Утром на другой день у него болела голова

Утром на другой день у него болела голова thumbnail

Вернулся Мойсейка и, увидев доктора, протянул руку.

– Дай копеечку! – сказал он.

XVIII

Андрей Ефимыч отошел к окну и посмотрел в поле. Уже становилось темно, и на горизонте с правой стороны восходила холодная, багровая луна. Недалеко от больничного забора, в ста саженях, не больше, стоял высокий белый дом, обнесенный каменною стеной. Это была тюрьма.

«Вот она действительность!» – подумал Андрей Ефимыч, и ему стало страшно.

Были страшны и луна, и тюрьма, и гвозди на заборе, и далекий пламень в костопальном заводе. Сзади послышался вздох. Андрей Ефимыч оглянулся и увидел человека с блестящими звездами и с орденами на груди, который улыбался и лукаво подмигивал глазом. И это показалось страшным.

Андрей Ефимыч уверял себя, что в луне и в тюрьме нет ничего особенного, что и психически здоровые люди носят ордена и что всё со временем сгниет и обратится в глину, но отчаяние вдруг овладело им, он ухватился обеими руками за решетку и изо всей силы потряс ее. Крепкая решетка не поддалась.

Потом, чтобы не так было страшно, он пошел к постели Ивана Дмитрича и сел.

– Я пал духом, дорогой мой, – пробормотал он, дрожа и утирая холодный пот. – Пал духом.

– А вы пофилософствуйте, – сказал насмешливо Иван Дмитрич.

– Боже мой, боже мой… Да, да… Вы как-то изволили говорить, что в России нет философии, но философствуют все, даже мелюзга. Но ведь от философствования мелюзги никому нет вреда, – сказал Андрей Ефимыч таким тоном, как будто хотел заплакать и разжалобить. – Зачем же, дорогой мой, этот злорадный смех? И как не философствовать этой мелюзге, если она не удовлетворена? Умному, образованному, гордому, свободолюбивому человеку, подобию божию, нет другого выхода, как идти лекарем в грязный, глупый городишко, и всю жизнь банки, пиявки, горчишники! Шарлатанство, узость, пошлость! О, боже мой!

– Вы болтаете глупости. Если в лекаря противно, шли бы в министры.

– Никуда, никуда нельзя. Слабы мы, дорогой… Был я равнодушен, бодро и здраво рассуждал, а стоило только жизни грубо прикоснуться ко мне, как я пал духом… прострация… Слабы мы, дрянные мы… И вы тоже, дорогой мой. Вы умны, благородны, с молоком матери всосали благие порывы, но едва вступили в жизнь, как утомились и заболели… Слабы, слабы!

Что-то еще неотвязчивое, кроме страха и чувства обиды, томило Андрея Ефимыча всё время с наступления вечера. Наконец он сообразил, что это ему хочется пива и курить.

– Я выйду отсюда, дорогой мой, – сказал он. – Скажу, чтобы сюда огня дали… Не могу так… не в состоянии…

Андрей Ефимыч пошел к двери и отворил ее, но тотчас же Никита вскочил и загородил ему дорогу.

– Куда вы? Нельзя, нельзя! – сказал он. – Пора спать!

– Но я только на минуту, по двору пройтись! – оторопел Андрей Ефимыч.

– Нельзя, нельзя, не приказано. Сами знаете.

Никита захлопнул дверь и прислонился к ней спиной.

– Но если я выйду отсюда, что кому сделается от этого? – спросил Андрей Ефимыч, пожимая плечами. – Не понимаю! Никита, я должен выйти! – сказал он дрогнувшим голосом. – Мне нужно!

– Не заводите беспорядков, нехорошо! – сказал наставительно Никита.

– Это чёрт знает что такое! – вскрикнул вдруг Иван Дмитрич и вскочил. – Какое он имеет право не пускать? Как они смеют держать нас здесь? В законе, кажется, ясно сказано, что никто не может быть лишен свободы без суда! Это насилие! Произвол!

– Конечно, произвол! – сказал Андрей Ефимыч, подбодряемый криком Ивана Дмитрича. – Мне нужно, я должен выйти! Он не имеет права! Отпусти, тебе говорят!

– Слышишь, тупая скотина? – крикнул Иван Дмитрич и постучал кулаком в дверь. – Отвори, а то я дверь выломаю! Живодер!

– Отвори! – крикнул Андрей Ефимыч, дрожа всем телом. – Я требую!

– Поговори еще! – ответил за дверью Никита. – Поговори!

– По крайней мере, поди позови сюда Евгения Федорыча! Скажи, что я прошу его пожаловать… на минуту!

– Завтра они сами придут.

– Никогда нас не выпустят! – продолжал между тем Иван Дмитрич. – Сгноят нас здесь! О, господи, неужели же в самом деле на том свете нет ада и эти негодяи будут прощены? Где же справедливость? Отвори, негодяй, я задыхаюсь! – крикнул он сиплым голосом и навалился на дверь. – Я размозжу себе голову! Убийцы!

Никита быстро отворил дверь, грубо, обеими руками и коленом отпихнул Андрея Ефимыча, потом размахнулся и ударил его кулаком по лицу. Андрею Ефимычу показалось, что громадная соленая волна накрыла его с головой и потащила к кровати; в самом деле, во рту было солоно: вероятно, из зубов пошла кровь. Он, точно желая выплыть, замахал руками и ухватился за чью-то кровать, и в это время почувствовал, что Никита два раза ударил его в спину.

Громко вскрикнул Иван Дмитрич. Должно быть, и его били.

Затем всё стихло. Жидкий лунный свет шел сквозь решетки, и на полу лежала тень, похожая на сеть. Было страшно. Андрей Ефимыч лег и притаил дыхание; он с ужасом ждал, что его ударят еще раз. Точно кто взял серп, воткнул в него и несколько раз повернул в груди и в кишках. От боли он укусил подушку и стиснул зубы, и вдруг в голове его, среди хаоса, ясно мелькнула страшная, невыносимая мысль, что такую же точно боль должны были испытывать годами, изо дня в день эти люди, казавшиеся теперь при лунном свете черными тенями. Как могло случиться, что в продолжение больше чем двадцати лет он не знал и не хотел знать этого? Он не знал, не имел понятия о боли, значит, он не виноват, но совесть, такая же несговорчивая и грубая, как Никита, заставила его похолодеть от затылка до пят. Он вскочил, хотел крикнуть изо всех сил и бежать скорее, чтоб убить Никиту, потом Хоботова, смотрителя и фельдшера, потом себя, но из груди не вышло ни одного звука, и ноги не повиновались; задыхаясь, он рванул на груди халат и рубаху, порвал и без чувств повалился на кровать.

XIX

Утром на другой день у него болела голова, гудело в ушах и во всем теле чувствовалось недомогание. Вспоминать о вчерашней своей слабости ему не было стыдно. Он был вчера малодушен, боялся даже луны, искренно высказывал чувства и мысли, каких раньше и не подозревал у себя. Например, мысли о неудовлетворенности философствующей мелюзги. Но теперь ему было всё равно.

Он не ел, не пил, лежал неподвижно и молчал.

«Мне всё равно, – думал он, когда ему задавали вопросы. – Отвечать не стану… Мне всё равно».

После обеда пришел Михаил Аверьяныч и принес четвертку чаю и фунт мармеладу. Дарьюшка тоже приходила и целый час стояла около кровати с выражением тупой скорби на лице. Посетил его и доктор Хоботов. Он принес склянку с бромистым калием и приказал Никите покурить в палате чем-нибудь.

Под вечер Андрей Ефимыч умер от апоплексического удара. Сначала он почувствовал потрясающий озноб и тошноту; что-то отвратительное, как казалось, проникая во всё тело, даже в пальцы, потянуло от желудка к голове и залило глаза и уши. Позеленело в глазах. Андрей Ефимыч понял, что ему пришел конец, и вспомнил, что Иван Дмитрич, Михаил Аверьяныч и миллионы людей верят в бессмертие. А вдруг оно есть? Но бессмертия ему не хотелось, и он думал о нем только одно мгновение. Стадо оленей, необыкновенно красивых и грациозных, о которых он читал вчера, пробежало мимо него; потом баба протянула к нему руку с заказным письмом… Сказал что-то Михаил Аверьяныч. Потом всё исчезло, и Андрей

Источник

Сложносочинённые предложения

Вариант 1

1. В каком ряду перечислены соединительные союзы?

  1. тоже, либо, зато;

2.и, да, тоже;

3.да, не то…не то;

4.однако, или, но.

2. Укажите, какой союз использован в сложносочинённом предложении?

Погода отличная, да, к сожалению, нет дождей (Арсеньев).

  1. соединительный;

2.противительный;

3.разделительный.

3. Найдите предложение с однородными членами, связанными союзом и:

  1. Я передал ему ваше поручение, и он исполнил его большим удовольствием (Симонов).

2.Солнце село, и тусклые тучи висели над темной степью (Чехов).

3.Разговор показался ему интересен, и он остановился, ожидая случая высказать свои мысли (Горький).

4.Через полчаса мы сидели дома, пили чай и рассказывали свои приключения товарищам (Каверин).

4. Укажите сложносочинённое предложение:

  1. Он усмехнулся, однако чело и взор омрачились думой.

2.Снег такой, что не сыщешь друг друга (Катаев).

3.Я проснулся оттого, что хотелось пить (Платонов).

4.Когда мы освободились, то сгоряча я ничего не почувствовал.

5. Укажите сложносочинённое предложение, в котором есть общий второстепенный член:

  1. Сквозь серый камень вода сочилась и было душно в ущелье темном.

2 Забурлила под кормой вода и матрос ловко поймал брошенный ему с борта канат (Катаев).

3.Опять не убраны хлеба и не покошены покосы (Григорьев).

4.И облегченья не находит она подавленным слезам и сердце рвется пополам (Ахматова).

6. Укажите, на месте каких цифр должны стоять запятые в предложении:

Она была молода (1) и умна (2) и считала нужным брать от жизни всё лучшее (3) что та ей преподнесет (Тургенев).

1)1,2,3 2) 2,3; 3)1,3; 4) 3.

7. Укажите, сколько запятых нужно поставить в данном предложении:

Дед рассердился и ударил кулаком по столешнице и от удара и чашки и хлеб и солонка подпрыгнули и с грохотом попадали на пол (Гладков).

1)1 2) 2; 3) 3 4) 4.

8.Укажите, в каком предложении верно расставлены знаки препинания:

  1. Гроза совершенно стихла и только издали неслись далекие раскаты грома, да по небу ползла черная бесконечная туча.

  2. Радостно весной чирикают воробьи и поют синички (Каверин).

9. Укажите сложносочинённое предложение с соединительным союзом:

  1. Отец пожелал мне доброго пути, а дочь проводила до телеги (Пушкин).

  2. Либо я все устрою по-прежнему, либо я его на дуэль вызов (Чехов).

  3. Дочь училась дома и росла хорошо, мальчик тоже учился недурно.

10. Сколько простых предложений в составе сложного?

Его душа сживалась с бурями и тревогами и выброшенный на берег он скучает и томится (Лермонтов).

1) 2; 2) 3.

11. Какое сочетание слов является одной из грамматических основ в предложении?

На утренней заре пастух не гонит уж коров из хлева, и в час полуденный в кружок их не зовет его рожок (Пушкин).

  1. их не зовёт;

  2. не зовёт его;

  3. не зовёт рожок.

12. В каком предложении верно выделены грамматические основы?

1) Все та же туманная дымка теперь еще гуще окутывала поля, и все так же странно и непонятно глядела природа. (Вересаев).

2) Яркая радуга перекинулась через небо, и обрывки туч торопливо уплывают в эту роскошную арку (Солоухин).

3) Ночь прошла под большой чистой луной, и к утру лег первый мороз (Пришвин).

13. Укажите, на месте каких цифр должны стоять запятые в предложении:

Так навеки и осталась церковь (I) с завязнувшими в дверях, окнах чудовищами (2) обросла лесом (3) корнями (4) бурьяном (5)диким терновником (6) и никто не найдет теперь к ней дороги (Гоэль).

1) 1,2,3,4,5,6;

2)2,3,4,5,6;

3)2,3,4,5.

14. В каком предложении не нужны знаки препинания?

  1. И облегченья не находит она подавленным слезам и сердце рвется пополам (Пушкин).

  2. Разве только иногда глухо ухнет филин да неслышно про летит подслеповатая сова (Абрамов).

  3. Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь (Пришвин).

  4. Проехали семь верст и вдали показался невысокий дом и двор (Чехов).

Сложносочинённые предложения

Вариант 2

1В каком ряду перечислены разделительные союзы?

  1. то…то, зато;

  2. или, либо;

  3. да, также;

  4. однако, но.

2. Укажите, какой союз использован в сложносочиненном предложении:

Либо ткать, либо прясть, либо песенки петь.

  1. противительный;

  2. соединительный;

3) разделительный.

3. Укажите сложносочинённое предложение:

1) Вот присел я у забора и стал прислушиваться (Арсеньев).

2) Оба слишком оживленно и естественно слушали и говорили, и это-то не понравилось Анне (Сергеев-Ценский).

3) Она была молода и умна и считала нужным брать от жизни пес лучшее (Тургенев).

4) Андрейка вытащил и с трудом поднял вверх обеими руками большую рыбу (Крутилин).

4. Укажите сложноподчинённое предложение:

  1. Только иволги кричат, да кукушки наперебой отсчитывают кому-то непрожитые годы (Паустовский).

  1. Там кучер ждет с лошадью, однако на санях не проехать.

  1. Гроза прошла, и ветка белых роз в окно мне дышит ароматом.

  2. Осенью на берегу моря днем настолько тепло, что смело можно идти в одних рубашках (Крутилин).

5. Укажите сложносочинённое предложение, в котором есть общий второстепенный член:

  1. Вековые темные деревья сомкнулись над головами бойцов и солнце не могло пробиться сквозь листву (Симонов).

  1. У Челкаша вздрагивали усы и в глазах разгорался огонек.

  1. Проехали семь верст и вдали показался невысокий дом и двор.

  2. Дверь захлопнулась и послышался стук удаляющихся шагов.

6. Укажите, на месте каких цифр должны стоять запятые в предложении:

Светало (1) и свет (2) еще не погашенных (3) фонарей был не нужен (Каверин).

1)1,2,3; 2)1; 3)1,3; 4) 2, 3.

7. Укажите, в каком предложении верно расставлены знаки препинания:

  1. Откуда-то доносится отрывистый, тревожный крик неуснувшей птицы или раздается неопределенный звук, похожий на чей-то голос (Сергеев-Ценский).

  1. Побелел восход, и озарил вершины гор, и стал синеть безмолвный бор (Григорьев).

8. Укажите сложносочинённое предложение с противительным союзом:

  1. Она схватила меня за руку, и мы поехали на другую сторону катка, к детской площадке (Каверин).

  1. Маслята либо маринуют, либо сушат (Солоухин).

  1. Мысль о неразрывных узах довольно часто мелькала в их уме, но никогда они о том друг с другом не говорили (Пушкин).

9. Сколько простых предложений в составе сложного?

Утром на другой день у него болела голова гудело в ушах и во всем теле чувствовалось недомогание (Чехов).

1) 2; 2) 3.

10. Какое сочетание слов является одной из грамматических основ в предложении?

Отдохнув и напившись чаю, мы ровно в полдень опять уселись в лодку, и она понесла нас по длинному прямому плесу (Короленко).

  1. отдохнув и напившись, мы;

  1. понесла нас;

  1. она понесла.

11. В каком предложении верно выделены грамматические основы?

  1. Каждый день дул страшный ветер, а за ночь на снегу образовался твердый, льдистый слой наста (Пришвин).

  1. Вдали по-прежнему машет крыльями мельница, и все еще
    она похожа на маленького человечка, размахивающего руками (Чехов).

  1. К счастью, Печорин был погружен в задумчивость, глядя на синие зубцы Кавказа, и, кажется, вовсе не торопился в дорогу (Лермонтов).

12. Укажите, на месте каких цифр должны стоять запятые в предложении:

Мне в первый раз пришлось путешествовать по льду (1) и (2) признаюсь (3) нелегко одолевал я встречавшиеся препятствия (4) сулившие на каждом шагу ледяную ванну (Соколов-Микитов).

1)1,2,3,4; 2)1,4; 3)4.

13. В каком предложении не нужны знаки препинания?

  1. Было уже часов десять вечера и над садом светила полная луна (Чехов).

  1. Мутное солнце неслось по вершинам белых деревьев и ни на шаг не отставало от машины (Паустовский).

  1. В гостиной симметрично стояла мебель висели портреты и на полу расстилались домашние ковры (Л, Толстой).

  2. Чугунная решетка на каменном мосту и тень ее так четко пробита на свету (Озеров).

14. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?

  1. Солнце уже закатилось, и приятная свежесть разливалась в воздухе (Станюкович).

  1. На небе были звезды, и светился изредка застилаемый дымом месяц (Л. Толстой).

Сложносочинённые предложения

Вариант 3

1. В каком ряду перечислены противительные союзы?

  1. да, также, и;

  1. зато, однако, но;

  1. либо, но, и;

  2. тоже, или, да.

2. Укажите, какой союз соединяет части сложносочинённого предложения:

Странный старичок заговорил очень протяжно, да звук его голоса также изумил меня (Сергеев-Ценский).

  1. соединительный;

  1. противительный;

  1. разделительный.

3. Укажите синтаксическую характеристику предложения:

Методично звенели вершины сосен и едва слышно перешёптывались осинки (Сергеев-Ценский).

  1. сложносочинённое предложение с союзом и;

  1. простое предложение с однородными членами.

4. Укажите сложносочинённое предложение, в котором нет общего второстепенного члена:

  1. За всю зиму ни разу не потеплело и не закапала с тесовых крыш суетливая талая вода.

  1. Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь.

  1. Надо мною широкое голубое небо и носятся большие белые птицы.

  2. Мой товарищ задумался и некоторое время мы ехали молчании.

5. Укажите предложение, в котором только одна запятая:

  1. Он спал с незанавешенными окнами и сад и луна всю ночь смотрели в них.

  1. Мы выбрали место для ночёвки под большими лохматыми елями и стали разбивать палатку.

3) Соловей рассыпаясь ликующей трелью пел свою весеннюю песню.

4) Один за другим к костру медленно угасающему в ночи подходили кони и глядели на нас умными глазами.

6. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой:

  1. Льды быстро сгустились, и судну приходилось идти тихим ходом.

  1. Все было тихо, только вдали от дороги шумели листья, и слышался треск сучьев.

  1. На некоторое время всё опять поблекло и потемнело.

4)Хозяин отличался радушием и гостеприимством, и его домашняя гостиница в сезоны охоты была всегда полна.

7. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

Туман рассеялся и очертания предметов стали чётче.

  1. простое предложение с однородными членами, перед союзом и запятая не нужна;

  1. сложное предложение, перед союзом и запятая нужна;

  1. сложное предложение, перед союзом и запятая не нужна;

  2. простое предложение с однородными членами, перед союзом и запятая нужна.

8. Укажите сложносочинённое предложение с разделительным союзом:

  1. То хлопнуло где-то, то раздался вдруг вой, то словно кто-то прошел по коридору (С. Щедрин).

  1. Потом все стихло, и только морская даль все так же монотонно, негромко шумела (Паустовский).

  1. Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит (Пушкин).

9. Сколько простых предложений в составе сложного?

Это были люди искусства и таланта а у меня не было никакого таланта и я конечно совершенно напрасно расстроилась и напрасно думала об этом (Каверин).

1) 2; 2) 3.

10. Сколько грамматических основ в предложении?

Пламя рдеет пламя пышет искры брызжут и летят а на них прохладой дышит из-за речки темный сад (Тютчев).

1) 2; 2)3; 3) 4.

11. Какое сочетание слов является одной из грамматических основ в предложении?

Цыганок на минуту остановился и, подскочив, пошел вприсядку кругом бабушки, а она плыла по полу бесшумно, как по воздуху, разводя руками, подняв брови, глядя куда-то вдаль темными глазами (Горький).

  1. Цыганок остановился и подскочив;

  1. Она плыла, разводя, подняв, глядя;

  1. Цыганок остановился и пошел.

12. В каком предложении верно выделены грамматические основы?

1) Было темно, но я все-таки видел и деревья, и воду, и людей.

  1. Кругом все темнеет и темнеет, и уже ночью въезжаем в
    знакомое село (Бунин).

  1. То падал как будто туман, то вдруг припускал косой, крупный дождь.

13. Укажите, на месте каких цифр должны стоять запятые в предложении:

Для разнообразия мелькнет в бурьяне белый булыжник (1)или вырастет на мгновение серая каменная баба (2) или перебежит дорогу суслик (3) и опять бегут мимо глаз бурьян (4) холмы (5) грачи (Чехов).

1) 1,2,3,4,5;

2) 2,3,4,5;

3) 1,2,4,5.

14. В каком предложении не нужны знаки препинания?

  1. Мой товарищ задумался и некоторое время мы ехали в молчании (Короленко).

  1. Изредка хрустнет ветка под ногой или перелетит пестрый дятел (Мамин-Сибиряк).

Ответы

Задание

Ответ

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

1

2

2

2

2

2

3

1

3

4

2

1

4

1

4

4

5

3

2

1

6

4

2

2

7

3

2

2

8

2

3

1

9

3

2

2

10

1

3

3

11

3

3

3

12

2

1

2

13

2

3

1

14

3

2

2

Источник