У меня голова болит где же доктор айболит

Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица!Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит!

И пришла к Айболиту лиса:
«Ой, меня укусила оса!»
И пришёл к Айболиту барбос:
«Меня курица клюнула в нос!»
И прибежала зайчиха
И закричала: «Ай, ай!
Мой зайчик попал под трамвай!
Мой зайчик, мой мальчик
Попал под трамвай!
Он бежал по дорожке,
И ему перерезало ножки,
И теперь он больной и хромой,
Маленький заинька мой!»
И сказал Айболит: «Не беда!
Подавай-ка его сюда!
Я пришью ему новые ножки,
Он опять побежит но дорожке».
И принесли к нему зайку,
Такого больного, хромого,
И доктор пришил ему ножки,
И заинька прыгает снова.
А с ним и зайчиха-мать
Тоже пошла танцевать,
И смеётся она и кричит:
«Ну, спасибо тебе. Айболит!»

Вдруг откуда-то шакал
На кобыле прискакал:
«Вот вам телеграмма
От Гиппопотама!»
«Приезжайте, доктор,
В Африку скорей
И спасите, доктор,
Наших малышей!»
«Что такое? Неужели
Ваши дети заболели?»
«Да-да-да! У них ангина,
Скарлатина, холерина,
Дифтерит, аппендицит,
Малярия и бронхит!
Приходите же скорее,
Добрый доктор Айболит!»
«Ладно, ладно, побегу,
Вашим детям помогу.
Только где же вы живёте?
На горе или в болоте?»
«Мы живём на Занзибаре,
В Калахари и Сахаре,
На горе Фернандо-По,
Где гуляет Гиппо-по
По широкой Лимпопо».

И встал Айболит, побежал Айболит.
По полям, но лесам, по лугам он бежит.
И одно только слово твердит Айболит:
«Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!»
А в лицо ему ветер, и снег, и град:
«Эй, Айболит, воротися назад!»
И упал Айболит и лежит на снегу:
«Я дальше идти не могу».
И сейчас же к нему из-за ёлки
Выбегают мохнатые волки:
«Садись, Айболит, верхом,
Мы живо тебя довезём!»
И вперёд поскакал Айболит
И одно только слово твердит:
«Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!»

Но вот перед ними море —
Бушует, шумит на просторе.
А в море высокая ходит волна.
Сейчас Айболита проглотит она.
«О, если я утону,
Если пойду я ко дну,
Что станется с ними, с больными,
С моими зверями лесными?»
Но тут выплывает кит:
«Садись на меня, Айболит,
И, как большой пароход,
Тебя повезу я вперёд!»
И сел на кита Айболит
И одно только слово твердит:
«Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!»

И горы встают перед ним на пути,
И он по горам начинает ползти,
А горы всё выше, а горы всё круче,
А горы уходят под самые тучи!
«О, если я не дойду,
Если в пути пропаду,
Что станется с ними, с больными,
С моими зверями лесными?»
И сейчас же с высокой скалы
К Айболиту слетели орлы:
«Садись, Айболит, верхом,
Мы живо тебя довезём!»
И сел на орла Айболит
И одно только слово твердит:
«Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!»

А в Африке,
А в Африке,
На чёрной
Лимпопо,
Сидит и плачет
В Африке
Печальный Гиппопо.
Он в Африке, он в Африке
Под пальмою сидит
И на море из Африки
Без отдыха глядит:
Не едет ли в кораблике
Доктор Айболит?
И рыщут по дороге
Слоны и носороги
И говорят сердито:
«Что ж нету Айболита?»
А рядом бегемотики
Схватились за животики:
У них, у бегемотиков,
Животики болят.
И тут же страусята
Визжат, как поросята.
Ах, жалко, жалко, жалко
Бедных страусят!
И корь, и дифтерит у них,
И оспа, и бронхит у них,
И голова болит у них,
И горлышко болит.
Они лежат и бредят:
«Ну что же он не едет,
Ну что же он не едет,
Доктор Айболит?»
А рядом прикорнула
Зубастая акула,
Зубастая акула
На солнышке лежит.
Ах, у её малюток,
У бедных акулят,
Уже двенадцать суток
Зубки болят!
И вывихнуто плечико
У бедного кузнечика;
Не прыгает, не скачет он,
А горько-горько плачет он
И доктора зовёт:
«О, где же добрый доктор?
Когда же он придёт?»

Но вот, поглядите, какая-то птица
Всё ближе и ближе по воздуху мчится.
На птице, глядите, сидит Айболит
И шляпою машет и громко кричит:
«Да здравствует милая Африка!»
И рада и счастлива вся детвора:
«Приехал, приехал! Ура! Ура!»
А птица над ними кружится,
А птица на землю садится.
И бежит Айболит к бегемотикам,
И хлопает их по животикам,
И всем по порядку
Даёт шоколадку,
И ставит и ставит им градусники!
И к полосатым
Бежит он тигрятам.
И к бедным горбатым
Больным верблюжатам,
И каждого гоголем,
Каждого моголем,
Гоголем-моголем,
Гоголем-моголем,
Гоголем-моголем потчует.
Десять ночей Айболит
Не ест, не пьёт и не спит,
Десять ночей подряд
Он лечит несчастных зверят
И ставит и ставит им градусники.

Вот и вылечил он их,
Лимпопо!
Вот и вылечил больных.
Лимпопо!
И пошли они смеяться,
Лимпопо!
И плясать и баловаться,
Лимпопо!И акула Каракула
Правым глазом подмигнула
И хохочет, и хохочет,
Будто кто её щекочет.
А малютки бегемотики
Ухватились за животики
И смеются, заливаются —
Так что дубы сотрясаются.
Вот и Гиппо, вот и Попо,
Гиппо-попо, Гиппо-попо!
Вот идёт Гиппопотам.
Он идёт от Занзибара.
Он идёт к Килиманджаро —
И кричит он, и поёт он:
«Слава, слава Айболиту!
Слава добрым докторам!»

Источник

Не секрет, что писатели очень много времени тратят на редактирование своих рукописей: нужно подобрать точное слово, добиться чистоты и точности фразы, убрать всё лишнее. Рукописи Пушкина все состоят из помарок, вычёркиваний, пометок. Так же работали и другие писатели-классики…

А из Пушкина, пожалуй, получился бы хороший врач…

Однако, и многие авторы “лёгких” жанров, таких как детская литература, относятся к тексту не менее требовательно. Это только кажется, что простые детские стишки писались у них “влёт”. Но нет, недовольство собой известно и детским поэтам.

И сегодня я предлагаю на чуть-чуть заглянуть в рабочий кабинет классика советской детской поэзии Корнея Чуковского. Посмотрим, какими могли бы быть всем нам известные стихи, если бы поэт был менее требователен у себе.

Начнём с “Айболита”

Как я уже писала, стихотворение это родилось из строк “О, если я утону, если пойду я ко дну”, которые пришли в голову Чуковского, когда он купался в море. Потом, вернувшись в Ленинград, поэт занялся поиском нужных строк – и исписал простыми двустишиями две школьные тетради мелким почерком. Среди забракованных вариантов встречаются такие:

И приплелся к нему утконос: «У меня, говорит, понос».

И пришла к Айболиту лисица: «Ой, болит у меня поясница!»

И влетела к нему канарейка: «У меня исцарапана шейка».

Прилетела к нему куропатка: «У меня, говорит, лихорадка».

Прилетели трясогузки И запели по-французски:
«Ах, у нашего младенца — Инфлуэнца»

Не устроили детского поэта и некоторые сцены излечения:

Вот коза очки надела И в окошко поглядела: «Вижу, вижу я капусту, и морковку, и салат! То-то радость, то-то сладость Для меня и для козлят!»

Да и многие лечебные схемы Айболита показались Чуковскому сомнительными:

Принимай-ка ты касторку
Через час по ведерку
И четырнадцать мешков
Проглоти-ка порошков.

Многие строки поэт вычёркивал не потому, что они ему не нравились, а для того, чтобы сократить стихотворение, сохранить динамику, интерес к сюжету истории. Чуковский вспоминал, что первый вариант “Айболита” был едва ли не в три раза длинней того варианта, что потом ушел в печать. Пришлось, например, выкинуть историю мотылька с обгоревшим крылышком:

И пришел к нему печальный мотылек:

«Я на свечке себе крылышки обжег,
Помоги мне, помоги мне, Айболит,
Мое раненое крылышко болит!»

Добрый доктор на больного поглядел
И больного, как родного, пожалел.
«Не печалься, мотылек!
Ты ложися на бочок:
Я пришью тебе другое,
Шелковое, голубое,
Новое,
Хорошее
Крылышко».

Взял он шелку
Да иголку,
Раз, два и готово,
Вот и вылечил больного!

Засмеялся мотылек
И помчался на лужок.
И летает под березами
С бабочками и стрекозами.

А веселый Айболит
Из окна ему кричит:
«Ладно, ладно, веселись,
Только свечки берегись!»

Потом этот маленький сюжет Чуковский переписал в прозе и включил в свою сказку “Доктор Айболит”, которая является вольным пересказом “Истории доктора Дулиттла” английского писателя Хью Лофтинга.

Эпизод с мотыльком в мультфильме “Доктор Айболит” 1984 года

Читайте также:  Сильно болит голова и живот что делать

Примерно так же шла работа и над “Мойдодыром” – очень многое поэт отбраковывал, беспощадно вычёркивая всё, что не нравилось. Помните, как вещи убегали от грязнули?

А первые варианты были такие:

Панталоны, как вороны,
Улетели на балкон.
Воротитесь, панталоны.
Мне нельзя без панталон!

Ранец, ранец, где мой ранец!
Милый ранец, погоди!
Что же ты пустился в танец!
Погоди, не уходи!

И коробочка со стула,
Словно бабочка, вспорхнула!

Но не только сам поэт редактировал свои стихи. Кое-что правила цензура. Так, например, в годы борьбы с религией строки Чуковского “Боже, боже, что случилось? Отчего же Всё кругом…” были заменены на “Что такое? Что случилось? Отчего же…” – если у вас есть “Мойдодыр”, можете проверить, какой вариант вам достался, оригинальный или отцензуренный.

Как видите, “безбожный” вариант перешёл и в наше время…

Цензурой (и не только ей) иногда вымарываются не только строки, но и целые произведения. У Чуковского тоже есть подобная работа – это сказка “Одолеем Бармалея!”

Написана эта сказка в стихах была в трудное время – как для страны, так и для самого поэта – в первые годы войны. Айболит здесь уже не такой добряк, как раньше:

…Но тут к Айболиту стучится волчица
«Я тоже хочу у тебя полечиться!»
«А чем ты хвораешь?»
«Да зубы болят.
Я съела сегодня
Двенадцать козлят!»
«Ступай себе, злая!
Лишь добрых лечу я,
Тебя, кровопийцу,
Лечить не хочу я!»

А сама сказка полна сражений, сцен насилия и жестокости:

…О, если бы глыбами
Снежных обвалов
В горах раздавило
Свирепых шакалов! ..

…Но вот он упал и не встал!
Он убит! Он убит! Он убит!
Рогами они забодали его!
Ногами они затоптали его!
И он, бездыханный, лежит на поляне,
И разбежались пугливые лани! ..

…Но Ванюша вынимает из-за пояса наган
И с наганом налетает на неё, как ураган:«Слушай, гадина зубастая,
Я скажу тебе, не хвастая:
Коль глотать тебе охота.
Проглоти-ка бегемота,
А со мною, акула, не справишься,
Уж ты мною, акула, подавишься!»
И всадил он Каракуле
Между глаз четыре пули…

Победили, конечно же, добрые силы. Но вот как это выглядело:

…И примчалися на танке
Три орлицы-партизанки
И суровым промолвили голосом:
«Ты предатель и убийца,
Мародёр и живодёр!

Ты послушай, кровопийца,
Всенародный приговор:

НЕНАВИСТНОГО ПИРАТА
РАССТРЕЛЯТЬ ИЗ АВТОМАТА
НЕМЕДЛЕННО!»

И сразу же в тихое утро осеннее,
В восемь часов в воскресение
Был приговор приведён в исполнение.

И столько зловонного хлынуло яда
Из чёрного сердца убитого гада,
Что даже гиены поганые
И те зашатались, как пьяные.
Упали в траву, заболели
И все до одной околели.
А добрые звери спаслись от заразы,
Спасли их чудесные противогазы…

Сказка была признана творческой неудачей автора (хотя сам Чуковский высоко её оценивал).

В 1943 году сказка должна была войти в антологию советской поэзии, но её вычеркнул лично Сталин. А в 1944 году сказку убрали из уже готовящегося к изданию сборника “Чудо-дерево” – и с того времени “Одолеем Бармалея” не переиздавали вплоть до 2001 года…

Источник

Çäðàâñòâóéòå 🙂
Äà ïðîñòèò ìåíÿ ðóêîâîäñòâî ñàéòà, íî…
Íî ÿ âñ¸ æå ðåøèëà ïîäåëèòüñÿ ñ âàìè ýòèì øåäåâðîì. Òåì áîëåå, ÷òî ê ïîýçèè îðèãèíàë èìååò ñàìîå íåïîñðåäñòâåííîå îòíîøåíèå 😉
Ñðàçó îãîâîðþñü: òåêñò íå ìîé.
Íî ïðî÷èòàòü âñ¸ æå ðåêîìåíäóþ 🙂

===============
Ïîäõîäèòå, äåòè, ïîáëèæå è ñàäèòåñü ïîóäîáíåå. Ñåãîäíÿ ÿ ïðî÷èòàþ âàì ñêàçêó çíàìåíèòîãî ðóññêîãî ñîâåòñêîãî ïèñàòåëÿ Êîðíåÿ Èâàíîâè÷à ×óêîâñêîãî. Åãî êíèæêè âîò óæå áîëåå ñåìèäåñÿòè ëåò ÷èòàþò ìàëåíüêèì ðåáÿòèøêàì, îò÷åãî, íàâåðíîå, îíè ïîòîì òàêèìè óìíûìè è âûðàñòàþò. Õîòÿ, ÷åñòíî ïðèçíàþñü, ìíå ïî÷åìó-òî ðîäèòåëè â äåòñòâå ×óêîâñêîãî íå ÷èòàëè, òàê ÷òî ñåãîäíÿ ìû ñ âàìè âìåñòå ïîçíàêîìèìñÿ ñ ñàìûì çíàìåíèòûì âåòåðèíàðîì äâàäöàòîãî âåêà. Èòàê,

ÀÉÁÎËÈÒ

Äîáðûé äîêòîð Àéáîëèò!
Îí ïîä äåðåâîì ñèäèò.
Ïðèõîäè ê íåìó ëå÷èòüñÿ
È êîðîâà, è âîë÷èöà,
È æó÷îê, è ÷åðâÿ÷îê,
È ìåäâåäèöà!
Âñåõ èçëå÷èò, èñöåëèò
Äîáðûé äîêòîð Àéáîëèò!
Íó ÷òî æå, íà÷àëî íåïëîõîå, õîòÿ ðèôìà “Àéáîëèò – ñèäèò” – íå èç ëó÷øèõ, à “èçëå÷èò” è “èñöåëèò” – îäíî è òî æå. È ïðèøëà ê Àéáîëèòó ëèñà! “Îé, ìåíÿ óêóñèëà îñà!” Äåòè, çäåñü íåïðàâèëüíî íàïèñàíî – îñû íå êóñàþò, à æàëÿò.
È ïðèø¸ë ê Àéáîëèòó áàðáîñ: “Ìåíÿ êóðèöà êëþíóëà â íîñ!” È ïðèø¸ë ê íåìó ïå÷àëüíûé ìîòûë¸ê… Ñòîï! Ìàëî òîãî, ÷òî âñå îíè “è ïðèøëè”, òàê âåäü Àéáîëèò íè÷åì íå ïîìîã íè ëèñå, íè áàðáîñó. Õîòÿ îáåùàíî áûëî, ÷òî îí “âñåõ èçëå÷èò, èñöåëèò”. Ïîäîæäèòå, äåòè, ÿ ïîêà âàì íå áóäó ÷èòàòü äàëüøå. Êàêàÿ-òî ñêàçêà ñòðàííàÿ. ß ñíà÷àëà ñàì ïîïðîáóþ ðàçîáðàòüñÿ, ÷òî ê ÷åìó, à âû ïîéäèòå, ïîãóëÿéòå… Èòàê, Àéáîëèò ïðèøèâàåò ïîñòðàäàâøåìó ìîòûëüêó íîâîå êðûëûøêî èç ø¸ëêà. Åñëè áû íå ôðàçà “ëîæèñÿ íà áî÷îê”, òî ýòîò ôðàãìåíò ñêàçêè áûë áû äîâîëüíî ñèìïàòè÷íûì. ×òî èíòåðåñíî, ïîñëå îïåðàöèè ìîòûë¸ê çàñìåÿëñÿ (çäåñü è äàëåå âûäå-ëåíî ìíîé. Â. Ñ.).
Ïîòîì …ïðèáåæàëà çàé÷èõà È çàêðè÷àëà… “Ìîé çàé÷èê, ìîé ìàëü÷èê Ïîïàë ïîä òðàìâàé. Îí áåæàë ïî äîðîæêå È åìó ïåðåðåçàëî íîæêè, È òåïåðü îí áîëüíîé è õðîìîé… Èíòåðåñíî, ïðàâäà? Áåæàë ïî äîðîæêå, êîòîðàÿ ñäåëàíà ñïåöèàëüíî äëÿ ïåøåõîäîâ, à òàì òðàìâàé ãîíÿåò. Æóòü! È åù¸ – õîòåë áû ÿ ïîñìîòðåòü íà õðîìîãî ñ ïåðåðåçàííûìè íîãàìè. Íó à äîêòîð, ñàìî ñîáîé, íà âûñîòå: ß ïðèøüþ åìó íîâûå íîæêè, Îí îïÿòü ïîáåæèò ïî äîðîæêå. Îäíîãî ðàçà, âèäèìî, ìàëî. Íàäî áåãàòü ïî ýòîé äîðîæêå, ïîêà ãîëîâó íå îòðåæåò. À íîæêè Àéáîëèò è â ñàìîì äåëå ïðèøèë. Òîëüêî ãäå âçÿë, íåïîíÿòíî. Òî ëè ó äðóãîãî çàéöà îòòÿïàë, òî ëè ó íåãî èìååòñÿ áàíê èñêóññòâåííûõ êîíå÷íîñòåé? À ñêîðåå âñåãî, òàêàÿ ñåêðåòíîñòü ñâÿçàíà ñ êîíòðàáàíäîé îðãàíîâ, âåäü ïðî ø¸ëêîâîå êðûëûøêî ìîòûëüêà íàïèñàíî ñîâåðøåííî îòêðûòî. Ïîñëå îïåðàöèè …çàèíüêà ïðûãàåò ñíîâà. À ñ íèì è çàé÷èõà-ìàòü Òîæå ïîøëà òàíöåâàòü. È ñìå¸òñÿ îíà, è êðè÷èò! “Íó, ñïàñèáî òåáå, Àéáîëèò!” Íåïîíÿòíî, êàê çàé÷èõà ìîãëà òîæå ïîéòè òàíöåâàòü, âåäü íèêòî áîëüøå íå ïîø¸ë. È ÷åãî êðè÷àòü-òî? Ïðèáåæàëà – çàêðè÷àëà, óõîäèò – òîæå îð¸ò. Ïðî ðèôìû ÿ óæå ìîë÷ó.
Íó âîò è çàâÿçêà. Íà êîáûëå ïðèñêàêàë øàêàë, ïðèâ¸ç òåëåãðàììó îò Ãèïïîïîòàìà: “Ïðèåçæàéòå, äîêòîð,  Àôðèêó ñêîðåé È ñïàñèòå, äîêòîð, Íàøèõ ìàëûøåé!” Âèäèìî, òåëåãðàììà ïðîèçâåëà íà Àéáîëèòà ïîòðÿñàþùåå âîçäåéñòâèå, ò. ê. îí çàäà¸ò àáñîëþòíî òóïîé âîïðîñ: “×òî òàêîå? Íåóæåëè Âàøè äåòè çàáîëåëè?” Âåäü ðàç øàêàë ïðèâ¸ç òåëåãðàììó, çíà÷èò îí – ïî÷òàëüîí. Ýòî âñ¸ ðàâíî, ÷òî ÿ ñïðîøó ó ïî÷òàëüîíà, êàêîâî ñîñòîÿíèå ìîåé áàáóøêè, åñëè îí ïðèíåñ¸ò ìíå òåëåãðàììó î å¸ áîëåçíè. Íî, îêàçûâàåòñÿ, äîêòîð ïîïàë â òî÷êó – øàêàë è â ñàìîì äåëå ÿâèëñÿ èç Àôðèêè è, âûõîäèò, ïðèâ¸ç íå òåëåãðàììó, à ïèñüìî. Òóò âîçíèêàåò âîïðîñ óæå ó ÷èòàòåëÿ – ðàç øàêàë óïîìÿíóë î òåëåãðàììå, òî ïîäðàçóìåâàåòñÿ, ÷òî òåëåãðàô â ïðèíöèïå ñóùåñòâóåò. Òàê íå ðàçóìíåå ëè áûëî áû ïîñëàòü Àéáîëèòó íàñòîÿùóþ òåëåãðàììó, à íå òàùèòüñÿ ÷¸ðò çíàåò ñêîëüêî âðåìåíè, ðèñêóÿ çàãóáèòü âñþ àôðèêàíñêóþ ìîëîäåæü?.. Èòàê, íà îêàçàâøèéñÿ íå òàêèì óæ òóïûì âîïðîñ Àéáîëèòà øàêàë îòâå÷àåò: …Ó íèõ àíãèíà, Ñêàðëàòèíà, õîëåðèíà, Äèôòåðèò… Íó è òàê äàëåå. Ñóäÿ ïî òîìó, ÷òî èç òàêîé äàëè ïðèï¸ðëèñü ê Àéáîëèòó, ñâîèõ âðà÷åé òàì íåò. Êòî æå òîãäà, èíòåðåñíî, ïîñòàâèë òàêèå ìóäð¸íûå äèàãíîçû?
Íî ýòî ìåëî÷ü, ïî ñðàâíåíèþ ñ òåì, ÷òî îòâå÷àåò Àéáîëèò: Ëàäíî, ëàäíî, ïîáåãó, Âàøèì äåòÿì ïîìîãó. Òîëüêî ãäå æå âû æèâ¸òå? Íà ãîðå èëè â áîëîòå? Âèäèìî, Àéáîëèò ñ÷èòàåò, ÷òî Àôðèêà ñîñòîèò èç ãîðû è áîëîòà, ðàç áîëåå òî÷íûé àäðåñ åãî íå èíòåðåñóåò. Íî øàêàë íå ðåøàåòñÿ äàòü îäíîçíà÷íûé îòâåò: Ìû æèâ¸ì íà Çàíçèáàðå,  Êàëàõàðè è Ñàõàðå, Íà ãîðå Ôåðíàíäî-Ïî, Ãäå ãóëÿåò Ãèïïî-Ïî Ïî øèðîêîé Ëèìïîïî. Íàâåðíîå, â ýòî ïÿòèñòèøèå Êîðíåé Èâàíîâè÷ âëîæèë áîëüøóþ ÷àñòü ñâîèõ ïîçíàíèé â ãåîãðàôèè Àôðèêè (íå çðÿ åãî â ñâî¸ âðåìÿ èç ãèìíàçèè âûïåðëè). Íî îí õîòÿ áû ìîã ïðîâåðèòü ïî êàðòå, ÷òî îí òàêîå íàïèñàë. Âåäü Çàíçèáàð – ýòî îñòðîâ, à Êàëàõàðè è Ñàõàðà – ïóñòûíè, ðàñïîëîæåííûå íà ìàòåðèêå è íàõîäÿùèåñÿ äðóã îò äðóãà íà ðàññòîÿíèè â íåñêîëüêî òûñÿ÷ êèëîìåòðîâ. Íå çíàþ, åñòü ëè íà îñòðîâå Ôåðíàíäî-Ïî ãîðà ñ àíàëîãè÷íûì íàçâàíèåì, íî ðåêà Ëèìïîïî òàì òî÷íî íå òå÷¸ò. Ê òîìó æå, îíà âîâñå íå ËèìïîïÎ, à ËèìïÎïî. Íåïîíÿòíî, êòî òàêîé Ãèïïî-Ïî (âçðîñëûå, âîçìîæíî, äîãàäàþòñÿ, ÷òî ýòî èçóðîäîâàííûé ×óêîâñêèì ãèïïîïîòàì) è êàê îí óìóäðÿåòñÿ ãóëÿòü ïî ðåêå. Âïðî÷åì, ýòîìó îí ìîã íàó÷èòüñÿ ó ìîëîäîãî êàçàêà, ãóëÿþùåãî ïî Äîíó.
È âñòàë Àéáîëèò, ïîáåæàë Àéáîëèò. Ïî ïîëÿì, ïî ëåñàì, ïî ëóãàì îí áåæèò. È îäíî òîëüêî ñëîâî òâåðäèò Àéáîëèò: “Ëèìïîïî, Ëèìïîïî, Ëèìïîïî!” Íåâåðîÿòíî! Íå ñòðàäàþùèé, íàâåðíîå, èçáûòêîì èíòåëëåêòà øàêàë, è òîò äîãàäàëñÿ, ÷òî íà êîáûëå áûñòðåå áóäåò. À Àéáîëèò ïîáåæàë! Â Àôðèêó! Íå äîêòîð, à ñóïåðìàðàôîíåö êàêîé-òî. Õîòÿ äàæå â “òåëåãðàììå” áûëî íàïèñàíî: “Ïðèåçæàéòå!”.
È çà÷åì îí òâåðäèò “Ëèìïîïî”? Çàïîìíèòü íå ìîæåò? Èëè ïèñàòü íå óìååò? È ïî÷åìó èìåííî Ëèìïîïî, à íå Çàíçèáàð èëè Êàëàõàðè? Áåæèò äîêòîð, ñóäÿ ïî äåéñòâîâàâøåé ðàíåå æèâíîñòè, â ðàçãàð ëåòà, èç ñðåäíåé ïîëîñû Ðîññèè íà þã, â Àôðèêó.
È âäðóã …â ëèöî åìó âåòåð, è ñíåã, è ãðàä: “Ýé, Àéáîëèò, âîðîòèñÿ íàçàä!” Íó, âåòåð è ãðàä – åù¸ êóäà íè øëî, íî ñíåã-òî îí ãäå íàø¸ë? Îí ÷òî, ÷åðåç Ñåâåðíûé ïîëþñ ðâàíóë? Òåîðåòè÷åñêè äîêòîð ìîã ïîïàñòü â òàêóþ ïåðåäåëêó ãäå-íèáóäü â âûñîêîãîðüÿõ, íî áûëî ñêàçàíî, ÷òî îí áåæèò ïî ïîëÿì, ëåñàì è ëóãàì. Àéáîëèòó ïîâåçëî, åãî âûçâàëèñü ïîäâåçòè âîëêè. Îí ïîñêàêàë… È îäíî òîëüêî ñëîâî òâåðäèò: “Ëèìïîïî, Ëèìïîïî, Ëèìïîïî!” Äà åù¸ êàê òîðæåñòâåííî, ñ âîñêëèöàòåëüíûì çíàêîì â êîíöå. Ïîïðîáóéòå ïðåäñòàâèòü ñåáå ýòó êàðòèíêó. Ïîõîæå, áåäíÿãå ñàìîìó íóæíà ïîìîùü ïñèõèàòðà…
Íî âîò ïåðåä íèìè ìîðå… À â ìîðå âûñîêàÿ õîäèò âîëíà, Ñåé÷àñ Àéáîëèòà ïðîãëîòèò îíà. Êàê æå îíà åãî ïðîãëîòèò, åñëè îí íà áåðåãó? Äàëüøå íåïîíÿòíî, Àéáîëèò òî ëè äóìàåò, òî ëè ãîâîðèò: Î, åñëè ÿ óòîíó… ×òî ñòàíåòñÿ ñ íèìè, ñ áîëüíûìè Ñ ìîèìè çâåðÿìè ëåñíûìè? Îòðàäíî, ÷òî äîêòîð ñìåíèë ñâî¸ “Ëèìïîïî” íà áîëåå îñìûñëåííûå ôðàçû. Íî ïî÷åìó îí òàê ïå÷¸òñÿ èìåííî î çâåðÿõ? Íåóæåëè åìó íå æàëêî ðûáîê, ïòè÷åê è ïðî÷èõ êóçíå÷èêîâ?
Íà ðàäîñòü Àéáîëèòà ïîÿâëÿåòñÿ êèò è ïðåäëàãàåò ñâîè óñëóãè: …êàê áîëüøîé ïàðîõîä Òåáÿ ïîâåçó ÿ âïåð¸ä! Äëèíà ñàìîãî êðóïíîãî êèòà îêîëî òðèäöàòè ìåòðîâ, îí íèêàê íå òÿíåò íà áîëüøîé ïàðîõîä. È óæ ñ íåãî-òî âûñîêàÿ âîëíà Àéáîëèòà ñìûëà áû çàïðîñòî. È ñåë íà êèòà Àéáîëèò, È îäíî òîëüêî ñëîâî òâåðäèò: “Ëèìïîïî, Ëèìïîïî, Ëèìïîïî”. Îïÿòü ó áåäîëàãè êðûøà ïîåõàëà.
Íî íå óñïåë Àéáîëèò ïðîåõàòü íà êèòå è ñàíòèìåòðà (ïî êðàéíåé ìåðå, òàê ìîæíî ïîíÿòü èç òåêñòà), êàê …ãîðû âñòàþò ïåðåä íèì íà ïóòè… Äàëüøå Àéáîëèò îïÿòü ïåðåæèâàåò î çâåðÿõ ëåñíûõ â óùåðá îñòàëüíîé æèâíîñòè, íà ýòîò ðàç, âèäèìî, âñëóõ, ò. ê. ñðàçó ê íåìó ñëåòàþò îðëû è óæå òðàäèöèîííî ïîäâîçÿò åãî.  ýòî âðåìÿ Àéáîëèò, ïî îáûêíîâåíèþ, òâåðäèò ñâî¸ “Ëèìïîïî”.
À â Àôðèêå, åñòåñòâåííî, óæå âñå æäàíèêè ïîåëè, òàèíñòâåííûé Ãèïïîïî ñèäèò ïå÷àëüíûé è ïëà÷åò, ïðè ýòîì “áåç îòäûõà” ãëÿäÿ íà ìîðå. Äà, òÿæ¸ëàÿ ðàáîòà. È, ãëàâíîå, ñàìàÿ íåîáõîäèìàÿ â òî âðåìÿ, êîãäà ñòîëüêî áîëüíûõ äåòèøåê íóæäàþòñÿ, êàê ìèíèìóì, â óõîäå è âíèìàíèè. Îí ñëåäèò, Íå åäåò ëè â êîðàáëèêå Äîêòîð Àéáîëèò? Êîðî÷å, çàãðóæåí ïî ñàìûå óøè. È ðûùóò ïî äîðîãå Ñëîíû è íîñîðîãè… Ýòî, âèäèìî, íà ñëó÷àé, åñëè Àéáîëèò âñ¸-òàêè ïåðåäâèãàåòñÿ íå ïî ìîðþ, à ïî ñóøå, ïî åäèíñòâåííîé â Àôðèêå äîðîãå. Âñå ïðè äåëå.
“À ðÿäîì” (íåïîíÿòíî ñ êåì, íî, âèäèìî, ñî ñëîíàìè è íîñîðîãàìè, êîòîðûå ðûùóò) áåãåìîòèêè Ñõâàòèëèñü çà æèâîòèêè, Ó íèõ… æèâîòèêè áîëÿò. …òóò æå ñòðàóñÿòà Âèçæàò, êàê ïîðîñÿòà… Ó íèõ ðàçíûå áîëåçíè, ïðè÷¸ì È ãîëîâà áîëèò ó íèõ, È ãîðëûøêî áîëèò. Ó áåäíÿæåê, êî âñåì èõ íåñ÷àñòüÿì, åù¸ è âñåãî îäíà ãîëîâà è îäíî ãîðëûøêî íà öåëóþ îðàâó. Âèäèìî, ×óêîâñêèé èõ òàê èçóâå÷èë ïî ïðèìåðó Ëåðìîíòîâà, àíàëîãè÷íî ïîñòóïèâøåãî ñ áîéöàìè, ðóêà êîòîðûõ óñòàëà êîëîòü. Ñòðàóñÿòà …ëåæàò è áðåäÿò. “Íó ÷òî æå îí íå åäåò, Äîêòîð Àéáîëèò?” Äëÿ ñòðàóñÿò âåñüìà îñìûñëåííûé áðåä.
Ðÿäîì ñ âèçæàùèìè ñòðàóñÿòàìè (à, ïî÷åìó-òî, íå ñî ñâîèìè äåòêàìè, ó êîòîðûõ ñèëüíî áîëÿò çóáêè) ïîä ïàëÿùèì àôðèêàíñêèì ñîëíöåì ðàçëåãëàñü çóáàñòàÿ àêóëà. Çàãîðàåò, íàâåðíîå. Òóò æå, â Àôðèêå (÷¸ðò åãî òóäà çàí¸ñ), ïëà÷åò êóçíå÷èê ñ âûâèõíóòûì ïëå÷îì.
Íî âîò âåðõîì íà îðëå ïîÿâëÿåòñÿ äîêòîð, è ñðàçó È ðàäà, è ñ÷àñòëèâà âñÿ äåòâîðà: “Ïðèåõàë, ïðèåõàë! Óðà! Óðà!” À âåäü òîëüêî ÷òî ïðÿìî ïîìèðàëè. Ïóòåøåñòâèå äîêòîðà çàêîí÷èëîñü. Îí óñïåøíî ïðåîäîëåë âñå ïðåãðàäû, õîòÿ íåñêîëüêî ðàç ÷óòü íå ïîãèá. À êàê, èíòåðåñíî, äîáèðàëñÿ èç Àôðèêè øàêàë ñî ñâîåé “òåëåãðàììîé”? Ó íåãî âåäü âðÿä ëè áûë òàêîé æå áëàò ñðåäè çâåðåé è ïòèö, êàê ó Àéáîëèòà. À ìîæåò, îí çíàë áîëåå êîðîòêóþ è ë¸ãêóþ äîðîãó? Ìîã áû ïîäñêàçàòü áåäíÿãå äîêòîðó, èëè äàæå ïðîâîäèòü åãî. Íî, óâû…
Óäà÷íî ïðèçåìëèâøèéñÿ äîêòîð êîðìèò ìàþùèõñÿ æèâîòàìè áåãåìîòèêîâ øîêîëàäîì, ïîäáåãàåò ê òèãðÿòàì, êîòîðûå â Àôðèêå âîîáùå íå âîäÿòñÿ, ê âåðáëþæàòàì, âñÿ áîëåçíü êîòîðûõ, ïîõîæå, çàêëþ÷àåòñÿ â òîì, ÷òî îíè ãîðáàòû.
Äåñÿòü íî÷åé Àéáîëèò Íå åñò, íå ïü¸ò è íå ñïèò. Äåñÿòü íî÷åé ïîäðÿä Îí ëå÷èò íåñ÷àñòíûõ çâåðÿò… Òàê è îêàçàëîñü – Àéáîëèò ëå÷èò òîëüêî çâåðÿò, à îñòàëüíûå íåõàé ïðîïàäàþò. (Áåäíûé êóçíå÷èê, îí òàê íàäåÿëñÿ…) ×òî õàðàêòåðíî, äîêòîð ëå÷èò èõ ïî íî÷àì (íàâåðíîå, ýòî íîâàÿ ìåòîäèêà), à äí¸ì, âèäèìî, çàíèìàåòñÿ òåì, ÷òî åñò, ïü¸ò è ñïèò. È âîò îí, õýïïè ýíä: …âûëå÷èë îí èõ, Ëèìïîïî! Âîò è âûëå÷èë áîëüíûõ, Ëèìïîïî! È ïîøëè îíè ñìåÿòüñÿ, Ëèìïîïî! È ïëÿñàòü è áàëîâàòüñÿ Ëèìïîïî! Âñ¸ ýòî, êîíå÷íî æå, ïðåêðàñíî, íî ïðè ÷¸ì òóò Ëèìïîïî, è êóäà îíè ïîøëè ñìåÿòüñÿ? È Àêóëà Êàðàêóëà Ïðàâûì ãëàçîì ïîäìèãíóëà È õîõî÷åò, è õîõî÷åò… Âèäèìî, ñ÷èòàåòñÿ, ÷òî Àéáîëèò êàê-òî íåçàìåòíî äëÿ ×óêîâñêîãî âûëå÷èë è å¸ äåòîê (èíà÷å ÷åãî îíà òàêàÿ äîâîëüíàÿ), õîòÿ â òåêñòå îá ýòîì íåò íè ñëîâà. À ìîæåò, ðûáêè ïðèòâîðèëèñü çâåðþøêàìè, à äîêòîð è íå âðóáèëñÿ? Äåëî ò¸ìíîå. È ÷åãî ýòî âäðóã ó àêóëû ïðîðåçàëîñü èìÿ? Ýòîìó, íà ìîé âçãëÿä, íåò íèêàêîãî ëîãè÷åñêîãî îáîñíîâàíèÿ. È êàêîé òàéíûé ñìûñë â òîì, ÷òî îíà ïîäìèãíóëà ïðàâûì ãëàçîì, à íå ëåâûì, òåì áîëåå, ÷òî ïîäìèãèâàþò êîìó-òî, à íå ÷åì-òî (äàæå åñëè ýòî – ïðàâûé ãëàç). À ìàëþòêè áåãåìîòèêè Óõâàòèëèñü çà æèâîòèêè, È ñìåþòñÿ, çàëèâàþòñÿ – Òàê ÷òî äóáû ñîòðÿñàþòñÿ. Ýòè áåãåìîòèêè õâàòàëèñü çà æèâîòèêè è âî âðåìÿ áîëåçíè, è ïîñëå âûçäîðîâëåíèÿ. Ìîæåò, ó íèõ ÷òî ñ ðóêàìè (ïàðäîí, ñ ïåðåäíèìè íîãàìè)? È âñå: è ìîòûë¸ê, è çàé÷èõà, è àêóëà, è áåãåìîòèêè ïî÷åìó-òî ïîñëå óñïåøíîãî ëå÷åíèÿ ñìåþòñÿ, òîëüêî ñ ðàçíîé èíòåíñèâíîñòüþ (íåêîòîðûå ïðè ýòîì åù¸ è ïëÿøóò). Êàêàÿ-òî íåñêîëüêî ñòðàííàÿ è îäíîîáðàçíàÿ ðåàêöèÿ. Ïîõîæå, ÷òî ó äîêòîðà åñòü áàëëîí÷èê ñ âåñåëÿùèì ãàçîì, êîòîðûì îí çà÷åì-òî îáðàáàòûâàåò ïàöèåíòîâ.
È îòêóäà â Àôðèêå äóáû, êîòîðûå, ê òîìó æå, ñîâñåì íå äÓáû, à äóáÛ?
Ñëàâà Áîãó, óæå âèäåí êîíåö. Íî è çäåñü íåò îáëåã÷åíèÿ èçìó÷åííûì äåòñêèì ìîçãàì:
Âîò è Ãèïïî, âîò è Ïîïî,
Ãèïïî-Ïîïî, Ãèïïî-Ïîïî!
(×òî çà áðåä?)
Âîò èä¸ò Ãèïïîïîòàì.
Îí èä¸ò îò Çàíçèáàðà,
Îí èä¸ò ê Êèëèìàíäæàðî
(Çà÷åì?)
È êðè÷èò îí, è ïî¸ò îí:
“Ñëàâà, ñëàâà Àéáîëèòó!
Ñëàâà äîáðûì äîêòîðàì!”
Òî ïîêðè÷èò, òî ïîïî¸ò, äà? Ëþáÿò ãåðîè ×óêîâñêîãî ïîøóìåòü, ýòîãî ó íèõ íå îòíèìåøü. Íó, âîò è âñ¸. ß âûòèðàþ ïîò ñî ëáà è ïûòàþñü ïîíÿòü – íå ñâèõíóëñÿ ëè ÿ îò âñåãî ïðî÷èòàííîãî. Âðîäå íåò…
À äåòè? Ìíå ìîãóò âîçðàçèòü, ÷òî ýòî âñåãî ëèøü ñêàçêà. Äà, â ñêàçêå äîëæíû áûòü ÷óäåñà, òàì ðàçãîâàðèâàþò çâåðè è ïòèöû, òàì âîçìîæíû ñàìûå íåâåðîÿòíûå ïðèêëþ÷åíèÿ. Íî íå äîëæíî áûòü èñêîâåðêàííîãî ðóññêîãî ÿçûêà (èíà÷å îí ïåðåñòà¸ò áûòü âåëèêèì è ìîãó÷èì), áåñêîíå÷íûõ îòóïëÿþùèõ ïîâòîðåíèé, íåñêëàäíûõ ðèôì, íå äîëæíî áûòü äèêèõ, áüþùèõ ïî ìîçãàì ïðîòèâîðå÷èé, íåëåïîñòåé, íåëîãè÷íîñòåé. Âåäü íà ñêàçêàõ äåòè íà÷èíàþò ó÷èòüñÿ æèòü, ó÷èòüñÿ ìûñëèòü. Êàê ãîâîðèë èçâåñòíûé ïèñàòåëü, äëÿ äåòåé íàäî ïèñàòü òàê æå, êàê äëÿ âçðîñëûõ, òîëüêî ëó÷øå. ß ïîíèìàþ, ÷òî ìåíÿ ìîãóò îáâèíèòü â ïðåäâçÿòîñòè, â êîùóíñòâå, â ïîêóøåíèè íà ñâÿòûíè. Íî ÿ ëèøü âûñêàçàë ñâî¸ ìíåíèå è, êàê ìíå êàæåòñÿ, äîâîëüíî àðãóìåíòèðîâàííî.  êîíöå êîíöîâ, äåëî âàøå è äåòè òîæå âàøè.
Ìåæäó ïðî÷èì (ìîæåò, êòî íå çíàåò), ó “Àéáîëèòà” åñòü åù¸ îäíà ÷àñòü – ïåðâàÿ, êîòîðóþ ðåäêî ïóáëèêóþò. Âèäèìî, èç-çà ïîëíîãî îòñóòñòâèÿ â íåé êàêîé-ëèáî õóäîæåñòâåííîé öåííîñòè. À “Áàðìàëåé” – âîîáùå ãëóïîñòü è ñàäèçì. Òàê ÷òî ÿ íå áóäó ÷èòàòü ×óêîâñêîãî äåòÿì.
 

Читайте также:  Если у меня болит голова дадут ли больничный

Источник