Вопрос священнику болит голова

Вопрос священнику болит голова thumbnail

О болезнях

Все ли болезни от бесов?

Все наши болезни от наших грехов. Когда ко Господу
обращались за исцелением, Он всегда сначала
отпускал грехи, а потом исцелял от болезней. Грехи,
неправедная жизнь порождают наши болезни. Но
бывает, что болезни посылаются и святым людям,
не за грехи, а для большей святости. Был один великий
подвижник, он сильно болел, и к нему приходила
братия за наставлениями. Как-то пришли, а он
лежит с разрезанным животом, врач без наркоза ему
операцию на желудке делает. Этот подвижник, не
обращая внимания на боль, давал наставления как
спасаться. Один из пришедших не вытерпел: “Отче,
тебе что – не больно?” Он ответил: “Ну, почему же не
больно? Больно, но вырезают ту часть желудка, которой
я, видать, любил грешить”.

Слышала, что можно излечить болезни, например – инсульт, избавившись от грехов. Так ли это?

Когда у нас в голове много лишних мыслей, нехороших,
грязных, когда в голове постоянно они крутятся-крутятся,
тогда, конечно, от переживаний может
быть инсульт. Особенно это случается с эмоциональными
людьми. Они не предались всецело воле
Божией и близко к сердцу принимают все, что с ними
происходит. Самое лучшее лекарство для таких людей –
частая исповедь. В Таинстве Покаяния Господь
дает благодать и сохраняет душу. Потому, когда в душе
нет мира, покоя, тогда надо прийти к духовнику и
сказать все грехи. Бес сразу отходит, потому что на
исповеди мы просим у Господа помощи и защиты от
врагов. А когда откроем грехи, надо начать над собой
работать, иначе останемся там же, где и были.

Болезни нам даются по грехам, значит, лечиться не надо?

Грешникам болезни даются за грехи, а праведникам –
для большей святости. Если человек грешит и
его постигли болезни, надо перестать грешить. Есть
такая книга – “Вопросы и ответы” преподобных Варсонофия
и Иоанна, там рассказывается, как ученик
приходит к старцу и говорит: “Отче, как нам быть,
если заболеем? Обращаться в болезнях к врачу, или
всецело надеяться на Господа?” И старец ответил:
“Нам, грешным, надо обращаться к врачам. К врачам не
обращаются только люди совершенные. А нам,
для нашего смирения, надо обращаться к врачам”. Но
здесь есть одно “но”. Современная медицина пользуется
химически приготовленными препаратами. Эта
медицина в истории лечения человечества себя не
оправдала: уколы, таблетки, химия убивают в организме
человека то, что создано Богом для борьбы с
болезнями. Господь премудро все устроил. Допустим,
человек заболел. В крови начинают усиленно вырабатываться
лейкоциты – они отвечают за доставку
организму необходимого “стройматериала” для восстановления
нормальной формы, нормального самочувствия. Например, поранена
рука или нога. Лейкоциты несут этот материал, чтобы восстановить
ликвидированные, нежизнеспособные клетки около раны.
Это место опухает. Почему? Потому, что подвезен
строительный материал. Вот, у нас в монастыре стройка идет.
Вокруг храма много всякого строительного
материала. А как только закончится строительство – весь
материал приберется, территория облагородится. Все
будет израсходовано на стройку. Точно также
существует и клетка в организме человека. Для того,
чтобы ее создать заново, эти воины-лейкоциты ведут
борьбу с любой болезнью и тратят резервы организма на
восстановление и создание клетки. Когда клетку они
создали, “стройматериал” увозится и опухоль
спадает. Все восстановлено. Бог так премудро создал
организм человека (и любого животного), что если
организму холодно, то его клетки вырабатывают дополнительное
тепло; если человеку жарко, то он потеет, а пот охлаждает
организм.

Когда мы начинаем пользоваться химией для излечения
болезней, тогда она убивает в первую очередь
воинов нашего организма. Они становятся безжизненными,
недееспособными. Они борьбу с болезнью уже не могут
вести. Таким путем, человек
каждый раз, принимая таблетки, уколы, заглушает
болезнь, но не лечит и не излечивает ее. Болезнь все
больше и больше обостряется и становится хронической.
Человек уже протаптывает дорожку в поликлинику.
Слабые таблетки уже перестают помогать,
он начинает пить более сильные. Потом и сильные
становятся слабыми против его болезни. Организм
ослаблен до предела; болезни берут верх и человек
умирает прежде времени.

Если человек заболел, то сам организм начинает
бороться с болезнью и должен выработать иммунитет
(защиту), и тогда человек быстро восстанавливает
силы и здоровье.

У преподобных Варсонофия и Иоанна мы читаем,
что врачи тогда разумно подходили к излечению болезней.
Они правильно выбирали лекарство – растения,
а не химию!

У нас в Преображенском соборе О.Николай долгое
время, лет 20, болел хроническим насморком, отчего
у него постоянно болела голова. Какие только таблетки
он не перепробовал. Уже ничего не помогало.
Как только в алтаре откроют форточку, он сразу бежит
закрывать. Чуть где просквозило – он сразу не
может служить: глаза покраснеют, нос заложен и сил
нет. Я его два года приглашал в парную. Он все не
соглашался. Однажды, когда его в очередной раз прихватил
насморк, я подъехал к нему домой; вижу – он
весь замотан шарфом, в шапке сидит. Я ему: “Батюшка,
есть дело! скорее поехали!” – “Что такое?” –
“Быстро одевайся!” И почти насильно отвез его в
баню. Завели в парную – ему понравилось. Он и второй,
и третий, и четвертый… и шестой раз зашел туда.
“Ой,- говорит,- как хорошо!” Сел на краю бассейна я
его в холодную воду столкнул. Потом говорю: “Быстро
в парную!” И так несколько раз сделал. Дня через
три он говорит: “У меня головные боли прекратились,
и нос очистился”. Он всем об этом рассказывал,
так радовался.

Был еще случай. Одна женщина мучилась головными
болями. Что только не перепробовали – уже
никакое лекарство не помогало. Осталось только сделать
операцию, трепанацию черепа. У меня была книга
Суворина “Лечение голодом”. Я ей дал эту книгу,
и она поголодала 21 день. На 18-м дне у нее из головы
вышло где-то пол-литра гноя. Она освободилась
от этой болезни. И так уверовала в пользу лечебного
голодания, что каждый год по 21 дню голодает. Сейчас
ей 56 лет, и голова о себе никак не дает знать.

Конечно, надо просить и Господа, и Матерь Божию,
и святых об исцелении болезней, но с расчетом,
чтобы исцелев, служить и жить во славу Божию.
А то есть такие, их излечи – а они еще дел разных
натворят! Господь знает, что многие люди просят здоровья,
а если им дать исцеление, так они могут много
дров наломать. Не полезно этим людям быть здоровыми.

Как нужно вести себя в болезни? Что важно в этот период для человека?

Самое главное – не забывать за все благодарить
Господа. Когда нас постигла болезнь, то надо помнить:
чем сильнее боли, тем сильнее надо благодарить
Господа. Говорите: “Слава Тебе, Господи! За грехи
мне как раз эта болезнь. Это мне для очищения
надо, да еще и мало. Мне надо еще больше скорбей и
болезней – у меня столько грехов!” Если мы так будем
благодарить Господа, переворачиваясь с одного
бока на другой, то Господь даст силы. Душа тогда
быстро очистится от грехов.

Я знал в Почаевской Лавре одного иеродиакона
Герасима, он сильно обгорел: руки сгорели, спина,
живот. Он шесть дней стоял на коленях, нельзя было
прилечь. Он не роптал, хотя руки и были все черные,
обожженные. Он ни разу не возроптал. Каждый день
его причащали. Через шесть дней он перешел в Вечность.
Когда его отпевали на Праздник Введения во
Храм Божией Матери, я сказал проповедь народу чтобы
молились о нем. После службы пришел в келию,
прилег отдохнуть и сразу увидел его. Он стоит
на том месте, где горел и говорит мне: “Спасибо тебе
большое. Я – живой”. Значит, народ помолился за
его душу.

Читайте также:  Болит голова в районе лба и глаза

Вот и надо благодарить Бога в болезни, не роптать.
Многие добрые люди даже просили у Бога, чтобы Он
дал какие-то болезни. То есть надо нести на плечах
своих какую-то ношу, какой-то груз. Здоровые люди
раньше носили на себе мешочки с песком, вериги по
пуду-два. Мы сейчас этого не осилим, так хотя в болезнях
будем благодарить Бога. Господь ведь знает,
что у нас и печень больная, и сердце болит, и голова.
Господь знает кому что нужно для спасения, для очищения
души. А ведь многие из нас столько много зла
ближнему сделали! Порой всех подряд терзаем, душу
выматываем, а нас – не тронь. Мы больные, у нас
нервы оголенные. Я таким “больным” часто говорю:
“Надо ваши нервы изолировать”. Знаете, как искрят
оголенные провода? Может и током ударить, замкнуть.
Так и человек: то инсульт, то инфаркт на
почве “оголенных нервов”. Изнутри искрит – огонь
113 сердца идет, дым и смрад. Надо изолировать свои
нервы чистосердечным покаянием (вспомнить все
грехи от юности), не поверхностным, а основательным.
И смирить себя, терпеть всех и вся. Тогда наши
нервы укрепятся.

Можно ли обращаться к целителям, которые владеют мануальной терапией?

У нас есть знакомый врач, который все косточки может поставить на место. Этот способ оздоровления организма люди знают с древности. Здесь ничего опасного для души нет, опасно только для тела – можно навредить: немногие обладают этим искусством в совершенстве.

Церковными правилами дозволяется делать массаж, вправлять кости, лечиться травами, здесь греха никакого нет. Господь дал нам много способов лечения и много средств, помимо тех, которыми мы привыкли пользоваться – таблетками и уколами. Вышли у человека позвонки, пойдет он к костоправу в больницу (а тот может быть и нецерковным человеком), и врач все поставит на место. Значит, Господь послал больному этого врача.

На особом периоде моей жизни Господь, зная мои телесные немощи, посылал добрых людей. Они помогли: и косточки на свои места поставили, и шейные позвонки. Привели в более-менее нормальное состояние.

Врач назначил меня на операцию, а там велели снять крестик. Я не согласилась…

Если крест будет мешать врачам делать операцию, то его можно закрепить в волосах.

Собираясь на операцию, надо, в первую очередь, пойти в церковь на исповедь, во всех грехах покаяться, чтобы ничего на совести не оставалось. А потом пособороваться и причаститься. Дней двенадцать надо особенно усиленно помолиться: по сто пятьдесят раз читать “Богородице Дево, радуйся…” и через каждые десять молитв просить Матерь Божию о помощи. Например, так: “Царица Небесная, мне предстоит идти на операцию, а я не знаю, будет она мне на пользу или нет. Подскажи”. Пройдет время, и Матерь Божия даст знать, делать операцию или нет: если будет в душе желание делать, значит, идите в больницу. А если не будет – не делайте операцию. Ваша душа сама почувствует.

На Седьмом Вселенском соборе святые отцы сказали: “Кто будет со вниманием по сто пятьдесят раз читать молитву “Богородице Дево, радуйся…”, тот человек обретет над собой особый покров Матери Божией.

Можно ли лечиться мочой?

Это делают люди нецерковные, язычники или еретики. У святых отцов сказано: “Латиняне в пост едят мясо и пьют мочу.” Некоторые люди, которые лечатся мочой, ссылаются на Библию, указывая место, где написано: “Каждый пей из своего источника.” Но в Библии говорится о другом, не об излечении от болезней. В те времена колодцев в Израиле было мало, вода была на вес золота. И каждому рекомендовалось выкопать свой источник, колодец, чтобы пить свою воду. В книге Левит (5, 3; 7, 21) сказано: “Все то нечистое, что выходит из человека, если он принимает снова внутрь себя, то оскверняет его.” Потому пить мочу нельзя.

Для исцеления у нас есть святая вода.

Как православному христианину относиться к тибетской и китайской медицине?

Восточная медицина для тех народов, которые живут там. Так лечиться для них естественно, потому что они не знают Истинного Бога. Для нас, живущих на Святой Руси, первый Врач – Господь. Мы должны прийти к Нему через покаяние. Но если болезни наши продолжаются, значит, воля Божия пострадать за грехи. Страданиями наша душа очищается от страстей.

Господь не лишил нас медицины. Есть возможность лечиться травами, народными средствами. Многие медики обладают искусством фитотерапии. Российская медицина особая, она сильна своими традициями.

Я купила крестик, а он у меня почернел. Почему?

Ко мне однажды пришла женщина и говорит: “Батюшка, я купила у вас в храме серебряный крестик с цепочкой, а они оказались некачественными, потемнели”. Я говорю: “У меня тоже самое, крестик серебряный и цепочка настоящая, а потемнели”. Почему? Потому, что организм у некоторых больных людей выделяет кислотные элементы. Когда они встречаются с серебром, серебро начинает темнеть.

Не надо думать, мол это оттого, что душа темная. Тут ничего духовного и магического нет. Крестик может опять стать светлым. Некоторые на солнце прогреются, смотрят, а крестик опять чистый.

Источник

Исцеление слепого
Исцеление слепого

Болезнь в человеческом естестве
является следствием первородного греха. Частные болезни
случаются от физиологических причин; на здоровье
человека влияет и его образ жизни, «ибо от
многоядения бывает болезнь, и… от пресыщения
многие умерли, а воздержный прибавит себе жизни»
(Сир. 38: 33–34). И вообще «воздержание от
страстей лучше всех медикаментов, и оно дает
долгоденствие»[1].

Но нередко подлинные причины заболеваний лежат в духовной
сфере. Святитель Василий Великий пишет: «Не малая
опасность впасть умом в ложную мысль, будто бы всякая
болезнь требует врачебных пособий, потому что не все
недуги происходят естественно и случаются с нами или от
неправильного образа жизни, или от других каких-либо
вещественных начал, в каких случаях, как видим, иногда
бывает полезно врачебное искусство, но часто болезни
являются наказанием за грехи, налагаемым на нас, чтобы
побудить к обращению»[2].

Итак, одной из основных духовных причин болезни является
грех, причем именно персональные грехи болеющих людей:
«Что вопиешь ты о ранах твоих, о жестокости болезни
твоей? по множеству беззаконий твоих Я сделал тебе это,
потому что грехи твои умножились» (Иер. 30: 15).

Однако далеко не всегда болезни являются наказанием за
грехи. Эта истина раскрывается в книге Иова и в беседе
апостолов с Господом о слепорожденном (см.: Ин. 9:
1–7). Святые отцы указывали несколько духовных
причин болезни человека: «Неужели, скажешь, все
болезни от грехов? Не все, но большая часть. Некоторые
бывают и от беспечности… Случаются болезни и для
нашего испытания в добре»[3].
«Посылает Бог иное в наказание, как эпитимью,
иное в образумление, чтоб опомнился человек; иное, чтоб
избавить от беды, в которую попал бы человек, если бы
был здоров; иное, чтобы терпение показал человек и тем
большую заслужил награду; иное, чтобы очистить от какой
страсти, и для многих других причин»[4].

Смысл болезни

Для христианина телесное здоровье не является главной и
самодостаточной ценностью, оно вторично по сравнению с
духовным здоровьем, поэтому вполне логично восприятие
телесной болезни как одного из способов достижения
духовного здоровья. Согласно православному пониманию,
болезнь может быть полезна для человека. Болезнь имеет
смысл.

Нередко смыслом является вразумление человека:
«Теперь-то, будучи сокрушен, начал он оставлять свое
великое высокомерие и приходить в познание, когда по
наказанию Божию страдания его усиливались с каждою
минутою» (2 Мак. 9: 11).

Читайте также:  Беременность болит голова какие таблетки

«Болезнь посылается иногда для очищения согрешений,
а иногда для того, чтобы смирить
возношение»[5].
Тогда недугом «поражается плоть, чтобы исцелилась
душа»[6].
Преподобный Иоанн Лествичник свидетельствует:
«Видел тяжко страждущих, которые телесным
недугом, как бы некоторой епитимией, избавились от
страсти душевной»[7].

Нередко бывает, что «когда человек болен, тогда и
душа его начинает искать Господа»[8] «Болезнь
невольно заставляет помнить о будущей жизни и не
увлекаться прелестями мира, да и ум после болезни
бывает чище и прозрачнее, она же заменяет и недостаток
дел наших», – писал преподобный Макарий
Оптинский[9].
«Болезнь многому доброму учительница; сверх того
она – послание Божие взамен и пополнение наших
недостаточных подвигов»[10]..

Вспоминая историю праведного Иова, святитель Иоанн
Златоуст говорит: «Бог часто попускает тебе впасть в
болезни не потому, что Он оставил тебя, но чтобы более
тебя прославить. Итак, будь терпелив»[11].
И болезнью можно послужить Богу, и через болезнь может
Бог прославить Своего верного раба, как видно,
например, из слов богослужебного величания святому
апостолу и евангелисту Иоанну Богослову:
«…и чтим болезни и труды твоя, имиже
трудился еси во благовестии Христове».

«Болезнь хотя и расслабляет тело, но укрепляет
душу… [душа] научается смирению, терпению, памяти
смертной и от нее усердному покаянию, молитве, презрению
мира и мирской суеты… О, болезнь горькое, но
целебное средство! Как соль предотвращает гниение мяса и
рыбы… так всякая болезнь сохраняет дух наш от
гнилости и тления греховного и не позволяет
страстям… зарождаться в нас. Для тебя болезнь твоя,
а не против тебя… Если с благодарением терпишь
болезнь твою, обратится она тебе во благо»[12].

Аскетическое отношение к болезни

В целом для больных дозволяется ослабление аскетических
подвигов; в частности, смягчается строгость предписанных
Церковью постов. Однако есть один нюанс, определяющий,
когда послабление в болезни бывает неполезным.

Аскетический опыт православных подвижников свидетельствует
о том, что болезненное состояние может насылаться не
только от Бога по одной из вышеуказанных причин, но и от
диавола, который делает это для того, чтобы под предлогом
болезни монах ослабил свои подвиги. Преподобный Иоанн
Пророк так учит различать болезнь от Бога и болезненное
состояние, произведенное бесами: «Когда человек
чувствует болезнь, и страсть не беспокоит его, то такая
болезнь от Бога и уничтожает [духовную] брань, и тогда
надобно оказывать телу некоторое снисхождение. Когда же
при болезни беспокоит и страсть, то отнюдь не нужно
снисходить телу, ибо эта болезнь происходит от бесов, а
снисхождение умножает страсть»[13].

Поскольку часто болезнь имеет духовные причины, то при ней
необходимы усилия со стороны больного для приведения
своего душевного устроения в надлежащий порядок:
«Когда кто-либо бывает болен, тогда особенно должен
внимать свидетельству совести, чтобы освободить душу свою
от всякого осуждения»[14].

Главнейшее средство для исправления духовных причин
недугов – молитва и покаяние. «Сын мой! в
болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу, и Он
исцелит тебя. Оставь греховную жизнь и исправь руки твои,
и от всякого греха очисти сердце. Вознеси благоухание и из
семидала памятную жертву и сделай приношение тучное, как
бы уже умирающий; и дай место врачу» (Сир. 39,
9–12).

Святые отцы неоднократно давали советы о том, какое
духовное настроение должно быть у болеющего христианина,
чтобы достойно и с пользой для души перенести болезнь.

Вот что советует преподобный Варсонофий Великий:
«Желающим угодить Богу надобно пройти через
небольшие скорби. Как же мы ублажим святых мучеников за
страдания, которые они претерпели Бога ради, если сами не
можем переносить и горячки? Скажи скорбящей душе своей: не
лучше ли для тебя горячка, нежели геенна? Не будем
ослабевать; мы имеем Бога милостивого, Который знает и
немощь нашу более нас. Если Он, для испытания, попускает
на нас болезнь, то мы имеем врачевание от апостола,
который говорит: “Верен Бог, Который не попустит вам
быть искушаемыми сверх сил” (1 Кор. 10:
13)»[15].

Святой Иоанн Кронштадтский показывает высокое значение
терпения: «И при сильных ударах или корчах болезни
уповай, что Бог не только от болезни, но и от самой смерти
силен избавить тебя, если Ему угодно; не пощади, не
возлюби для Него тела своего тленного, но отдай его
добровольно и всецело Господу, как Авраам сына своего
Исаака во всесожжение… не падая духом, не давая и
устами безумия Богу, якобы неправедно тебя наказующему,
– и ты принесешь великую жертву Богу, как Авраам или
как мученик»[16].

Также и святой Нифонт говорит: «Как золото,
разжигаемое огнем, очищается от ржавчины, так и человек,
терпящий болезни, очищается от своих
грехов»[17].

Святые отцы не только призывают во время болезни проявлять
терпение отсутствием ропота, но и – прежде всего
– благодарением: «С одра болезни приносите
благодарение Богу… Благодарением притупляется
лютость болезни! Благодарением приносится болящему
духовное утешение!»[18]

Многие святые имели болезни, даже неизлечимые, в том числе
и апостол Павел. В качестве примера православного
отношения к болезни можно привести свидетельство святителя
Григория Богослова: «Стражду от болезни и изнемогаю
телом… Не знаю, следствие ли это воздержания, или
следствие грехов, или какая-нибудь борьба. Впрочем,
благодарение моему Правителю! Это может быть для меня же
лучше. Но запрети болезни, запрети словом Своим, Твое
слово для меня спасение! А если не запретишь, дай мне
терпение все переносить»[19].

Лечение

Господь Иисус Христос ходил по Галилее, не только
проповедуя, но «и исцеляя всякую болезнь и всякую
немощь в людях» (Мф. 4: 23). И не только Сам
исцелял, но и, «призвав двенадцать учеников Своих,
Он дал им власть… врачевать всякую болезнь»
(Мф. 10: 1). И не только дал власть, но и повелел:
«Исцеляйте… больных» (Лк. 10: 9), и
апостолы исполняли это повеление (см.: Деян. 19: 12; 28:
9).

Сказанное относится к чудесным исцелениям, но благим
делом, согласно Писанию, является и
«естественное» врачевание, медицина:
«Почитай врача честью по надобности в нем, ибо
Господь создал его, и от Вышнего –
врачевание… Господь создал из земли врачевства, и
благоразумный человек не будет пренебрегать ими»
(Сир. 39: 1–2, 4).

Многие святые были врачами, в том числе и евангелист Лука,
профессию которого апостол Павел сугубо упомянул:
«Лука, врач возлюбленный» (Кол. 4: 14).
Церковью были особо прославлены в лике святых
врачи-бессребреники, такие как Косма и Дамиан, Кир и
Иоанн, Пантелеимон, Агапит Печерский и другие, которые
лечили людей бесплатно.

Итак, ни врачевать, ни прибегать к услугам врачей для
христианина не возбраняется. Однако при этом надлежит
избегать той опасности, чтобы всю надежду выздоровления
возлагать на врачей, лекарства и лечебные процедуры.
Священное Писание с порицанием отзывается об израильском
царе Асе, который «в болезни своей взыскал не
Господа, а врачей» (2 Пар. 16: 12).

«Как не должно вовсе избегать врачебного искусства,
так несообразно полагать в нем всю свою надежду. Но как
пользуемся искусством земледелия, а плодов просим у
Господа… так, вводя к себе врача, когда позволяет
это разум, не отступаемся от упования на
Бога»[20].

Христианину надлежит помнить, что, исцеляется ли он
чудесным образом или же через посредство врачей и
лекарств, исцеление в любом случае подается от Господа.
Поэтому «в лекарствах и лечении должно предаваться в
волю Божию. Он силен и врача вразумить, и врачевству
подать силу»[21].
И приоритет при лечении, соответственно, имеют духовные
средства: «В болезнях прежде врачей и лекарств
пользуйся молитвой»[22].

Читайте также:  Текут сопли слезятся глаза болит голова

Чтобы избежать вышеупомянутой опасности, священномученик
Арсений (Жадановский) наставляет: «Болящий, имей
такое расположение сердца: все в руках Божиих – и
смерть моя, и жизнь. Но ты, Господи, все дал на службу
человеку: Ты даровал нам и врачебную науку и докторов.
Благослови же, Господи, обратиться к такому-то доктору и
умудри его помочь мне! Твердо верю, что если Ты, Господи,
не благословишь, то никакой доктор мне не
поможет»[23].

Обращаться ли за лечением к врачам или же ограничить
врачевание молитвами и постом – это волен решать по
своему разумению всякий христианин. При этом если он
избирает второй путь, то не должен и превозноситься, о чем
предупреждает преподобный Варсонофий Великий: «Те,
которые прибегают к врачам и которые не прибегают к ним,
поступают так в надежде на Бога. Прибегающие говорят:
“Во имя Господне вверяем себя врачам, да чрез них
Бог подаст нам исцеление”. А не прибегающие в
надежде на имя Его не прибегают к ним, и Он врачует их.
Итак, если ты употребишь [врачевание] – не
согрешишь; а когда не употребишь, не высокомудрствуй. Знай
же, что хотя ты и ко врачам прибегнешь, но будет лишь то,
что угодно воле Божией»[24].

Некоторые святые отцы говорили, что прибегать к помощи
врачей и лекарств могут миряне, но не монахи, которые в
болезни должны лечится только теми средствами, которые
дает вера. Подробно об этом писал преподобный Макарий
Великий, говоря, что Бог «дал врачебные средства
людям мирским и всем внешним; им дозволил пользоваться
сими средствами; потому что они не в состоянии еще всецело
вверить себя Богу. А ты, инок, пришедший ко Христу…
должен приобрести новые некие и необычайные пред всеми
мирскими людьми и веру, и понятие, и жизнь»[25].

Известны святые, которые в болезни так поступали, но при
этом известны и такие святые из монахов, которые, однако,
пользовались врачебными средствами, и преподобный
Варсонофий в процитированном выше ответе оправдывает тех и
других. Можно сказать поэтому, что принцип, указанный
преподобным Макарием, был и остается той высшей планкой,
которую себе вольны избирать и на которую равняться те
монахи, кто имеет к тому достаточные дерзновение и веру,
без какого-либо принуждения к ней всех остальных.

Само по себе желание человека выздороветь и избавиться от
болезни вполне естественно, и грехом не является:
«Позволительно искать и просить у Бога исцеления при
твердом намерении употребить возвращенное здравие и силы в
служение Богу, отнюдь не в служение суетности и
греху»[26].

Однако «есть болезни, на излечение коих Господь
налагает запрет, когда видит, что болезнь нужнее для
спасения, чем здоровье»[27].
Поэтому «если врачи не помогают или врач не
определил правильно болезни и болезнь не прекращается,
то не спеши безрассудно считать причиной безуспешности
лечения то или другое обстоятельство и не изыскивай
тому других причин, кроме того, что Богу неугодно,
чтобы я выздоровел, или же Ему угодно продолжать мою
болезнь… И когда [больной] уже, после
употребления многих врачующих средств, не получит
выздоровления, то может быть уверенным, что на то есть
воля Божия, чтобы ему терпеть продолжительнейшую и
тягчайшую болезнь»[28].

Есть и еще один соблазн, нередко встающий перед тяжело или
неизлечимо больным – обратиться за излечением к
колдунам, экстрасенсам, заговорам, амулетам и ритуалам
других религий. Против такого тягчайшего греха
предупреждает Писание: «И когда скажут вам:
обратитесь к вызывателям умерших и к чародеям, к шептунам
и чревовещателям, – тогда отвечайте: не должен ли
народ обращаться к своему Богу? спрашивают ли мертвых о
живых?» (Ис. 8: 19).

И святитель Иоанн Златоуст увещевает: «Когда ты
подвергнешься тяжкой болезни и многие будут понуждать тебя
облегчить страдание: одни – заклинаниями, другие
– амулетами, третьи – какими-либо другими
чародейными средствами… а ты ради страха Божия
мужественно и твердо перенесешь тяжесть болезни и
предпочтешь лучше все потерпеть, нежели решиться сделать
что-нибудь подобное, – это доставит тебе венец
мученичества»[29].

«Ты ищешь у демонов исцеления? Если демоны уже
свиней загнали в море, когда Христос дозволил им войти в
них, то пощадят ли человеческое тело?.. Это –
насмешка и басни. Демоны умеют только строить козни и
вредить, а не врачевать. Они не щадят души; неужели, скажи
мне, пощадят тело?.. Неужели хочешь уврачевать тело, чтобы
погубить душу? Не хороша твоя прибыль: просишь своего
зложелателя об уврачевании тела, и раздражаешь Бога,
сотворившего тело!.. Демоны не исцеляют. Если же иногда,
по попущению Божию, и сделают они какое исцеление, как и
люди, то такое попущение бывает для твоего
испытания… чтобы ты научился не принимать от
демонов и исцеления… Пусть будем мы больны: лучше
остаться больным, нежели для освобождения от болезни
впасть в нечестие. Демон, если и уврачует, больше
повредит, нежели принесет пользы… пусть демон
тысячу раз обещает избавить тебя от постигших тебя зол: не
склоняйся, не уступай… решись лучше перенести
болезнь, нежели потерять веру и спасение своей души. Бог
часто попускает тебе впасть в болезнь не потому, чтобы Он
оставил тебя, но с тем, чтобы более прославить
тебя»[30]
.

[1]
Феофан Затворник, святитель.
Письма. III. 477.

[2]
Творения иже во святых отца нашего
Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской.
Сергиев Посад, 1901. Т. 5. C. 172.

[3]
См.: Иоанн Златоуст, святитель.
Беседы на Евангелие от Иоанна. 38. 1.

[4]
См.: Феофан Затворник,
святитель. Письма. I. 42.

[5]
См.: Иоанн Лествичник,
преподобный. Лествица. 26. 54.

[6]
См.: Василий Великий,
святитель. Беседа о том, что Бог не виновник зла.
14.

[7]
См.: Иоанн Лествичник,
преподобный. Лествица. 26. 21.

[8]
См.: Ефрем Сирин, преподобный. О том,
как приобретается человеком смиренномудрие. 56.

[9]
Цит. по: Душеполезные поучения
преподобных Оптинских старцев. Свято-Введенская Оптина
Пустынь, 2001.

[10]
См.: Игнатий (Брянчанинов),
святитель. Письма к родным и друзьям. 570.

[11]
См.: Иоанн Златоуст, святитель.
Против иудеев. 1. 7.

[12]
Симфония по творениям святителя Тихона
Задонского. Приложение к магистерской диссертации
«Святитель Тихон Задонский и его учение о
спасении» доцента архимандрита Иоанна Маслова.
Загорск, 1981. С. 217–218.

[13]
См.: Варсонофий Великий и Иоанн
Пророк
, преподобные. Руководство к духовной жизни.
517.

[14]
Петр Дамаскин, преподобный. О
том, что не должно отчаиваться // См.: Петр
Дамаскин
, преподобный. Творения. I.

[15]
См.: Варсонофий Великий и Иоанн
Пророк
, преподобные. Руководство к духовной жизни.
165.

[16]
См.: Иоанн Кронштадтский,
святой. Моя жизнь во Христе. II. 8.

[17]
Цит. по: Жития святых святителя Димитрия
Ростовского. Декабрь. М., 1906. C. 636.

[18]
См.: Игнатий (Брянчанинов),
святитель. Письма к мирянам. 225.

[19]
См.: Григорий Богослов,
святитель. Молитва в болезни. 1.

[20]
Творения иже во святых отца нашего
Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийския.
C. 174.

[21]
См.: Макарий Оптинский,
преподобный. Письма. 543.

[22]
Творения преподобного отца нашего Нила,
подвижника Синайского. М., 1858. Т. 2. С. 236.

[23]
См.: Арсений (Жадановский),
епископ. Духовный дневник. М., 1998.

[24]
См.: Варсонофий Великий и Иоанн
Пророк
, преподобные. Руководство к духовной жизни.
505.

[25]
См.: Макарий Великий,
преподобный. Духовные беседы. 48. 4–6.

[26]
См.: Игнатий (Брянчанинов),
святитель. О чудесах и знамениях. II. 3.

[27]
См.: Феофан Затворник,
святитель. Письма. VI. 1018.

[28]
См.: Иоанн Тобольский,
святитель. Илиотропион. М., 2003.

[29]
См.: Иоанн Златоуст, святитель.
Слово о болезни и врачах.

[30]
См.: Он же. Против иудеев. 1.
7.

Источник