Змей горыныч голова болит
— Ну все, тебе кранты, — сказал Иван Царевич, глядя прямо в глаза первой голове Змея Горыныча.
Она растерянно посмотрела на две другие. Те в ответ злорадно улыбнулись.
Баба Яга сидит на пне и орет:
— Насилуют! Насилуют! Змей Горыныч подлетает и говорит:
— Ты что, сдурела, что ли, старая? Та отвечает:
— А что, уже и помечтать нельзя?
Змей Горыныч спит значит.. одна голова просыпается от тошноты, смотрит — возле двух других голов пустые бутылки валяются…
— Бл*дь, как пить — так без меня, а как блевать — так мне одному…
Собрался Иван Царевич жениться на Марье Маревне. А отец ее мужик был строгий: не позволю, говорит, пока не докажешь свою храбрость, не победишь Змея Горыныча и не принесешь мне ожерелье из зубов его в доказательство. Пригорюнился Иван, пошел прочь лесом. Вдруг слышит — храп из-за кустов богатырский. Смотрит — а там Змей спит, пригрелся на солнышке. Иван, не будь дураком, взял клещи, да зубы у спящего и повыдергал. Нанизал ожерелье, принес — и сыграл свадебку. Спят они ночью, вдруг стук в дверь. Иван спрашивает:
— Кто там?
А ему отвечают:
— Фейчаф узнаефь…”
Сидит трехголовый Змей Горыныч, отдыхает. Средняя голова вдруг замечает под хвостом свежее снесенное яйцо. Она по очереди смотрит на левую, затем на правую и так грустно спрашивает:
— Ну, кто на этот раз нагулял?
Летит Змей Горыныч по полю, а на встречу ему грузин идет. Ну Змей Горыныч у грузина и спрашивает:
— Вот у меня под правым крылом ящик водки, а под левым 10 телок, сколько выпьешь, сколько выебешь?.
Грузин отвечает:
— Две бутылки и две телки!
Змей Горыныч:
— Фу, мудак, жить не умеешь!
Съел Змей Горыныч грузина. Летит дальше. На встречу ему татарин идет. Ну Змей Горыныч ему тот же вопрос и задает. Татарин подумал и отвечает:
— Шесть бутылок и шесть телок!
Змей Горыныч:
— Фу, мудак, жить не умеешь!
Съел Змей Горыныч татарина. Летит дальше. На встречу русский идет. Ну Змей Горыныч тот же вопрос и задает русскому. Русский сразу и отвечает:
— 13 бутылок!
Змей Горыныч:
— Как 13 у меня ведь только 12 бутылок?.
Русский:
— Да у меня с собой еще одна. А насчет телок дак 11!.
Змей Горыныч:
— Как 11 у меня ведь только 10 телок?.
Русский:
— Да и ты мне птичка что то понравилась!
В некотором царстве, в некотором государстве жил-поживал Иванушка-Дурачок. Полюбил он Василису Прекрасную. Тут прилетел, откуда ни возьмись, Змей Горыныч, поймал Иванушку и говорит:
— Жить хочешь — отдай мне Василису, в баньку натопленную ее заведи, а сам проваливай!
Пригорюнился Иванушка, идет, встречает трех богатырей, кручину свою им рассказывает. “Не беда — говорят они — ты вместо Василисы нас в баньку заведи, а там уж наша забота”.
Так и сделали. Засели в баньке богатыри, прилетел Змей Горыныч. Ждет Иванушка у дверей час, ждет два — тишина. Не выдержал, забежал в баньку и видит: Илья Муромец держит правой рукой одну змеиную голову, левой — вторую, промеж ног зажал третью. Добрыня Никитич пользует Змея сзади. Алеша Попович стоит перед Змеем и говорит (застегиваясь):
— Дурашка ты, дурашка! Была б у тебя одна голова и три жопы — давно б дома сидел!
Все анекдоты вымышлены. Совпадения с реальными людьми или событиями случайны.
Источник
Про Змея Горыныча мы знаем из русских народных сказок. Злодей, у которого три огнедышащие головы, длинные острые зубы и отменный аппетит. А если на минутку задуматься, почему в сказках так подробно и четко описано это существо? Будто наши предки своими глазами видели змея, или, хотя бы, похожего на него представителя животного мира. Мог ли у сказочной рептилии быть реальный прототип?
Как мы знаем, на гербе нашего государства есть изображение змея, которого побеждает Георгий Победоносец. Впервые оно появилось при государе Иване III. На печати великого князя Ивана, датированной годом 1479, был изображен великий воин, который пронзает копьем крылатого дракона. Позднее этот образ стали чеканить на монетах и он обрел популярность среди обычных людей.
Изображение победы Георгия Победоносца над змеем трактуется многими исследователями как символическое представление о борьбе добра со злом.
В городе Старая Ладога на фреске церкви Святого Георгия тоже есть изображение всадника с копьем, только на ней крылатого зверя не убивают. Его, словно собачку на поводке, ведут как домашнее животное, только что купленное на птичьем рынке.
И фреска эта появилась раньше, чем герб Московского княжества, а именно – в 12 веке. Мы видим, что женщина ведет за собой странное существо, напоминающее большого размера ящерицу. И выглядит эта картина вполне реалистично, как зарисовка из обычной жизни, нежели образ из древних легенд.
О чудных змееподобных, не типичных на русских просторах, упоминал в своих воспоминаниях Сигизмунд Герберштейн, посол Австрии. Он работал в Московии в XVI веке. Одно из его воспоминаний следующее:
Эта область изобилует рощами, лесами, в которых можно наблюдать страшные явления. Именно там и поныне очень много идолопоклонников, которые кормят у себя дома каких-то змей с четырьмя короткими ногами, наподобие ящериц, с черным и жирным телом…
Неужели наши предки могли приручить мифических «змеев горынычей»?
Примечательна ещё одна запись, сделанная в 1816 году в дневнике некоего священника:
Плывя на лодке по реке Волга, мы видели огромного летящего змея, который нес во рту человека со всем одеянием. И слышно было от оного несчастного человека только: „Их! Их!“ И перелетел змей Волгу и упал с человеком в болота…
Затем священник сообщает, что в тот же день он снова увидел змея:
У Коломинского уезда села Уварова есть пустошь, которая называется Каширязива. Приехали мы туда ночевать числом более 20 человек. Два часа прошло или больше, внезапно осветилась местность, и лошади вдруг бросились в разные стороны. Я взглянул вверх и увидел огненного змея. Он извивался над нашим станом на высоте двух или трех колоколен. Длиною он был три аршина или более и стоял над нами четверть часа. И все это время мы молитву творили…
Интересное свидетельство нашлось в архиве города Арзамас:
Лета 1719 июня 4 дня была в уезде буря великая, и смерч и град, и многие скоты и всякая живность погибли. И упал с неба змий, Божьим гневом опаленный, и смердел отвратно. И помня Указ Божьей милостью Государя нашего Всероссийского Петра Алексеевича от лета 1718 о Куншткаморе и сбору для ея диковин разных, монструзов и уродов всяких, каменьев небесных и прочих чудес, змия сего бросили в бочку с крепким двойным вином…
Бумагу подписал Василий Штыков – земский комиссар. Увы, бочка не доехала до Кунсткамеры. А жаль, было бы интересно воочию увидеть Змея Горыныча, хоть и в спиртовом растворе!
Вот ещё одно интересное упоминание о крылатых звеевидных монтрах. Это рассказ уральских казаков о событии 1858 г.:
В киргизской букеевской орде случилось диво. В степи, неподалеку от ханской ставки, среди бела дня упал с неба на землю огромный змий, толщиной с самого большого верблюда, а длиной саженей двадцать. С минуту змий лежал неподвижно, а потом, свернувшись в кольцо, поднял голову сажени на две от земли и сильно, пронзительно, подобно буре, зашипел. Люди, скот и все живое в страхе попадали ниц. Думали, что настало светопреставление. Вдруг с неба же спустилось облако, подошло к змию саженей на пять и остановилось над ним. Змий прыгнул на облако. Оно окутало его, заклубилось и ушло под небеса…
А недавно биологи подтвердили, что «огнедышащий Горыныч» мог существовать и это научно обосновано.
В теле животного могли быть полости, в которых образовывался метан результате разложения. Этот газ способен воспламеняться при выдохе. И очень кстати – показания очевидцев, которые замечали зловонное дыхание, исходящее от змея…
Источник
Скачет Илья Муромец по пустыне, устал, силы на исходе, видит вдали оазис вода и еда, и там же Змей Горыныч. Илья Муромец достал свой меч и в бой с Змей Горынычем, бьется день и ночь с ним в жестоком бою, на третий день Змей Горыныч спрашивает у Богатыря:
— Да что ж тебе надо от меня?
— Да пить я хочу.
— Да пей, чего ты пристал-то???
Подъезжает Илья Муромец к пещере и кричит:
— Выходи, подлый трус!
Молчание.
— Выходи, скотина трех головая!
Молчание.
— Выходи, зараза вонючая!
Молчание. Разочарованный Илья уезжает. Вылезает Змей Горыныч.
— Пусть трус, пусть скотина, пусть зараза! Зато живым остался!
— Русские жили еще во времена динозавров. Доказательство — принесенный оттуда образ Тиранозавра в виде Змей Горыныча.
— А почему же у него три головы?
— Это говорит о том, что уже тогда пили, причем не слабо.
Илья Муромец подъезжает к огромной пещере и кричит:
— Эй, Змей Горыныч, тварь поганая! Выходи, драться будем!
— Драться, так драться. Только зачем же так мне в жопу орать?
— Ну, Илья, рассказывай, как ты Змея Горыныча одолел!?
— Не поверите, мужики! Отрубил я голову Змею Горынычу, на её месте сразу же две появились. Рубанул две, выросло четыре… Нет, думаю, так дело не пойдёт! И рубанул я ему задницу. Отросло две. Отчекрыжил и эти — выросло четыре. Четыре почикал — выросло восемь… В общем, через полчаса эта скотина сама собой на навоз изошла…
Едет Илья Муромец по лесу. Видит — сидит Соловей—Разбойник побитый, весь в кровоподтеках и Змей Горыныч, у которого 3 головы в узел завязаны. Илья в шоке подъезжает к ним:
— Мужики, что случилось, кто наехал?
— Илюша, все нормально, проезжай…
— Пацаны,вы чо, да я за вас любому хлеборезку сломаю. Говорите, кто наехал?
— Илюша, все нормально, проезжай…
— Ну хрен с вами.
Уехал Илья, а Змей Горыныч Соловью говорит:
— Глянь—ка, Илья когда трезвый — какой вежливый. А как нажрется: «Ты чо так низко летаешь, блин, а ты какого так громко свистишь?!»
Илья Муромец:
— Змей Горыныч, чего это ты теперь с одной головой летаешь?
— Кризис, блин! Три башки не прокормить!
Всем селом собирали Добрыню Никитича в дальнюю дорогу, чтоб освободил он людей от Змея Горыныча лютого. Самое лучшее ему отдавали в дорогу, чтоб только с победой возвращался. Подходит тут к Добрыне добрый волшебник и дает ему меч в сверкающих ножнах:
— Вот тебе Добрынюшка волшебный меч—кладинец!
— Спасибо тебе старче! А что это за меч такой? Неужто с ним клад найти можно?
— Нет, Добрынюшка. Не потому этот меч «кладенцом» прозвали, что клад ищет, а потому что как достанешь ты его из ножен (достает) так все вокруг в штаны накладывают!
— Ну и как я теперь поеду?
Перемирие у Ильи Муромца и Змея Горыныча. Илья Муромец говорит:
— Горыныч, а че ты по бабам не ходишь?
Змей Горыныч в ответ, с обидой в голосе:
— Ну ты и сволочь! Рубишь спьяну что попало, а потом еще и подкапываешь.
Дождь, холодина, ветер. В пещере у костра согреваются три богатыря — Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович. Тут подходит к пещере Змей Горыныч и жалостно так просит:
— Мужики, пустите меня погреться.
— Пошёл отсюда, — в ответ.
Тот ушёл, гулял где—то, совсем озяб, снова возвращается:
— Мужики, ну пустите. Я тихо в уголок сяду, мешать не буду…
А ему снова:
— Да пошёл вон!
Ушёл, замерз конкретно, через несколько минут опять приходит:
— Ну пустите, ну пожалуйста. Вы от я буду совсем тихо, как мышка сидеть!
Стало жалко Илье Муромцу Змея:
— Ладно, заходи, только чтоб тебя не слышно было!
Горыныч сел в самый темный угол, сидит и бурчит себе под нос:
— Пошёл вон, да пошёл вон… Я тут вообще—то живу.
Источник
Однако появление «коркодилов» было столь страшным не всегда. Сенсационные сообщения по этому поводу оставил нам немецкий путешественник-ученый Сигизмунд Герберштейн в своих «Записках о Московии», написанных в первой половине XVI века. Факты, приведенные Герберштейном (а в правдивости их историки сегодня не сомневаются), могут повергнуть в изумление любого скептика, ибо рассказывает немецкий ученый об одомашненных русскими людьми звероящерах! Итак, Герберштейн пишет, говоря о северо-западных землях Руси: «Там и поныне очень много идолопоклонников, которые кормят у себя дома, как бы пенатов, каких-то змей с четырьмя короткими лапами наподобие ящериц с черным и жирным телом, имеющих не более 3 пядей (60—70 см) в длину и называемых гивоитами. В положенные дни люди очищают свой дом и с каким-то страхом, всем семейством благоговейно поклоняются им, выползающим к поставленной пище. Несчастья приписывают тому, чье божество-змея было плохо накормлено» (С. Герберштейн. Записки о Московитских делах. СПб., 1908, с. 178).
Итак, можно с уверенностью сказать, что реальные звероящеры, причем нескольких видов (как хищные подводные, так и одомашненные наземные), весьма неплохо чувствовали себя еще несколько столетий назад, дожив, таким образом, почти до наших исторических времен (ведь от описываемых событий нас отдаляет жизнь каких-то восьми поколений!)
Но что же случилось потом? Почему эти столь, казалось бы, почитаемые и священные животные все же не дожили до наших дней? Скорее всего, именно поэтому и не дожили, что были уж слишком почитаемыми! И вновь обратимся к летописям. Дело в том, что для насаждаемого в XI—XVI веках в северо-западных русских землях христианства языческий бог-ящер, безусловно, являлся наиболее опасным идейным противником, т.к. убедить людей отречься от хорошо знакомого им могучего и обожествленного животного было невозможно. Выход в создавшейся ситуации мог скорее всего быть только один: беспощадное физическое истребление всех священных животных и одновременно полное искоренение всякой памяти о них. Именно поэтому ящеры именуются в христианских летописях не иначе как «богомерзкие и бесноватые речные чародеи», «исчадья ада» и «диавольские гады». Такие эпитеты означали для реликтовых животных однозначный смертельный приговор. Расправа с «подводными царями» была беспощадной. Первым делом, видимо, расправились с одомашненными маленькими тварями, а затем уж принялись и за хищных речных. Летописи весьма живописно повествуют о конкретных шагах в этом направлении.
Так, рукопись Большой Синодальной библиотеки XVII века, известная среди специалистов как «Цветник», повествует: «Наше же христианское истинное слово… О сем окоянном чародеи и волхве — яко зло разбиен бысть и удавлен от бесов в реце Волхове и мечтанми бесовскими окоянное тело несено бысть вверх по оной реце Волхову и извержено на бег против волховнога оного городка, иже нне зовется Перыня. И со многим плачем от невеглас ту погребен бысть окоянный с великою тризною поганскою. И могилу ссыпаша над ним вельми высоку, яко есть поганым».
В «Цветнике» весьма красноречиво говорится, что «коркодил» плыл не вниз, а вверх по течению реки, т.е. он был живой, затем каким-то образом был «удавлен» в реке, возможно, умер естественной смертью, но скорее всего был, видимо, все же убит христианами, после чего его прибитое к берегу тело было с величайшей торжественностью захоронено местными язычниками. Нещадное истребление речных ящеров шло одновременно с весьма активным переубеждением жителей, что «коркодил» — это никакой не бог, а всего лишь обычный, хотя и весьма «отвратный» зверь. Вспомним уже упоминавшийся нами выше отрывок об антиязыческих «Беседах Григория Богослова об испытании града», где недвусмысленно говорится, что некие люди приносят жертвы («требы творят») в честь живущего в реке и нарицаемого богом обыкновенного зверя.
Скорее всего, по мере христианизации северо-западных окраин России на ее реках и озерах были уничтожены и последние представители древнего рода речных ящеров. Возможно, что, с точки зрения господствующей идеологии той поры, все было сделано совершенно правильно. И все же мне откровенно жаль, что наши соседи по исторической эпохе — ящеры были полностью истреблены и не дожили до сегодняшних дней, оставшись лишь на страницах летописей, в былинах и сказаниях о временах минувших!
Источник
У зловредных разумных рептилий, похищающих девиц и прочими способами вредящих людям, может быть самое разное количество голов. Но чаще всего в русских былинах и сказках встречается трёхголовый Змей Горыныч. Иногда он человекообразен и даже ездит на коне. А иногда анатомически сильно отличается от гуманоида. Например, в былине о Добрыне Никитиче богатырю противостоит змей «о двенадцати хоботах». Эдакий тентаклевый монстр, который успел похитить уйму разнополого народа для каких-то своих потребностей.
Добрыня и Змей на классической картине Васнецова.
Оставляя в стороне вопрос о хватательных конечностях — «хоботах», зачем монстру несколько голов? Для некоторых разновидностей чудовищ многоголовость вполне оправдана. Например, Лернейская Гидра — малоподвижное существо, которое количеством кусачих голов и их регенерацией компенсировала недостаток прочих боевых качеств. Или Сцилла, которая своими 12-ю головами на длинных шеях хватала одновременно двенадцать жертв с проплывающих мимо кораблей. Но Змей Горыныч на них совсем не похож. По описаниям, он является классическим летающим ящером, то есть драконом. И три головы не повышают, а скорее снижают его возможности.
Иллюстрация к одной из сказок.
Во-первых, такая аэродинамическая форма должна ухудшать его лётные характеристики. Во-вторых, возникают проблемы с управлением. Даже если три головы привыкли действовать сообща, всё равно одна может увидеть лакомую цель в стороне от полёта, а центральная захочет не отвлекаться от маршрута… в общем, получится ситуация как в басне о лебеде, раке и щуке. Но хуже всего трёхголовому существу придётся в любом бою. Даже в поединке с одним противником.
Картина в стиле фэнтези.
С одной стороны, три головы дают возможность для одновременной атаки врага с трёх сторон. Но с другой, туловище у них одно. И ему в этой драке придётся стоять на месте, лучше всего неподвижно, иначе оно начнёт дёргаться в разные стороны под влиянием разнонаправленных импульсов, исходящих от разных голов. Понятно, что польза от таких дёрганий будет нулевой, если не отрицательной. А это значит, что огромный и быстрый ящер превращается в неподвижную мишень, у которой двигаются только головы на шеях. Что даёт возможность даже одному противнику успешно маневрировать вокруг Змея Горыныча и побеждать его за счёт подвижности.
Добрыня и Змей, современная иллюстрация к былине.
А если бы пришлось драться не с человеком, а против другого дракона? Или же не с одним богатырём, а с несколькими? Очевидно, что любой многоголовый дракон в таких случаях будет уступать одноголовому. Теоретически, из-за естественного отбора многоголовые драконы давно должны были бы вымереть. Но почему-то именно трёхголовая форма — одна из самых популярных у сказочных драконов.
Змей Горыныч в советском фильме.
Есть и ещё один важный минус трёхголовости. У такого дракона в три раза больше масса мозгов. Вариант, когда каждый мозг в три раза меньше драконьей нормы, нужно сразу отсечь — слишком глупый монстр просто не сумеет дожить до взрослого состояния. А мозг, тем более разумного существа, потребляет немалую часть калорий, нужных организму для жизни. То есть трёхголовому дракону придётся есть существенно больше, чем одноголовому. Не зря иллюстраторы сказок часто изображают Змея Горыныча пузатым, а одноголовых драконов более стройными. Ведь для переваривания большего количества еды, понадобится более вместительный желудок, и прочие пищеварительные органы тоже.
Скульптура Змея Горыныча в Липецкой области.
Могут ли у трёхголового монстра быть какие-то принципиальные преимущества? Ну например, по аналогии с многоядерными процессорами, уметь обрабатывать одновременно три информационных потока? Теоретически да, но лучше было бы вместить все эти мозги в одну голову, пусть и большего размера. В этом случае можно было бы обеспечить быстрый обмен информацией между ядрами мозга по «внутренней шине» (например, через так называемое «мозолистое тело» в мозгу, обеспечивающее связь между полушариями). А через позвоночные нервы информация будет перемещаться слишком медленно и никаких заметных преимуществ в быстродействии трёхголовость не даст.
Дракон и витязь.
Значит, остаётся единственная возможность. Как и Сцилла, трёхголовый дракон должен иметь преимущество при добыче пропитания. Причём начиная с молодости, или хотя бы подросткового драконьего возраста. Какую именно добычу легче ловить не одной, а несколькими головами на гибких длинных шеях? Например, тремя головами можно ловить рыбу, которая плавает большими косяками. Или, если дракон велик а его шеи длинные, он сможет одновременно вылавливать нескольких гномов, убегающих через разные пещерные ходы. Или же каких-нибудь гоблинов, кобольдов и т.д. Ведь Змей-то у нас Горыныч, ему актуальна именно горно-пещерная живность. При этом тремя головами также можно хватать одновременно трёх косуль (оленей, коз и т.д.), если повезёт застать врасплох стадо этих животных.
Змей Горыныч в мультфильме.
Как видим, определённый смысл в трёхголовости всё же есть. Конечно, остаётся загадкой, зачем подобному хищнику может понадобиться крошечная (для его габаритов) человеческая самка и зачем ему похищать именно девиц, а не коров или свиней. Но тот же самый вопрос можно отнести ко всем вообще сказочным чудовищам. Хотя, объяснение можно придумать. За похищенной свиньёй придёт разве что её владелец, да и тот скорее всего испугается забираться в логово гигантской хищной рептилии. А вот выручать принцессу явится немало рыцарей. И это даст возможность какое-то время сидеть в родной пещере, питаясь регулярно прибывающими богатырями. Не нужно забывать, что кроме рыцаря, с ним будет его ездовой конь, сменный и возможно ещё и третий для перевозки всякого доспеха и прочего снаряжения. Этими рыцарскими конями дракон сможет нормально питаться во время режима самоизоляции. Так что молодые принцессы могут быть полезным атрибутом выживания Змеев Горынычей в период распространения каких-нибудь драконьих хворей.
Источник