля их высыпать-рассыпать-расставлять — логично, что четырехлетка убрать этот хаос за собой не может. Это ошибка родителя, не ребенка. В такой ситуации необходимо игрушки рассортировать: от части избавляемся, часть убираем на верхнее хранение.
С 3 лет ребенка его игрушки должны быть расставлены на стеллажах и их должно быть видно. Если игрушки хранятся в контейнере, аккуратно их убрать ребенок не может, большого смысла эти игрушки не имеют.
Хорошо бы договариваться, чтобы игра происходила по правилам: сначала убрали машинки, потом достали конструктор.
Хорошо убирать игрушки в игровой форме: возвращать машинки в гараж, кукол — домой, строить башню из кубиков в ящике, убирать игрушки на скорость под быструю музыку.
Если я впервые решила заставить ребенка убирать игрушки, а он не убирает — это вполне естественно. Лучше, если это будет системой с раннего возраста: игрушек немного, они выставляются на стеллаж и ротируются родителем. То, что не используется — ставится на антресоль. Можно вместе выбирать, что мы достаем на следующей неделе — и это еще одна компетенция ребенка, в этом случае он настоящий хозяин игрушек.
Хорошо, когда место на полках ограничено и ребенок знает: чтобы что-то добавить, надо что-то убрать. В случае, если игрушки желанны и осознанны, если это не пластиковый мусор, убираются они с большим трепетом.
Если вы вспомните детские начала или середины 20 века — на этажерке стоят кукла, мячик, мишка, кубики, коробка с солдатиками. А 3 икеевских короба с Лего трудно убрать даже взрослому; как это будет убирать четырехлетний ребенок?
Не хочу выкидывать сломанную игрушку!
Значит, будем чинить. Если она так дорога и нужна – не выкидывать. Если игрушек много и это ломаный хлам — предлагаем разбирать: сам решай, какие игрушки нужны, какие выкинуть.
Не хочу умываться!
Дети умываются вместе со взрослым. Мама чистит зубы — ты чистишь зубы, мама умывается — ты умываешься. Это не желание, это правило. Маленького ребенка умывает родитель и постепенно разрешает умываться самому. Хорошо, когда не заставляют умываться, а разрешают.
Если умываться не хочет ребенок постарше, нужно проверить: может, он боится воды, у него чувствительная кожа, щиплется мыло, физические проблемы. Важно поддерживать, радоваться — не хвалить, а именно поддерживать. Хорошо работает похвала в 3 лице, когда мама рассказывает кому-то: Вася сегодня так здорово умывался.
Не хочу слушать сказку!
Нет проблемы. Почему ребенок должен хотеть слушать сказку? Не хочет — не слушает.
Не хочу веселиться на детском празднике и водить хоровод
Ребенок не должен хотеть веселиться. Не хочет — не водит. Да, конечно, вам очень хочется, чтобы он был лидером, но это уже проблема родителя, а не ребенка. Застенчивым и тревожным детям часто бывает очень трудно включиться в общее веселье, особенно, когда вокруг еще толпа незнакомых взрослых и громкая музыка. Не нужно их заставлять.
Не хочу в гости!
Гости — это удовольствие, если удовольствия нет, не надо ходить в такие гости.
Приглашение в гости к ровесникам — не хочешь, не иди. Если зовут в гости к бабушке и надо ехать — извини, не могу тебя оставить дома одного. Сходим, подарим подарок и пойдем домой.
Выясняем, почему ребенок не хочет в гости. Возможно, там его берут на руки без разрешения, заставляют есть, разговаривают с ним так, как ему не нравится. Тогда вопрос нужно решать с взрослыми, а не с ребенком.
Не хочу уходить из гостей!
Это вопрос правил: все уходят, праздник закончился. Если надо уйти раньше, когда праздник еще продолжается, — объяснять, почему.
Не хочу делиться игрушками или вкусным!
Ребенок не обязан делиться.
Не хочу отдавать чужую игрушку владельцу!
Как получилось, что чужая игрушка оказалась у ребенка? Если схватил и не отдает, это одно, если дали поиграть, это другое.
Если схватил и не отдает — искреннее удивление мамы: нет, что ты, это же Васина! Давай мы Васе отдадим, а если она тебе очень понравилась, давай предложим поменяться.
Если игрушка понравилась-хочу-сейчас дайте-ничего меня не успокаивает — обнять, пожалеть и дать выплакаться. Очень жаль, но это не наша игрушка. Может, мы такую на день рождения купим, если ты не передумаешь.
Игрушка владельцу отдается без вопросов, ребенок утешается и хвалится: ты хорошо поступил, что вовремя отдал вещь, ты хороший человек.
Не хочу обнимать бабушку или разговаривать с ней по телефону!
У ребенка нет обязанности обнимать бабушку.
Не хочет разговаривать по телефону — то же самое. Можно спросить: бабушке передать от тебя привет? И вслух: бабушка, он передает тебе привет, он сейчас конструктор собирает, не хочет разговаривать, но привет передает.
Это вопрос отношений мамы и бабушки, а не ребенка.
Не хочу пристегиваться в автокресле!
Это вопрос безопасности, его ребенок не решает. Пристегиваемся без вопросов. Мы полны сочувствия, но это правило. Даем ему в руки планшет, машинку, куклу и едем даже с криками и воплями.
Обычно протест вызывает, если мама пристегивает, бабушка не пристегивает, до магазина не пристегиваемся, туда-то пристегиваемся. Должно быть правило: пристегиваемся всегда.
Продолжение на сайте Chips Journal
Источник